СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по творчеству В.В. Маяковского "Я сам расскажу о времени и о себе""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начало знакомства учеников с личностью Владимира Маяковского, попытка осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта и его произведений, развитие навыков анализа поэтического текста.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по творчеству В.В. Маяковского "Я сам расскажу о времени и о себе""»

Урок литературы по творчеству В.В. Маяковского в 11-м классе

"Я сам расскажу о времени и о себе"

Цели урока:

Начало знакомства учеников с личностью Владимира Маяковского, попытка осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта и его произведений, развитие навыков анализа поэтического текста.

Задачи:

художественное осмысление роли поэзии и назначения поэта;

работать со словом;

умение находить в тексте способы выражения авторского отношения к миру;

овладение историко-литературными знаниями.

Классный кабинет превращается в артистический подвал “Бродячая собака”. Учащиеся – зрители, пришедшие на вечер Маяковского.

Оформление кабинета:

Слайд 1.

Артистический подвал “Бродячая собака”

Гениальный поэт современности

Владимир Маяковский

читает свои стихи и

отвечает на вопросы слушателей.

На доске записана тема урока, помещен портрет Маяковского и представлены обложки первых публикаций поэта: “Пощечина Общественному Вкусу” (1912г.), “Я!” (1913г.), “Дохлая Луна” (1914г.), “Облако в штанах” (1915г.)

На потолке вверх ногами висит рояль (нарисован)

Ход урока.

1.Начало урока.

Учитель: Осенней ночью 1912г. на Сретенском бульваре в Москве прогуливались двое: коренастый, плотный мужчина лет тридцати и высокий, худой, неважно одетый молодой человек. Они о чем-то спорили. Остановились. Молодой человек, скрывая волнение и оттого не совсем уверенно владея своим великолепным рокочущим басом, прочитал стихи. Сказал спутнику, что это стихи одного его знакомого. На ночном бульваре разыгралась бурная сцена.

- Да это же вы сами написали! – воскликнул коренастый мужчина. – Да вы же гениальный поэт.

Утром следующего дня молодой человек – Владимир Маяковский – был публично объявлен гениальным. “Пришлось писать”. И тогда появилось “первое профессиональное” стихотворение “Ночь”, потом – “Утро”. Спутником Маяковского был Давид Бурлюк.

А 17 ноября в артистическом подвале “Бродячая собака” состоялось первое публичное выступление Маяковского с чтением стихотворений.

Давайте заглянем в этот артистический подвал, где уже не в первый раз шокирует своими стихами поэт Владимир Маяковский.

2. Основная часть.

В класс входят две женщины ( Бойко А., Густова К.):

I – Дорогая, вы слышали про какое-то новое течение, футуризм, кажется?

II – О, это чрезвычайно интересно!

I – Признаться, я ничего не вижу в этом интересного. Это просто какой-то балаган! И зачем они повесили рояль?! Ничего не понимаю.

II – Сядемте. Надеюсь, сегодня вы все поймете.

(Учащийся делает небольшое сообщение о футуризме как литературном течении) (Жанабергенова Жанна) слайды 3-5

Крик в зале: - Маяковский! Идет Маяковский.

Входит Маяковский. Слайд 6

I женщина – И это гениальный поэт?! Пугало какое-то.

Маяковский (встает перед публикой):

- Милостивые государыни и милостивые государи! Я – нахал, для которого высшее удовольствие ввалиться, напялив желтую кофту, в сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками, фраками и пиджаками скромность и приличие.

Я – циник, от одного взгляда которого на платье у оглядываемых надолго остаются сальные пятна величиною приблизительно в десертную тарелку.

Я – рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь надежда найти свое имя…

Я – …

Таков вот есть Владимир Владимирович Маяковский, молодой человек двадцати двух лет.


Реплика из зала (любой учащийся из класса):

- Убедительно просим, продекламируйте любое свое стихотворение.

