СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 11 классе "Анна всея Руси"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 11 классе, посвященный творчеству А.А.Ахматовой

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе "Анна всея Руси"»

Визитная карточка урока.

Предмет - литература.

Класс - 11 а (социально-экономический профиль)

Учитель - Полякова О.И.

Тема урока - "Анна всея Руси"

Тип урока: урок - литературный портрет

Цель: знакомство с особенностями творчества А.Ахматовой с опорой на биографию поэтессы.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить обучающихся с творчеством и личностью поэтессы; показать отражение в лирике глубины человеческих переживаний, патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой; пробудить интерес к творчеству поэтессы.

Развивающая: совершенствовать умения выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста, соотнося его содержание с критической и мемуарной литературой, фактами биографии; продолжить работу над развитием монологической речи.

Воспитательная: воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать; показать пример гражданского мужества, вызвать эмоциональный отклик на творчество поэтессы.

Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.
А. Ахматова

Пусть когда–нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети

Ход урока

I. Организационный момент.

II.

Начнем наш урок мы, как ни странно с домашнего задания. К следующему уроку вы должны будете написать сочинение - эссе "Я гражданин своей страны". как вы думаете, о чем будет ваше сочинение. Какие моменты вы должны в нем обязательно отразить? Почему именно сейчас мы пытаемся ответить для себя на эти вопросы?

17 лет – это возраст знаменующий выход человека в самостоятельную жизнь. Это возраст, определяющий становление личности, — поиск своего места в жизни. Это возраст, когда молодой человек ищет себя во всем. Этот прекрасный возраст называется – юношеским. В юношеском возрасте происходит существенное изменение самосознания — повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Что, на ваш взгляд, способно оказать определенное влияние на формирование мировоззрения, системы ориентиров и жизненных ценностей. Безусловно, это разные факторы, но одним из них продолжает оставаться жизненный пример, художественная литература.

Сегодня мы продолжаем разговор об А. Ахматовой, женщине-поэте, с одной стороны мягкой и таинственной, а с другой – твердой, прямой, открытой. Ахматова всегда вызывала неослабевающий интерес: и в период славы, и во время запрета. Ее творчество вызывало горячие споры, как во времена советской власти, так и в настоящее время, у современников осталось множество вопросов. Как вы думаете, о какой именно странице, грани творчества великой русской поэтессы пойдет речь сегодня? На этом уроке мы поговорим о гражданственности и способах ее выражения в творчестве.

Давайте определим для себя задачи сегодняшнего урока, опираясь на его тему.

В конце урока мы должны с вами знать становление и развитие темы гражданственности в творчестве А. Ахматовой; понимать авторскую точку зрения и уметь интегрировать полученные знания в современных условиях, аргументировать и доказывать свою точку зрения.

Творческий и жизненный путь А.Ахматовой был непростым и тернистым. На рубеже 19 и 20 века, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в Росси возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени “женская” поэзия – поэзия Анны Ахматовой. "Я научила женщин говорить..." Что значат, по-вашему, эти её слова?

Ее поэзия впитала в себя всю культуру 19 “золотого века”, начиная с Державина, Пушкина, Тютчева, продолжая Некрасовым и восхищавшим ее старшим современником Иннокентием Анненским.

“Такие поэты, как она, просто рождаются. Они приходят в мир уже сложившейся дикцией и неповторимым строем души”,- так пишет о ней поэт Иосиф Бродский.

А.Ахматова сознавала, что была современницей великих событий. “Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”- писала Ахматова в 1965 году

Она сумела пережить все: горе и обиды, войны и революции, гибель двух мужей и тюремные заключения сына в годы репрессий, гонения и нападки, боль непонимания, запреты печататься. Как удалось ей сохранить свое “я” и с достоинством пронести его через все невзгоды страшного века? Сегодня на уроке мы с вами поговорим об этом.

