СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 11 классе по теме "Донское казачество"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока является методическим материалом

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе по теме "Донское казачество"»

Урок 1. Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон»

Цель урока: показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей.

Оборудование урока: репродукции с изображением жизни казаков.

Методические приемы: проверка домашнего задания; повторение теории литературы — определение жанра романа; доклад-сообщение об истории казачества; беседа о жизни семей, поставленных Шолоховым в центр повествования; сопоставление с изображением казачества у Н. В. Гоголя, с романом Л. Н. Толстого «Война и мир».

Ход урока

I. Слово учителя


1 «Тихий Дон» — прежде всего книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем особой служилой категории населения царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими по сравнению с крестьянством Центральной России наделами плодородной земли и обязанной поставлять в армию снаряженных за свой счет обученных кавалеристов.

Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Недавно отшумевшие события давали основания главным образом для печали. Но в необыкновенной, экстраординарной ситуации огромных общественно-исторических потрясений как раз и проявилось со всей отчетливостью то, что всегда волновало Шолохова больше всего, внутреннее богатство и сложность простого человека. А за историческими судьбами казачества вырисовывается судьба народа России.


Действие «Тихого Дона» продолжается около десяти лет, с мая 1912 по март 1922 г. Подробно описывается жизнь на Дону в последние годы перед Первой мировой войной. Ее начало показано в третьей части первой книги, действие которой заканчивается в ноябре 1914 г. Между первой и второй книгами — временной перерыв, четвертая часть открывается словами «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь».

Остается лишь несколько месяцев до Февральской революции и год до Октябрьской. Но революции не становятся кульминационными образами произведения. Главный герой в этих событиях не участвует. Значительно подробнее описывается первая, неудачная, попытка установления Советской власти на Дону, экспедиция Подтелкова, казнь подтелковцев 28 апреля (11 мая) 1918 г., изображенная в конце второй книги «Тихого Дона».

В третьей книге (шестой части) художественное время уплотняется. Она посвящена преимущественно Верхнедонскому восстанию 1919 г. — за Советскую власть без коммунистов, против политики «расказачивания». В значительной степени о том же и седьмая часть четвертой книги.

Наша задача — разобраться в сложном содержании романа, понять авторскую версию событий, очертить круг проблем, поставленных Шолоховым; вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов, ломки вековых устоев, судьбу народа, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны.

II. Проверка домашнего задания — подход к определению жанра романа

Первоначальный замысел Шолохова: изобразить события 1917 года — поход казаков с Корниловым на Петроград. События романа охватывают время с 1912 по 1922 гг.


— Почему изменился первоначальный план?

(Сам автор объяснял это так: «Привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Донские он казаки были в этом походе в составе третьего казачьего корпуса... Начал с этого… Написал листов 5-6 печатных. Когда написал, почувствовал, что не то... Для читателя останется непонятным — почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казак? Что за область Войска Донского?»)


— Сопоставьте историю замысла автора «Тихого Дона» с замыслами Л. Н. Толстого в работе над «Войной и миром».

(Толстой начинал работу над Войной и миром с замысла романа о декабристах. «Декабристы» вывели автора на историю возникновения этого движения, к началу ХIX века.)

— Что такое роман?

(Роман — эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени.)


— Отвечает ли «Тихий Дон» требованиям жанра?

(Особенность произведения Шолохова в том, что это роман-эпопея, разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс, в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.

В русской литературе два таких ярких примера — «Война и мир» Толстого и «Тихий Дон» Шолохова.)


— Сколько лет отделяет эти романы? Сколько лет отделяет действие этих произведений?

(Романы разделяет более шестидесяти лет. Шолохов описывает события, происшедшие через 100 лет после событий романа Толстого.)


Сразу бросается в глаза противопоставление обоими писателями мира и войны. Сначала речь пойдет о мире, в том двойном смысле, который заключен в названии романа Толстого: мире как антитезе войны и мире как стихии народной жизни.

Действие романа сосредоточивается в одной из наиболее «сложных» провинций России— на Дону. Кто же составляет население Донской области? Кто такие казаки?

