СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 11 классе по теме "Чудики" В.М.Шукшина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок представляет собой краткое знакомство с биографией В.М.Шукшина как одного из самых ярких представителей "деревенской" прозы и анализ рассказов о "чудиках" ("Чудик", "Микроскоп", "Срезал").

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе по теме "Чудики" В.М.Шукшина»

Урок литературы в 11 классе

Тема: В.М.Шукшин как представитель «деревенской» прозы. «Чудики» Шукшина.

Цель: - знакомство с творчеством одного из самых ярких представителей «деревенской» прозы,

- работа над пониманием образа «чудика» как одного из вариантов воплощения русского национального характера.

Чудаки украшают мир

М.Горький


Ход урока

  1. Слово учителя.

В период «оттепели» (60-70-е гг.20 в.) в русской литературе появились новые направления: «деревенская» и «городская» (или «интеллектуальная») проза. Эти названия условны, однако они прижились как в критике, так и в читательской среде.

Писатели-«деревенщики» обращались за образами в мир послевоенной деревни, нищей и бесправной. Конечно, это связано и с тем, что многие из них сами имели деревенские корни. Они описывали жизнь русского крестьянства XX века, раскрывая тем самым характер человека, приближённого к природе и максимально погружённого в труд.

Особенность «деревенской прозы» заключается в обращении к глубинным основам народной жизни, в попытке возродить традиционную нравственность.

Одним из писателей, обратившихся к теме жизни деревни, был Василий Макарович Шукшин (1929-1974 гг). Он гордился своими крестьянскими корнями (родом из села Сростки на Алтае). Добросовестно нёс службу на флоте, позже много трудился. Он работал грузчиком, слесарем, учителем. Однако после окончания учёбы на режиссёрском факультете государственной киношколы, ставшей впоследствии институтом кинематографии, приобрёл известность как актёр, режиссёр и сценарист. Первый рассказ писателя «Двое на телеге» был напечатан в журнале «Смена» в 1958 г. В 1961 году шукшинские рассказы были изданы в журнале «Октябрь», а уже через два года напечатан первый сборник под названием «Сельские жители». Героями рассказов Шукшина становятся деревенские жители и выходцы из деревни.

Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района (ранее — Сростинского района) Алтайского края (ранее — Сибирского края) в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—1933), был арестован и расстрелян во время коллективизации, реабилитирован посмертно в 1956 году. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова; во втором браке — Куксина) (1909 — 17 января 1979), взяла на себя все заботы о семье. Сестра — Наталья Макаровна Шукшина (16 ноября 1931 — 10 июля 2005). После ареста отца и до получения паспорта Шукшин именовался по материнской фамилии Василием Поповым. Учащийся сельской семилетки, 1942 год. В 1943 году Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с половиной года, однако техникум не окончил. Вместо этого в 1945 году пошёл работать в колхоз в селе Сростки. В колхозе проработал недолго, в 1946 году покинул родное село. В 1947—1949 годах Шукшин работал слесарем на нескольких предприятиях треста «Союзпроммеханизация»: на турбинном заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире. В армию Шукшина призывали служить из поселка Бутово Московской области. В 1949 году Шукшин был призван служить в Военно-Морской флот. Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском флоте СССР. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В 1953 году был уволен в запас с флота из-за обнаружившейся язвы желудка и вернулся в село Сростки.

*Рассказ о жизненном пути писателя можно организовать в виде устного журнала, просмотра видеофрагмента урока из интернета или подготовленной учениками презентации.




*Основные разделы устного журнала:

1. Родина писателя.

2. Детство, родители, семья.

3. Юность. Образование.

4. Литературная деятельность.

5. Шукшин и кино.


  1. Викторина на знание содержания прочитанных дома рассказов (проверка д/з):

По рассказу «Чудик»

  1. ФИО главного героя и его возраст (Князев Василий Егорыч, 39 лет).

  2. Профессия героя (киномеханик).

  3. Сколько денег потерял герой в магазине? – 50 руб.

  4. К кому в гости поехал герой и куда? – к брату Петру на Урал.

  5. Сколько лет не виделись братья? – 12 лет.

  6. Сколько племянников у героя? – трое.

  7. Что сделал герой, что так разозлило сноху? – разрисовал детскую коляску.

  8. Кем герой мечтал стать в детстве? – шпионом.

По рассказу «Микроскоп»

  1. ФИ героя, его профессия – Андрей Ерин, столяр.

  2. Каким словом героя обзывала жена? – скважина.

  3. Зачем герой купил микроскоп? – чтобы бороться с микробами, найти средство продлить жизнь человека.

По рассказу «Срезал»

  1. ФИ героя, место работы? – Глеб Капустин, работал на пилораме.