III. Работа по теме урока.

Индивидуальное сообщение   о творческой биографии поэтессы: А.Ахматова родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой. В одной из автобиографий Ахматова пишет: “Я родилась в один год с Чарли Чаплиным, “Крейцеровой сонатой” Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии – 1889. В ночь моего рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь – 23 июня…Назвали меня Анной в честь бабушки…

В то время я гостила на земле. 
Мне дали имя при крещенье - Анна, 
Сладчайшее для губ людских и слуха. 
Так дивно знала я земную радость 
И праздников считала не двенадцать, 
А столько, сколько было дней в году. 

Детство шло в Царском Селе, где “зелёное, сырое великолепие парков” было воспето великой русской поэзией. Где “…о чем - то повествовали сотни парковых водопадов, звук которых  сопровождал всю жизнь Пушкина…”. На лето семья выезжала на дачу под Севастополь, к развалинам древнегреческого Херсонеса, где Аня много бродила одна, ныряла с черных херсонесских скал, которые потом возникнут в поэме “У самого синего моря”. Писать стихи Анна начала с 11 лет.

В эти полудетские годы с ней рядом появляется один из главных людей в её жизни – царскосельский гимназист Коля Гумилёв любит её безнадёжно и упорно. Он пишет стихи, приезжает к ней в Крым. Анна любит другого. Ссорится с Гумилёвым, они расстаются, встречаются снова. В 1910году Николай Степанович издаёт в Париже журнал “Сириус”, в нём впервые за подписью “Анна Г.” опубликовано стихотворение Ахматовой “На руке его много блестящих колец”. Весной 1910 года она всё-таки вышла замуж за Гумилёва, и они поехали на месяц в Париж, где художник Модильяни сделал карандашный портрет Ахматовой. 1 октября 1912года у Ахматовой родился сын Лев. Не все безоблачно было в их взаимоотношениях, не зря в одном из стихотворений Гумилев писал: “Из логова змиева, из города Киева, я взял не жену, а колдунью...”, но привязанность друг к другу осталась навсегда.

В автобиографии об этих годах Ахматова пишет: “В 1910 году явно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие – в акмеизм. Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов – Мандельштамом, Зенкевичем, Нарбутом – я сделалась акмеисткой”. 

Актуализация знаний.

  • Что было характерно для творчества акмеистов?

(Акмеизм – художественное направление, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях. Туманности и намекам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма – возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского.)

V. Продолжение основной части урока.

Индивидуальное сообщение о творчестве Ахматовой: 14 июня 1910 г. состоялся дебют Ахматовой на "башне" Вячеслава Иванова. А в 1911 г. она начала печататься в петербургских журналах. Отец не одобрял выбор дочери – стать поэтом, и, узнав, что Анна хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, потребовал, чтобы она взяла псевдоним и “не позорила славную фамилию”. И дочь выбрала: Ахматова. Почему же Ахматова? Среди предков Анны Горенко по материнской линии был Ахмат-хан, потомок Чингиза, последний правитель Золотой Орды. “Я – чингизка”, – это произносилось ею с гордостью. Вслушайтесь: Анна Ахматова – пять открытых “а” – звучит завораживающе. И этот “исторический” псевдоним свидетельствовал об изощренном слухе семнадцатилетней девочки.

Ах, нищая бродяжка, –
Без дома, без семьи.
И кружка мутной бражки
Испита без вины.

Без подаяний славы
Да славная в чести-
Ты собственной державы 
Могла венец нести.

Да бог с ним, с этим чудом,
Которого так ждешь,
Оно б давило пудом, –
А ты легка идёшь,

Пряма, упруга, статна –
Царица на Руси.
Была б знатна, да знатна
Ты стала. Бог прости.

Бродягой-королевой
Тебя народ прозвал,
Такой царице верил,
Такую признавал,

Такую в сердце славил,
В душе своей хранил, –
А в мире нет для славы 
Достойнее мерил.



