СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 11 классе. «Красота души человеческой » (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор», 1959 г.)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного урока поможет учащимся задуматься над такими нравственными понятиями, как совесть, доброта, милосердие,чуткость,человечность" и осознать, говоря словами писателя, что "у тех людей лица  всегда хороши, кто  в ладах со своей совестью"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе. «Красота души человеческой » (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор», 1959 г.)»

Урок литературы в 11 классе.
Тема урока :«Красота души человеческой »
(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор», 1959 г.)
Цель: познакомить учащихся с личностью А.И.Солженицына, историей создания рассказа
«Матрёнин двор»;
- способствовать развитию наблюдательности, умения выделять главное в тексте;
помочь учащимся уяснить , что Матрёна - нравственный идеал писателя, на котором
должна основываться жизнь общества, и задуматься над такими нравственными понятиями
как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

Метод: регламентированная дискуссия.
Оформление: 1. Портрет А.И. Солженицына.
2. Текст произведения «Матрёнин двор».
3. Презентация.
4.Выставка книг писателя..
Эпиграф: У тех людей лица всегда хороши, - что в ладах с совестью своей.
А.И. Солженицын
…Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам нынче попросту необходим – мы должны его знать и слышать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права…
С. Залыгин ж. «Новый мир» ,1989 г.

Ход урока.
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Вступительное слово учителя об А.И. Солженицыне.

Ребята, сегодняшний урок мы посвящаем писателю А.И. Солженицыну, человеку нелёгкой
судьбы, полтора десятилетия назад изгнанному из своей родной страны. (Зачитать слова С.Залыгина.
III. Сообщение уч-ся о жизненном пути А.И. Солженицына. Рассказ об основных этапах жизни писателя.
Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 г. в обеспеченной и образованной крестьянской семье в г. Кисловодске. Воспитывала будущего писателя мать (отец был ранен на охоте и умер через 6 месяцев после рождения сына). Судьба А. Солженицына напоминает житие основоположника русского раскола протопопа Аввакума, одного из самых любимых Солженицыным персонажей русской истории.
Как и в житиях, биография писателя уже в детстве соединила в себе необычные события с повседневными мирскими делами. На всю жизнь запомнил А. Солженицын посещения с матерью церкви. Запомнились ему и длинные очереди женщин к тюрьмам НКВД в Ростове-на-Дону, куда переехали Солженицыны. С другой стороны, юноша вступил в комсомол, активно участвовал в общественной жизни, играл в любительских спектаклях, учился в 2-х институтах (физико-математический факультет Ростовского университета, затем заочно в Московском институте философии и литературы), мечтает стать писателем. Будто по закону жития судьба посылает ему два испытания. Сначала была война. В октябре 1941 г. его призвали в армию. После окончания офицерского училища (с конца 1942 г.и по 1945 г.) он командует на фронте батареей, награждён орденами и медалями. Именно в это время он начинает осознавать, что живёт слишком бездумной жизнью, упоён офицерской властью, желанием командовать. В письмах к другу он делится раздумьями об истории революции, о своих сомнениях о Сталине. В феврале 1945г. арестовывают их обоих. А. Солженицын получил 8 лет исправительно-трудовых лагерей, 5 из которых провёл в лагерях Подмосковья и Москвы, а последние 3 года – в Средней Азии. Затем был сослан на вечное поселение в Казахстан. Однако через 3 года последовала реабилитация.

В 1955г. А. Солженицын узнаёт, что у него рак и что жить ему осталось несколько месяцев. Он лечится в Ташкенте в онкологической лечебнице, и вновь, как в житии, происходит чудо. Рак отступает. Впоследствии А. Солженицын признаётся друзьям, что в нём живёт уверенность: вся последующая жизнь дарована ему свыше, и пока он пишет – у него отсрочка. Так рождается из-под пера А. Солженицына и чудом пробиваются к читателю «Один день Ивана Денисовича»(1962), «В круге первом»(1968,1978), «Архипелаг ГУЛАГ»(1973-1980)
Параллельно с книгами о ГУЛАГЕ А. Солженицын создаёт ряд произведений о смысле бытия, о человеческой ответственности, о добре и зле («Матрёнин двор», «Случай на станции Кречеткова»), о жизни и смерти («Раковый корпус»)
Лишь немногие из названных произведений появились в советской печати. Большинство текстов публиковалось на Западе, а в СССР они распространялись тайно, переписанные от руки, они читались ночью. Всё это не могло не раздражать власти.

В 1969 г. А. Солженицына исключили из Союза писателей.

