СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Подготовка к домашнему сочинению по разделу «Я и мое детство»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Подготовка к домашнему сочинению по разделу «Я и мое детство»"»

Технологическая карта урока литературы


  1. Каримова Эльвира Равильевна

  2. Дата проведения:

  3. Класс: 7

  4. Тема урока: Подготовка к домашнему сочинению по разделу «Я и мое детство»

  5. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

  6. Место данного урока в содержании курса: раздел 1. Я и мое детство

  7. Учебник: Литература. 7 класс («Путь к станции «Я»»). Учебник в 2-х книгах. Кн. 1. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2008. – 288 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»). Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.

  8. Оборудование: учебная хрестоматия, мультимедийная презентация

  9. Методы: метод работы с текстом, фронтальный опрос, групповая работа

Цель: повторить и обобщить изученный материал, подготовить обучающихся к написанию сочинения


Задачи:

  1. Образовательные: совершенствовать навык анализа литературного произведения, диалогической и монологической речи; расширить кругозор обучающихся, познакомив с воспоминаниями великих людей, творчеством русских поэтов XIX – XX вв.;

  2. Развивающие: развивать умения обобщать, делать выводы, навыки построения монологических высказываний;

  3. Воспитательные: способствовать формированию мира чувств.


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока


Повторить и обобщить изученный материал, подготовить обучающихся к написанию сочинения.


II. Организационный момент. Введение в тему урока






















III. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста
















IV. Работа с текстом после чтения




– Добрый день, ребята! Как ваше настроение? Готовы ли вы к уроку?

(Обучающиеся приветствуют учителя и демонстрируют готовность к уроку).

- Откройте учебник на странице 100. Перед вами вопросы, ответим на первые три вопроса:

1. Есть ли что-то общее, кроме темы, в произведениях этого раздела? (есть, герои произведений имеют общие черты);

2. Как ты думаешь, почему многие писатели в своём творчестве обращаются к теме детства? Почему у них возникает потребность вспомнить и осмыслить своё детство? (детство – главная пора в нашей жизни, которую потом взрослый осмысливает всё оставшееся время);

3. Перечитай эпиграф к разделу «Я и моё детство». Как ты понимаешь его смысл? Как соотносится эпиграф с каждым из произведений, включённых в этот раздел?

«Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые…

Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей» И. А. Гончаров «Обломов»


- А теперь откройте стр. 101 и прочитайте текст. Выделите ключевые слова, определите главные смыслы текста.

«Автор и его герой в мемуарах и художественной автобиографии».

- В чём отличие мемуарной литературы от художественных автобиографических произведений? (Автобиографии и мемуары часто представляют собой отдельные, полноценные литературные произведения, поэтому они составляют особый жанр. Автобиографическая литература основана на личности ее автора, который пытается изобразить свою жизнь и свои размышления с помощью художественной формы. Мемуарная литература представляет собой воспоминания о прошлом, которые создаются на основе жизненного опыта автора. В данном случае, автор повествует о своей жизни и о том, что ему удалось пережить по причине определенных политических и исторических изменений, и для этого использует письма, дневники и различную документацию).


– Сочинение по разделу 1 «Я и моё детство» пишется дома. Мы составляем планы к некоторым из тем, приведённых в учебнике на с. 101.


Темы сочинений

1. Как (когда) я ощутил себя взрослым.

2. Человек, который повлиял на меня.

3. Доброта и жестокость в жизни героев А. Герцена, Л. Толстого, М. Горького (по выбору).

4. Я писатель. Зачем я пишу?


- Для начала давайте вспомним структуру плана, по которому мы пишем сочинение:

I. Введение

II. Основная часть:

1)

2)

3)

III. Заключение

- Давайте вместе попробуем составить план к первой теме. Затем я предложу вам свой план.

- Что такое быть взрослым?

- Как повзрослеть?

- Вот некоторые условия, при которых можно говорить о том, что человек повзрослел:

Много знать

«Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное». Ф.М.Достоевский

Уметь не прятаться от проблем

«Даже в пустяках надо быть правдивым». М.Горький.

«Для того, чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе».Л.Толстой.

Уважать родителей, уважать свою страну

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». А.Пушкин.

Быть гуманным

«Люди! Будьте человечны! Это ваш первый долг!» Ж.-Ж.Руссо.

Уметь дружить

«Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага». Аристотель.

Уметь любить

«Кто сам не любил никого, того, кажется мне, тоже никто не любит». Демокрит.

Стремиться к счастью

«Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «Я». Гегель.

«Жалок тот, кто живёт без идеала!». И.С.Тургенев.


- Что значит для вас быть взрослым? Вы ощущаете себя взрослыми?

- На слайде вы можете увидеть план, который я могу вам предложить.

- Следующая тема сочинения, которую я вам предлагаю разобрать «Я писатель. Зачем я пишу?» (беседа с учащимися по материал биографий писателей (сообщения), чтение отрывков из произведений).

- Хотели бы вы стать писателями? Что вас привлекает в писательском труде?

- Может быть кто-то из вас имел опят писать (рассказы, стихи), или вы ограничиваетесь только написанием сочинений в школе? Это тоже труд и не легкий.

- Мой план сочинения по этой теме на слайде.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.


Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



V. Итог урока

Детство и взрослая жизнь тесно связаны. Некоторые так и остаются до конца жизни детьми. А кто-то способен взглянуть на себя со стороны, вернуться во времени назад, перетасовать события – и тем самым рассказать миру и себе больше, чем просто историю, – историю о взрослении души, о поиске моральных ориентиров, о становлении собственного «я».


VI. Домашнее задание

Дома учащиеся пишут сочинение на одну из предложенных тем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!