Слово учителя

Вхождение А.Ахматовой в литературу было внезапным и победительным. Ее первые книги “Вечер” и “Четки” принесли ей мгновенную славу. Сразу же она была дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов.Осип Мандельштам предсказал провидчески: “Ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России”. Она начинала свой творческий путь в рамках направления акмеизма, основателем которого считается Н.Гумилев. Акмеисты обращали внимание на предмет и обстановку, через описание которых они стремились передать душевное и психологическое состояние человека. Сборник стихов “Четки” - самая знаменитая книга Ахматовой – вышел в марте 1914 года. После выхода сборника “Четки” М.Цветаева назвала Ахматову “Анной всея Руси”. Ей же принадлежат и еще две поэтические характеристики: “Муза плача”, “Царскосельская муза”. Любовь – “пятое время года” - занимает в ее поэзии центральное место. Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в ее любовной лирике. Изображение романтически преувеличенных чувств не свойственно поэзии А.Ахматовой. Она говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, измене, отчаянии – обо всем, что близко многим, что способен испытать и понять каждый. Но разговор о любовной лирике Ахматовой нам только предстоит.

Индивидуальное сообщение о творчестве Ахматовой С самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой еще одна любовь – любовь к родной земле, к Родине, к России, которой Ахматова никогда не изменяла. В раннем сборнике “Белая стая” есть стихотворение “Молитва” (за которое М Цветаева ругала Ахматову, считая “что все, что написано в стихах, сбывается). Это молитва за Россию.

Стихотворение “Молитва”.

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар – 
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
1915 год.

1. Проследите, как развивается лирический сюжет стихотворения, как соединяется здесь повествовательное и драматическое начало.
      2. Выделите образные, стилевые средства, передающие крайнюю степень эмоциональной напряженности.
      3. Что позволяет говорить о выразительной точности слова в стихе Ахматовой?

Индивидуальное сообщение о творчестве Ахматовой Образ России – один из ведущих в ее творчестве. В основе ахматовского понятия Родина – образ земли. Разлуку с Родиной она считает высшим несчастьем, верность ей в самых трагических обстоятельствах – нравственным долгом.

    • Чтение стихотворения “Мне голос был”.

Мне голос был. Он звал утешно”

Мне голос был. Он звал утешно.
Он говорил: “Иди сюда.
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою.
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид”.
Но равнодушно и спокойно
 
Руками я замкнула слух,
 
Чтоб этой речью недостойной
 
Не осквернился скорбный дух.



1 Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?

  2. Выделите слова (образы, эпитеты), позволяющие судить о нравственной позиции автора

  3. Что вы можете сказать о тональности стихотворения? Какими художественными средствами она создается?

  4. В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как инвектива, т. е. произведение по своему характеру резко обличительное. Сможете ли вы, обратившись к тексту, подтвердить или опровергнуть это мнение?

Индивидуальное сообщение о творчестве Ахматовой: Война 1914 года отозвалась прямо или косвенно во многих стихотворениях Ахматовой. Она с болью отозвалась на трагедии военного времени в стихотворениях "Июль 1914", "Молитва" и др.. Это молитва за Россию, готовность на любые жертвы во имя ее светлого будущего.

Анна Ахматова не могла принять Октябрьскую революцию, потому что восприняла ее как катастрофу, которая разрушила сложившийся уклад русской жизни. Для нее это стало настоящей трагедией: “Все расхищено, предано, продано,/ Черной смерти мелькало крыло, / Все голодной тоскою изглодано”

Для Ахматовой слова “Родина” и “власть” никогда не были синонимами. Она знала, что без России ей не жить. Бегство она считала предательством.

Не с теми я, кто бросил землю”

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой...

Слово учителя

 В 1921 году вышел новый сборник стихов "Подорожник", в 1922 – "Anno Domini", они упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов России. На её стихи создаются замечательные романсы

Почти всё это десятилетие – 1912–1922– Ахматова окружена толпой поклонников; о ней слагают стихи, её портреты пишут Натан Альтман и Петров-Водкин, Анненков и Модильяни. От одного взгляда на эту женщину перехватывало дыхание. Особую выразительность её смуглому лицу придавали огромные, с зеленоватым оттенком, сверкающие умом глаза, а её высокий, стройный и невероятно гибкий стан продолжал оставаться на долгие годы предметом обожания многих художников, скульпторов, фотографов. Это удивительное, необычное сочетание красоты и таланта многих завораживало, притягивало, заставляло преклоняться перед ней. Вот портрет Анны Андреевны Ахматовой, написанный великим итальянским художником Модильяни. Женщина, изображенная на нем, спокойна и величественна, в её глазах отражен целый мир, сотканный из личных переживаний, размышлений, полный трагизма и веры в силу человеческих чувств и разума. Это портрет Поэта, а большой поэт – это всегда неизъяснимо влекущая тайна, которой окружена и его душа, и мысли, и сердце. Прикосновение к поэту подобно погружению в мир русской волшебной сказки. Но только сказки всегда имеют счастливый конец, а судьба русского поэта по большей части неизменно трагична.