  2. Синонимы к слову «срезал» - опозорил, унизил, поставил на место, щёлкнул по носу.

  3. В контексте рассказа главный герой, по вашему мнению, – положительный персонаж или отрицательный? Почему? – отрицательный.


  1. Работа в группах по анализу прочитанных дома рассказов


1 группа – рассказ «Чудик»

2 группа – рассказ «Микроскоп»

3 группа – рассказ «Миль пардон, мадам»

4 группа – рассказ «Срезал»

План краткого анализа рассказа

  1. Сюжет (экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка – эпилог).

  2. В центре повествования – главный герой: какой он?

- внешность

- характер, качества личности

- поступки, действия

- отношения с другими людьми

- отношение к миру, природе, жизни

4. Выступления групп.

5. Обобщение о теме урока: кто такие «чудики» Шукшина?

*возможно составление синквейна как итог работы по теме

ЧУДИК – чудак, дурачок, юродивый, блажной, блаженный;

- странный, придурковатый, чудаковатый, не от мира сего, не такой, как все;

- добрый, внимательный, открытый, простой, незлопамятный, сострадательный,

правильный, любящий, справедливый, правдивый;

- любит весь мир, жалеет других, не умеет обижаться, не помнит зла, помогае, сострадает,

любит природу, ищет смысл жизни, справедливость


Пример синквейна Чудик

Добрый, простой, не такой, как все

Не помнит зла, любит весь мир, ищет смысл в жизни

Эти герои несут в себе искры высшей правды, про которую многие забывают

Русский праведник, юродивый (божий человек), тот, кто воплощает в себе

русский национальный характер.


*Юродивый – тот, кто живёт по законам правды истинной, высокой, единственной, тот, кто живёт по совести!!! Земные блага его не интересуют.

- Какие литературные ассоциации вызывают у вас образы шукшинских чудиков?

Сходства - различия

- Левша Николая Семёновича Лескова,

- Юшка Андрея Платоновича Платонова,

- Матрёна Александра Исаевича Солженицына,

- Иванушка-дурачок из русских народных сказок,

- Платон Каратаев из романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

- Чем отличаются от других чудики – отрицательные герои? Например, Глеб Капустин в рассказе «Срезал»?

*Интересные высказывания детей

- …Смысл в том, что главный герой — Глеб обвиняет других людей, которые чего-то добились, в высокомерии, хотя высокомерным является именно он. Ему нравится быть в центре внимания, но каких-то серьёзных успехов в жизни он не достиг, поэтому внимание он получает за счёт унижения других людей. Он завидует успешным, по его мнению, людям, поэтому проявляет к ним необоснованную жестокость. А это тупиковый путь — жестоких никто не любит.

…Это говорит о том, что Глеб повернет разговор в нужное ему русло не с целью добиться истины в вопросе, а с целью «срезать» оппонента, выставить его посмешищем, оправдывая свою цель, скорее всего завистью и чувством несправедливости по отношению к самому же себе.

…Я вот, когда читал, видел только манипуляции. Вспоминал пословицу о том, кем ты являешься, если споришь с дураком. Нет, Глеб не дурак. Но он, явно, обыватель. Смотрит на все с какой-то своей стороны — это если предположить, что он серьезно. А предположить такое невозможно, потому что в рассказе прямым текстом автор говорит о мотивах Глеба. Спор ради спора. Спортивный интерес. Конечно, тролль.
…А Вы обратили внимание, какие фамилии выбирает автор для своих героев?
Журавлев и Капустин.
Небо и земля.
Автор сразу намекает на то, где один, а где другой в этом мире полемики.
Рассказ, кроме всего прочего, еще показывает, что в споре истина не рождается. В мире полемики огромную роль играет риторика. И тот, кто изначально выше, тот проигрывает.
И Журавлев спор этот проиграл, к сожалению, хотя выбрал правильное направление.

…Ёмко и очень живо описан пример, как действуют тролли и демагоги)))

Глеб Капустин — это типичный пример человека, целью которого является не поиск истины, а привлечение внимания, подпитка своего эго, поддержание своей легенды «режущего». Делает он это из зависти к городским или обиды, что не имеет возможности получить образование, или из-за высокого самомнения — особо не имеет значения.
Важно в этом рассказе то, что независимо от того, что скажет кандидат, полковник или еще кто со званием, Глеб Капустин это не воспримет и повернет разговор перед мужиками в нужное русло.


Домашнее задание: письменный ответ на вопрос «Нужны ли чудики сегодня и почему?»



*Теоретический материал для самостоятельного изучения (электронный ресурс РЭШ)

Главная тема творчества Василия Шукшина — это жизнь деревенского жителя. В своих рассказах он показывает читателю людей из народа, с их бытовыми заботами и тревогами, проблемами и конфликтами.