III. Реализация индивидуального домашнего задания: сообщение-доклад ученика (или учителя)




Информация для учителя

Казачество определяют как военное сословие в России в ХVIII — начале ХХ века. В ХIV—ХVII вв. это были вольные люди, работавшие по найму; лица, несшие пограничную службу. В ХV—ХVI вв. возникают самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков, главным образом из беглых крестьян. Общины эти располагались за границами России, по ее окраинам — на Днепре, Дону. Волге, Тереке. Именно казаки явились главной движущей силой народных восстаний на Украине в ХVI—ХVII вв. и крестьянских войн в России ХVII—ХVIII вв. (Вспомнить Запорожскую Сечь — «Тараса Бульбу» Гоголя).

Правительство старалось не ссориться с казаками, признавало их относительную самостоятельность и подчинило казачество, превратив его в привилегированное военное сословие, использовало для охраны границ, в войнах, в усмирении бунтов.

К началу ХХ века существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское. Астраханское, Сибирское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, Забайкальское) 1916 году казачье население составляло 4,4 млн. человек, владело 63 млн. десятин земли. В Первую мировую войну воевало около 300 000 казаков.

Начало раскола было положено сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие ни тучных земель, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов, временами чинили набеги на великорусские земли и служили оплотом всем бунтарям, начиная с Разина. Окончательный раскол произошел в гражданскую войну (зажиточные — на стороне белых, беднота — на стороне красных).

1920 г. — казачество как сословие упразднено.

1936 г. — созданы донское, кубанское, терское казачьи соединения участвовавшие в Великой Отечественной войне.

IV. Беседа


— Как сами казаки представляют свою историю, свое происхождение?

(Спор Штокмана с казаками.)


— Кому противопоставляют себя казаки?

(Хохлам, русским, мужикам (самое ругательное слово у Митьки Коршунова). Комплекс превосходства — см. книгу первую, ч. 2, гл. 5 романа.)


— Каков образ жизни казаков?

(Заняты крестьянским трудом, обязаны проходить воинскую службу — со своим конем, со справой периодически отбывать лагеря, сборы.)

Было определено соответствие офицерских чинов армии и казачества, традиционно выбирались начальники всех степеней: во главе Донского войска — войсковой атаман; станичные атаманы, походные.


— Какие семьи изображены Шолоховым в центре повествования?

(В центре повествования — несколько семей хутора Татарский станицы Вешенской, откуда родом сам автор. Это семьи Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Моховых, Листницких, Кошевых.)


2) При чтении романа вы не могли не обратить внимание на язык героев. Язык донского казачества довольно своеобразный. Он получил название донских говоров. Эта народная речь, или донской диалект, относится, безусловно, к русскому языку, но в то же время имеет значительные особенности.В традиционном диалекте употребляются специфические донские слова и выражения, отражающие старинный казачий быт, военные занятия, складывавшиеся общественные отношения.


- Какие диалектные слова встретили вы на страницах романа «Тихий Дон»?

О значении большинства слов можно было догадаться по контексту, но если какие-то из них остались для вас не понятыми, вы можете посмотреть в специальный словарь диалектных слов, составленный М.Г.Павловец, Т.В.Павловец


- Донские выражения очень певучи и искрометны, читаешь их и не перестаешь удивляться, как точно в них проявляется душа донского жителя.


3. Отношение казаков к Дону. Анализ стихотворения

Привольная и братская жизнь сильно привязала казаков к родине. Они славили свой Тихий Дон, называя его “кормилец родимый”. В плену ли, на смертном одре казак, прощаясь со всем, что имел драгоценного в своей жизни, всегда обращался к Дону: “Ты прости, мой Тихий Дон Иванович! Мне по тебе не ездити, дикого зверя не стреливать, вкусной рыбы не лавливать”. Великий русский поэт А.С.Пушкин сумел передать эти чувства в стихотворении “:


Блеща средь полей широких,

Вот он льется!.. Здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,

Реки знают Тихий Дон:

От Аракса и Евфрата

Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,

Чуя родину свою,

Пьют уже донские кони

Арпачайскую струю.

Приготовь же, Дон заветный,

Для наездников лихих

Сок кипучий, искрометный

Виноградников твоих.


4. Казачий фольклор. Песни. Анализ эпизода

Свои чувства казаки выражали в песенном фольклоре. Истоки донской казачьей песни уходят вглубь столетий. В песнях рассказывалось, прежде всего, о героях-донцах, прославивших себя и своих сподвижников на ратном поле. Казаки испокон веков со страстной любовью относились к главной своей реке — Дону, к щедрой природе родного края. Сколько песен сложено о Доне — казачьей реке? А как он уважительно величается:


Ой ты, батюшка наш, славный тихий Дон.