В 1970 г. А. Солженицыну была присуждена Нобелевская премия. А в 1974 г. после ожесточенной компании против А. Солженицына в печати писатель арестован, заключён в Лефортовскую тюрьму, лишён советского гражданства и выслан в Западную Германию.
С 1976 по 1994 г. он живёт в Америке в штате Вермонт, сама природа которого близка русской. Отказывая себе во многом, работая по 10-12 часов в сутки, создаёт многотомный роман «Красное колесо», в котором ищет ответ на вопрос: Что стало истоком того скорбного пути, по которому пришлось пройти России в последующие 70 лет.
В 1994 г. А.И. Солженицын вернулся на родину.
- К сегодняшнему уроку вы, ребята, прочитали рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Но прежде , чем приступить к анализу произведения, давайте послушаем об истории его создания и публикации .
IV. Сообщение об истории создания и публикации рассказа.
Среди произведений А.И. Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили рассказ «Матрёнин двор», получивший иысокую оценку критики: «рассказ правдив», «рассказ талантлив».
Рассказ был написан в 1959 г., но впервые опубликован был в журнале «Новый мир» в 1963 году. Первоначальное название рассказа – «Не стоит село без праведника». Но по совету Твардовского А.Т., дабы избежать цензурных препятствий, оно было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе (1956) изменён автором на 1953 г. . Цензура не пропустила бы в печать рассказ, связывающий тяжёлую изнурительную жизнь русской деревни со временем правления Хрущёва.
V. Беседа.
Рассказ «Матрёнин двор» полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево Курловского района Владимирской области, где в феврале 1957г. произошла страшная катастрофа на железнодорожном переезде. Люди старшего поколения из Мильцево хорошо об этом событии помнят.
«Матрёнин двор» - это рассказ А. Солженицына о самом себе, о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись летом 1956г. «из пыльной горячей пустыни». Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог».
И герой рассказа «Матрёнин двор» Игнатьевич возвращается в Россию из пыльной горячей пустыни Казахстана. Он поселился в доме вдовы Матрёны Васильевны. Работает в сельской школе учителем математики. Волей обстоятельств писатель соприкоснулся с судьбой старой одинокой женщины.
- Какова тема, идея рассказа ?
Идея "Матрёниного двора" и его проблематика подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения героини, на примере раскрытия судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей.

Проблематика:

  • Русская деревня начала 50-х годов, её жизнь, обычаи, нравы.

  • Взаимоотношения власти и человека-труженика

  • Карающая сила любви.

  • Особая святость помыслов героини.

Композиция.

А. Солженицын разделил свой рассказ на 3 части.
-Как их можно озаглавить?
Изображение русской деревни начала 50-х годов.
Жизнь и судьба героини рассказа.
Уроки нравственности.
- Какой рисует автор героиню?
(Писатель не даёт подробного, конкретного портретного описания (как, например, описывается внешность Фаддея). Но им подчёркивается одна портретная деталь - «добрая», «лучезарная», «извиняющаяся» улыбка героини. И всё же к концу рассказа мы представляем облик Матрёны с её плавной, певучей, исконно русской речью, начинающейся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Авторская же характеристика дана в словах: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»).
Весь окружающий Матрёну мир в её темноватой избе с большой русской печью – это как бы продолжение её самой, частичка её жизни.
- Найдите художественные детали, важные для понимания главной героини.
Дом, в котором живёт человек, вещи, которые его окружают, много могут рассказать о нём.

- Каким был дом Матрёны?

- Какие вещи её окружали?
- Что узнал рассказчик о хозяйке дома, войдя в него?

- Расскажите о нелёгком жизненном пути героини.
Примерные ответы учащихся
.
- Жила она в ужасающей бедности.
-Когда-то давно и добротно построенный дом был старый, крыша, покрытая щепой, сгнила, посерели от сырости брёвна сруба и ворота. Но от дождей крыша ещё не протекала, и ветрами студёными выдувало печное тепло не сразу, лишь под утро, когда дул ветер с прохудившейся стороны.
- Убранством просторной избы Матрёны были горшки и кадки, установленные в приоконной части на табуретах. Висело тусклое зеркало, в которое совсем нельзя было смотреться.
- Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своём веку: разбитая любовь, смерть шести детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжёлая болезнь – немочь, житьё без пенсии.
В судьбе одной Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.
- Какой увидел рассказчик Матрёну, впервые войдя в дом? (зачитать отрывок)
По тексту: …Она лежала на русской печи, тут же у входа, накрытая неопределённым тёмным тряпьём, таким бесценным в жизни рабочего человека.
Лицо хозяйки показалось мне жёлтым. И по глазам её затуманенным можно было видеть, что болезнь измотала её.
-Кто же такая Матрёна Васильевна?
- Какой была жизнь Матрёны Васильевны до встречи с рассказчиком?
- Всегда ли она была так одинока?
- Какими заботами была наполнена жизнь этой одинокой деревенской женщины?
Примерные ответы учащихся.

