СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы «Устное народное творчество. Загадки»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы.5 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы «Устное народное творчество. Загадки»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Кировская школа-гимназия №2" Кировского района Республики Крым




Урок литературы в 5 классе

«Устное народное творчество. Загадки»







Учитель русского языка и литературы:

Кобец Любовь Александровна


































Конспект урока

«Устное народное творчество. Загадки»


1 слайд

Цели:

- выявление тематики загадок, знакомство с наиболее распространенными видами загадок;

-формирование логического мышления, устной речи учащихся, навыков выразительного чтения;

Задачи урока:


Образовательные:

  • систематизировать знания учащихся о жанрах устного народного творчества;

  • познакомить с происхождением и природой загадок;


Развивающие:

  • развивать умение отгадывать;

  • развивать творческие способности учащихся в процессе создания загадок;

  • развивать умение рассуждать и аргументировать свою точку зрения;

  • развивать навыки выразительного чтения


Воспитывающие:

  • приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;

  • воспитать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку;

  • воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову.

Тип урока: урок — объяснение нового материала.

Практическая значимость и актуальность:

Содержание урока связано с фольклорными традициями народа, работая с загадками, ребята развивают мышление, делают более образной, меткой, афористичной свою речь. Помнят историю народа. Сохраняют связи с нашей Родиной.


Структура урока:

  • Организационный момент.

  • Введение в тему.

  • Основная часть (представление жанров).

  • Итог. Выставление оценок.

  • Домашнее задание.

  • Рефлексия.


Оборудование: экран, мультимедийная установка, презентация “Фольклор. Загадки”; выставка детских книжек: потешки, загадки, прибаутки.


Ход урока


Эпиграф:

Начало искусства слова – в фольклоре”

А. М. Горький


1. Организационный момент.


Звучит народная музыка.


Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение : плохое или хорошее?


Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку. (Самооценка ребят).

Слайд №1.

У всех хорошее настроение. Солнышко поможет нам его сохранить на протяжении всего урока.


2. Подведение учащихся к восприятию нового материала:


Любая книга, или произведение, как мы говорим, создана чьим-то трудом. У произведения есть автор, который в результате творческого труда создал это произведение. Чтобы что-то создать, надо иметь материал, - главный из которых язык.


Сегодня мы начнем разговор о произведениях с самых древних времен, когда еще и письменности не было.


- Это устное народное творчество.


- В научной литературе его называют фольклор (на доску).


- Эти произведения с незапамятных времен складывались народными мастерами слова, передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Новые сказители совершенствовали текст, добивались все большей выразительности, точности слова.


- Так дошли до нас произведения устного народного творчества.


Запишем: Устное народное творчество, или фольклор, - словесное поэтическое творчество народа.

Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.

Второе значение слова – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Слайд№3.

В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но будем помнить, что даже словесный фольклор всегда мелодичен.


- Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?


- Ребята, какие жанры устного народного творчества вы знаете?


Дети подставляют к солнышку «лучики», на которых написаны жанры УНТ.

Наше «солнышко» засияло, заулыбалось, потому что вы, ребята, правильно назвали жанры УНТ. Это сказки, песни, пословицы и поговорки, загадки, частушки, небылицы, считалки. 

3. Объяснение нового материала

Сегодня мы будем говорить об одном жанре устного народного творчества – загадках.

Запишите в тетради: Загадки.


А что такое загадка? (Ответы учеников).

Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке.

Придумывать загадки – значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки – определять предмет или явление по признакам, действиям и подобию.

 Загадка – древнейший вид устного народного творчества. Своё название она берёт, как полагают фольклористы, от слова гадати, то есть думать, рассуждать, раскрывать что-то скрытое

2 слайд. Работа с таблицей. (В презентации заполнена левая часть таблицы. Совместно с учителем заполняется правая часть).

 

Устное народное творчество

Фольклор

От английских слов folk - народ, lore – мудрость. Фольклором называют искусство народа.

Жанры фольклора

Пестушки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, прибаутки.

Загадки

Определение

Загадки представляют собой свод знаний и понятий.

Что выражается в загадках?

Стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны.

При помощи каких художественных средств «сделаны» загадки?

Сравнение («Голубой шатёр весь мир накрыл»).

Антитеза (противопоставление) («Из живого – мертвое, из мертвого – живое»).

Отрицание («Не вода, а жидкое, не снег, а белое»).

