СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по рассказу А.П.Платонова "Неизвестный цветок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по рассказу А.П.Платонова "Неизвестный цветок"»

А.П. Платонов Литературный портрет писателя. «Неизвестный цветок»

А.П. Платонов

Литературный портрет писателя.

«Неизвестный цветок»

 Приём «Инсерт».  Символы при прочтении текста «+» - «узнал новое» «V» - «уже знал» «-» - «думал иначе» «?» - «есть вопросы».

Приём «Инсерт».

  • Символы при прочтении текста
  • «+» - «узнал новое»
  • «V» - «уже знал»
  • «-» - «думал иначе»
  • «?» - «есть вопросы».
Андрей Платонович Платонов  (1899 – 1951) Самобытный русский писатель, прозаик, драматург. Андрей Платонович Платонов родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова (в 20-х гг. XX в. писатель сменил свою фамилию на фамилию Платонов).

Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951)

  • Самобытный русский писатель, прозаик, драматург.
  • Андрей Платонович Платонов родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова (в 20-х гг. XX в. писатель сменил свою фамилию на фамилию Платонов).
Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище; в 15 лет начал трудиться, чтобы поддержать семью. В 1919 г. он участвовал в Гражданской войне в рядах Красной армии. После окончания войны возвратился в Воронеж, стал студентом Политехнического института. В 20-е годы судьба швыряет Платонова то туда, то сюда: он работает электриком, пытается заниматься опытным овощеводством, помогает возводить плотины и электростанции, рыть колодцы и пруды. Берет себе псевдоним, образованный от имени отца.
  • Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище; в 15 лет начал трудиться, чтобы поддержать семью.
  • В 1919 г. он участвовал в Гражданской войне в рядах Красной армии.
  • После окончания войны возвратился в Воронеж, стал студентом Политехнического института.
  • В 20-е годы судьба швыряет Платонова то туда, то сюда: он работает электриком, пытается заниматься опытным овощеводством, помогает возводить плотины и электростанции, рыть колодцы и пруды.
  • Берет себе псевдоним, образованный от имени отца.
«От сказки душе счастье, а уму раздумье».

«От сказки душе счастье, а уму раздумье».

Сказка-быль  «Неизвестный цветок » Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца.  Она организовала свыше 50 посмертных изданий Платонова.  «Неизвестный цветок» – один из последних рассказов писателя. Спустя годы это произведение было высоко оценено.

Сказка-быль «Неизвестный цветок »

Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца. Она организовала свыше 50 посмертных изданий Платонова. «Неизвестный цветок» – один из последних рассказов писателя. Спустя годы это произведение было высоко оценено.

Чтение с остановками, осмысление, поиск ключевых слов и фраз 1. Как жил цветок до встречи с Дашей: Были ли у цветка минуты радости, какие? Была ли у цветка с самая главная цель в жизни? Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? 2. У любого цветка есть стебелек, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование. Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы? 3. Найдите в тексте слова, которые автор называет запах распустившегося цветка? Как вы понимаете значение слова «благоухание»?

Чтение с остановками, осмысление, поиск ключевых слов и фраз

1. Как жил цветок до встречи с Дашей:

  • Были ли у цветка минуты радости, какие?
  • Была ли у цветка с самая главная цель в жизни?
  • Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить?

2. У любого цветка есть стебелек, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование. Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы?

3. Найдите в тексте слова, которые автор называет запах распустившегося цветка?

  • Как вы понимаете значение слова «благоухание»?
Вопросы Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным? Цветок умел говорить. Позвал ли он проходящую мимо пустыря Дашу? Почему она вспомнила о сказке, которую рассказывала ей мама? О чём девочка разговаривает с цветком? Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку? Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?

Вопросы

  • Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным?
  • Цветок умел говорить. Позвал ли он проходящую мимо пустыря Дашу?
  • Почему она вспомнила о сказке, которую рассказывала ей мама?
  • О чём девочка разговаривает с цветком? Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?
  • Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?
Вопросы Как вы полагаете, что сделают дети? Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку? Почему дети решили сделать землю на пустыре плодородной? Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей? Человек рождается дважды, жизнь – вечный труд. Как вы думаете, это конец истории?  А вы как бы её закончили?