Дон — кормилец наш, Дон Иванович!

Про тебя лежит слава добрая,

Слава добрая, речь хорошая.


Песня... Она сопутствовала казаку всю жизнь. Обрядовые и бытовые, исторические и походные, хороводные...Не без основания один из первых собирателей донских песен в прошлом веке Андроник Савельев, говоря о природном даровании донцов, назвал их «народом в высшей степени певучим». Тексты старинных песен выказывают душу казачью со всей ее многогранностью. Вот одна из них:


На заре то было, на зорюшке,

На заре то было, на утренней,

На восходе было солнца красного:

Не буйные ветры подымалися,

Не синее море всколыхалося,

Не фузеюшка в поле прогрянула,

Не люта змея в поле присвиснула

Просвиснула пулечка свинчатая;

Она падала, пулька, не на землю,

Не на землю пули и не на воду,

Она падала, пуля, в казачий круг,

На урочную-то на головушку,

Что да на первого есаулушку;

Попадала пулечка промеж бровей,

Что промеж бровей, промеж ясных очей; Упал молодец коню на черну гриву.


V. Реализация второй части домашнего задания

1. Жизнь казачества

Находим описания эпизодов из жизни семей: «История Прокофия Мелехова» (ч. 1, гл. 1), «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (ч. 1, гл. 2), «На сенокосе» (ч. 1, гл. 9), сцены сватовства Григория и Натальи (ч. 1, гл. 15-22), «Призыв на воинскую службу» (ч. 2, гл. 21).


При анализе эпизода «На сенокосе» рекомендуем обсуждение по следующим вопросам:

— Каково настроение эпизода?

— С помощью каких художественных средств оно создается?

— Какую роль играют коллективный и индивидуальные портреты?

— Как изображена земля в прочитанном эпизоде?

— Какое чувство испытывают казаки от общения с землей и друг с другом?

— Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод?


Отметить: нет идеализации казаков, народной жизни (Вспомнить «Олесю» Куприна, «Деревню» Бунина, чеховские рассказа «В овраге», «Ванька», «Спать хочется» — дикие нравы, невежество, жестокость).


Остановиться на эпизодах, характеризующих нравы: гульба на свадьбе, (книга первая, ч. 1, гл. 21, 23); драка с хохлами (книга первая, ч. 2, гл. 5).


2. Семейное устройство казачества


Конечно же, без песен не обходилась ни одна казачья свадьба.


- Найдите в романе описание сватовства и свадьбы главного героя романа, Григория Мелехова. Как данные эпизоды характеризуют нравы казаков?


6. Отношение казаков к семье. Самостоятельная работа с текстом (эпизоды), ответы на вопросы

Главная идея романа – идея дома, святости семейного очага, его защиты. Не случайно роман начинается с предыстории семьи Мелеховых. Ответить на вопросы, основываясь на эпизоде об истории семьи Мелеховых и эпизоде описания мирного утра семьи Мелеховых.


- На каких принципах строятся отношения в казачьей семье?

- Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?

- Какие еще семьи находятся в центре повествования?


Для раскрытия устройства казачьей семьи, остановиться на анализе эпизода наказания Григория отцом за гульбу с Аксиньей (Т. 1, книга 1, глава 10). Вопросы:

— На каких принципах строятся отношения в казачьей семье?

— Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?

— Как и почему реагирует Григорий на угрозы отца?

— Как раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых?

— Как поведет себя Григорий, когда отец осуществит свое намерение женить его?


3. Выводы (учащиеся делают запись в тетради):

Таким образом, казачество представляло собой относительно обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости ‚ своеобразной замкнутостью, свободолюбием, трудолюбием определенным консерватизмом и даже реакционностью (следствие изоляции, ксенофобии), дисциплинированностью, почитанием старших. То есть казачество было своеобразным этносом, со своими привычками, обычаями, со своим языком (диалектом).

VI. Заключительное слово учителя

Закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и ломка их рождает острые, драматические конфликты.

