СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 11 классе по теме: "Если душа родилась крылатой.."( женская поэзия А.Ахматовой и М.Цветаевой)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель урока; познакомить обучающихся с любовной лирикой поэтесс, подвести к осознанию темы женской поэзии, к осознанию форм выражения вечных женских чувств. Формировать напвыки  читательской грамотности, умение сравнивать, обобщать знания

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе по теме: "Если душа родилась крылатой.."( женская поэзия А.Ахматовой и М.Цветаевой)»


11 класс январь 2020 год

Тема: "Если душа родилась крылатой"(по лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.)

Цели урока:

  • познакомить учащихся с любовной лирикой А.Ахматовой и М.Цветаевой;

  • подвести детей к осознанию темы женской поэзии, к осознанию форм выражения вечных женских чувств;

  • обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несут образы в стихотворениях А.Ахматовой и М.Цветаевой;

  • Совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения. Создавая на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности учащихся..

Форма урока: усвоение нового материала.

Тип урока: комбинированный

Наглядность:

  • компьютерная презентация творчества поэтесс;

  • иллюстрации к их стихотворениям;

  • музыкальные иллюстрации к стихотворениям А.Ахматовой и М.Цветаевой;

презентация любовь у Ахматовой и Цветаевой.ppt

песни на слова М Цветаевой. мне нравится.mp3 у зеркала.mp3



Эпиграф:

«Всё понять и за всех пережить.»

М.Цветаева.





ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Девиз урока» Ученикам- удача, учителю- радость».

2.Подготовка к восприятию.

Звучит романс из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина “Метель”

- Женщина… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенской радостью и безграничной печалью.

Сегодня мы поговорим о женщинах, которые достигли славы своим поэтическим талантом, даром Божьим. Они опровергли мнение о том, что поэзия – это привилегия мужчин, их род занятий. Для обаятельнейших женщин, о которых пойдёт разговор, поэзия – не прихоть, не случайность. Она – смысл их жизни, средство выражения своего “я”, отклик сердца на радости и горести бытия.

Тема урока « Если душа родилась крылатой»

Зачитать эпиграф к уроку.

Проблемный вопрос: Почему мы сегодня говорим именно об этих двух женщинах? Как похожи их судьбы?

Учитель: Век двадцатый. Век бурь, потрясений и потерь. Он принёс в литературу ещё два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе перенесли тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие свои стихи.

Цель урока: Как вы думаете , о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какова задача урока?

( мы должны выяснить особенности поэзии двух поэтесс, что роднит их в жизненной и поэтической судьбе).

Пересказать биографию поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы мыслей и поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного, “прозаического”, содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения.

Читает ученица: ( роль А Ахматовой)-

В то время я гостила на земле:
Мне дали имя при крещенье – Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха.
Так дивно знала я земную радость
И праздников считала не двенадцать,
А столько, сколько было дней в году…

1. Краткое слово учителя об отношении критики к любовной лирике Анны Ахматовой, о том, как воспринимали ее современники.

- Основными мотивами в лирике Ахматовой являются темы творчества, Родины, одиночества и конечно же любви…Анну Ахматову часто сравнивают с древнегреческой поэтессой Сапфо, когда речь идет о стихах о любви. Да, действительно, Ахматовой удалось показать все проявления любовного чувства и все его нюансы: здесь встречи и разлуки, нежность, разочарование, ревность, чувство вины, ожесточение, несбывшиеся ожидания, жестокость, гордыня, отчаяние, тоска, самоотверженность, всепрощение – все-все, что связано с этим великим чувством. Любовь предстает в стихах Ахматовой как грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее переживание. Любовная лирика Ахматовой была так горячо и единодушно принята женской половиной, очевидно, потому, что ее героиня верит в возможность высокой любви, никогда не теряет чувства достоинства, какое бы горе, разочарование, измена в данный момент ее ни постигали. Эти особенности любовной лирики Ахматовой проявились в таких широко известных стихах из первых сборников поэта, как: “Сероглазый король”. 1910, “Сжала руки под темной вуалью”. 1991, “Так беспомощно грудь холодела…”. 1911, “Ты письмо мое, милый, не комкай”. 1912, “Настоящую нежность не спутаешь.”. 1913, “Проводила друга до передней…”. 1913, “На шее мелких четок ряд…”. 1913, “Высокие своды костела…”. 1913, “Ты мог бы мне сниться и реже.”. 1914, “Я улыбаться перестала…”, 1915, “Я не знаю, ты жив или умер…”. 1915, “Ты всегда таинственный и новый…”. 1917, и др.

