II. Организационный момент. Введение в тему урока III. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста IV. Работа с текстом после чтения | – Добрый день, ребята! Как ваше настроение? Готовы ли вы к уроку? (Обучающиеся приветствуют учителя и демонстрируют готовность к уроку). - Откройте учебник на странице 100. Перед вами вопросы, ответим на первые три вопроса: 1. Есть ли что-то общее, кроме темы, в произведениях этого раздела? (есть, герои произведений имеют общие черты); 2. Как ты думаешь, почему многие писатели в своём творчестве обращаются к теме детства? Почему у них возникает потребность вспомнить и осмыслить своё детство? (детство – главная пора в нашей жизни, которую потом взрослый осмысливает всё оставшееся время); 3. Перечитай эпиграф к разделу «Я и моё детство». Как ты понимаешь его смысл? Как соотносится эпиграф с каждым из произведений, включённых в этот раздел? «Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые… Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей» И. А. Гончаров «Обломов» - А теперь откройте стр. 101 и прочитайте текст. Выделите ключевые слова, определите главные смыслы текста. «Автор и его герой в мемуарах и художественной автобиографии». - В чём отличие мемуарной литературы от художественных автобиографических произведений? (Автобиографии и мемуары часто представляют собой отдельные, полноценные литературные произведения, поэтому они составляют особый жанр. Автобиографическая литература основана на личности ее автора, который пытается изобразить свою жизнь и свои размышления с помощью художественной формы. Мемуарная литература представляет собой воспоминания о прошлом, которые создаются на основе жизненного опыта автора. В данном случае, автор повествует о своей жизни и о том, что ему удалось пережить по причине определенных политических и исторических изменений, и для этого использует письма, дневники и различную документацию). – Сочинение по разделу 1 «Я и моё детство» пишется дома. Мы составляем планы к некоторым из тем, приведённых в учебнике на с. 101. Темы сочинений 1. Как (когда) я ощутил себя взрослым. 2. Человек, который повлиял на меня. 3. Доброта и жестокость в жизни героев А. Герцена, Л. Толстого, М. Горького (по выбору). 4. Я писатель. Зачем я пишу? - Для начала давайте вспомним структуру плана, по которому мы пишем сочинение: I. Введение II. Основная часть: 1) 2) 3) … III. Заключение - Давайте вместе попробуем составить план к первой теме. Затем я предложу вам свой план. - Что такое быть взрослым? - Как повзрослеть? - Вот некоторые условия, при которых можно говорить о том, что человек повзрослел: Много знать | «Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное». Ф.М.Достоевский | Уметь не прятаться от проблем | «Даже в пустяках надо быть правдивым». М.Горький. «Для того, чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе».Л.Толстой. | Уважать родителей, уважать свою страну | «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». А.Пушкин. | Быть гуманным | «Люди! Будьте человечны! Это ваш первый долг!» Ж.-Ж.Руссо. | Уметь дружить | «Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага». Аристотель. | Уметь любить | «Кто сам не любил никого, того, кажется мне, тоже никто не любит». Демокрит. | Стремиться к счастью | «Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «Я». Гегель. «Жалок тот, кто живёт без идеала!». И.С.Тургенев. | - Что значит для вас быть взрослым? Вы ощущаете себя взрослыми? - На слайде вы можете увидеть план, который я могу вам предложить. - Следующая тема сочинения, которую я вам предлагаю разобрать «Я писатель. Зачем я пишу?» (беседа с учащимися по материал биографий писателей (сообщения), чтение отрывков из произведений). - Хотели бы вы стать писателями? Что вас привлекает в писательском труде? - Может быть кто-то из вас имел опят писать (рассказы, стихи), или вы ограничиваетесь только написанием сочинений в школе? Это тоже труд и не легкий. - Мой план сочинения по этой теме на слайде. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. Технология оценивания На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |