СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе по теме "Образ праведника в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока литературы для 10 класса по теме "Образ праведника в повести Н.С. Лескова " Очарованный странник" помогает познакомиться и с биографией писателя, и с особенностями его творчества, и с анализом произведения. 

Методические приемы  работы с учащимися 10 класса по данной теме  (беседа, групповая работа) помогают полнее раскрыть художественный мир писателя, ощутить своеобразие исторического времени, почувствовать себя исследователями литературного наследия Николая Семеновича Лескова, а творческий поход  учащихся к работе над  сообщениями и презентациями  дает им возможность раскрыть  свои умения  и навыки в выборе нужного материала. 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе по теме "Образ праведника в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник".»

Конспект урока литературы в 10 классе по теме

«Образ праведника в повести Н.С. Лескова “Очарованный странник ”.

Цели:

  • Образовательные:



а) раскрыть смысл понятия “праведник ”, смысл названия повести;

б)способствовать всестороннему, целостному осмыслению творчества писателя,

в) повторение литературных понятий : сюжет, композиция, экспозиция, повесть;



  • Развивающие:

а) умение анализировать текст, поступки героя;

б) сопоставлять, запоминать последовательность событий;

в) совершенствовать монологическую речь;

г) формулировать собственные выводы.



  • Воспитательные:



а) воспитывать интерес к творчеству писателя;

б) проявлять любовь к родине через знание исторических событий и особенностей характера русского человека,

в)духовно-нравственные качества личности.

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Методические приемы:беседа,групповая работа.

Оборудование: портрет писателя, выставка произведений Н.С. Лескова, наличие текста.

Время урока: 90 минут.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово учителя о наследии Н.С.Лескова .Одним из замечательных писателей своего времени стал человек , чье имя навсегда вошло в сокровищницу русской литературы 19 века.Николай Семенович Лесков.Его творчество оказалось удивительно созвучно крайне непростому характеру ушедшего столетия . Интерес к его писательской деятельности не исчезает .Самобытность языка произведений ,своеобразие характеров персонажей , неповторимость художественного слова писателя заставляют по –особому относиться к сложному миру его героев.В 1860 году Н.С.Лесков заявил о себе как публицист,его небольшие заметки и очерки печатались в петербургских и киевских изданиях.

Писательская карьера Н.С. Лескова началась в 1863 году, вышли его первые повести “:Житие одной бабы” , “Овцебык”, роман “Некуда”, “На ножах”, “Cоборяне”, напечатанный в журнале “Русский вестник” в 1872 году.

- В каких произведениях Н.С. Лескова, изученных вами ранее, затрагивалась тема труда, праведничества?

( Одним из самых ярких образов в галерее лесковских “героев-праведников” стал Левша (“Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе” (1881г.), а также “Тульский художник”(1883г.), “Человек на часах ”(1887г.))

- Каким был жизненный путь писателя? Что вы можете рассказать о его детстве, юности, зрелых годах? ( Презентация с фотографиями , иллюстрациями « По памятным местам писателя» - готовится заранее учащимися по желанию.)

3.Сообщения учащихся:

(1 ученик) –Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда, выходец из духовной среды. Детство , юность, пора взросления .Стремление к образованию. После разрыва с церковной службой поступил в Орловскую уголовную палату, дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, приобрел репутацию проницательного следователя.

(2 ученик)- Важную роль в судьбе будущего писателя сыграли родители. Мать Мария Петровна Лескова (урожд.Алферьева) была дочерью обедневшего дворянина. Раннее детство Н.С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года , когда отец покинул службу (ссора с начальством), семья –супруга, трое сыновей и две дочери переехали в село Панино, недалеко от города Кромы.

(3 ученик)- Н.С. Лесков поступил в гимназию, через 5 лет получил свидетельство об окончании лишь двух классов. В июне 1847 года поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец. После смерти отца от холеры ( в 1848г.), получил повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты.

Учитель: - Какое событие оказалось судьбоносным в жизни будущего писателя?

Ученик:- Переезд в Киев , при поддержке своего дяди С.П. Астафьева перемещен в штат киевской наземной палаты.

  1. История создания повести “Очарованный странник”.

Учитель: Какой увидели повесть “Очарованный странник” современники писателя?

