СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе по теме " Очерк жизни и творчества А.П.Чехова ".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока  литературы в 10 классе по теме: "Очерк жизни и творчества А.П.Чехова" дает возможность учителю планировать работу на основе исследовательской деятельности и педагога, и учащихся. Аналитическая беседа  по основным биографическим данным писателя помогает не только познакомиться с интересными фактами из жизни А.П.Чехова,но и полнее понять истоки формирования  личности, почувствовать особенности исторической обстановки в стране второй половины 19 века  и узнать о взглядах , мировоззрениях будущего  писателя. Данный конспект урока поможет учителю полнее раскрыть учащимся черты характера , интересы и  стремления А.П.Чехова как  писателя, драматурга , путешественника и удивительного человека, основными  качествами которого были не только наблюдательность, общительность, но и душевная щедрость , сострадание к простым  людям.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе по теме " Очерк жизни и творчества А.П.Чехова ".»

Конспект урока литературы в 10 классе

по теме « Очерк жизни и творчества А.П.Чехова».

Цели :

  • Образовательные: а). Познакомить учащихся основными фактами биографии писателя ,мировоззрениями и взглядами.

  • б) . Раскрыть влияние жизненных обстоятельств на развитие личности . в).Определять основные этапы жизни писателя. Развивающие : а). Способствовать всестороннему ,целостному осмыслению творчества писателя , в котором отражены его деятельность и судьба. б).Совершенствовать монологическую речь учащихся,умение обобщать сказанное, делать вывод , в).Определение жизненной позиции писателя . .г).Запоминать последовательность биографических данных. Воспитательные : а).Воспитывать интерес к творчеству писателя . б).Развивать духовно- нравственные качества личности. в).проявлять уважение к литературному наследию страны. г ).Бережное отношение к родному слову. Тип урока : комбинированный , освоение нового материала, закрепление пройденного.

Оборудование: портрет писателя, выставка произведений ,тексты.

Тип урока : комбинированный, урок освоения новых знаний. Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя. «Правда и красота ..всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле» ,-утверждал Антон Павлович Чехов в 80 г.г. 19 века. Писатель остро чувствовал переломное состояние мира и человека, влияние жизненных обстоятельств на судьбы людей ,влияние исторических событий на их взгляды и мировоззрения, принимая все, что происходило в стране, близко к сердцу. Неравнодушное отношение ко всему происходящему давало писателю силы отражать в своем творчестве злободневные ,насущные проблемы общества .Для воплощения своих взглядов Чехов искал и обрел особые художественные принципы. «Никаких сюжетов не нужно ,-сказал он однажды .-В жизни нет сюжета , в ней все смешано: глубокое с мелким ,великое с ничтожным, трагическое со смешным…Нужны новые формы »… «Новые формы» повествования были неразрывно связаны с раскрытием душевных движений человека ,со сложным смыслом происходящих событий окружающей жизни .Именно над этим писатель работал всю свою жизнь , отдавая всего себя без остатка людям. « Все , что я делаю, делаю только для людей»…- говорил А.П.Чехов в своих воспоминаниях.

-Но каким был его жизненный путь ? Давайте вместе попытаемся разобраться, чем близок и дорог нам Чехов и как писатель, и как человек.

2.Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы и цели урока.

( По вступительному слову учителя ребята определяют тему урока и цель ).

Фронтальная беседа :

-Какие впечатления детских лет оказали влияние на формирование личности будущего писателя?

-С какой целью Чехов предпринял поездку на Сахалин ? Как отразились сахалинские впечатления в творчестве писателя ?

-Каковы особенности мелиховского периода жизни писателя ?

Учащиеся отвечают на вопросы , используя свои сообщения , и составляют хронологическую таблицу по биографии А.П.Чехова ( самостоятельно, задание предварительно написано на доске) .

3.Работа над темой урока. Сообщения . Ученик : Антон Павлович Чехов родился 17(29)января 1860 г. в Таганроге .С ранних лет вместе с братом помогал отцу в бакалейной лавке. Обучение проходил в греческой школе, куда поступил в 1868 году ,после банкротства отца. Семья вынуждена была продать и лавку, и дом . Антон Павлович остался в Таганроге, чтобы закончить обучение. Семья уехала в Москву, материальное положение было тяжелым .Это оказалось большим испытанием для всех. Выбор профессии был определен.Московский университет, врачебный факультет .Все время подрабатывал , печатался .Был и репетитором ,и сотрудником журнала, печатая в них краткие юморески. Первый дебют в печати состоялся еще на первом курсе ,когда отправил рассказы в журнал «Стрекоза» и получил прекрасные отзывы современников. На развитие литературных способностей оказали влияние и детские впечатления , и жизненные наблюдения, и знакомство с особенностями творчества русских писателей . Ученик:Любил подписываться псевдонимами ,которых было у него около 50( Антоша Чехонте. Человек без селезенки ).Ученик : Женой писателя была артистка театра Ольга Книппер ( она пережила мужа на 55 лет)

Ученик: А.П.Чехов был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Одним таким событием стала поездка на Сахалин ( апрель-декабрь 1890 г.) ,изучал жизнь ссыльных .Поездка дала ему возможность быть полезным людям, ощутить всю тяжесть жизни на острове. На свои средства для жителей острова Чехов приобрел и теплую одежду , и медикаменты, и продукты, и книги. Думая о людях , он порой забывал о себе, о своем здоровье. Возвращался он больным и ослабленным. Путь его лежал через Владивосток ( ученик показывает фотографии- иллюстрации «Чехов во Владивостоке», рассказывает о посещении Чеховым города – памятные места, связанные с именем Чехова).