Маяковский: - Я не декламирую, а читаю. Причем, я хочу, чтобы меня слушали не только вы, но и будущие поколения. Я думаю, что достоин грампластинки, а не просто рупора. А теперь я отвечу на все ваши вопросы.

(учащиеся задают вопросы, подготовленные заранее)

I – А зачем вы рояль повесили?

Маяковский:

- Потерпите до конца, узнаете.

II – Как вы себя чувствуете в русской литературе?

Маяковский: - Ничего, не жмет.

III – Маяковский, почему вы себя так хвалите?

Маяковский: - Мой соученик по гимназии Шекспир всегда советовал: говори о себе только хорошее, плохое о тебе скажут твои друзья.

IV – Почему вы все пишете о недостатках, о грязи, а не пишете о прекрасном, о розах?

Маяковский: - Я не могу не писать о грязи, об отрицательном, потому что в жизни еще очень много дряни. Я помогаю выметать дрянь эту. Уберем дрянь, расцветут розы, напишу о них…

V – Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.

Маяковский: - Мои стихи не море, не печка и не чума.

VI Маяковский, ваши стихи неприятно слушать, хочется уйти с вечера!

Маяковский: - О качестве моих стихов мне говорить неудобно, но знаю, что с моих вечеров еще никто не уходил.

VII – Ваши стихи мне непонятны.

Маяковский: - Ничего, ваши дети их поймут.

VII – Нет, и мои дети их не поймут.

Маяковский: - А почему вы так убеждены, что дети ваши пойдут в вас? Может быть, у них мама умнее, а они будут похожи на нее?

VIII – Пушкин понятнее вас.

Маяковский: - Пушкина читают сто лет. Не успел еще ребенок родиться, а ему уже читают “Евгения Онегина”. Я лично очень люблю Пушкина.

IX – А часто ли вы заглядываете в Пушкина?

Маяковский: - Никогда не заглядываю. Пушкина я знаю наизусть.

XII –Маяковский, кто будет читать ваши стихи после вашей смерти?

Маяковский: - Вы. А если не вы, то ваши дети. (слайд 7)

Слушайте,

товарищи потомки,

агитатора,

горлана-главаря.

Заглуша

поэзии потоки,

я шагну

через лирические томики,

как живой

с живыми говоря.

Уважаемые

товарищи потомки!

Роясь

в сегодняшнем

окаменевшем г….

наших дней изучая потемки,

вы,

возможно,

спросите и обо мне.

И, возможно, скажет

ваш ученый,

кроя эрудицией

вопросов рой,

что жил-де такой

певец кипяченой

и ярый враг воды сырой.

Профессор.

снимите очки-велосипед!

Я сам расскажу

о времени

и о себе.

Учитель: - Продолжите, пожалуйста, мою мысль. Человек открывается нам через его отношение к различным вещам. (к жизни, женщинам, своему труду и т. д.)

О личности поэта мы узнаем через его отношение к …

жизни

поэзии

женщине

Давайте ближе познакомимся с поэтом Маяковским через его отношение к жизни, к поэтическому труду, к своим слушателям и женщине. (слайд 8) Помогут нам в этом его стихи. Какие бы вам хотелось назвать произведения Владимира Владимировича Маяковского, раскрывающие отношение поэта к жизни. Какой он видел жизнь, себя в жизни? (слайд 9)

«А вы могли бы?»

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.


На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

1913

(Ильина, флейта.)

Учитель: Самый верный способ понять Маяковского - перевести его стихи в прозу. Каков сюжет стихотворения? Мир текста определяется предметами. Назовите эти предметы. На какие группы вы разделите эти слова?

Ученики: Вся именная лексика стихотворения легко членится на две группы: в одну войдут слова со значениями яркости, необычности и необыденности (краска, океан, флейта, ноктюрн); в другую — бытовая, вещная, обиходная лексика (блюдо студня, чешуя жестяной рыбы, водосточные трубы). На каком композиционном приеме построено стихотворение?

