СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе "А.С.Пушкина. "Станционный смотритель". Трагедия Самсона Вырина. Вопросы нравственности в повести".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Повести покойного И.П.Белкина" - новое в литературе XIX века. Сказанное автором - простое для восприятия, ясное в понимании, короткое в повествовании. Но через повествователя мы узнаём об авторской позиции: сочувствие, переживание герю и страданию главного героя. Этому мы учимся у писателя. Пушкин, рассказывая о судьбе героя, словно заставляет нас прожитьего жизнью и чувствами, предупреждаето возможных ошибках, которые можно избежать, если быть всегда добрыми и отзывчивыми, почитать и уважать родителей.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе "А.С.Пушкина. "Станционный смотритель". Трагедия Самсона Вырина. Вопросы нравственности в повести".»


Урок литературы в 7 классе «А.С.Пушкин. «Станционный смотритель. Первые реалистические повести в русской литературе – «Повести Белкина». Трагедия Самсона Вырина. Вопросы нравственности в повести» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.


Тема. А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Первые реалистические повести в русской литературе – «Повести Белкина». Трагедия Самсона Вырина. Вопросы нравственности в повести.


Цель:

- с историей создания «Повестей Белкина»;

- раскрыть, в чём заключались трагедия главного героя повести «Станционный смотритель» и драматизм судьбы героини;

- показать, как решаются автором нравственные вопросы любви и долга.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы и цели урока.

  3. Актуализация опорных знаний учащихся.

    1. Чтение наизусть стихотворения «Кавказ».

    2. Беседа с учащимися.

- Как вы думаете, почему вопрос о человеческой свободе и независимости так остро ставился Пушкиным?

- Свободы от чего или кого? Разве человек не свободен в своих действиях?


  1. Работа над темой урока.

    1. Слово учителя.

То, о чём писал Пушкин, в литературе скоро назовут «вечными вопросами». Мы уже говорили, что в центре произведения всегда стоит человек, главная задача литературы вообще – изображение характера, жизни, быта человека. И всё, что занимало человека тысячу лет назад – вопросы любви, свободы, чести, долга, смерти, бессмертия и многое другое, - будет волновать его, пока существует человеческий род. Литература помогает решать многие вопросы, взглянуть на себя со стороны, познать самого себя. Наша задача состоит в том, чтобы увидеть, как Пушкин решает нравственные вопросы в повести «Станционный смотритель».

В августе 1830 года, менее чем за год до женитьбы, Пушкин отправился из Петербурга в Нижегородскую губернию, в родовое имение отца Болдино, для принятия его в своё владение. 31 августа, в день отъезда, Пушкин пишет Плетнёву: «Осень подходит. Это любимое моё время – здоровье моё обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настаёт». Это время войдёт в литературу о Пушкине как Болдинская осень. В этот период будут созданы пушкинские шедевры. Среди них – «Повести Белкина».

Пушкин предлагает читателю следующее: повести написаны не им, а Иваном Петровичем Белкиным, что Белкин не выдумал историй, а рассказал те были, которые сообщили ему другие люди.

Белкин не просто одно из действующих лиц всех пяти повестей – он самый главный образ, единственный, кто незримо присутствует во всех повестях. «Издатель» - сам Пушкин. Введение образа Белкина давало возможность издателю решительно вторгаться во все включённые в сборник повести.

Рассказчики, Белкин, Пушкин – каждый из них по-своему выступает в качестве «автора». Повествование велось как бы на трёх уровнях. На первом уровне – анекдот-история, сообщённая рассказчиком Белкину. На втором уровне – белкинская версия услышанной истории. На третьем, глубинном уровне – пушкинское восприятие жизни.

В 1831 году «Повести Белкина» вышли из печати. Это были реалистические повести. Пушкин изображал в них обыкновенное в жизни – обыкновенных героев с их ничем не примечательной судьбой, обыкновенные события, обыкновенный быт русских бедных чиновников, ремесленников и провинциальных помещиков. Из всего Пушкин умеет извлечь поэзию жизни, он заставляет читателя улыбаться, огорчаться, волноваться вместе с героями, сочувствовать им.