Учитель: - Одно из самых популярных стихотворений Ахматовой о любви – “Сероглазый король” - написано в 1910 году. ( чтение стихотворения)

Чтение стихотворения “Сероглазый король”. Многие считают, что стихотворение о Блоке. Против этого категорически возражала Анна Андреевна, отмечая, что стихотворение было написано за четыре месяца до знакомства с Блоком. (Л. Чуковская “Записки об Анне Ахматовой”. Нева – 89, №7, с. 102), а потом шутливо называла объяснение по этому поводу “Как у меня не было романа с Блоком”.

- О чём это стихотворение? - Кем является король в жизни героини?

(В нём – драма чувств, женская тоска по любимому, печаль от утраты, нежность к дочери.)

Отметим тончайший психологизм стихотворения. Эта целая повесть о душевной драме героини. Психологизм поэзии Ахматовой, специфическая для её лирики “драматургичность” стиля отмечались и в отечественном, и в зарубежном литературоведении

- А чем необычен язык стихотворения “Сероглазый король”?

(В строчки стиха включена прямая речь. Язык стихотворения представляет собой разговорную речь (“Знаешь, с охоты его принесли, / Тело у старого дуба нашли”; “Дочку мою я сейчас разбужу…”), но это язык раздумий.)



- Как передает состояние героини поэтесса?

- Каким стихотворным размером написано стихотворение?

(Трёхсложный размер – дактиль)

- Охарактеризуйте рифму в данном тексте.

(Мужская – последний слог ударный, точная)

- Какие тропы использует Ахматова в своём стихотворении?

(Эпитеты – безысходная боль, сероглазый король; метафору – шелестят тополя)

- Есть ли в стихотворении сюжетная ситуация ?

- Какие чувства испытывает героиня, узнав о гибели своего короля?

(Детали, события, разворачивающиеся в стихотворении, раскрывают сюжетную ситуацию, панораму жизни, говорят о любви, нежности, тоске, ревности, разлуке, смерти, печали, говорят о женском сердце.)

- В каких строчках выражена кульминация стихотворения?

- Да, а что мы называем кульминацией?

(Порыв чувства – “Дочку мою я сейчас разбужу, / В серые глазки её погляжу”).

- А итог стихотворения?

(Итог, подведённый “шелестящими тополями” : “Нет на земле твоего короля…”).

- Все элементы стихотворения живут, наполнены смыслом, всё существенно, всё к месту, ничего лишнего.

Вспомним тезис Гегеля:

В художественном произведении нет ничего, что бы не имело отношения к содержанию”.

5. Сообщение ученика “А.А. Ахматова и Н. С. Гумилев”.

Он встретил её 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было семнадцать, ей – пятнадцать. Начиналось все, подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба-полулюбовь: вместе ходили на каток, детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан; залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительном спектакле, были даже на нескольких спиритических сеансах, хотя и относились к ним весьма иронически. Её фамилия была – Горенко. Анна Горенко. В октябре 1905 года он стал, наконец, бывать в её доме, познакомился с семьей. Несколько раз делал предложение и ….. получал отказ за отказом. После одного из них он отправился к морю: сводить счеты с жизнью. Но вместо трагедии получился фарс: он был задержан полицейским, принявшим его за бродягу. В другой раз выпил яд – но яд оказался старым, выдохшимся, и его нашли без сознания в Булонском лесу, в глубоком рву старинных укреплений. Казалось, сама судьба хранила его.

Он боролся – но ничего не мог с собой поделать. Однажды он приехал к ней на дачу Шмидта.

Из воспоминаний Анны Горенко. (Роль Анны Ахматовой)

У меня была свинка, и лицо мое было до глаз закрыто, чтоб не видно было старой опухоли. Он просил меня открыть лицо, говорил: “Тогда я вас разлюблю!” Я открывала лицо, показывала, но он не переставал любить, говорил только, что я похожа на Екатерину II.

Наконец 25 апреля 1910 года в Николаевской церкви села Никольская слободка они обвенчались. Но счастья им не было. Почему? Нам остается только предполагать, опираясь на свидетельства людей, хорошо их знавших, подобно Валерии Срезневской, многолетней, с самого детства и до конца жизни, подруге Анны.( через проектор).

6. Чтение и разбор стихотворения "Я научилась просто, мудро жить"- Нина.

Стихотворение было написано во время совместной поездки А. Ахматовой и Гумилева Н.С. во Флоренцию в (1912 г.)

- Что вы можете сказать о герое стихотворения? (Женщина одинока, покинута, но она сильна, мужественна)

- Что помогает ей обрести мир в душе? (Простые, обыкновенные , будничные вещи: небо, гроздь рябины, пушистый кот, озерная лесопильня, крик аиста, т.е. покой можно найти в природе, в вере)

- В чем заключается высшая мудрость жизни, по мнению героини?

