СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе "Ф.М. Достоевский: жизнь и судьба, этапы творческого пути"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит план урока с темами индивидуальных сообщений и отсылками к времени создания романа "Преступление и наказание" в романе Б.Акунина "Ф.М." часть1.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе "Ф.М. Достоевский: жизнь и судьба, этапы творческого пути"»

Ф.М. Достоевский: жизнь, судьба, этапы творчества.  Идейные и этические взгляды

Ф.М. Достоевский: жизнь, судьба, этапы творчества. Идейные и этические взгляды

 Гениальность Достоевского  неоспорима,  по силе изобразительности  талант равен, может быть,  только Шекспиру. М. Горький

Гениальность Достоевского

неоспорима,

по силе изобразительности

талант равен, может быть,

только Шекспиру.

М. Горький

Этапы биографии Детство Учёба в Военно-инженерном училище Литературный дебют: роман «Бедные люди» Кружок Петрашевцев Арест и каторга «Почвенничество» История создания романов «Преступление и наказание» и «Игрок»

Этапы биографии

Детство

Учёба в Военно-инженерном училище

Литературный дебют: роман «Бедные люди»

Кружок Петрашевцев

Арест и каторга

«Почвенничество»

История создания романов

«Преступление и наказание» и «Игрок»

Отрывок из романа Б. Акунина «Ф.М.» часть1 (стр. 158)

Отрывок из романа Б. Акунина «Ф.М.» часть1 (стр. 158)

Перелом в сознании  «Мертвым домом» назовет писатель каторгу, но сможет увидеть в каторжниках людей, вызывающих сострадание: «И сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?» Ответом на этот вопрос станет роман «Преступление и наказание» — виновато общество, которое нужно изменить.

Перелом в сознании

«Мертвым домом» назовет писатель каторгу, но сможет увидеть в каторжниках людей, вызывающих сострадание: «И сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?» Ответом на этот вопрос станет роман «Преступление и наказание» — виновато общество, которое нужно изменить.

История создания романа «Преступление и наказание» 1859- замысел, первоначальное название романа - «Пьяненькие», действие основано на реальных событиях. 2-я половина 1865 г. — работа над произведением, которое назвал психологическим отчетом одного преступления. Конец 1865 г.: «Я сжег все. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал все сызнова». 1866 – печать романа отдельными главами в журнале «Русский вестник»

История создания романа «Преступление и наказание»

1859- замысел, первоначальное название романа - «Пьяненькие», действие основано на реальных событиях.

2-я половина 1865 г. — работа над произведением, которое назвал психологическим отчетом одного преступления.

Конец 1865 г.: «Я сжег все. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал все сызнова».

1866 – печать романа отдельными главами в журнале «Русский вестник»

Проблемные вопросы —  Как в его сознании связываются религиозность и возрождение человека? (Каторга изменила взгляды Достоевского, повернув их к религиозному смирению. Каторга обострила гуманизм писателя, его сострадание «униженным и оскорбленным». Достоевский провозглашает новый взгляд на человека. Кто бы он ни был — он Человек.)  —  Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите основное направление его творчества. Как оно меняется в 1870—1880-е гг.?        «Бедные люди» — 1845—1846 гг.        «Записки из мертвого дома» — 1861—1862 гг.        «Униженные и оскорбленные» — 1861 г.        «Преступление и наказание» — 1866 г.        «Идиот» — 1868 г.        «Бесы» — 1870 г.  Обращая внимание на названия произведений писателя, можно сделать вывод, что под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности.

Проблемные вопросы

—  Как в его сознании связываются религиозность и возрождение человека? (Каторга изменила взгляды Достоевского, повернув их к религиозному смирению. Каторга обострила гуманизм писателя, его сострадание «униженным и оскорбленным». Достоевский провозглашает новый взгляд на человека. Кто бы он ни был — он Человек.)

 —  Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите основное направление его творчества. Как оно меняется в 1870—1880-е гг.?       «Бедные люди» — 1845—1846 гг.       «Записки из мертвого дома» — 1861—1862 гг.       «Униженные и оскорбленные» — 1861 г.       «Преступление и наказание» — 1866 г.       «Идиот» — 1868 г.       «Бесы» — 1870 г.

Обращая внимание на названия произведений писателя, можно сделать вывод, что под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности.

Писательская манера  Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя — внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего душевные движения, и показывает, что главное в писателе — это боль за оскорбленного и униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.

Писательская манера

Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя — внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего душевные движения, и показывает, что главное в писателе — это боль за оскорбленного и униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.

Домашнее задание Читать 1 часть романа, Отметить цитаты, изображающие Петербург.

Домашнее задание

Читать 1 часть романа,

Отметить цитаты, изображающие Петербург.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!