СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе по теме М. Ю. Лермонтов. "Бородино: проблематика и поэтика".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5 классе по теме М. Ю. Лермонтов. "Бородино: проблематика и поэтика" - это урок закрепления знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе по теме М. Ю. Лермонтов. "Бородино: проблематика и поэтика".»

МБОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа №2»

(филиал «Целинная средняя общеобразовательная школа») Ключевского района Алтайского края










Урок литературы в 5 классе

« М.Ю. Лермонтов «Бородино: проблематика и поэтика »






Автор разработки урока:


Чернова Ольга Ивановна

учитель русского языка и литературы





2020


Тема: М.Ю.Лермонтов. «Бородино»: проблематика и поэтика




Тип Урок закрепления и «открытия» новых знаний

Цель: изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» с точки зрения проблематики и поэтики


Задачи:

-учить анализировать литературное произведение, отвечать на проблемные вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
- донести до учащихся историческое значение Бородинской битвы как переломного события Отечественной войны 1812 года;
- создать условия для расширения кругозора и словарного запаса учащихся;
-развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать;
-развивать литературоведческую грамотность учащихся;
- формировать умение слушать учителя и одноклассников, работать в парах и группах;

-совершенствовать духовно-нравственные качества личности;

-воспитывать чувство любви к Родине, к своему народу.



Планируемые результаты

Предметные

Освоение содержания произведения, умение работать с текстом, анализировать его на разных уровнях: понятийном, лексическом, фонетическом, синтаксическом.

Умение работать со словарями: толковым, этимологическим и со словарём литературоведческих терминов.

Метапредметные

Регулятивные: постановка цели урока, учебной задачи, планирование деятельности на урок и на отдельные этапы урока; подведение и анализ итогов собственной деятельности и деятельности одноклассников по отдельным этапам урока и на протяжении всего урока.

Работать над разными видами чтения: ознакомительным, изучающим, поисковым.

Познавательные: использование различных источников информации: справочная литература, ресурсы интернета (под руководством учителя).

Коммуникативные: умение работать в группе; умение слушать и вести диалог.

Личностные

Воспитание духовно-нравственных качеств личности: любовь к Родине, гордость за свой народ, любовь к русскому языку, на котором создана русская литература.




Межпредметные связи: история, обществознание, искусство, русский язык.


Ресурсы урока:

Информационно-методические:

  1. Учебник – хрестоматия «Литература» 5 класс. в 2 ч. Ч.1 Авт.-сост. В.Я. Коровина, Москва, Просвещение 2013 г.

  2. Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки. Москва. Просвещение. 2015 г.

  3. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 5 класс. Москва. Просвещение. 2015 г.

  4. Р.Г. Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. Часть 1, 2 ч. Москва. Просвещение. 2015 г.

  5. В.Я. Коровин, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». Москва. Просвещение. 2013 г.

  6. Репродукции картин: Тропинин В.А. «Старый солдат», Рубо Ф. «Бородинская панорама».

  7. Н.В. Беляева. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы. Москва. Просвещение 2014 г.

  8. Словари: толковый, этимологический, словарь литературоведческих терминов

Материально-технические: мультимедийный проектор, компьютер, экран, репродукции картин


Содержание деятельности учеников

Содержание деятельности учителя


Мотивация познавательной деятельности


Отвечают на вопросы учителя.

- Мы познакомились с храбрыми защитниками Родины, они – настоящие герои. Нас поразило мастерское описание Бородинской битвы.
- Стихотворение звучит очень интересно и необычно. Оно легко учится. Поэт поднимает очень важные на все времена проблемы патриотизма и любви к Родине.

Задает вопросы:

Ребята, вы познакомились со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Что вас особенно поразило в стихотворении М.Ю. Лермонтова?

Какие важные для нас проблемы поднимает автор?


Целеполагание и планирование деятельности на уроке.


Ученики ставят цель урока:


- мы будем изучать более подробно стихотворение «Бородино», исследовать проблемы, которые поднимает автор.

- будем работать над поэтическим языком произведения


Учебные задачи:

учиться анализировать стихотворение, создавать монологическое высказывание, расширить знания об Отечественной войне 1812 года,
расширить словарный запас, развивать умение работать в парах и группах, умение представлять свою работу и вести коллективный диалог.