Индивидуальное сообщение.  Да, трагическая судьба поэтессы начинается именно с начала 20-х годов.В 1925 году вышло негласное Постановление ЦК: Ахматову не арестовывать, но и не печатать. С 1925 по 1940 год – ни одной публикации. В эмиграции сразу отметили: “Ахматова замолчала... Замолчишь, когда за горло берут...”

Обрезали крылья – и я не летаю.
Обрезали крылья мне вдруг, на лету.
Обрезали крылья – за что? – я не знаю.
Обрезали крылья – за что? не пойму.
И падая вниз, обессилев от боли,

И падая вниз, с олимпийских высот,
Я знала:
На жизнь нет ни силы, ни воли,
Но верила в то, 
что талант не умрет.
И лежа в грязи у подножия века,
И лежа в грязи у закрытых ворот,
Шептала:
«Убили во мне человека»,
Кричала:
«Но только талант не умрет!»
Вы тело моё обезглавить сумели,
Но душу мою окрылить не смогли!
Меня раздавить у земли вы хотели,
Но подняли в небо от самой земли!

С чем это было связано? В августе 1921 года по обвинению в участии в заговоре контрреволюционной боевой организации арестовали Гумилева, мужа Ахматовой. Вскоре он был расстрелян. Лишь спустя 70 лет он был реабилитирован “за отсутствием состава преступления”. После расстрела Гумилева Ахматову не печатали, сын был арестован только за то, что он являлся сыном преступника-заговорщика. Льва Николаевича Гумилева арестовывали 4 раза. Восемнадцать лет он безвинно отсидел в лагерях. В воркутинском лагере в 1953 году умер второй муж Ахматовой – Н.Пунин. Злой рок преследовал ее везде.  В те годы Анна Ахматова начала писать свой “Реквием”. Эта поэма – напоминание живым о той беде, которая постигла Россию и ее лично в 30–40-е годы.

Индивидуальное сообщение о творчестве Ахматовой Хотя стихотворения Ахматовой в эти годы не печатали, но она не переставала писать. Запрет печати был снят лишь в 1940 году: тогда был подготовлен к печати сборник стихов “Тростник”, но он отдельным изданием не вышел, вошел в сборник "Из шести книг" (1940).

О том, как рождаются стихи, Ахматова рассказывает в цикле “Тайна ремесла”. В чем же видит она тайну творчества? По её мнению, стихи возникают из гущи самой жизни, а задача поэта состоит лишь в том, чтобы вовремя увидеть, услышать их, а затем – отразить на бумаге.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Индивидуальное сообщение  В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Ахматова выехала в Ташкент, в эвакуацию. Тогда Ахматова видит свое предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны. Ужасы войны, тяжелые последствия блокады, эвакуация, радость победы над врагом – все это нашло отражение в поэзии Ахматовой того времени. Об освобожденном от блокады и варварски разрушенном Ленинграде она пишет: О, горе мне! Они тебя сожгли... / О, встреча, что разлуки тяжелее!.. / Здесь был фонтан, высокие аллеи./ Громада парка древнего вдали...

Чтение стихотворения "Мужество"




В стихотворении “Мужество”, написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России.

Эти стихи перекликаются с тургеневским стихотворением в прозе “Русский язык”: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.”

Индивидуальное сообщение   В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой. В выступлении А. Жданова и в Постановлении ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград” поэзия Ахматовой объявлялась не только чуждой народу, но и враждебной ему.  Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов Ахматовой был уничтожен. Поражают своим клеветническим характером цитаты из выступлений известных нам писателей и поэтов на заседании президиума правления Союза советских писателей. Выступления опубликованы в “Литературной газете” 7 сентября 1946 года. Вот некоторые отрывки из них: 
– из выступления В.Катаева: “Ахматова никогда не считалась крупнейшей поэтессой, она всегда была поэтессой маленькой, для узкого круга.”
– из выступления С.Михалкова: Я не отнимаю у Ахматовой профессионального уменья, но она и до революции никогда не была в кругу своих современников выдающимся явлением. Как же могло случиться, что в наши дни ... она... получила вдруг ... незаслуженную популярность?..”