Человек в рассказах Шукшина, в основном, не доволен своей жизнью, бытом, он не хочет быть как все, мириться с этой «одинаковостью» и стремится показать свою индивидуальность не совсем стандартными и логичными поступками. Таких шукшинских героев и называют «чудиками».

В рассказе «Чудик» автор знакомит нас с одним из них так: «С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. И дождик редел, шлёпал крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри. В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал. Звали его — Василий Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом».

Простому обывателю непонятен чудик. У него необычный вид, он стремится к прекрасному, к получению новых знаний. Эти герои наивно пытаются доказать всем, что жизнь — это постоянный процесс поиска хорошего, доброго и справедливого, всего лучшего, что есть в обществе.

Шукшин говорит: «Есть на Руси ещё один тип человека, в котором время, правда времени вопиет так же неистово, как в гении, так же нетерпеливо, как в талантливом, так же потаённо и неистребимо, как в мыслящем и умном… Человек этот — дурачок. Это давно заметили (юродивые, кликуши, странники не от мира сего — много их было в русской литературе, в преданиях народных, в сказках), и не стоило бы, может быть, так многозначительно вступать в статью, если бы не желание поделиться собственными наблюдениями на этот счёт».

«Чудики» Шукшина не осознают своей чудаковатости, но продолжают свою борьбу. Борьба эта абсурдна и комична, но ведёт читателя к важным выводам.

Каждый из них имеет свои особенности:

- чудик – философ: мыслитель в рассказе «Алёша Бесконвойный» придумывает, как уйти от суеты;

- чудик – художник в рассказе «Чудик» воплощает свои творческие способности;

- чудик – правдоискатель в рассказе «Обида»;

- чудик – жестокий демагог Глеб Капустин из рассказа «Срезал».

Однако стоит отметить и важное сходство таких героев. Особенность речевого поведения «чудиков» предполагает некоторую отстранённость от общества. Герой рассказа «Обида» восклицает: «Как же так? С какой стати он выскочил таким подхалимом? Что за манера? Что за проклятое желание угодить продавцу, чиновнику, хамоватому начальству?! Угодить во что бы то ни стало! Ведь сами расплодили хамов, сами! Никто же нам их не завёз, не забросил на парашютах. Сами! Пора же им и укорот сделать. Они же уже меры не знают…».

Чудики не чувствуют комфорт в коммуникативных ситуациях с окружающими, и это приводит к последующим коммуникативным неудачам и конфликтам. Они остаются одинокими в своих стремлениях, не находят поддержки и понимания со стороны окружающих, чем вызывают жалость и сострадание. Однако из-за этих реакций такие герои больше ощущают свою нереализованность и никчёмность.

Шукшин не идеализирует чудиков. Однако, каждого из них он наделяет гуманностью и человеколюбием. В неспособности выразить себя, в этом комичном противостоянии простого человека с обыденностью автор показывает духовное содержание, обезображенное бессмысленной реальностью и отсутствием культурного развития. За смехом, за юмором в рассказах ощущается грусть и любовь к человеку. Автор пишет: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».

Для писателя это был непростой путь от сопереживания чудаковатым героям до понимания важности осмысления и обобщения исторического пути русского народа.

Очень тепло отзывался Шукшин о своих «чудиках». «Есть люди, – говорил он, – в городе ли или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. ОТ обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Их любят особой любовью за эту их отзывчивость в радости и беде. Они украшают жизнь, ибо с их появлением, где бы то ни было, изгоняется скука. Мне хочется рассказать об этих «странных людях», пример которых учит тому, как жить неинтересно». Чудик – это доброжелательный, застенчивый, уступчивый и гордый, насчастный и неунывающий человек. Таков герой рассказа «Чудик» Василий Егорыч Князев.


И вот этот добрый, скромный человек сталкивается с несправедливостью, равнодушием. Он тонко улавливает чужую неприязнь к себе, потому что нечего с него взять, никакой пользы. Но Чудик не обижается, не озлобляется. Он все прекрасно понимает и готов простить кого угодно. Да, он непрактичен, не умеет хитрить, обманывать, льстить. Но разве это плохо? Ведь все, что делал Чудик, исходило от чистого сердца. Поэтому наши симпатии на его стороне. Трудно жить таким людям, но именно благодаря им жизнь на земле становится лучше, чище. Отличительное, особенное в шукшинских героях связано, как правило, со стремлением как-то вырваться из заколдованного круга ежедневных забот и обязанностей, рядовых необходимостей, что-то противопоставить заведенному раз и навсегда ходу событий – словом, подняться, восторжествовать над обыденностью, повседневностью. Стремление это проявляется по-разному: порой серьезно, порой причудливо, порой уродливо, издевательски по отношению к себе и ближним. Но оно есть всегда


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!