Уже с истории деда Григория, Прокофия, входит в роман трагическое, предопределяющее развитие событий. Уличное прозвище Мелеховых — Турки. Это гордые, независимые, способные на большое чувство люди. Главные ценности у Мелеховых — доброжелательность, отзывчивость, великодушие, трудолюбие («Работящая семья и при достатке», — мать Натальи; «Мелеховы — славные казаки», — дед Гришака; Мирону Григорьевичу «в душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе»).

Мирный труд казаков, жизнь, наполненная повседневными заботами, запутанные сложные отношения обрываются с войной.

Домашнее задание

1. Батальные сцены III части романа. Анализ.

2. Роль эпиграфа к III части романа.

3. Опережающее задание: составить план «Судьба Григория Мелехова».

РЕЗЕРВ. Письменно. Наиболее запомнившийся эпизод 1 и 2 части романа из жизни донского казачества

…………………………………………………………………………………….







Урок 2. «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова

Цель урока: показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния ее на человека.

Оборудование урока: Первая мировая война в цифрах и фактах (таблица).

Методические приемы: повторение изученного материала (произведения Л. Н. Толстого, А. И. Куприна), анализ эпизодов, использование межпредметных связей с историей (Первая мировая война).

Ход урока

I. Слово учителя

Война — сначала Первая мировая, потом гражданская — антитеза мирной жизни. «Чудовищная нелепица войны» проходит по хуторам и станицам, принося горе в каждую семью. Семья становится зеркалом, своеобразно отражающим события мировой истории.

II. Проверка домашнего задания

— Какую роль играет эпиграф к книге первой в III части романа?

— Как Шолохов изображает события Первой мировой войны?

— Какие традиции развивает автор? (Вспомнить «Севастопольские рассказы» «Войну и мир» Л. Н. Толстого).

Трагический мотив эпиграфа из старинной казачьей песни перекликается со страницами II части романа. Впервые появляется дата: «В марте 1914 года...». Этот год отделяет мир от войны. Весть о войне застает казаков за привычной работой — косили жито. И на сходе у людей одна тревога — мобилизация, одна мысль — «они пущай воюют, а у нас хлеба неубратые!» Страшное слово «война» выразительной репликой старичка-железнодорожника по отношению к новобранцам: «Милая ты моя... говядинка!» (книга первая, ч. 3, гл. 4).

— Как влияет война на людей, участвующих в боях?

Первые смерти — нелепые, навсегда врезавшиеся в память. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Сильнейшее потрясение вызывает у Григория убийство им австрийца (конец гл. 5 ч. 3). Это мучит его, не дает жить спокойно, ломает, калечит душу (ч. 3, гл. 10). Перемены разительны: его «гнула война, высасывала с лица румянец, красила его желчью».

Сцена столкновения казаков с немцами напоминает страницы произведений Толстого. Война в изображении Шолохова начисто лишена налета романтики, героического ореола. Люди не совершали подвига. Эту стычку обезумевших от страха людей «назвали подвигом» (см. ч. 3, гл. 9):

«А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались нравственно искалеченные. Это назвали подвигом».

Вспомним сцену награждения Наполеоном случайно выбранного русского солдата («Война и мир»). Это был «взрыв скотского энтузиазма», как было написано в дневнике убитого казака (запись от 2 сентября, ч. 3, гл.11), над жизнью которого посмеялись штабные писаря. Кстати, в этом дневнике как раз упоминается «Война и мир», где Толстой «говорит о черте между двумя неприятельскими войсками — черте неизвестности, как бы отделяющих живых от мертвых».

— Как ведет себя в полку Листницкий?

(Листницкий пишет отцу: «Хочется живого дела и... если хотите — подвига... Еду на фронт» (ч. 3, гл. 14). Листницкий с полком ходил в контратаку (ч. 3, гл. 15). На Юго-Западном фронте во время атаки под Листницким убили коня, сам он получил две раны (ч. 3, гл. 22). То есть Листницкий человек чести, храбрый офицер.)

— Охарактеризуйте образ Чубатого.

(Страшна фигура казака Урюпина по прозвищу Чубатый («Убивай, руби, не думай!» — ч. 3, гл. 12). Вспомним подобных ему Бек-Агамалова и капитана Осадчего из «Поединка» Куприна. Чубатый, которого боятся все лошади, который «срубил» пленного немца, соглашается с тем, что у него волчиное сердце».)

— Чем подвиг Григория отличается от «подвига» казаков в стычке с немцами?