Вопросы

  • Как вы полагаете, что сделают дети? Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?
  • Почему дети решили сделать землю на пустыре плодородной?
  • Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей?
  • Человек рождается дважды, жизнь – вечный труд.
  • Как вы думаете, это конец истории? А вы как бы её закончили?
Вопросы Сможет ли земля отблагодарить ребят? Как изменилась жизнь на пустыре через год? Что почувствовала девочка, увидев преобразившийся пустырь? Как вы думаете, что же будет с цветком потом?

Вопросы

  • Сможет ли земля отблагодарить ребят? Как изменилась жизнь на пустыре через год?
  • Что почувствовала девочка, увидев преобразившийся пустырь?
  • Как вы думаете, что же будет с цветком потом?
 Исследовательская работа   1 группа – «Литературоведы» - отмечают элементы «сказки» и «были»; находят элементы композиции (завязка, кульминация, развязка); 2 группа – «Художники - лингвисты» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» образ неизвестного цветка до встречи с Дашей и год спустя (эпитеты);цветок действительность (пустырь

Исследовательская работа

  • 1 группа – «Литературоведы» - отмечают элементы «сказки» и «были»; находят элементы композиции (завязка, кульминация, развязка);
  • 2 группа – «Художники - лингвисты» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» образ неизвестного цветка до встречи с Дашей и год спустя (эпитеты);цветок действительность (пустырь
Сказка -быль Повествование о Даше и детях. 1. Сказочное начало: «Жил на свете цветок…» 2. История о том, как рос цветок, преодолевая трудности. Он умел разговаривать. 3. Цветок воспринимается как живое существо, способное мыслить, испытывать боль и радость.

Сказка -быль

Повествование о Даше и детях.

1. Сказочное начало: «Жил на свете цветок…»

2. История о том, как рос цветок, преодолевая трудности. Он умел разговаривать.

3. Цветок воспринимается как живое существо, способное мыслить, испытывать боль и радость.

Итоги урока Ребята, вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока? -Достигли ли мы их? А какие действия и знания вам помогли достигнуть цели?

Итоги урока

  • Ребята, вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока? -Достигли ли мы их? А какие действия и знания вам помогли достигнуть цели?
Синквейн Существительное - тема 2 прилагательных – описание темы 3 глагола – описание действия 4 слова – отношение к теме 1 слово – суть темы 1 вариант – Даша, 2 вариант – цветок Даша Цветок Добрая, отзывчивая Одинокий, терпеливый Грустит, сострадает, поддерживает Страдает, борется, стремится Она помогает цветку Он любит жизнь. Друг Герой

Синквейн

  • Существительное - тема
  • 2 прилагательных – описание темы
  • 3 глагола – описание действия
  • 4 слова – отношение к теме
  • 1 слово – суть темы

1 вариант – Даша,

2 вариант – цветок

Даша

Цветок

Добрая, отзывчивая

Одинокий, терпеливый

Грустит, сострадает, поддерживает

Страдает, борется, стремится

Она помогает цветку

Он любит жизнь.

Друг

Герой

Домашнее задание Ответить письменно на вопрос «Стоит ли жить так, как жил «неизвестный цветок»?»

Домашнее задание

  • Ответить письменно на вопрос «Стоит ли жить так, как жил «неизвестный цветок»?»
 Рефлексия У вас на партах лежат разноцветные лепестки. Пусть каждый возьмёт себе один и напишет на нём предложение, которое будет начинаться: Я открыл для себя… Я сегодня узнал… Особенно интересно было… Меня очень удивило…

Рефлексия

  • У вас на партах лежат разноцветные лепестки. Пусть каждый возьмёт себе один и напишет на нём предложение, которое будет начинаться:
  • Я открыл для себя…
  • Я сегодня узнал…
  • Особенно интересно было…
  • Меня очень удивило…
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!