-Какое впечатление произвела на него поездка на Сахалин ? (Учащиеся высказывают свое мнение ,зачитывают отрывки из воспоминаний друзей ) . .-Безусловно ,поездка произвела на него неизгладимо тяжелое впечатление .Позже он признавался, что в его жизни и мыслях « произошли решительные перемены». Он , «бывший скорее язвительным , чем сентиментальным», своими чувствами и скорбными мыслями ни с кем не делился . Путешествие необратимо повлияло не только на образ мыслей , но и на его организм. Друзья считали , что именно « путешествие по отчаянным дорогам, в распутицу,на лодках между льдинами или пешком по колено в ледяной воде ,под дождем и снегом»,а также и напряженная врачебная помощь людям стали причинами его тяжелой болезни. На основе впечатлений от поездки писатель создает путевой очерк «Из Сибири. Остров Сахалин».

4.Аналитическая работа. Учитель : Как бы вы сейчас прокомментировали слова А.П.Чехова : «Желание служить благу должно быть потребностью души, условием личного счастья» ?( Учащиеся высказывают свое мнение по поводу поставленного вопроса ).Каким мы видим писателя в имении Мелихово? Почему он выбрал именно этот участок земли из всех предложенных?

Ученик : ( Примерно) Всю жизнь Чехов вглядывался в обыденное существование простых людей . И единственное желание , которое он испытывал ,-это помогать им , несмотря на любые жизненные обстоятельства ,не думая о себе.

Ученик : Жизнь в Мелихове .Имение Мелихово А.П. Чехов купил для своей семьи не случайно.Он всегда стремился к тому , чтобы его близкие люди были счастливы. Этот замечательный уголок природы , по его мнению, наполнял каждого умиротворением и приятными хлопотами. Именно в Мелихове Чехов открывает на свои деньги медицинский пункт , принимая больных и снабжая их лекарствами. Мелиховский период – это вдохновенная литературная деятельность писателя.. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Строит 3 школы для крестьянских детей , колокольню и пожарный сарай .Добивается открытия почты и телеграфа.Кроме того, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, кленами, соснами и дубками .Ученик: ( дополнительный материал ) У Чехова было 2 любимые собаки породы такса, он дал им необычные клички – Бром Исаевич и Хина Марковна.

5.Архивная группа учащихся.

Ученик : В мае 1898 года Чехов возвращается на родину ( после пребывания в Ницце, в Париже),едет в Мелихово. Живет в имении до сентября , пока не началась осенняя сырость,а затем едет в Ялту. Его жена артистка Ольга Книппер была уверена , что там ему будет лучше.

Ученик: В октябре писатель узнает о смерти отца. Он пишет сестре : « Грустная новость , совершенно неожиданная, опечалила и потрясла меня глубоко.Жаль отца,жаль всех вас…Мне кажется ,что после смерти отца в Мелихове будет уже не то житье».

Ученик: Из-за обострения болезни едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2(15)июля 1904 г.

Ученик : После смерти мужа по завещанию она получила дачу в Гурзуфе и 5 тысяч рублей.

6.Зключительная работа по обобщению материала.

Учитель :Какие произведения созданы А.П.Чеховым ?

Ученик : Произведения А.П.Чехова : « В ссылке», « Остров Сахалин», «Палата №6»- отражают впечатления от поездки по острову,рассказы « Хирургия», «Пересолил», «О любви», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Толстый и тонкий», « Хамелеон»,пьесы :«Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка» ( на сцене МХАТа в 1898 г. стала заслуженным триумфом драматурга),«Вишневый сад».

7.Учитель: В чем проявляются черты чеховской поэтики ?

Ученик : Черты чеховской поэтики проявляются в исторических истоках « новой драмы». Она выражает общественное пробуждение в период наступления нового столетия и нового общественного подъема.

Учитель : В чем это проявляется ?

Ученик :В этот период времени недовольство жизнью охватывает всю интеллигенцию, идет нарастание возмущения . Беспокойность становится фактом повседневного существования людей , на этой исторической почве и вырастает чеховская драма.

Ученик : В этот исторический период Чехов выступает и как писатель, и как общественный деятель ,и как драматург .Его творчество остается актуальным и в наше время, так как проблемы , вопросы и недостатки общества остаются прежними. (Словарная работа : 1.Воззрение( книжн.)-образ мыслей. 2. Биография – описание жизненного пути человека. 3.Мировоззрение – система взглядов на природу общества.)

8.Подведение итогов, комментирование оценок.

9.Рефлексия: Сегодня на уроке познакомились … Узнали … Учились … Наблюдали… Сделали выводы…

10.Домашнее задание :1.Составить хронологическую таблицу на основе материала урока.

2.Составить связный рассказ по биографии писателя.

3.Читать « Человек в футляре», «О любви», «Крыжовник».

4.Сообщение «Какие приемы использует Чехов в своих произведениях».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!