- На каждый день у неё приходилось немало дел. Трудно было старой женщине разжиться торфом.
Километра за три с мешком под мышкой она ходила воровать торф, приходилось собирать старые пеньки, вывороченные трактором на болоте, собирала бруснику, копала картошку. У Матрёны одна - единственная коза, но и для неё собрать сена- «труд великий». Сама она объясняла нежелание держать корову так: «Э-эх, Игнатич …-… навильник».
Нередко Матрёна помогала колхозу, соседям выполнять ту или иную работу, которые пользовались её безотказностью.
- «Новый председатель, присланный из города, первым делом обрезал всем инвалидам огороды. Матрёне оставил 15 соток песочка, а 10 соток так и пустовало за забором».
Вывод учителя. Итак, день этой одинокой больной женщины был заполнен тяжким физическим трудом, заботами, не дающими Матрёне Васильевне умереть с голоду и холоду.
- В рассказе «Матрёнин двор» А.И. Солженицын достаточно наглядно раскрывает отношения власти и человека. Каковы эти отношения? И почему Матрёна так была одинока в своей борьбе за жизнь? Почему ей так было трудно?
Примерные ответы учащихся.
- Год за годом нигде не зарабатывала Матрёна Васильевна ни рубля, хотя без дела никогда не сидела. Четверть века проработала в колхозе не за деньги, а за «палочки», – пенсии не полагалось, потому что, как пишет с горькой иронией А.Солженицын, работала она не на заводе – в колхозе. Мужа не было уже 15 лет. На склоне лет, тяжело больная, Матрёна не имеет покоя и вынуждена буквально в поте лица добывать кусок хлеба. Автор рассказывает, как бесконечно долго и упорно эта женщина почти ежедневно преодолевает путь до сельсовета, хлопоча о пенсии. Но усилия её остаются бесплодны. Причина самая обычная: человеческое равнодушие. Интересы живого, конкретного человека подменены интересами государственными, казёнными. А когда Матрёна, наконец, добивается пенсии за потерю кормильца (а не за себя!), более опытные в жизни соседки подвели итог её пенсионным мытарствам: «государство - оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Далеко не радостное впечатление оставляет нарисованная автором картина. Но следует заметить: писатель не только осуждает власть, его голос полон сострадания.

- Ведь и со стороны родных ей помогали тоже мало. Они не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрёна будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрёну, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (потому и под поезд попала , что хотела подсобить мужикам). Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это. Была она одинокая кругом .
- Кто же виноват в том, что столько несправедливости было совершено по отношению к Матрёне?