Антитеза: «поэтическое — непоэтическое». А поскольку тексту сразу же задана оппозиция «я — вы», то сама собой напрашивается интерпретация этого противопоставления: набросайте предметный ряд, связанный с местоимением Я – МЫ.

я

поэзия

яркость —

вы

быт

пошлость

Учитель: Но сам лирический герой связан с этим бытом, он не вне, а в толще бытовых значений. «Океан» как символ поэзии найден в студне, а в чешуе жестяной рыбы прочитаны «зовы новых губ»Так о чем стихотворение? Может быть, эти строки написаны человеком, которому не хватает безмерности любви и океана? Может быть, они о праве художника преображать будни, видеть поэзию там, где, казалось бы, ей совсем не место? О том, что только настоящий артист способен сыграть на водосточной трубе?

- С помощью какой способности человек может превратить обычные предметы в чудесные образы?

( Способности к воображению.)

- В какой сфере человеческой жизни эта способность является основополагающей? (В сфере творчества, искусства.)

- Так о чем же стихотворение? (Стихотворение о преобразующей силе искусства.)

Кадр из фильма. «Есенин и Маяковский. Поединок» (2.35-2.59) ( Слайд 10)

Учитель: - Какие ещё произведения раскрывают образ Маяковского-человека? (Слайд 11)

Поэма «Хорошо»

Я

земной шар

чуть не весь

обошел, —

И жизнь

хороша,

и жить

хорошо.

А в нашей буче,

боевой, кипучей, —

и того лучше.

Вьется

улица-змея.

Дома

вдоль змеи.

Улица —

моя.

Дома —

мои.


Окна

разинув,

стоят магазины.

В окнах

продукты:

вина,

фрукты…

Грудью

у витринных

книжных груд.

Моя

фамилия

в поэтической рубрике.

Радуюсь я —

это

мой труд

вливается

в труд

моей республики…


А моя

страна —

подросток, —

твори,

выдумывай,

пробуй!

Радость прет.

Жизнь прекрасна

и

удивительна.

Лет до ста

расти

нам

без старости.

Год от года

расти

нашей бодрости.

Славьте,

молот

и стих,

землю молодости.

1927

Учитель: Каким вам видится человек, написавший эти строчки? (слайд 12)

- Поэт - бунтарь, испытывающий величайшую радость от самой жизни, от того, что является частью истории. Для него важно не просто жить, а жить полной грудью, не плыть по течению, а самому создавать течение.

Кадр из фильма. «Есенин и Маяковский. Поединок» (2.02) (слайд 13)

Учитель: - Продолжите фразу. Поэт Маяковский видел свое назначение…

Докажите свою мысль словами самого Маяковского. (слайд 14)

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я — бесценных слов мот и транжир.


Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.


Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.


А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот.

[1913]

Учитель: Маяковский прочитал стихотворение на открытии кабаре “Розовый фонарь” 19 октября 1913 года.

- В чём смысл названия стихотворения? (Эпатаж, дерзость, вызов.)

- Что можно сказать о форме этого слова? К какому стилю оно относится? (К разговорному стилю, просторечию, чувствуется неуважительное отношение произносящего его к своему адресату.)

- Каково пространство первой строфы? (Закрытое грязное помещение, возможно, кафе или столовая.)

- Назовите предметный ряд стихотворения. (чистый переулок, обрюзгший жир, стихов шкатулок, мот и транжир, мужчина, капуста, недоеденных щей, женщина, устрица из раковин вещей, на бабочку поэтиного сердца, в калошах, толпа, ножки стоглавая вошь, грубому гунну)

- На какие группы вы разделите эти слова? Какой прием используется автором? Антитеза – толпа - поэт. Какова тема стихотворения? (Поэт и толпа.)

- В чём смысл метафоры «обрюзгший жир»? Какой образ рисуется вашему воображению? (Что-то противное, грязное, липкое, рыхлое, бесформенное; обрюзгший - усиливает впечатление бесформенности, рыхлости; это отталкивает.)