Повесть «Станционный смотритель» - это история одной человеческой жизни, в которую вторглись и безжалостно растоптали. Она построена по всем правилам этого жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия, героем – Самсоном Выриным. Затем автор в развитие сюжета вводит персонажей, которые сопричастны тому, что произойдёт с главным героем. Мы видим людей разных социальных групп. Здесь – трагедия «маленького человека», чиновника четырнадцатого класса.

- Что определяет нравственную свободу героев повести?


    1. Беседа с учащимися. Анализ текста.

- Если бы вам удалось встретиться с героем повести, о чём бы вы его спросили?

- Какова была бы реакция Самсона Вырина на ваши вопросы? Что ответил бы он вам, и ответил бы?

- Что мешало смотрителю быть с вами откровенным?

- Что вы можете рассказать о главном герое?

А) Кто такой станционный смотритель? Какую работу он выполняет?

Б) Почему многие высокопоставленные чиновники относятся к смотрителям с пренебрежением?

В) Что значит «чиновник четырнадцатого класса»? Что вам известно о Табели о рангах? Чем страшно положение такого чиновника?

- Прочитайте, как описывает путешественник своё знакомство с Самсоном Выриным и его дочерью Дуней.

- Что произошло со смотрителем через некоторое время? Отчего так изменился он?

- О чём рассказал Самсон Вырин своему собеседнику?


Учитель. Станционный смотритель Самсон Вырин живёт бедно, трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, ни на что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь, милую, чуткую, красивую девушку, которая иногда сглаживает конфликтные ситуации, неизбежно возникающие с чрезмерно нетерпеливыми и строгими проезжающими, помогает отцу. Но в этот маленький и спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит дочь Вырина Дуню в Петербург.

- Что вы стали бы делать, окажись на месте Самсона Вырина?

- Что случилось с бедным отцом, когда он узнал от ямщика, что Дуня отправилась дальше с гусаром?

- Что предпринял смотритель, едва оправившись от болезни?

- Найдите в тексте момент, который мог бы стать решающими из просителя сделать Вырина обвинителем.

- Почему он не мог действовать смело и решительно?

Учитель. Горе потрясло старика, но не сломило его, и он отправился в столицу за своей Дуней, разыскал Минского. Вырин смекалист, он догадался, как можно проникнуть к Минскому… Пушкин до предела накаляет ситуацию, сталкивая своего героя лицом к лицу с обидчиком. И что же? «Сердце старика закипело…». Вот тут-то бы и бросить в лицо обидчику гневные слова, излить на него все накопленные обиды, взбунтоваться. Однако протест вылился в мольбу, жалкую просьбу. Чем всё кончилось? Старика выкинули из дома.

- Что сделал старик с теми деньгами, которые он обнаружил за обшлагом своего рукава?

- А как поступили бы вы? Почему именно так распорядился Вырин? Согласны ли вы с его поступком?

- Как произошла встреча отца с дочерью?

- Что советовал Вырину приятель? Почему он не согласился с ним, махнув рукой и решив отступиться?

- Как вы оцениваете поведение дочери Самсона Вырина?


    1. Выводы (запись в тетрадь).


Самсон Вырин смирился. Он уехал на свою почтовую станцию, с горя запил и вскоре умер. Вопрос о его судьбе Пушкин ставит остро и решает драматично. Смирение унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает в человеке гордость, достоинство, чувство независимости, превращает в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Мне урок понравился тем, что …

- Самым интересным на уроке для меня стало …

- Мне урок не понравился потому, что …


VI. Домашнее задание.

Подготовить ответ на вопрос «Какова роль Дуни в трагедии отца?»

Подготовить презентацию «Краткий жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова».

Стихотворение «Тучи» наизусть.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!