Виды загадок

Загадки-иносказания

Загадки-описания

Загадки-вопросы

Загадки-шутки

Загадки с числами

 

4. Это интересно

Загадки возникли в глубокой древности. Их происхождение связано с мифологическими представлениями. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и всё это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому ее нужно задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе. Без этого знания представитель племени не мог стать равноправным членом общины.

Загадки принято было загадывать зимой, после Рождества, в мясоед и особенно – на Масленицу, нередко также до Рождества, на осенних посиделках и вечеринках, за общей работой или же на праздничных сборищах. Строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, во время появления приплода у скота, потому что это якобы грозило ему болезнями.

Отмечена тесная связь загадок с обрядами, магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и достижение успеха в скотоводстве. Отгадывая загадки о явлениях природы, животных и растениях, человек стремился воздействовать на силы природы, покорить их. Не случайно в мифах и преданиях враждебные человеку существа, олицетворяющие природные силы, отпускают пленных и даже погибают, если человек отгадывает предложенные им загадки.

5.  Ребята, а теперь давайте вместе будем отгадывать загадки. Внимание на экран.

7- 9 слайды

 Вы хорошо отгадывали загадки.


6.Физкультпауза

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(под минусовку частушек)

Всех ребят прошу подняться

И немножечко размяться.

Мы похлопаем руками

И потопаем ногами,

А теперь попрыгаем,

Ножками подрыгаем.


- Загадка удивляет и радует складной речью, метким словом.


Недаром в сказках герою нередко приходится проходить испытание загадкой: отгадаешь – быть, по-твоему. Не отгадаешь – голова с плеч.


6. Дома вам нужно было подобрать загадки. Кто хочет загадать выбранные загадки своим одноклассникам? (Желающие загадывают загадки, весь класс отгадывает).


7. Когда вы дома подбирали загадки, думаю, вы заметили, что тематика загадок очень разнообразна.

Обратимся к таблице. 10 слайд

 


Темы загадок

Примеры

Небо, земля, явления природы

Два быка бодаются – вместе не сойдутся (Небо и земля).

Синенькая шубёнка весь мир накрыла (Небо).

Вода, реки, ручьи

Что вверх корнем растет? (Сосулька).

Кругом вода, а с питьём беда (Море).

Насекомые

Маленький мужичок, а острый топорок (Пчела).

Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов (Муравейник).

Птицы

Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький (Курица).

Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает (Петух).

Животные

По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца).

Маленький шарик под лавкой лежит (Мышь).

Человек

Не часы, а тикает (Сердце).

Без чего не может жить человек? (Без имени).

Пашня, обработка хлеба

Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет (Плуг).

Согнута в дугу, летом – на лугу, зимой – на крюку (Коса).

Лес, деревья, кусты

Зимой с седой бородой, летом новая вырастает, осенью отпадает (Лиственный лес).

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голов (Берёза).

Овощи, ягоды

Не шит, не кроен, а весь в рубцах (Кочан капусты).

Посреди двора – золотая голова (Подсолнух).

 

Ребята, вы увидели, какое многообразие тем использовано в загадках. Конечно, эту таблицу можно продолжать еще очень долго. Тематика загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: человек.

 Обычно в загадке сталкиваются два предмета – описываемый и загадываемый, и в результате создается странная, совершенно фантастическая картина. Но в любом случае основным является такой способ загадывания загадки: указывается на свойства предмета загадывания, его функцию, способ изготовления, внешний вид – с замещением этого предмета другим.


8. Закрепление изученного.

А сейчас рассмотрим, как строится загадка. Слайд №7.

Ребята, давайте попробуем вместе составить загадку про снег.


Какой он? (Ответы учеников) Белый Пушистый Холодный. Можно слово “снег” заменить другим: Одеяло Ковёр Покрывало Мы говорим: снег идёт, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать загадку: Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны. А если так? Слайд №13.

Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот, кто умел их разгадывать, владел тайной речью и имел ключ к пониманию устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.


9. Ребята, предлагаю вам творческое задание

 Работа в группах

 1 ряд - используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.

2 ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках. Слайд №9.


10. Подведение  итогов.

 Произведения устного народного творчества – это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость. Конечно, разгадывание загадок является прежде всего развлечением. Но в то же время загадка – вызов человеческой мысли и весомый мотив для нахождения ответа на нее. Ведь недаром говорят: «Загадка, разгадка да семь верст правды».


11.  15 слайд. Домашнее задание

Прочитать статью учебника "Пословицы, поговорки". Записать в тетрадь по 5 известных пословиц и поговорок.

12.Рефлексия

Ребята, вспомните начало урока и поднимите знак, который укажет теперь на ваше настроение. Слайд №17.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!