Урок литературы в 6 классе
«Словесные и живописные портреты русских крестьян по рассказам И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника».
Задачи: способствовать формированию представления об И. С. Тургеневе как великом русском писателе, авторе «Записок охотника», мастере портрета, пейзажа, развитию интереса к художественному миру И. С. Тургенева, к художественному слову и предмету «Литература».
Ход урока.
Оргмомент. Постановка целей и задач урока.
Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве
И.С. Тургенева, который ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён сборник рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». Мы с вами прочитали рассказы «Хорь и Калиныч», «Бирюк», «Ермолай и мельничиха» «Бежин луг» из этого цикла, в которых показана сила характера, человеческое достоинство, простой русский человек – крепостной крестьянин.
Работа с текстом «Бежин луг»
• Вспомните, о чём рассказ «Бежин луг?
Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем мире и душе, о тяжёлой жизни простого русского народа.
• Расскажите кратко содержание рассказа.
«Бежин луг» - поэтическая картина родной природы, раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей Родины. На предыдущем уроке мы с вами говорили о пейзаже в рассказе «Бежин луг».
Роль пейзажа.
Чтобы понять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах). Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать и понять.
•Перед вами отрывок из рассказа .Попробуйте вставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.
Был прекрасный (эпитет) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром (метафора): она разливается кротким (эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое (эпитет), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное (эпитет) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками (метафора); блеск их подобен блеску кованого серебра (метафора)… Но вот опять хлынули играющие (эпитет) лучи, — и весело и величаво (эпитет), словно взлетая, поднимается могучее светило (метафора).
В отрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых автор постарался нам передать состояние природы.
А сейчас послушайте стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»
Ученик1: Летний вечер.
Ученик 2: За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
Ученик 1: Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
Ученик 3: По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
Ученик 1: И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
2: Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
3: Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
1: А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
2: И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
3: Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
- Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
- Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью).
- Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).
- Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания).
3.Знакомство с темой урока.
- Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?
-Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.
II. Изучение нового материала
1. Работа в группах.
- У вас на столах лежит текст. Что это за текст? (описание, портрет)
- А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)
- Что можно узнать по портрету?
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)
Тексты на листах А4
Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).
У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.(Павлуша).
Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)
Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).
- Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.
- Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков друг другу. Согласны, что правильно определили героя?
- Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?
2. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков)
- Вам дана таблица, которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.
Персонаж | возраст | Семья, положение | Одежда | Выражение лица | Характер | Впечатление автора | Мое мнение о мальчике | |
- Спасибо за ответы.
Вывод: Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.
- Ребята, что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны)
- В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры)
- Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие?
- Обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? (поверья)
Работа со словарем.
Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.
Россказни – измышления, выдумки.
Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.
Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.
- Что же вы услышали из уст мальчишек?
- Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что рассказывали?
5. Презентация и защита проектов.
План проведения презентации (примерный)
1. Краткий пересказ рассказа «Хорь и Калиныч».
2. Устный рассказ «Описание героев». Работа с портретами.
3.Сообщение «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”». (Наглядные материалы находятся на стенде «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”»).
-Каким предстает рассказчик в «Хоре и Калиныче»?
(Рассказчик вызывает симпатию у героев, поскольку с уважением относится к людям. Он доискивается сути виденного и слышанного, приходит к обобщениям и выводам, словом, «исследует» интересующую его жизнь.)
1.Краткий пересказ рассказа «Бирюк».
2.Словесный портрет героя.
3. Сообщение «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»
-Как портрет помогает раскрыть характер героя? (По описанию лесника можно понять, что Фома Кузьмич честный, мужественный, суровый, сильный, не лишённый уверенности в себе человек. Под суровой угрюмой внешностью скрывается высоконравственная личность, способная тонко чувствовать. Портрет вызывает симпатию. Лесник поразил рассказчика своим богатырским видом. Мы увидели Бирюка человеком мужественным, суровым, уверенным в себе).
-Соответствует ли Бирюк своему прозвищу?
-В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
- А теперь предлагаем посмотреть и послушать: какими увидела Елизавета Бём героев рассказов из цикла «Записки охотника». (Сообщение и рассказ об альбоме»)
Домашнее задание.
Проанализируйте образ одного из мальчиков (на выбор) при помощи синквейна.
Найти в тексте описания природы, подумать, какую роль они играют в рассказе.