Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по рассказу А.П.Платонова "Неизвестный цветок"»
А.П. Платонов
Литературный портрет писателя.
«Неизвестный цветок»
Приём «Инсерт».
- Символы при прочтении текста
- «+» - «узнал новое»
- «V» - «уже знал»
- «-» - «думал иначе»
- «?» - «есть вопросы».
Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951)
- Самобытный русский писатель, прозаик, драматург.
- Андрей Платонович Платонов родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова (в 20-х гг. XX в. писатель сменил свою фамилию на фамилию Платонов).
- Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище; в 15 лет начал трудиться, чтобы поддержать семью.
- В 1919 г. он участвовал в Гражданской войне в рядах Красной армии.
- После окончания войны возвратился в Воронеж, стал студентом Политехнического института.
- В 20-е годы судьба швыряет Платонова то туда, то сюда: он работает электриком, пытается заниматься опытным овощеводством, помогает возводить плотины и электростанции, рыть колодцы и пруды.
- Берет себе псевдоним, образованный от имени отца.
«От сказки душе счастье, а уму раздумье».
Сказка-быль «Неизвестный цветок »
Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца. Она организовала свыше 50 посмертных изданий Платонова. «Неизвестный цветок» – один из последних рассказов писателя. Спустя годы это произведение было высоко оценено.
Чтение с остановками, осмысление, поиск ключевых слов и фраз
1. Как жил цветок до встречи с Дашей:
- Были ли у цветка минуты радости, какие?
- Была ли у цветка с самая главная цель в жизни?
- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить?
2. У любого цветка есть стебелек, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование. Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы?
3. Найдите в тексте слова, которые автор называет запах распустившегося цветка?
- Как вы понимаете значение слова «благоухание»?
Вопросы
- Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным?
- Цветок умел говорить. Позвал ли он проходящую мимо пустыря Дашу?
- Почему она вспомнила о сказке, которую рассказывала ей мама?
- О чём девочка разговаривает с цветком? Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?
- Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?
Вопросы
- Как вы полагаете, что сделают дети? Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?
- Почему дети решили сделать землю на пустыре плодородной?
- Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей?
- Человек рождается дважды, жизнь – вечный труд.
- Как вы думаете, это конец истории? А вы как бы её закончили?
Вопросы
- Сможет ли земля отблагодарить ребят? Как изменилась жизнь на пустыре через год?
- Что почувствовала девочка, увидев преобразившийся пустырь?
- Как вы думаете, что же будет с цветком потом?
Исследовательская работа
- 1 группа – «Литературоведы» - отмечают элементы «сказки» и «были»; находят элементы композиции (завязка, кульминация, развязка);
- 2 группа – «Художники - лингвисты» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» образ неизвестного цветка до встречи с Дашей и год спустя (эпитеты);цветок действительность (пустырь
Сказка -быль
Повествование о Даше и детях.
1. Сказочное начало: «Жил на свете цветок…»
2. История о том, как рос цветок, преодолевая трудности. Он умел разговаривать.
3. Цветок воспринимается как живое существо, способное мыслить, испытывать боль и радость.
Итоги урока
- Ребята, вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока? -Достигли ли мы их? А какие действия и знания вам помогли достигнуть цели?
Синквейн
- Существительное - тема
- 2 прилагательных – описание темы
- 3 глагола – описание действия
- 4 слова – отношение к теме
- 1 слово – суть темы
1 вариант – Даша,
2 вариант – цветок
Даша
Цветок
Добрая, отзывчивая
Одинокий, терпеливый
Грустит, сострадает, поддерживает
Страдает, борется, стремится
Она помогает цветку
Он любит жизнь.
Друг
Герой
Домашнее задание
- Ответить письменно на вопрос «Стоит ли жить так, как жил «неизвестный цветок»?»
Рефлексия
- У вас на партах лежат разноцветные лепестки. Пусть каждый возьмёт себе один и напишет на нём предложение, которое будет начинаться:
- Я открыл для себя…
- Я сегодня узнал…
- Особенно интересно было…
- Меня очень удивило…
Спасибо за внимание!