Ученики отвечают с использованием цитирования фрагментов стихотворения. Словарная работа с текстом стихотворения. Ученики работают в парах и группах. Анализ речи старого солдата. Описание боя. Определение авторской позиции по отношению к героям произведения. Ученики учатся формулировать при ответах тезисы и аргументы-доказательства, привлекая эпизоды из стихотворения. Учащиеся рецензируют ответы своих товарищей. Работа в группах. Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение и т.д.). Поясните роль найденных примеров в поэтике стихотворения. Обратите внимание на звукопись (аллитерацию и ассонанс) Ученики находят гиперболу, эпитеты, метафоры, сравнения. Учащиеся выполняют задание, пользуясь таблицей для определения изобразительно – художественных средств. После подготовки выступают с сообщениями. 1 группа. Эпитеты: боевые схватки, синие верхушки, грозная сечь, открытый бивак, избитый кивер, протяжный вой. 2 группа. Метафоры: ушки на макушке, ломить стеною, постоим головою, сражен булатом, гора кровавых тел, считать мы стали раны. 3 группа. Сравнения: умремте ж под Москвой, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; земля тряслась, как наши груди. Ученики работают со справочной литературой, толковым словарём, со словарём литературоведческих терминов. Подведение итогов учебной деятельности на данном этапе: Что удалось хорошо выполнить, в чём испытывали затруднения? Пятиклассники обговаривают самооценки и взаимооценки. Намечают пути устранения недостатков в работе. | Учитель: Проанализируйте разговор старого солдата с молодым человеком. Каковы особенности его речи? Слова какого стиля использует автор и для чего, с какой целью? Какова позиция автора по отношению к происходящим событиям? Учитель комментирует ответы учащихся и выставляет оценки. Русские солдаты погибали, но не отступали назад. Бой был поистине страшный и кровопролитный. Ядра сыпались со всех сторон градом, залпы пушек и другого оружия сливались в один протяжный вой. Земля дрожала. От дыма не было видно даже солнца. Невероятные потери несли обе стороны: «Ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». Михаил Юрьевич Лермонтов так нарисовал эту картину, что мы без труда все наглядно представляем, ощущаем накал того страшного боя. А какие художественные изобразительно-выразительные средства использует автор? Учитель делит класс на 3 группы и просит найти примеры. Учитель просит назвать слова непонятные и незнакомые. Почему в стихотворении разговорная интонация и торжественная органично сочетаются и дополняют друг друга? Учитель корректирует высказывания учащихся в ходе рецензирования своей деятельности. Выставляет оценки с учетом замечаний детей. |
Ученики работают в парах, группах, индивидуально. Литературные игры (стр.29 – 31, зад. 45, 46, 48). Кроссворд (стр. 30. зад. 47.) Ученики задания выполняют на выбор. Эксперты оценивают работы в тетрадях. После выполнения заданий – самооценка и взаимооценивание с использованием правильных ответов. | Учитель предлагает на выбор задания в тетрадях для осуществления текущего контроля. Учитель выслушивает выступления учащихся, корректирует, подводит итог, ставит оценки. |