Ученик: Современники писателя увидели необычное художественное произведение не только по содержанию и образу главного героя, но и по стилю написания. Повесть Н.С .Лескова “Очарованный странник”, написанная в 1872-1873 годах, произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета. Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено в сборнике рассказов, вышедшем под общим названием “Праведники” (“Фигура”, “Человек на часах”, “Несмертельный Голован ” и др.). Как отмечали впоследствии критики, “ лесковских ” праведников объединяют “прямодушие”, бесстрашие, совестливость, неспособность примириться со злом.

Сообщение учащегося об истории создания повести «Очарованный странник».Рассказ о жизненных событиях, повлиявших на замысел и написание произведения.

Учитель : Кем для писателя становится образ главного героя в повести ?

Ученик ( примерный ответ ): - Для писателя Н.С.Лескова образ человека –странника становится проявлением духовности, стремлением к осознанию поступков ,познанию самого себя через мученические душевные терзания , через борьбу страстей и благоразумия ,объединенных порывом к человечности, к единению с людьми.

5.Анализ произведения , обсуждение прочитанного .

Вопросы учителя : - Как вы понимаете смысл названия произведения «Очарованный странник» ? Что значит слово «очарованный»? Обратимся к толковому словарю В.Даля (выписку значения слова учащиеся делают заранее). / ОЧАРО́ВАННЫЙ, -ая, -ое.

1. Прич. страд. прош. от очаровать.

2. в знач. прил. Устар. Находящийся, по суеверным представлениям, под действием чьих-л. чар. И в светлом Киеве княжна Перед Владимиром восстанет От очарованного сна. Пушкин, Руслан и Людмила.

3. в знач. прил. Выражающий восхищение. Не спуская с пушки очарованных глаз, Ваня робко обошел вокруг нее. Катаев, Сын полка. Несколько секунд Андрей не отрывал от березы очарованного взгляда. Бубеннов, Белая береза./

- Какое впечатление оказал на вас герой после прочтения повести ? ( Мнения учащихся ).Что мы узнали о герое в начале произведения ?Что главное можно отметить в характере героя? (Примерные ответы : Двойственность натуры героя ,которого по описанию образа жизни и поступков нельзя отнести к положительным из-за его грехов ). Но что такое « грех»?

Словарная работа : Работа с толковым словарем В.Даля. Грех. 1.У верующих: нарушение религиозных законов и правил.

2.Предосудительный поступок .(перен. зн.)

Учитель : -Что можно сказать о фамилии героя ? Как бы вы раскрыли значение такого выбора писателя ? Словарная работа: Флягин — фамилия явно говорящая, если вспомнить «выходы» героя (его пьянство), а по словарю В.Даля означает:

1.бутылка, сосуд для питий;

2.сосуд — все содержащее, носящее в себе что-либо;

3.слепой исполнитель, орудие.

Иван (древнеевр.) «Бог милует», «Благодать Господня». Намек на избранничество героя, на «особенность» его судьбы,( Подтверждение текстом ).

Текст : «У них все: если взрослый русский человек – так Иван,а женщина –Наташа ,а мальчиков они Кольками кличут.»( гл.7 ) Отчество « Северьянович » ( в переводе с латинского языка) означает «суровый», что отражает определенные стороны характера человека. Таким образом, можно сделать вывод, что имя, отчество и фамилия оказываются значимыми для героя. Учитель: Когда впервые мы знакомимся с героем ?

-Найти описание портретной характеристики .Совпадает ли данное описание с вашим представлением о герое ? ( Главы 1-3) Ученик : Автор стремился показать героя в разных жизненных ситуациях, поэтому и оценка людей , окружавших героя, разная . «…Это был новый пассажир, который ни для кого из нас незаметно присел с Коневца. Он до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был или постриженный монах - этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и в самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему спутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор».

Почему темы странничества ,пути являются сквозными в данной повести ? ( Знакомство с героем в пути-это не только передвижение,а судьба, перерождение героя) Учитель: Когда происходит первое знакомство с героем ? Ученик : Первое знакомство с героем происходит в начале призведения , когда автор описывает путников, плывущих по Ладожскому озеру от острова Коница к Вааламу.Герой находится в пути .С момента спора пассажиров автор вводит своего героя.

6.Слово учителя :

- Итак, вечная тема странничества ,пути перекликается с темой превратности судьбы, которая рассматривается автором по – особенному . Неповторимость образа Флягина , его странность , трагические обстоятельства судьбы усиливаются описанием поведения героя и в мирской жизни , и в плену , и на службе. – Как оценивает герой собственную жизнь в 1 главе ? ( «…Погибая , и никак не мог погибнуть», « …многое …не своей волею делал» ).

