СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе "Противники и сторонники Базарова. Испытание дружбой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока создан на основе поурочных разработок - пособия для учителей Беляевой Н.В. с применением различных приёмов развития критического мышления учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе "Противники и сторонники Базарова. Испытание дружбой"»

Урок литературы в 10 классе

Противники и сторонники Базарова. Испытание дружбой

*Конспект урока создан на основе поурочных разработок пособия Беляевой Н.В. с применением различных приёмов развития критического мышления учащихся.

Актуализация

В самом названии романа выделены две силы: «отцы» и «дети». Запишите в виде кластера свои ассоциации к этим словам.

Это главная проблема романа, которая раскрывается в социальном и общечеловеческом плане. Задачи урока — рассмотреть оба аспекта проблемы «отцов» и «детей» и определить, какой из двух для Тургенева важнее.

Теория литературы. Интерактивное задание – соотнесите термин и его значение

Проблема - вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения.

Конфликт - острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения

Деталь художественная - одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.

Двойник - герой, который вводится в художественное произведение, для того чтобы раскрыть образ главного героя. В произведении происходит их сопоставление и/или противопоставление

Противники. Базаров и Павел Петрович

Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей». (У Базарова «обнаженная красная рука», которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича «красивая рука с длинными розовыми ногтями», которую он не только не подал Базарову, но спрятал обратно в карман. Петр «в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича». Прокофьич «подошел к ручке к Аркадию». Таким образом, рука — показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а конфликт «отцов» и «детей» существует даже в среде слуг.)

Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в X главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы? (Они спорят о значении дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти.) Составить таблицу- ёлочку ( ствол – спорный вопрос, веточки одной стороны мнение Базарова, веточки второй – Павла Петровича). Суждения, с которыми вы согласны, обведите зеленым цветом, с которыми не согласны- черным (красным)

Спорный вопрос

Евгений Васильевич Базаров

Павел Петрович Кирсанов

О значении дворянства /аристократии



О нигилизме



О русском народе



Об искусстве



О природе



О власти



Итоги спора о «принсипах»:

Базаров прав:
Надо делать дело. Надо проверять любую истину 

Павел Петрович прав:
Нужна связь во времени, т. е. преемственность

Базаров не прав:
В отношении к прошлому: в принципах объяснения жизни через отрицание любви, природы, красоты, мечты (любовь — физиология, природа — мастерская, красота — польза, мечта — гниль)

Павел Петрович не прав:
В отрицании необходимости проверки жизни; в абсолютизации ряда истин; в постановке принципов во главу угла



Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения?

Старались ли они понять друг друга? Позиции Базарова и Кирсанова — крайности. Им не хватило: одному — чувства почтения «сына», другому — любви и понимания «отца». Они не искали истину, а просто выясняли отношения.

Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети. Начиная с ХIII главы автор снимает внешнее противостояние, антитеза переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.
     

 Сторонники.  Базаров и Аркадий

Рассмотрим взаимоотношения Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова. Заполните таблицу

Критерии сопоставления

Аркадий Николаевич Кирсанов

Евгений Васильевич Базаров

Происхождение

Дворянин

Разночинец

Политические взгляды

Либерал

Демократ - революционер

Отношение к нигилизму

Подражает Базарову, так как это модно

Руководствуется в жизни

Отношение к труду

Не приучен к труду, «сибаритствует» (ведет жизнь сибарита - праздного, избалованного роскошью человека)

Постоянно работает

Отношение друг к другу

Уважает за стойкость взглядов, ценит за силу воли, энергичность, умение работать

Иронизирует: «наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает»

Проследите по тексту II, III, VI, VII, IX, X, XXV, XXVI, XXVIII глав, как меняется отношение Аркадия к нигилизму. Найдите авторское отношение к нигилизму Базарова (гл. XI).

О чем говорят слова Писарева: «Аркадий... хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он — сам по себе, а идеи — сами по себе, болтаются как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка»? (Увлечение Аркадия нигилизмом — это дань моде, времени. Он подражает Базарову, что вызывает иронию автора.)
      

 Базаров - Ситников и Кукшина

Анализируя лексику XII и XIII глав, покажите авторское отношение к героям, которые считают себя учениками Базарова. Почему они изображены карикатурно? Какова их композиционная роль в романе? (Кукшина и Ситников нужны как фон, на котором раскрывается образ Базарова. Карикатурность, неестественность мнимых нигилистов оттеняют силу и мощь Базарова.)

Как вы считаете, прошел ли Базаров испытание дружбой? Аргументируйте свой ответ.

Тема семейная в романе «Отцы и дети»

Составьте кластер «Тема семейная в романе», взяв за основу три семьи: Кирсановых, Базаровых, Одинцовых. Проследите, как продолжается род каждой из этих семей.
       Охарактеризуйте взаимоотношения Базарова с родителями. Какова идейно-композиционная роль образов стариков Базаровых для понимания характера главного героя? (У Базарова нет близости с родителями, хотя он их любит и жалеет. Герой сознательно отказывается от семейных традиций, преемственности поколений, отрицает авторитеты, считает, что сам себя воспитал. Это герой времени, без прошлого и, как ни печально, без будущего.)
      Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова? (Павел Петрович уважает традиции, но отказывается от изменений в жизни. Это герой без будущего, у него все в прошлом. Он, как и Базаров, самолюбив, не поддается влиянию, одинок. Оба героя нежизненны. Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом. Должно быть так: и отцы, и дети. Жизненными остаются Аркадий и Николай Петрович, потому что один стремится забрать все лучшее от «отцов», а другой постоянно держит в памяти прошлое и пытается понять будущее. Эти герои создают семьи, т. е. продолжают род, имеют будущее.)
      Подведение итогов урока

В раскрытии социального аспекта конфликта романа Базаров остается один, один и Павел Петрович, так как Николай Петрович в спор почти не вступает. Если говорить об общечеловеческом, семейном значении заглавия, то в системе образов обнаруживается противостояние семьи Кирсановых и семьи Базаровых. Первая продолжает жить, а вторая постепенно уходит. Дети — это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого. Для Тургенева важнее семейные отношения, построенные по законам понимания, уважения. Только в семье передаются традиции из поколения в поколение. Человек, лишенный этого, не способен понять других. Базаров и Павел Петрович одиноки, а Аркадий и Николай Петрович близки друг другу, у них семьи, их жизнь продолжается.

Рефлексия

Кто из героев вам близок и почему?

К кому вы испытываете сочувствие? С чем это связано?

Разделяете ли вы взгляды Тургенева на этот вопрос?

Домашнее задание: проследить историю взаимоотношений Базарова и Одинцовой, рассказать биографию Анны Сергеевны (родители, замужество, воспитание Кати)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!