А Т. Трифонова в статье “Поэзия, вредная и чуждая народу” пишет: “Судя по ее творчеству, судьбы народа и России никогда не волновали Ахматову. Даже в стихотворении „Мужество" (1942 г.) Ахматова остается аполитичной и говорит лишь о сохранении „великого русского слова". Нельзя позволить мертвым традициям проникать в живой и растущий организм расцветающей советской культуры”.

И знаю я, как распинают на кресте,
И как вонзают гвозди в тело,
И как в лицо смеются смело,
И как плюют с задором все.

И знаю я торжественность венка
С терновым основанием под лавром,
И взгляд, что родственен был с тавром, 
Что хуже острого клинка;

И знаю я невинности позор,
И невозможность оправдаться –
Лишь честь с достоинством болтаться
Людской молве наперекор;

И знаю я всю боль глубоких ран,
И вкус кровавых слез текущих,
И варварство живое тело рвущих,
Предательство собратьев и  обман;

Всё знаю я… Но чаша не испита –
Ещё не раз мне гибнуть на кресте
И рисовать на жизненном листе
Святую проклятость пророка и пиита.

учитель.

В уфимской газете “Ленинец” 14 августа 1965 года была напечатана фотография бересты, на которой нацарапаны стихи Ахматовой. “Тираж этой книги – один экземпляр. И „отпечатана" она не на бумаге, а на берестовой коре,– говорилось в заметке.– Семь страниц, связанные простой веревкой, заполнены стихами Анны Ахматовой. Переписаны стихи от руки в трудное для человека время”. Эту книжку жена расстрелянного “врага народа” в 1937 году чудом переправила на волю. Вернувшись из лагеря, она рассказала, что эти стихи помогли ей выжить. Не эта ли история говорит о всеобщем народном признании А.Ахматовой как поэта.

Индивидуальное сообщение.  Только в годы “оттепели”, с середины 50-х годов, на страницах периодики стали снова появляться стихи Ахматовой, вышло несколько ее сборников:“Стихотворения 1909–1960” (1958), “Бег времени” (1965) Ахматова к этому времени перенесла несколько инфарктов, пережила смерти многих близких людей.

В шестидесятые годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Ее стихи появились в переводах на итальянском, английском и французском языках, за границей стали выходить ее поэтические сборники. Послушайте стихотворение из сборника “Белая стая” в переводе Ильи Шамбат.

Instead of wisdom - experience, bare, 
That does not slake thirst, is not wet. 
Youth's gone - like a Sunday prayer.. 
Is it mine to forget?

On how many desert roads have searched I 
With him who wasn't dear for me, 
How many bows gave in church I 
For him, who had well loved me.

I've become more oblivious than inviting, 
Quietly years swim. 
Lips unkissed, eyes unsmiling - 
Nothing will give me back him.

(Вместо мудрости - опытность, пресное 
Неутоляющее питье. 
А юность была как молитва воскресная... 
Мне ли забыть ее?

Сколько дорог пустынных исхожено 
С тем, кто мне не был мил, 
Сколько поклонов в церквах положено 
За того, кто меня любил...

Стала забывчивей всех забывчивых, 
Тихо плывут года. 
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых 
Мне не вернуть никогда.)

В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия в связи с пятидесятилетием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. В Риме в советском посольстве был дан прием в ее честь. (18 слайд) В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. В 1964 году Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония ее облачения в докторскую мантию. Анна Ахматова стала всемирно признанным поэтом, чья литературная слава была безмерной. К ней стремились попасть и маститые, и начинающие поэты, ее оценок ждали. К ней приезжали советские и зарубежные исследователи, изучавшие ее поэзию, историю русской литературы XX века. Ее авторитет был непререкаем.