Тяжело Матрёне. Но растеряла ли она тепло души своей? Ожесточилась ли она?
Примерные ответы учащихся.
- В работе забывала она свои обиды, на любое доброе слово отвечала светлой улыбкой. В работе находит смысл своей жизни.
- Матрёна Васильевна оставалась простой, сердечной и бескорыстной.
- Верно подмечает автор: «У тех людей лица хороши, кто в ладах со своей совестью».
- Матрёна сумела сохранить доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо. «У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». «Сердилась Матрёна на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу (вспомните, как приказывала жена председателя) шла помогать колхозу, не получая ничего за работу»).
- Героиня рассказа - редкий человек с безгранично щедрой и бескорыстной душой. Она не утратила способности откликаться на чужую беду. Ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами впрягалась она в соху и тащила ее на себе. Ни одной родственнице, близкой или дальней, не могла Матрёна отказать в помощи, оставляя часто свои неотложные дела. Не без некоторого удивления рассказчик подмечает и то, как искренне радуется она чужому хорошему урожаю, хотя у самой на песке никогда такого не бывает. И все окружающие бессовестно пользовались Матрениным бескорыстием.
- Все ли люди в Тальнове такие, как Матрёна Васильевна?
Вывод учителя:
И вот такие люди, которые заботились только о себе, о своём благополучии
погубили бескорыстную Матрёну.
- Как погибла Матрёна? Кто виноват в её гибели?
Примерные ответы учащихся.
- Конечно, виноват Фаддей. Ему нужно было захватить горницу, участок земли. Фаддей, которого она любила и перед которым чувствовала свою вину за то, что не дождалась его, за то, что он стал таким. Матрена не дождалась своего любимого, пропавшего на войне без вести по той причине, что смерть матери Фаддея, сватовство его младшего брата Ефима определили ее судьбу. И она решилась войти в тот дом, где, казалось, уже давно и навсегда поселилась ее душа. И опять же думала не о себе тогда Матрёна: «Мать у них умерла… Рук у них не хватало».
- Понял ли ее жертвенность Фаддей, возвратившись из венгерского плена?
- Нет, из его уст Матрёна слышит страшную и жестокую угрозу: «Если б то не брат мой родной-я бы вас порубал обоих». Эта угроза спустя десятилетия нагонит Матрену. Через 40 лет Фаддей выполнил угрозу.
«Перебрав тальновских, - пишет автор, - я понял, что Фаддей был в деревне такой не один».
- Гибель Матрёны Васильевны - закономерность или это стечение случайных обстоятельств?
Примерные ответы учащихся.
- Смерть Матрёны неизбежна и закономерна. Самое главное, что убило Матрёну, - это чужая корысть, алчность – вечная разрушительница жизни, человечности. А смерть выбирает лучших: уходит из жизни именно Матрёна. Такие всегда расплачиваются даже и не за свои грехи. С её гибелью разорвалась тонкая ниточка, соединявшая Матрёну– праведницу с другими жителями деревни. Ее смерть – начало распада, гибели нравственных устоев. Погибает Матрёна, а вместе с нею один из сыновей Фаддея и тракторист. Писатель рисует потрясение людей от происшедшего на железной дороге.
- А что же Фаддей?
- Фаддей, этот «ненасытный старик», потерявший элементарную человеческую жалость, обуреваемый единственной жаждой-жаждой наживы, – самая страшная фигура в рассказе, Даже на горницу «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать». Автор говорит о том, что Матрёну столько лет грело не погасшее к Фаддею чувство. А Фаддей? Ничто не дрогнуло в нем при виде мертвой Матрёны.
- Кто искренне переживает ее горе?(Анализ эпизода)
- Людей, искренне переживающих смерть Матрёны, очень мало: воспитанница Кира, близкая подруга, не забывшая спросить ее кофту, и «вторая Матрена». Все остальные лишь изображают горе, за их плачем и причитаниями ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства. Фаддей вообще не приходит на похороны – он занят спасением горницы. После смерти Матрёны тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, а из подкладки пальто выпотрошили (!) 200 похоронных рублей»…
- Кто же она, героиня рассказа, жертва или святая?
Первоначальное название рассказа – «Не стоит село без праведника»
не случайно, оно имеет глубокий смысл.
Праведник - так называли человека, поведение которого соответствовало религиозным заповедям. Но, к глубокому сожалению, в наше время это слово попало в число устаревших. А ведь когда-то это понятие было в чести.
«Словарь русского языка» С.Ожегова (1987): «Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности». (Не точная ли это характеристика Матрёны?).
Академический словарь русского языка.
1. Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии.
2. Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности.
Матрёна, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу.
Мир Матрены – это особый мир, мир праведника. Мир добра, милосердия, глубокой ду- ховности, о которой писали еще Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский. Но гибнет Матрёна (Ей тяжело было решиться отдать своей воспитаннице Кире еще при жизни завещанную горницу. Но Матрене жалко не саму горницу: ломка дома воспринимается ею как ломка всей ее жизни). Писателю важно было показать неразрывность дома и человека: разрушат дом - погибнет и его хозяйка. Так и случилось: рушится этот мир, растаскивается по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся примитивной житейской оценке.
Вывод: Да, финал рассказа горек. Матрёну сгубила чужая корысть, алчность, эта вечная разрушительница жизни, человечности, которая не выбирает жертв, а делает ими всех, кто оказывается в поле их воздействия.
Слово учителя:
- А как сам автор отвечает на вопрос «Кто такая Матрёна?»
( Работа по тексту. Зачитать концовку рассказа). ( «А она не имела, не гналась за обзаводом… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся наша земля.)
Подведение итога урока.
Какие же уроки нравственности преподаёт в этом рассказе автор?
Главный урок Солженицына заключается в том выводе, к которому он подводит читателя: юношеские мечты могут не сбыться, счастье не состояться, успех - не прийти. Человек должен пройти свой путь, предназначенный судьбой, сохранив в себе и мужество, и благородство, и всё высокое, что заложено в нём самой природой. И пусть слова А.И.Солженицына будут нам напоминанием о том, чтобы мы жили в ладу со своей совестью, чтобы каждый из нас помнил, что «только сердце делает человека человеком – всё остальное вздор» (Петроний Гай)
Домашнее задание : написать эссе «Нужны ли сегодня праведники?»
Использованная литература.
1. Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», №2,1991г. с 34
2. Журнал «Литература в школе» №5, 1989 г. стр.17
3. Журнал «Новый мир» № 8, 1989 г.,стр.71


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!