СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по роману Лермонтова "Герой нашего времени"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по роману Лермонтова "Герой нашего времени"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по роману Лермонтова "Герой нашего времени"»

Конспект урока по литературе в 9 «Ж» классе 
Учитель русского языка и литературы

филиала МБОУ «Стрелецкая СОШ» в с. Авдеевка

Маркитанова О. В.

Дата проведения урока – 26 января 2017 г


Тема урока «Печорин как представитель «портрета поколения»





Печорин как представитель «портрета поколения».

( По главе «Бэла» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Цели:

образовательная:

научить детей характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке; помочь учащимся увидеть незаурядность характеров героев

развивающая:

развивать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

воспитательная:

воспитывать интерес к духовному миру героев литературы, о духовной красоте и внутреннем богатстве личности; способствовать нравственному воспитанию, воспитанию интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова; воспитывать активную жизненную позицию учащихся.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Литературная разминка по главе «Бэла».

Кроссворд по 1 главе романа «Герой нашего времени». По горизонтали:2.Кто такой абрек? Как вы понимаете это слово? 4.Кто это: «Славный был малый, только немного странный». 7.Орудие убийства. 8. Кличка лучшего друга абрека , не раз спасавшего его от смерти. 9. Имя героини романа. 11. Животное-друг абрека? 12.Где происходят события? 14. Животное, на которое опасно охотиться. По вертикали: 1.Что оставил герой романа Максим Максимычу? 3.Что разлучило главных героев? 5.Любимое занятие от скуки главного героя. 6.Кто сказал эти слова:«Как она пляшет! Как поет! А вышивает золотом — чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…» .9. Кем он является героине?10. Какое чувство держало героиню в плену? 13. Кто убил героиню? Его имя?

 

 

 

 

 

 

1   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3   

 

 

 

 

 

 

 

 

4   

 

 

5   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6   

 

 

 

 

 

 

7   

 

 

 

8   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9   

 

10   

 

 

11   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12   

 

 

13   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





2. Основополагающий вопрос.

«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец!.. И то и другое будет ложно».

Кто же он- герой Лермонтова?

3.Обратимся к тексту повести «Бэла». Дома вы составляли план главы. Теперь отберем эпизоды, наиболее важные для понимания характера Печорина.

  1. Рассказ Максима Максимыча о Печорине.

  2. Печорин и Бэла. (История взаимоотношений до похищения).

  3. Печорин и Бэла. Любовь и смерть героини.

  4. Печорин на фоне других героев повести.

  5. Исповедь Печорина.

  6. Пейзажные зарисовки.

4. Работа в группах. Класс делится на группы, и каждая группа получает задание текстового исследования эпизода. Отвечая на вопросы, данные учителем, обучающиеся должны показать знание текста, привести цитаты и сделать вывод.

  1. группа – Рассказ Максима Максимыча о Печорине.

1.Что связывает и что разъединяет Печорина и рассказчика? (Происхождение, образование, отношение к службе, способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить. Не случайно в образе Максима Максимыча подчеркивается легкость, с которой он понимает и принимает обычаи кавказских племен, признавая их правоту и естественность в их условиях . В каких эпизодах эта черта характера русского человека проявляется у Печорина? Каково их отношение к Бэле?

2. Каким видит Печорина Максим Максимыч?

3. Что удивляет и что непонятно Максиму Максимычу в Печорине?

4. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о характере героя.

5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?



2 группа - Печорин и Бэла. (История взаимоотношений до похищения).

1.Где Печорин впервые увидел Бэлу?

2. Какое впечатление произвели они друг на друга?

3. Каковы последствия подслушанного разговора Казбича и Азамата?

4. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о характере героя.

. 5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?



3 группа - Печорин и Бэла. Любовь . 1. Каким образом Бэла оказалась в крепости?

2. Каково поведение Бэлы в первые дни после похищения?

3. Как Печорин добивался любви Бэлы?

4. Почему Бэла все-таки ответила взаимностью? (Обратите внимание на описание прекрасных глаз Бэлы, данное Максим Максимычем).

5.Каким мы видим Печорина в этих эпизодах? Сделайте вывод о характере героя.

6. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?



4 группа - Печорин и Бэла . Смерть героини. 1.Почему Печорин охладел к Бэле? Как это проявлялось ? (Процитируйте слова героя) 2. Как погибла Бэла?

3. Как вы можете объяснить поведение Печорина после смерти Бэлы? Как это его характеризует?

4.Каким мы видим Печорина в этих эпизодах? Сделайте вывод о характере героя.

5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?



5 группа -Печорин на фоне других героев повести.

1. Как обрисованы характеры Казбича и Азамата?

2. Как ведет себя Печорин в конфликте с Казбичем?

3. Какую роль сыграл Печорин в судьбе Азамата?

4. Сделайте вывод о характере героя, сравнив его с Казбичем и Азаматом.

5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?



6 группа- Исповедь Печорина. Чтение фрагмента со слов: «Послушайте, Максим Максимыч…»

1.Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.

2.В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?

3.В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?

4.Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

(В своем монологе Печорин словно приоткрывает свои внутреннюю биографию: удовольствия жизни, любовь, чтение — ничто не приносило удовлетворения. Скука Печорина напрямую перекликается с хандрой Евгении Онегина. Но, в отличие от Онегина, лермонтовскому герою присуща ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог».)

7 группа -Роль пейзажных зарисовок в повести.

1.Найдите наиболее яркие пейзажные зарисовки.

2. Какие картины природы выбирает Лермонтов для своего описания?

3.Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести?

(Величавые картины горной природы проникнуты лиризмом, ощущением красоты и поэтичности мира. На фоне гармонии в природе ярко оттеняется разлад с жизнью и беспокойство Печорина. Кроме того, мятежность и величественность кавказских пейзажей подчеркивают, усиливают мятежность лермонтовского героя, его гордый дух.)



5. Обобщение учителя. В первой повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплощающим в себе противоречивые качества. Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. Герой описан через восприятие рассказчика — немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина. Мы сегодня попробовали сами разобраться в характере главного героя по первой главе романа .

6.Рефлексия.

Давайте попробуем выразить свое видение героя в синквейне. Напоминаю правило составления синквейна.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

7.Выставление оценок. Домашнее задание. Напишите эссе «Первое знакомство с Печориным»





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!