СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы М. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:   -- приобщать обучающихся к национальной культуре своего народа, формировать культуроведческую компетенцию, включающую в себя усвоение   жизненного опыта русского народа, национальных традиций;

-- формирование нравственно-этических ценностей и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых;

--формирование умений сопоставлять исторический материал и художественное произведение, дать представление об исторической эпохе, быте и нравах 16 века;

--развитие речемыслительной деятельности учащихся через  исследование текста произведения  в единстве формы и содержания;

--воспитание чести и достоинства через восприятие художественного текста поэмы М.Ю.Лермонтова;

--воспитание активной творческой личности учащегося, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы М. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»»

Правда, честь и достоинство в произведении М. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»


1. Структура урока усвоения новых знаний:


Ход урока

  1. Организационный этап

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости, мы рады приветствовать Вас. Я желаю всем нам творческого настроения.

  1. Мотивационно-установочный этап.

1. Учитель (на фоне мелодии ). «Рассвет на Москве-реке»--Модеста Мусоргского— рисует картину пробуждения древней Москвы:

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной…
Заря алая подымается;

Слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы.   Эта взволнованно- тревожная мелодия уносит нас в далёкое-далёкое прошлое, в те грозные и суровые времена, когда создавалось могущественное русское государство и выковывались волевые характеры людей. Три яркие, самобытные личности сталкиваются между собой. Иван Грозный, Степан Калашников, Кирибеевич. И в каждом из них бушует целый комок чувств: страсть и дерзость, печаль и радость, отчаяние с бахвальством и уверенность в своей правоте, собственное понимание достоинства и чести


2. К нашему разговору о чести и достоинстве присоединится поэтесса Валентина Бондаренко. Вдумайтесь в строки её стихотворения


Честь воина, мужчины, гражданина–
Её оберегали и несли
С достоинством, чтоб люди всей Земли

Могли увидеть и принять душой,
Как труд веками вложен был большой
В профессию, в фамилию, в семью,
В сословие, в отечество… Семью

Лучами создавалась эта честь –
Она для мира – как признанья весть,
Что тот, кто честь имеет – он надёжен,
Он слово сдержит, он всегда поможет,

Не посрамит ни рода своего,
Ни имени – и даже для врагов
То качество о многом говорило:
Оно – ума и мужества мерило.

За честь сражались, гибли и отдать
Ты можешь честь лишь в истинном бою,
Спасая женщину иль Родину свою.


слайд 1
Учитель . Как вы поняли главную мысль этого стихотворения? (время не меняет людей, есть качества, которые ценятся во все времена - верность, мужество, справедливость, достоинство. Человек, обладающий честью, бережет ее, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Защищать свою семью, родину—это честь для мужчины, его достоинство. )


3.Постановка проблемы

Ты хочешь знать: кто я? что я?...

Я тот же, что и был, и буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек!

Александр Радищев

--назовите ключевое слово эпиграфа?

Я человек

--Достоинство—составьте кластер

Слайд 2

уважение. сострадание, бескорыстие, трудолюбие, доброта, честность, величие, великодушие, благородство, превосходство, ценность, свобода духа, честь

--Ассоциативный ряд ?

человек --Честь—достоинство—свобода

--Как вы думаете, о чём мы будем размышлять на уроке?

Учитель. К нашим размышлениям присоединится В.Белинский

«А каков он, русский человек, когда ему надо встать перед судом своей совести, не жалея жизни, когда надо не дать надругаться над своей честью? Пробудится ли в нем та крепость духа, которая не даст возможности укрыться в какой- то обидной полуправде, сдать перед опасностью?..»

На этот вопрос В. Белинского мы будем искать ответ


--Что предстоит сделать, чтобы цель была достигнута?

(анализировать произведение, размышлять о ситуации, сравнивать свою позицию и авторскую, учиться на примерах литературных героев поведению в жизненных ситуациях.)

Изучая литературу, мы познаём жизнь.

Слайд 3


Запишите тему урока: Правда, честь и достоинство в произведении М. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
  1. Актуализация знаний

Слайд 4

1. Костюмированная инсценировка Под мелодию в класс входят герои повести – Алёна, Кирибеевич, Калашников..

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Про тебя нашу песню сложили мы,

Про твово любимого опричника

Да про смелого купца, про Калашникова;

Мы сложили её на старинный лад,

Мы певали её под гуслярский звон

И причитывали да присказывали.

Православный народ ею тешился,

А боярин Матвей Ромодановский

Нам чарку поднёс мёду пенного,

А боярыня его белолицая

Поднесла нам на блюде серебряном

Полотенце новое, шёлком шитое.

Угощали нас три дни и три ночи

И все слушали не наслушались.



2.Слово учителя. Так начинается “Песнь ”, она написана Лермонтовым в Пятигорске в 1837 году. Царская цензура посчитала совершенно невозможной публикацию произведения ссыльного поэта. Только благодаря хлопотам Жуковского, который был “в великом восторге от нее”, она была напечатана – без указания имени автора с анонимной подписью « …въ». В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался “Песней”. 6 мин.

3.Обратимся к жанру произведения.

«Песня…» - национально-историческая поэма, написанная в фольклорной традиции.

--Что такое поэма? (Поэма-- крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.)

-- Попробуйте объяснить, почему поэма является национально-исторической?

