СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе по теме "А. Алексин. "А тем временем где-то..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, предваряющий изучение повести А. Алексина

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе по теме "А. Алексин. "А тем временем где-то..."»

А.Г.Алексин. «А тем временем где-то…»

Цели: познакомить учащихся с фактами биографии писателя и с героями его повести; развивать воссоздающее воображение; воспитание человечности и добра.

С добром надо спешить, а то оно может

остаться без адресата.

А. Алексин



Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Трое учащихся высылают фото записанных в тетради «зарубок на сердце» по рассказу Паустовского «Телеграмма» : 7 «А» Яцкевич Матвей, Стока Алина, Бутрим Дмитрий; 7 «В» Олехнович Илья, Лебедь Ксения, Савосик Кирилл.

  1. Введение в тему

Поразмышляйте над предложенными вопросами, можете ответить на них вслух родителям. Даже если вы будете размышлять сами с собой, это тоже неплохо. В своих ответах вы, может быть, будете более искренними.

- Как вы понимаете выражение «счастливая семья»?

- Для любого ребёнка его семья самая лучшая, потому что… (продолжите эту фразу)

Вы видите, ребята, что наш разговор сегодня начался с размышлений о добре (обратим внимание на эпиграф, зафиксируем тему и эпиграф в тетради) и о счастливых семьях. Потому что это очень нужные и важные вещи как для детей, так и для взрослых. Но в жизни не всё бывает гладко и правильно. Взрослые тоже совершают ошибки. Почему умные, казалось бы, образцовые люди, отходят от идеала? Об этом часто задумываются подростки. Об этом пишет в своей повести «А тем временем где-то…» Анатолий Алексин.

Повесть включена для обязательного изучения в школьную программу только в этом учебном году. Значит, автор высказывает в произведении идеи, актуальные для современных ребят. А кто же он, Анатолий Алексин?

  1. Сведения о писателе

Можно воспользоваться материалом ресурса «Виртуальная школа» ГрОИРО, в меню выбрать учебный предмет «Русская литература» 7 класс, повесть А.Алексина «А тем временем где-то…» и прослушать урок, предложенный учителем-методистом Н.И.Черкес (https://youtu.be/gPOLryBN2zA, это займёт у вас минут 20)

Дополнительные сведения о писателе.

Вначале прочитайте статью учебника на стр. 137-138.

Настоящая фамилия Анатолия Алексина – Гоберман. Его мать была актрисой, Алексина – её сценический псевдоним. Им воспользовался писатель, подписывая свои литературные произведения.

Будущий писатель родился в Москве в 1924 году. Подростком дебютировал в газете «Пионерская правда», куда посылал свои стихи. Позже публиковался в газете «Комсомольская правда». В 1950 году Алексин окончил Московский институт востоковедения. На последних курсах он активно посещал литературные вечера, где молодые писатели читали и обсуждали свои произведения. На одном из таких вечеров Самуил Маршак прослушал небольшое стихотворение А.Алексина и остался недоволен им, о чём не преминул сказать молодому автору. У Алексина случайно оказался с собой один из собственных рассказов (он писал и прозу), и после гневной рецензии автора «Двенадцати месяцев» писатель решил взять реванш. Рассказ понравился Маршаку. Его одобрил и Паустовский, неожиданно оказавшийся на литературном вечере.

В 1970-1989 годах Алексин был секретарём Союза писателей РСФСР, членом редколлегии литературного журнала «Юность», президентом ассоциации «Мир – детям мира» и др. Почти 10 лет вёл популярную телепередачу «Лица друзей». А затем эмигрировал в Израиль. 1 мая 2017 года на 93-ем году жизни скончался в Люксембурге.

- Автор в эпиграфе призывает нас спешить делать добро. А сам он умел его делать?

  1. Комментированное чтение «Повесть и её герои»

Перечитайте главы 1 и 2. Подумайте над вопросами:

-Как жилось Сергею-младшему в семье? Считал ли он себя взрослым? Как эта взрослость проявлялась?

- Заметили ли вы признаки душевной глухоты у Сергея в самом начале рассказа?

- Почему Сергей Емельянов «своим поведением… опрокидывал все законы наследственности»?

- Как называет автор семью Серёжи? Что значит «образцовый»?

- Кого автор называет неправильными людьми? Так ли уж плохи эти «неправильные люди»?

- С кем дружил Сергей-младший? С положительной или с отрицательной стороны раскрывает его дружба с Антоном?

Прочитайте отрывок на стр. 185-186, содержащий размышления Емельянова-старшего о жизни.

- Как вы относитесь к словам отца Сергея о том, что жизнь нужно прожить по расписанию, никогда не нарушая его?

- Все ли жизненные ситуации можно предугадать?

  1. Обращение к эпиграфу

Озвучьте ещё раз эпиграф. После прочтения отрывков из повести А.Алексина «А тем временем где-то…» вы уже почувствовали, кто из героев делает добрые дела. Кто? И как?



  1. Задание на дом: прочитать текст повести до конца, нарисуйте в тетради кластер «Емельянов-младший».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!