(Григорий спасает человеческую жизнь. (См. ч. 3, гл. 20).)

— С какой целью изображает Шолохов батальные сцены?

(Батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое — что война с человеком. Ярко выражен нравственный протест против бессмысленности бесчеловечности войны. «Как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью, оттого прослыл храбрым — четыре георгиевских креста и четыре медали выслужил» (ч. 4, гл. 4).)

— Проанализируем сцену переживаний Григория по поводу убитого австрийского солдата (Т. 1, часть 3, глава 10). Что вы можете сказать?

(Убийство человека, даже врага в бою противоречит гуманной природе Григория. Любовью ко всему, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию — вот сущность характера шолоховского героя.

Безумство войны, в которой погибают невинные люди (бессмысленные жертвы положенные на алтарь чьего- то честолюбия) — вот о чем задумывается герой.)

— Какие изобразительные средства использует автор?

(Изобразительные средства Шолохова разнообразны: он показывает, как казаки списывают «Молитву от ружья», «Молитву от боя», «Молитву при набеге»; приводит страницы дневника одного из казаков, письма с фронта; лирически окрашены сцены у костра — казаки поют «Поехал казак на чужбину далеку...»; в эпическое повествование врывается голос автора, обращающегося к вдовам: «Рви, родимая, на себе ворот последней рубахи! Рви жидкие от безрадостной, тяжкой жизни волосы, кусай свои в кровь искусанные губы, ломай изуродованные работой руки и бейся на земле у порога пустого куреня!»)

— Какие качества Григория проявляются в сцене в госпитале? (Гордость, независимость, злость за все, что сделала война, вырвались у Григория в дерзкой выходке (ч. 3, гл. 23).)

— Как отражается война на жизни мирных жителей?

(«Чудовищная нелепица войны не щадит и невоенных. Мелеховы получают известие о том, что Григорий «пал смертью храбрых» — «незримый покойник ютился в мелеховском курене». Война разрушает и «незаконную» семью Григория и Аксиньи.)

III. Оформление тетрадей: запись выводов по беседе

Следуя традициям русской литературы, через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления (сцена у костра — солдатская песня) Шолохов ведет к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.

Домашнее задание (по книге второй)

1. Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков?

2. Новая власть и отношение к ней казаков.

3. Гражданская война как трагедия народа (подобрать эпизоды).

Дополнительный материал для учителя1

Первая мировая война. В ее изображении проявился аналитический талант художника, хорошо чувствующего запрос времени. Роман создавался между двумя войнами. Не успели подернуться пеплом костры Первой — империалисты начали подготовку новой, повторилось то самое, что было накануне 14-го — милитаристский угар, националистическая истерия, надежды на самые весомые «аргументы» — бомбы и снаряды... Разрабатывалась программа нового передела мира. Вот почему тема прошлой войны становилась важнейшей и для тех, кто на ее памятном материале разоблачал кровавые последствия милитаризма, и — с другой целью — для факельщиков теперь уже тотальной истребительной схватки — фашистских головорезов, извлекавших свои уроки из недавнего поражения Германии.

Войну изучали историки и военные стратеги, политики и экономисты, дипломаты и разведчики, деятели науки и искусства, медики и психологи. События прослеживались день за днем, решающие операции — по часам и минутам.

О той войне написано немало волнующих произведений. Сказали свое слово проклятия многие писатели мира — русские, немцы, болгары, французы, итальянцы, англичане, поляки, австрийцы, венгры, югославы, американцы. Гневом наполнены воспоминания тех, кто побывал в сырых окопах под огнем, уцелел десятым или двадцатым из состава воинской части.

Много общего с этой прозой есть и у Шолохова. Но его достижения даже на очень внушительном фоне мастерства А. Барбюса, Б. Келлермана, Э. Ремарка, Р. Олдинггона, Р. Роллана, Ж. Жионо, А. Цвейга, К. Федина — выдающиеся по охвату действительности, масштабности обобщения зримости картин фронтовых сражений.

Если героем военного романа был чаще всего интеллигент — честный, страдающий, растерянный, то у Шолохова на первом плане — сыны глубинной трудовой России, оторванные от неотложных дел на земле.