(Мудрость в том , чтобы почувствовать себя гостем на земле, осознать тленность бытия, ибо в этом высший смысл жизни. Понять счастье быстротечности , всего живого в вечности природы и самой жизни).

- С помощью чего выражается высокий философский смысл стихотворения?

(С помощью простых, очень зримых и понятных всем реалий. С первой строки заявлено кредо: мудрость в просторе)

- В своей статье 1922 г. “Письма о русской поэзии” О.Мандельштам пишет :

“Ахматова принесла в русскую литературу всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с “Анной Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова…”

Эти же слова можно отнести к творчеству Цветаевой.

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам ! –

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт !),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

- И, действительно, наступило это время…

Идешь на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала – тоже!

Прохожий, остановись!



Прочти – слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.



Не думай, что здесь – могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!



И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!



Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед, -

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.



Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь,

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.



Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

- И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

Учитель: Великая русская поэтесса, яркий представитель поэзии «Серебряного века» и просто женщина… Марина Ивановна Цветаева… Страстно влюбленная в жизнь, зараженная неистовой творческой энергией, она рано ощутила тяжесть одиночества, непонимание, нежелание считаться с ее правом на собственную, непохожую на другие позицию в жизни и в искусстве. Усугублялось это и складом ее натуры – мятежной, непокорной, склонной всегда и во всем идти наперекор общепринятым взглядам и вкусам. Такова Цветаева в жизни, такова она и в творчестве. Во всем необычна, непредсказуема. И даже скорбное «кладбищенское стихотворение», этот «голос из-под земли» звучит наперекор всему как утверждение: какое счастье – жить! И, наверное, еще одно: «Прохожий, смерти не существует…».

Так какова же любовь у Цветаевой?

Послушаем?

1 «Мы с тобою лишь два отголоска: Жанара

Ты затихнул, и я замолчу.

Мы когда-то с покорностью воска

Отдались роковому лучу.

Это чувство сладчайшим недугом

Наши души терзало и жгло.

Оттого тебя чувствовать другом

Мне порою до слез тяжело».



2 «Не хочу ни любви, ни почестей:- Асель

- Опьянительны. – Не падка!

Даже яблочка мне не хочется

- Соблазнительного с лотка…»





3 «Нельзя тому, что было грустью зыбкой,

Сказать: «Будь страсть! Горя, безумствуй, рдей!» анна

Твоя любовь была такой ошибкой, -

Но без любви мы гибнем, Чародей!».

4 «Как живется вам с простою

Женщиною? Без божеств?

Государыню с престола

Свергши (с оного сошед), Жанара

Как живется вам – хлопочется –

Ежится? Встается – как?

С пошлиной бессмертной пошлости

Как справляетесь, бедняк?»

5 «Откуда такая нежность?

И что с нею делать, отрок Асель

Лукавый, певец захожий,

С ресницами – нет длинней?»

После выразительного чтения цитат проходит обсуждение.

- Как вы считаете, почему М. Цветаева называет любовь то «сладчайшим недугом», «зыбкой грустью», спрашивает «Откуда такая нежность?», то вдруг – «Не хочу ни любви, ни почестей»? Почему любовь сравнивается с «пошлиной бессмертной пошлости», а лирический герой – то «певец захожий», а то и просто «бедняк»?

она считает, что счастье – хрупкое понятие, (эпитеты- «сладчайший недуг», «зыбкая грусть )оно влечет и манит к себе, но в любой момент может разбиться. Свое возвышенное чувство любви она сравнивает с чувством простой женщины возлюбленный, был «государем», а теперь стал «бедняком» и делает акцент на непостоянство кратковременность чувств. «певец захожий» - инверсия

Слово учителя. Я прочитаю заключительные строки стихотворения «Попытка ревности», а вы обратите внимание на то, как они строятся.

«Рыночною новизною

Сыты ли? К волшебствам остыв,

Как живется вам с земною

Женщиной, без шестых

Чувств?..

Ну, за голову: счастливы?

Нет? В провале без глубин –

Как живется, милый? Тяжче ли,

Так же ли, как мне с другим?».



Предполагаемый ответ учеников: заключительные строки стихотворения строятся на большом количестве неполных предложений, риторических вопросов. Цель? Вопросы есть, но нет ответа; открытый финал: кажется, что у героини еще остались чувства, но любовь невозможна.



Промежуточный вывод: лирическая героиня Цветаевой умеет и хочет любить, но это чувство несчастное, трагическое, отношение к любимому то нежное, то презрительно ироничное. Идея часто отражается в особенностях синтаксиса.