Ахматова скончалась 5 марта 1966 в Москве после четвертого инфаркта. Похоронена в Комарове, под Петербургом. Высоко оценили ее творчество и современники поэта. Об этом говорят стихи, посвященные Анне Ахматовой. Если собрать все эти стихи, составится, пожалуй, огромный том. Светлая память о ней мы находим в стихах И.Северянина, А. Блока, Н.Гумилева, Б.Пастернака, О.Мандельштама, М.Цветаевой (цикл “Ахматовой”) и многих других

Заключительное слово учителя.

А. А. Ахматова занимает исключительное место в русской поэзии XX века. Современница великих поэтов периода Серебряного века, она стоит гораздо выше многих из них. В чем причина столь удивительной силы стихов Анны Ахматовой?

Уникальность лирики великой русской поэтессы заключается в том, что она, по словам Осипа Мандельштама, смогла впитать в себя “всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века”.

Чем ценны для нас произведения великой поэтессы? Произведения Анны Ахматовой интересны и ценны ещё и тем, что они дают богатейший материал для человека, стремящегося понять все сложности эпохи начала 20 века и почувствовать ее дух. Ведь внутренний мир ахматовской героини удивительно точно соответствовал миру, ее окружавшему. “Я – голос ваш, жар вашего дыханья, я – отраженье вашего лица”, – говорила А. Ахматова, и она была права.

Анна Ахматова прожила долгую и счастливую жизнь. Хотя можно ли говорить так о женщине, познавшей все лишения, перенесшей столько горя: расстрел первого мужа, гибель в лагерях – второго, постоянные аресты, ссылки, тюремные заключения сына. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые», – писал Ф.Тютчев,  «Горька судьба поэтов всех времен, тяжеле всех она казнит Россию», – пророчески утверждал Кюхельбекер.  Можно  привести в качестве доказательства биографии многих русских поэтов.

Почему же так складываются  их судьбы? «Поэт в России больше, чем поэт» . Художник в широком понимании этого слова – это человек, который воспроизводит в стихах жизнь через призму своего восприятия. Он чувствует свою ответственность за всё, что происходит в мире. Поэтому – то он и берется за перо или кисть, чтобы отобразить эпоху, весь её трагизм через свою судьбу, через свое сердце. Такую нагрузку не каждый может выдержать. Поэт – это человек, которому верят. Время определяет, прав он был или нет.

Ахматова выдержала. Признание пришло к ней. Она не произнесла ни одного лживого слова, ни одной лицемерной фразы. Выдержала она и испытание временем. Так и прошла по жизни с гордо поднятой головой. Чтобы она стала ближе для вас, послушаем её голос. ("Я научилась просто, мудро жить...")

Рефлексия. Финальный этап урока: экспресс-интервью.

Очень скоро нас с вами ждет финальный этап изучения предмета - ЕГЭ по русскому языку и литературе. Как вы считаете, можно ли использовать ссылки на творчество А.А.Ахматовой, частичный анализ её стихов в качестве аргументов сочинения-рассуждения. какие проблемы мы могли бы прокомментировать данными аргументами?

Просмотр клипа (запись ассоциаций, эпитетов, впечатлений)

Возвращаясь к началу урока, я хочу повторить вопрос, что из того, о чем мы сегодня говорили, сможет являться для вас нравственным ориентиром, служить примером для собственного становления в жизни? Ахматова сумела выстоять и в период гонений, и в период славы; сохранила человеческое достоинство и находила способы отстаивать собственное мнение, явилась примером стойкости и преданности Отчизне в годы испытаний. Ее жизнь была жизнью, достойной вечного признания и удивления. В наши дни имя А.Ахматовой произносится с чувством преклонения перед ее талантом. Она была права, когда говорила:

И все-таки узнают голос мой

И все-таки опять ему поверят.

“Анна всея Руси” - так называла ее Марина Цветаева. Надеюсь огонь, зажженный в ваших душах Ахматовой будет согревать вас всегда. Вы правы, она научила нас не сдаваться, жить по совести, не терять человеческого ни при каких обстоятельствах и видеть мир во всем его многообразии.

Подведение итогов, оценки за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!