Шолоховская правда о войне — вот она. Русские воины трупами повисают на проволочных колючих заграждениях. Немецкая артиллерия выкашивает целые полки. Раненые ползают по жнивью. Глухо охает земля, «распятая множеством копыт», когда обезумевшие всадники устремляются в кавалерийские атаки и плашмя падают вместе с конями. Не помогает казаку ни молитва от ружья, ни молитва при набеге. «Крепили их к гайтанам, к материнским благословениям, к узелкам со щепотью родимой земли, а смерть пятнала и тех, кто возил с собою молитвы».

Первые удары шашкой по человеку, первые убийства — это остается в памяти на всю жизнь. Неизбывна боль и за землю: «вызревшие хлеба топтала конница», «там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали».

Всего лишь месяц войны, а как она искалечила людей. Стареют на глазах. Похабничают. Звереют. Сходят с ума.

Полуфеодальный режим, существовавший в стране, за время войны еще больше ожесточился. В армии стали нормой унижения, оскорбления, зуботычины, слежка, голодные рационы.

Бездарность и безответственность командования... Разложение в царском дворе, бессилие министров и генералов поправить дело...

Разваливался тыл. «Вместе со второй очередью ушла и третья. Станицы, хутора обезлюдели, будто на покое на страду вышла вся Донщина».

Надо было очень близко к сердцу принять боль земли русской, чтоб вот так скорбно сказать об этом:

Многих недосчитывались казаков, — растеряли их на полях Галиции, Буковины, Восточной Пруссии, Прикарпатья, Румынии, трупами легли они и истлели под орудийную панихиду, и теперь позаросли бурьяном высокие холмы братских могил, придавило их дождями, позамело зыбучим снегом.

Разоблачая жадных до власти карьеристов и авантюристов, привыкших распоряжаться чужими судьбами, всех, кто гонит свой народ на другие народы, прямо на минные поля и под пулеметный веер пуль, решительно протестуя против любого посягательства на право человека жить на земле, Шолохов противопоставил ужасам войны красоту человеческих чувств, счастье земного бытия. Страницы, посвященные дружбе, доверию, родственным чувствам, любви — всему истинно высокому, укрепляют веру в победу доброго начала.

В романе действуют монархисты, буржуазные демократы, сторонники военной диктатуры, сепаратисты, большевики. У всех свои взгляды, планы, программы. Материал романа как бы включается в наши современные размышления о судьбе Родины: что могло быть, если бы продолжалась власть монарха, если бы держался и дальше Керенский, если бы завершился победой корниловский путч, если бы осуществились планы сепаратистов вроде Ефима Изварина, если бы не произошли события 25 октября? Или вопросы иного порядка: если бы не покончили с собой генералы Марков, Каледин, не был убит в 1918 году Корнилов и не умер тогда же Алексеев?

По Шолохову реальна только та программа, которая не расходится с интересами большинства народа. Обстановка сложилась так:

Близкий дыбился фронт. Армии дышали смертной лихорадкой, не хватало боевых припасов, продовольствия; армии многоруко тянулись к призрачному слову «мир»; армии по-разному встречали временного правителя республики Керенского и, понукаемые его истерическими криками, спотыкались в июньском наступлении; в армиях вызревший гнев плавился и вскипал, как вода в роднике, выметываемая глубинными ключами...

Это настроение фронтовиков и большей части трудового народа в тылу, тянувшихся к миру, определило отношение к программам и лозунгам. Братание на фронтах свидетельствовало о том, что воины разных стран становились интернационалистами, искали «один язык», что им ненавистна война как пережиток варварства, что они за такой строй, который сохранит жизнь и даст свободу. Поэтому требование выхода из войны оказывалось народу ближе, чем призывы к ее продолжению до победного конца, да еще с угрозой применения смертной казни.

Сам Шолохов на стороне тех, кто боролся против милитаризма. Роман служит обличительным документом, картины кровопролития — а их очень много — даны во всех деталях и с такой убеждающей наглядностью, от которой содрогаешься.

Но мировая война для России — первый круг ада. Она пережила еще более неестественное — междоусобицу. Огромная территория находилась в огне. «Тихий Дон» — повествование о той трагедии. Свои убивали своих, придумывая для этого изощренные способы. Грабежи и насилия. Бандитские нашествия. Запои, расшатанная психика людей, вольное поведение жалмерок. Эпидемия тифа. Смерть вдали от родных очагов. Осиротевшие семьи.


13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!