Вопрос к классу: в чем особенность любовной лирики М. Цветаевой? (она разнообразна: лирическая героиня то нежная, любящая, покорная, то бунтующая, где-то даже жестокая). Наша задача сегодня – понять: откуда это непостоянство?



Послушаем романс «Мне нравится, что вы больны не мной» (музыка М. Таривердиева, стихи М. Цветаевой; романс находится на втором слайде компьютерной презентации). Попробуем понять идею этого произведения через анализ художественного текста (индивидуальное домашнее задание ученицы)

Анализ стихотворения Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной» ( домашнее задание)

Самым известным стихотворением Марины Цветаевой заслужено считается “Мне нравится, что вы больны не мной”. Широкое распространение это произведение получило благодаря фильму Эльдара Рязанова “Ирония судьбы” и несравненному голосу Аллы Пугачевой.

Очень возвышенно говорится о чувстве любви, в тоже время присутствует нотка грусти и некой предопределенности судьбы. Произведение написано пятистопным ямбом. Образность помогают создать эпитеты: тяжелый шар земной, удушливая волна, нежное имя. В тексте также присутствует много метафор: играть словами, не уплывет под ногами. Особо выделяется слово, ранее нигде не употребляющееся в поэзии, негулянье. Стихотворение написано с иронией, даже сарказмом, но это не значит, что лирическая героина смеется над кем-то, скорее всего это просто защитная реакция, из-за пережитых сильных неразделенных чувств. Смысл стихотворения как бы прячется за паутиной чувств. Трудно представить какие мысли владеют героиней. Стихотворение пропитано одновременно и радостью и грустью. В конце появляются нотки сожаления, ярко выраженные словом “увы”. В тоже время в произведении есть нотки легкости и радости оттого, что героиня не кинулась в омут чувств. Цветаева показывает, что помимо любви возможна и глубокая привязанность к другому человеку.

Этому стихотворению свойственна удивительная многогранность, особо выделяющая именно женскую поэзию серебряного века.



- Вы заметили как напевны, как мелодичны стихи Марины Ивановны, неудивительно, что на её некоторые стихи написаны песни

.

4.Обобщение.

Сегодня мы проанализировали стихотворения двух замечательных поэтесс – А.Ахматовой и М.Цветаевой. Чуть позже анализ этих стихотворений поможет нам при составлении словесной миниатюры.

- Вам понравились их стихи?

А теперь небольшое задание по группам :

1 группа - составить словесную миниатюру “Моя Ахматова”, используя портретный ряд.

, Ахматовой удалось показать все проявления любовного чувства: здесь встречи и разлуки, нежность, разочарование, ревность, чувство вины, ожесточение, несбывшиеся ожидания, жестокость, гордыня, отчаяние, тоска, самоотверженность, всепрощение – все-все, что связано с этим великим чувством. Любовь предстает в стихах Ахматовой как грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее переживание. Любовная лирика Ахматовой была так горячо и единодушно принята женской половиной, очевидно, потому, что ее героиня верит в возможность высокой любви, никогда не теряет чувства достоинства, какое бы горе, разочарование, измена в данный момент ее ни постигли.



2 группа - составить синквейн на тему любви.

3 группа - составить словесную миниатюру “Моя Цветаева”, используя портретный ряд.

. Страстно влюбленная в жизнь, зараженная неистовой творческой энергией, она рано ощутила тяжесть одиночества, непонимание, Цветаева всегда упорно оставалась вне всякой политики, но её неприятие революции, личные трагедии, эмигрантская жизнь, конечно же, нашли отражение в стихах. И в то же время стихи наполнены простой человеческой любовью к природе, стремлением к счастью.

Да, есть трагедия, боль, досада, но здесь же и любовь,

. надежда и вера. для Цветаевой любить – значит жить.

Звучит музыка.

Заслушать 2 сиквейна.

Синквейн

любовь

трагичная, самоотверженная

радуется, страдает, верит

«Любовь благословлена, оберегаема свыше»

Поэзия сердца

Домашнее задание: подумать над темами сочинения по творчеству поэтесс:

1. Тема Родины в творчестве Ахматовой и Цветаевой

2. Тема любви в творчестве Ахматовой и Цветаевой

3. Трагичное звучание поэмы «Реквием» А. Ахматовой.

5.Подведение итогов.

- Понравился вам сегодняшний урок?

Да, урок действительно получился красивым. Наверно потому что он был о любви, о женщинах…

Женщины… Умные, красивые, талантливые. Всё понять и за всех пережить.(показать на доске эпиграф). Они горели сами и освещали путь другим. Поэзией, Любовью,

Хочу закончить наш разговор ёщё одним открытием - завещанием М.Цветаевой:

Где судьба бы вам жить не велела,
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счёта и смело
Все сокровища вашей души:.
Красотой.





11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!