Ученики планируют этапы своей деятельности на уроке:

Проверка домашнего задания: чтение отрывка стихотворения наизусть

Анализ отдельных эпизодов стихотворения.

Поиск и исследование незнакомых слов и их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Исследование художественных особенностей стихотворения.

Работа с вопросами и заданиями учебника.

Работа с тетрадями на печатной основе (ч.1, ч.2)




Учитель корректирует постановку цели урока и учебных задач. Учитель корректирует планирование деятельности на уроке.

Цели урока:

Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», выявление основных проблем этого произведения о войне, рассмотрение его поэтических и художественных особенностей.


- какие задачи мы должны выполнить на уроке для достижения цели?


Как можно по этапам спланировать свою деятельность?


Учитель корректирует задачи урока и планирование совместной деятельности учащихся и учителя на уроке.









Актуализация знаний и организация познавательной деятельности


Ученики читают отрывок стихотворения М.Ю. Лермонтова наизусть.


Одноклассники оценивают чтение своих сверстников и корректируют оценки.

Это стихотворение повествует нам об Отечественной войне 1812 года.

Здесь изображены герои – защитники нашей Родины.

Проблемы войны и героизма нашего народа актуальны всегда.


Такой же величественной по размаху и значимости была Великая Отечественная война 1941-1945 годов.


Ученик выступает с заранее подготовленным сообщением об Отечественной войне 1812 года и изображении этих великих исторических событий на полотнах русских художников. Выступление сопровождается презентацией.

Ученики оценивают: что удалось в выступлении? Что не удалось?

Докладчик даёт самооценку своему выступлению.




Учитель выслушивает замечания учеников, вносит свои корректировки и ставит оценки чтецам.



Учитель задаёт вопросы:

-Как вы думаете, какие проблемы поднимаются в прочитанном нами стихотворении, о чём оно?

- А сегодня эти проблемы актуальны?

-Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить?





Учитель корректирует выступления учащихся и ставит оценки.



Проблема патриотизма, мужества, чести, служения людям - это важная тема, находившая отражение в творчестве многих поэтов и писателей во все времена. Произведением, описавшим события 1812 года, стало стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»






Работа с текстом: анализ отдельных эпизодов, углубленная работа с поэтическими особенностями произведения на разных уровнях (понятийном, композиционном, образном, лексическом, звуковом).


Ответы учеников с использованием цитирования:

От лица старого солдата, который был участником героического сражения.


Старый воин-артиллерист, он имел дело с пушками, на груди – ордена, он был ранен, на лице - шрамы. Он очень горд за себя и за своих товарищей.


Работа в парах с вопросами и заданиями из раздела учебника.


Подведение итогов работы в парах.


Работа в группах.

Ученики представляют результаты своей деятельности: дают сравнительную характеристику старого солдата на картине (1 группа) и в стихотворении (2 группа).

Участие пятиклассников в коллективном диалоге.

Учитель задаёт вопросы:

Слушая произведение М.Ю.Лермонтова, вы обратили внимание на то, от чьего имени ведется повествование?


А каким вы себе представляете этого солдата?





Учитель корректирует ответы учащихся и ставит оценки. выступающим.


Учитель предлагает рассмотреть картину В.А. Тропинина «Старый солдат» и сравнить, чем похожи эти персонажи.



А как бы вы изобразили защитников земли Русской, если бы были художниками?


Словарная работа


Ученики отвечают с использованием цитирования фрагментов стихотворения.

Словарная работа с текстом стихотворения.

Ученики работают в парах и группах.

  1. Анализ речи старого солдата.

  2. Описание боя.

  3. Определение авторской позиции по отношению к героям произведения.

Ученики учатся формулировать при ответах тезисы и аргументы-доказательства, привлекая эпизоды из стихотворения.


Учащиеся рецензируют ответы своих товарищей.










Работа в группах.

  1. Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение и т.д.). Поясните роль найденных примеров в поэтике стихотворения.

  2. Обратите внимание на звукопись (аллитерацию и ассонанс)


  1. Ученики находят гиперболу, эпитеты, метафоры, сравнения.

Учащиеся выполняют задание, пользуясь таблицей для определения изобразительно – художественных средств.

После подготовки выступают с сообщениями.


1 группа. Эпитеты: боевые схватки, синие верхушки, грозная сечь, открытый бивак, избитый кивер, протяжный вой.

