СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе "Историческая эпоха в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня ... про купца Калашникова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке по указанной теме  рекомендую использовать презентацию "Историческая эпоха в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня ... про купца Калашникова".

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе "Историческая эпоха в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня ... про купца Калашникова"»

Открытый урок по литературе в 7 классе


Тема: М.Ю. Лермонтов. Историческая эпоха в поэме «Песня … про купца Калашникова». Иван Грозный в изображении Лермонтова.

Оборудование: презентация

Цели:

1. Воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в произведении М.Ю. Лермонтова, выявление различий между реальными историческими событиями и эпохой Ивана Грозного в изображении М.Ю. Лермонтова.

2. Выявление особенностей жанра поэмы, приёмов создания образа Ивана Грозного.

3. Формирование навыков выразительного чтения, лексической работы, работы с учебником, с иллюстрациями.

4. Развитие интереса к истории России.


Ход урока


Слово учителя Сегодня мы продолжаем говорить о творчестве М.Ю. Лермонтова. Используя прием «Верные и неверные утверждения», проверим, что мы знаем о жизни и творчестве поэта.


Утверждение

Верно или нет?

1. М.Ю. Лермонтов родился 2 октября 1814 г. и прожил долгую и счастливую жизнь.


2. Кумиром Лермонтова был А.С. Пушкин, после гибели которого Михаил Юрьевич написал стихотворение «Смерть поэта».


3. «Люблю отчизну я, но странною любовью», – это строчки из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву».


4. Стихотворение М.Лермонтова «Бородино» посвящено восстанию декабристов 1825 года.



– Дома вы прочитали 1 главу поэмы «Песня про купца Калашникова». Скажите, что объединяет стихотворение «Бородино» и эту поэму?

(Год написания – 1837, а также обращение к историческому прошлому России)

– Какое произведение вам было проще читать, воспринимать? Почему? (Постепенно подвожу к формулировке темы и целей урока)

– Давайте вместе попытаемся решить возникшие вопросы, а главное – перенесемся в эпоху русского Средневековья.

– Обратите внимание на полное название произведения. Свою поэму Лермонтов определяет как ПЕСНЯ. Что вам напоминает эта песня? (Былины, народные песни)

– Кто исполняет эту песню? (Гусляры, которые были народными певцами, выражали народное мнение)

– Как, по-вашему, удалось поэту приблизиться к фольклорному жанру?

( Поэт широко использует приёмы устного народного творчества, также чувствуется манера исполнения, благодаря чему мы не можем читать быстро: поэма читается напевно, размеренно).

– Чье имя Лермонтов обозначил первым в названии произведения?

(Иван Васильевич, прозванный в народе Грозным. Далее указывается молодой опричник.)

– Что нам известно из истории об опричниках? Кто они такие?

(Сообщение учащегося – 3-5 минут)

– Что вам известно о личности Ивана Грозного?

(Высказывание учащихся)

– Судить однозначно о времени правления Ивана Грозного, наверное, нельзя. Ведь с его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, укрепивший русское государство. Во время его правления русские перешагнули через Урал, началось освоение Сибири. С другой стороны, страну охватил жестокий деспотизм и террор.

– Личность Ивана Грозного, очень неординарная и противоречивая, интересовала не только историков. К ней обращались и писатели, и художники, и режиссеры. Чем он так привлёк к себе внимание? Давайте посмотрим две картины известных художников.

Сообщение учащихся о картинах В.Васнецова «Царь Иван Грозный» и И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван».

– Как, по-вашему, какая картина могла бы быть иллюстрацией к поэме Лермонтова? Какой строчкой начинается поэма? Что она означает?


Работа с текстом


– О чём рассказывается в 1 главе поэмы? (О пире у Ивана Грозного)

– Что означает слово «пир»? ( В.И. Даль: «Пир – многолюдное угощенье, иногда с музыкой, плясками и другими потехами. Пир на весь мир. Пир горой.)»

– Посмотрите на картину Билибина «Боярский пир времен Ивана Грозного».

Царь часто усраивал пиры для опричников. Он угощал их заморскими винами, дарил ценные подарки.

– Как открывается сцена пиршества?

(Лермонтов использует прием параллелизма)

– Почему изменилось настроение царя?( Опричник Кирибеевич не принимал участие в общем веселье)

Исследовательская работа (отрывок «Вот нахмурил царь брови чёрные») – ассоциация с картиной Васнецова. Деталь – посох. Постоянные эпитеты (брови чёрные, очи зоркие, добрый молодец).

– Какие грозные слова произнес Иван Васильевич? Как они его характеризуют? (Пиршество – это веселье для всех по указу. А если кто-то невесел, то царь подозревает его в измене)

– Почему грустит Кирибеевич?

– Как он описывает Алену Дмитриевну? ( Поэтические сравнения, эпитеты)

– Каким вы представляете себе Кирибеевича? Подберите слова, характеризующие образ опричника.


Кирибеевич – молодой \ лукавый!

красивый

смелый

– В чём лукавство опричника? (Скрыл от царя, что Алена Дмитриевна венчана)

– Первая глава заканчивается обращением к Ивану Васильевичу.

– Итак, каким перед нами предстает Иван Грозный в 1 главе? (Он суров, подозрителен, радостен, великодушен)


Подведение итогов

– Что нового узнали на уроке?

– Было ли вам сегодня интересно?

Домашнее задание: прочитать поэму до конца, вопр.3, 6 стр. 221 (письменно)





Утверждение

Верно или нет?

1. М.Ю. Лермонтов родился 2 октября 1814 г. и прожил долгую и счастливую жизнь.


2. Кумиром Лермонтова был А.С. Пушкин, после гибели которого Михаил Юрьевич написал стихотворение «Смерть поэта».


3. «Люблю отчизну я, но странною любовью», – это строчки из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву».


4. Стихотворение М.Лермонтова «Бородино» посвящено восстанию декабристов 1825 года.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!