Поэт толпа

стихов шкатулок обрюзгший жир

мот и транжир мужчина, в усах капуста

поэтино сердце женщина – устрица

бабочка сердца грязные, в калошах и без калош

грубый гунн озверевшая толпа

стоглавая вошь


- Почему появляются шкатулки? Что в них хранится? (Самое дорогое, что скрыто от других, тайное, драгоценное.)

- Проанализируйте предметный ряд, связанный с образом поэта.

- Стихи – шкатулки? (В стихах – душа поэта, это самое дорогое. Он открывает её людям.)

- Почему называет себя мотом и транжиром? (Транжир и мот - человек, неразумно тратящий деньги, т.е. ценности, но здесь нет снижения. Для поэта слова дороже денег, он их щедро отдаёт людям.)

- Почему сердце сравнивается с бабочкой? (Она красивая, нежная, трепещущая, легко ранимая, требует защиты; сердце поэта такое же.)

- Кто такие гунны? (Монгольский народ, дикари.)

- Почему лирический герой так себя называет? Чью точку зрения он выражает? (Так считает толпа, для них он дикарь, потому что не такой, как они, «культурно-утончённые».)

- О чём говорит эпитет грубый? (Это его реакция на толпу – грубость.)

- Обратимся ко второму образному ряду. Дайте его характеристику.

Мы видим здесь не отдельные лица людей, а бесформенную массу, которую иначе как толпой не назовёшь. Автор выхватывает из толпы отдельные персонажи и разглядывает их.

- К кому обращается герой в первой строке? (К мужчине.)

- Какая часть туловища показана? (Голова.)

- Почему капуста в усах? (Объелся, больше не лезет.)

- Почему дважды используется приставка недо-? (Указание на неполноценность: недочеловек.)

- Какова женщина? (Она набелена, истинное лицо скрыто, как бы спряталась.)

- С кем сравнивается женщина? Почему? (С устрицей; примитивное животное, слизкое, бесформенное, сознание отсутствует, есть только инстинкты.)

- О чём говорит метафора «раковина вещей»? (Человек прячется в своём узком мирке, это само замкнутость, ущербность, отсутствие здоровых интересов.)

- Обратите внимание на слово грязные. Дайте его морфологическую характеристику. (Прилагательное перешло в существительное). Почему прилагательное выполняет роль существительного?

- Как усиливается неприятное впечатление в словах «грязные, в калошах и без калош»? (калоши – обувь для грязной погоды.) Назовите прием – градация.

- В чём смысл сравнения со стоглавой вошью? (Вошь – примитивное, абсолютно бесполезное кровососущее насекомое. Толпа, состоящая из множества людей, представляется одним стоглавым животным.)

- Почему толпа озвереет? (Проявятся звериные черты, ожесточится.)

Учитель: - Картина ужасная. Бабочка и грязная толпа несовместимы.

Конфликт достиг своего апогея. Как он разрешится? Кто победит?

- Что подразумевается под словом кривляться? (Герой отказывается подчиняться требованию толпы писать на заказ; он не шут для развлечений, не намерен угождать их пошлому вкусу.)

- «Я захохочу» - говорит герой. Над чем или почему он смеётся? (Это защитная реакция, как у Печорина из «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова.)

- Почему герой плюёт в толпу, причём дважды: делает акцент, переносит с одной строки на другую? (Наплевательское отношение – выражение безразличия к мнению толпы, к её интересам. У Маяковского расплеваться – значит раздружиться.)

Учитель: Таким образом решается конфликт. Поэт одинок. Но он с гневом и презрением, прямо, открыто бросает в лицо обывателям свой стих. Не случайно повторение последней строки первой строфы. Он – поэт, волшебник, у него есть бесценные сокровища – стихи, которые никто не отнимет.

В стихотворении “Домой” 1925г. Маяковский писал:

Я хочу

Быть понят моей страной,

А не буду понят,-

Что ж,

По родной стране

Пройду стороной,

Как проходит косой дождь!