- Как во 2 главе автор раскрывает особенность героя ?( « … обещанный Богом сын» .)

Ученик: - По мнению героя ,человек должен жить « толцытеся «,значит « постоянно действовать , не унывать ,ведь это грех».

- Какие поступки идут вразрез с законами жизни героя? Понимает ли Голован мотивы своих поступков ? Испытывает ли он угрызения совести ? Как наказывает сам себя?

( Полез в петлю , ощутил бессмысленность существования .)

- Какое значение имеет описание сна в 5 главе ? ( Хождение по мукам – расплата за преступления , за нежелание принять Бога ).

Учитель : В 5 главе автор описывает сострадание героя к матери, которая отдает ребенка. Что означает сострадать? Ответ ученика : Я думаю, сострадать означает брать часть мук на себя .Помогать человеку в его несчастье ,почувствовать себя единым целым с людьми ,нуждающимися в помощи. Учитель : Как ведет себя герой в плену ?Зачем автор привлекает в описании жизни героя наблюдения за природой ? Ученик :Автор старается раскрыть в герое и единение с природой , чтобы тот , в свою очередь,ощутил духовную близость с ней . Учитель : Почему же дальше , уже в 8 главе , герой опять грешит ? Почему предыдущая его жизнь не послужила уроком ? Ученик : Герой ни во что не верит . «…не верю, а слушаюсь…»,- говорит он в порыве искренних чувств, в желании излить душу , высказаться. ( Работа с текстом ). Учитель : Если рассматривать , как меняется герой в силу жизненных обстоятельств,то нельзя не обратить внимание на главы 13-19,когда речь идет о человеческой красоте на примере цыганки Груши.И вновь Иван берет на себя всю полноту ответственности за грехи другого человека , губящего собственную душу.И опять сострадание героя … Давайте посмотрим, как преобразился герой после знакомства с Грушей и как он переживает за то,что должен был выполнить ее волю.

Ученик : Принимает ее страдания как свои, потому что через страдания до него доходит смысл существования. После известия о смерти Груши, бредет неизвестно куда, погруженный в свои думы , ничего не замечая вокруг. ( Исповедь полковнику .-Зачитать отрывок)

«Много неповинных душ погубил …» И вина за смерть Груши тоже лежала на его плечах невыносимым грузом .

7.Осмысление прочитанного произведения . Учитель : Духовное становление героя проходило тяжело под бременем воспоминаний о прошлом, чувство вины возродило в нем желание быть полезным людям, дало возможность духовного роста . Каким же будет , по вашему мнению , дальнейший путь Ивана Северьяновича ?

Мнение ребят сходится в том , что героя ожидает монастырь ,покаяние , душа его , наконец, обретет покой и умиротворенность.

8. Обобщение и вывод : Таким образом , можно сделать вывод : герой нашел путь обновления души – покаяние , спасение. Он молится перед иконой «Благое молчание», молится не за себя - а народ. Для героя икона – спасение , слияние с жизнью народа , желание быть нужным им, отдать свою жизнь за благие дела : « Мне за народ помереть хочется». В этих словах мы ощущаем человека обновленного , сострадательного , ощущающего себя в ответе не только за содеянное , но и за будущее людей , готового нести свой крест « праведника» до конца.Через сострадание и помощь людям герой духовно совершенствуется. Учитель : Чем же является жизнь для Ивана Северьяновича Флягина ?

Учащиеся отвечают на вопрос : Жизнь для Флягина является чудом , очарованием. Он очарован многообразием жизни во всех ее проявлениях , участником которых он стал . Интерес ко всему , что происходит вокруг него , заставляет его быть не пассивным наблюдателем , а активным участником и неравнодушным человеком в си лу того , что через многое пришлось пройти и многое пришлось испытать на себе . Только человек сильный духом сможет покаяться и жить не для себя , а для других.

9.Подведение итогов урока .Комментирование оценок. Рефлексия : О чем заставил задуматься писатель. Что показалось сложным при анализе повести. Что понравилось при работе с текстом произведения Н.С.Лескова.

Повторили … Узнали… Учились… Наблюдали… Познакомились… Сделали выводы… Домашнее задание : Написать сочинение - миниатюру « Мое отношение к герою повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!