2 группа. Метафоры: ушки на макушке, ломить стеною, постоим головою, сражен булатом, гора кровавых тел, считать мы стали раны.

3 группа. Сравнения: умремте ж под Москвой, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; земля тряслась, как наши груди.


Ученики работают со справочной литературой, толковым словарём, со словарём литературоведческих терминов.


Подведение итогов учебной деятельности на данном этапе:

Что удалось хорошо выполнить, в чём испытывали затруднения?

Пятиклассники обговаривают самооценки и взаимооценки. Намечают пути устранения недостатков в работе.

Учитель:


Проанализируйте разговор старого солдата с молодым человеком. Каковы особенности его речи? Слова какого стиля использует автор и для чего, с какой целью?

Какова позиция автора по отношению к происходящим событиям?


Учитель комментирует ответы учащихся и выставляет оценки.



Русские солдаты погибали, но не отступали назад. Бой был поистине страшный и кровопролитный. Ядра сыпались со всех сторон градом, залпы пушек и другого оружия сливались в один протяжный вой. Земля дрожала. От дыма не было видно даже солнца. Невероятные потери несли обе стороны: «Ядрам пролетать мешала гора кровавых тел».


Михаил Юрьевич Лермонтов так нарисовал эту картину, что мы без труда все наглядно представляем, ощущаем накал того страшного боя.

А какие художественные изобразительно-выразительные средства использует автор?


Учитель делит класс на 3 группы и просит найти примеры.


Учитель просит назвать слова непонятные и незнакомые.


Почему в стихотворении разговорная интонация и торжественная органично сочетаются и дополняют друг друга?




Учитель корректирует высказывания учащихся в ходе рецензирования своей деятельности.

Выставляет оценки с учетом замечаний детей.

Ученики работают в парах, группах, индивидуально.

Литературные игры (стр.29 – 31, зад. 45, 46, 48).

Кроссворд (стр. 30. зад. 47.)

Ученики задания выполняют на выбор.

Эксперты оценивают работы в тетрадях.

После выполнения заданий – самооценка и взаимооценивание с использованием правильных ответов.

Учитель предлагает на выбор задания в тетрадях для осуществления текущего контроля.


Учитель выслушивает выступления учащихся, корректирует, подводит итог, ставит оценки.








Аналитическая беседа. Подведение итогов



Автор – патриот, человек, безгранично любящий свою Родину, свой народ, беспокоящийся за её судьбу.


Чувство гордости за свой народ и за свою Родину. Русская армия одержала нравственную победу над французами.

Произведение актуально, потому что тема защиты Родины - всегда актуальная тема в нашем обществе и в русской литературе.



Домашнее задание:

Выполнить тестирование в тетради 2. стр. 21-22.

Подготовить электронную презентацию иллюстраций к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» (с использованием сети интернета при помощи учителя и родителей).

Нарисовать свои иллюстрации к произведению и подготовить их защиту.

Подготовить письменный ответ на один из проблемных вопросов: Какую роль в стихотворении играют его звуковые особенности, поэтическая лексика и синтаксис? Можно ли в наше время совершить подвиг? Почему стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» звучит современно?

Стихотворение М.Ю. Лермонтова написано давно, но до сих пор продолжает нас, читателей, волновать.

- Какие чувства автор отразил в своем произведении? Что хотел донести до будущих поколений?


- Какие чувства испытываете вы во время прочтения стихотворения?


- Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»?



Учитель даёт дифференцированные домашние задания по выбору учащихся.










Рефлексия



Пятиклассники оценивают свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников. Размышляют о том, что понравилось на уроке, что нового узнали, какие задания оказались интересными, а какие вызвали трудности при их выполнении? Что узнали нового?

Ученики задают вопросы, если задания не понятны. Выбирают дополнительное задание по своим способностям и интересам.

Пятиклассники, исходя из своих особенностей, планируют траекторию развития.


Учитель корректирует оценки учащихся: соглашается, дополняет, возражает, если оценка не совсем правильная.

Комментирует домашнее задание, мотивирует учащихся на выполнение дополнительного задания. Просит подумать о том, можно ли совершить геройский поступок в мирное время. Кто способен на подвиг? Почему стихотворение М.Ю. Лермонтова до сих пор современно?

Учитель вместе с детьми планирует дальнейшую деятельность каждого ребёнка, исходя из достигнутых им результатов.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!