Учитель: - На ваш взгляд, мог ли Маяковский быть в стороне от жизни страны? Какими строчками вы можете это подтвердить?

Жизненная позиция лирического героя Маяковского - созидающая и одновременно бунтарская. Он художник, творец красоты, новых отношений, мыслящий человек. Активная творческая позиция героя – гуманиста находит выражение в социальной активности, в нежелании смириться с существующим порядком вещей и перерастает в социальный протест. В основе всего творчества Маяковского - острая боль за человека.

(Звучит стихотворение “Послушайте!” в исполнении учителя).

Учитель: “ Послушайте!” Это не обращение к вам, это название стихотворения - “Послушайте”

- Что это? Призыв, просьба, приказ…

Кадр фильма Маяковский и Лиля Брик. (слайд 15)

– Что значит для поэта любовь? (Что значит для Маяковского любить?)

Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Во весь голос» (Горшков Алексей)

(Это не ослепляющая человека страсть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой.) Это единство земного и небесного.

– Какие строки говорят о масштабности этого чувства? Прокомментируйте эти строки.

Маяковский, как он пишет о самом себе, — “сплошное сердце”. Уже в ранних стихах он предстает обреченным гореть на “несгораемом костре немыслимой любви”. Предчувствие любви, ее ожидание — “Будет любовь или нет? Какая — большая или крошечная?” — вот что наполняет монологи героя. Его душа ищет любви, и потому он пишет: “Себе, любимому, посвящает эти строки автор”. Его чувство остается невостребованным:

Любимая женщина, появившись однажды, навсегда наполняет смыслом существование героя. Но его счастье — мучительное и недолговечное: разлуки и измены суть постоянные спутники любви; однако, несмотря на это, герой находит в себе силы сказать:

Любовь – это с простынь,

бессонницей рваных,

срываться,

ревнуя к Копернику,

Его, а не мужа Марьи Иванны,

Считая

своим соперником…

(Вл. Маяковский “Письмо… Кострову…”)


Маяковский: - Ну, на остальные вопросы ответить не успею. Приходите за ответами через 100 лет.

XIII – Позвольте, но зачем же вы рояль повесили?

Маяковский: - Так чтобы заинтересовать вас и заставить высидеть всех до конца нашего вечера.

XIV – Маяковский! Вы что, полагаете, что мы все идиоты?

Маяковский: - Ну что вы! Почему все? Пока я вижу перед собой только одного… Всего хорошего. (уходит)


Диалог двух женщин:

I – Нет, это просто неслыханная наглость, хулиганство! Да он отъявленный хулиган. Что он себе позволяет?!

II – Милая, вы его совсем не знаете. Публика, знающая его только по выступлениям, понятия о нем не имеет. В жизни это совсем другой человек. В сущности, он очень застенчивый. Скандалист на эстраде, он в жизни самый скромный человек из всех наших писателей. Говорят, он очень боится одиночества, и поэтому много выступает, всегда стремится быть на людях. Слышала, что он тяжело пережил любовную драму. Влюбился с первого взгляда в молодую девушку и даже посвятил ей целую поэму.


Учитель: Сегодня Маяковский попытался “шагнуть через лирические томики” и “сам рассказать нам о времени и о себе”. Ему это удалось?

(учащиеся высказываются, изменилось ли их мнение о Маяковском, что поразило, что привлекло внимание)

Учитель: И в силе, и в слабостях он предстал человеком предельной самоотдачи. Никакой идеи, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Он пришёл в мир для жизни, для борьбы, он перенасыщен энергией действия: “И чувствую – “я” для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо”

(В предсмертной записке Маяковский напишет: «Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил». Чтобы избежать кривотолков, поэт рассказывает «о себе сам».

Домашнее задание: 1. Подготовить сообщение о биографии поэта.

2. Выучить одно стихотворение В. В. Маяковского наизусть.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!