(действующими героями являются исторические лица: Иван Грозный, опричники, бояре, купечество. Много исторических деталей: рассказы о пирах, жизнь купечества, кулачные бои, религиозные обряды, элементы одежды. В основе поэмы лежит реальное событие: жена чиновника Мясоеда-Вислова была обесчещена опричниками царя. )

--Как сам Лермонтов определяет жанр произведения? ( Песня рассказывает о легендарных или реальных событиях. повествователем являются гусляры. Значит, автор хотел оценить события глазами народа).


Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте – дело разумейте!)




4. Поисковая работа Класс был разделён предварительно на группы “историки”-- подготовили быт и нравы царя и опричников, царские развлечения, опричнина, Домострой, кулачный бой, судный поединок.

“Искусствоведы” -- подобрали иллюстрации к поэме, раскроем замысел художников.

«Языковеды» -- работали с устаревшими словами, при помощи словарей С. Ожегова, В.Даля мы определили значение. (на слайде и на стенде).


Все мы группа “Читатели”.



--“Песнь” рассказывает о временах правления Ивана Грозного. Это было трудное время для России.

Слайд 5.--6

Слово предоставляется творческой группе историков (с места)

Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 г.

С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, при его правлении русские перешагнули через Урал и расселились в Сибири.

«Иван Грозный, когда начались неудачи, объявил, что собирается отречься от престола. Но после уговоров вернулся на царство. Русь разделилась на две части: «земщину», где существовали старинные государственные учреждения и «опричнину» – здесь власть царя была безраздельна.

Отряды опричников разъезжали по земщине и безнаказанно совершали грабежи и убийства. В своих чёрных кафтанах, с привязанными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили ужас. Песья голова означала их собачью преданность государю, а метла – готовность вымести всю «измену» из страны.

Иван Грозный добился главного – ему удалось стать полным самодержцем, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление.


Слайд 7

Слово творческой группе «языковедов»


--Лермонтов разрабатывает народную, историческую тему, старается показать читателю людей того времени, их обычаи и нравы, поэтому использует много устаревших слов


Устаревшие слова необходимы М. Ю. Лермонтову для создания исторического колорита изображаемой эпохи.


5. Аналитическая беседа с учащимися:

- Как построена поэма? Какова ее композиция?

(Можно выделить: экспозиция, завязка, развитие действия, развязка ) Особенности?

А также есть запев:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы…


Припев: Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте – дело разумейте!


Концовка:

Красно начинали – красно и кончайте,
Каждому правдою и честью воздайте.
Тороватому боярину слава!
И красавице боярыне слава!
И всему народу христианскому слава!

--Итак жанр-- национально-историческая поэма, написанная в фольклорной традиции.

6. Первая часть. «Песни…» открывается картиной пира у царя Ивана Васильевича, и мы с вами оказываемся под сводами царских палат.

Слайд 8

-- Подтвердить цитатами элементы композиции, используя четырёх- частный дневник, дом. зад.

Экспозиция

То за трапезой сидит во златом венце

Сидит грозный царь Иван Васильевич,

Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре да князья,

по бокам его всё опричники.

  • Каким вы видите царя. Какие слова помогут нам дать его характеристику (центральные слова подчеркнуты)?

( положение царя (златой венец)--превосходство

эпитет ГРОЗНЫЙ указывает на черты характера

расположение гостей: прислуга, которую он не боится—стольники-- позади,

явный противник--бояре, князья--супротив,

кто защищает—опричники—по бокам)

Вывод: Иван Грозный — олицетворение власти.

--Подозрительный царь всех окинул взглядом и успел заметить непотребное:

Удалой боец, буйный молодец,

в золотом ковше не мочил усов;

--Какова реакция царя?

Царь закипает от гнева, подозревая в измене, зависти, ведь ему, развращённому деньгами и властью, непонятны любовные переживания.


"Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Слайд 9

--Что привлекает читателя в молодом опричнике? Нарисуйте его словесный портрет, используя лермонтовские описания.

«удалой боец, буйный молодец... очи темные... на широку грудь... головою кудрявою... плечи богатырские».

-- Найдите слова, которые раскрывают его характер, обратите внимание на эпитеты и метафоры. «верный слуга», «злой охульник» «злой опричник»

«дума черная»-- задумал плохое дело,

«не кори ты раба недостойного»-- покорен царю, власти

«лукавый раб» -- лживый

«сердце жаркое»- полюбил кого-то и думает об этом постоянно,

Сильный, богатырского телосложения, русский воин преданный слуга—а с другой стороны лживый, коварный, злой.

--Как он говорит о своей любви? мы чувствуем глубокое, искреннее преклонение перед нею, восхищение.

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно - будто лебёдушка;

Смотрит сладко - как голубушка;

Молвит слово - соловей поёт;

Горят щеки её румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетённые,

По плечам бегут, извиваются.

во семье родилась она купеческой,

Прозывается Алёной Дмитревной.


--Что советует царь? Какой, по его мнению, «рецепт» действует безотказно?

И сказал, смеясь, Иван Васильевич:

"Ну, мой верный слуга! я твоей беде,

Твоему горю пособить постараюся.

Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышлёной покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алёне Дмитревне:

Как полюбишься - празднуй свадебку,

Не полюбишься - не прогневайся".

--Почему же чувство печали, тревоги овладевает читателем?

( не сказал он царю «правды истинной», утаил, что полюбил замужнюю женщину.)



Вывод: опричник – человек власти


Вторая часть поэмы переносит нас в мир купеческой Москвы, мир, который живет по своим суровым законам.

Слайд 10

--Кто предстает перед читателем во II главе?

За прилавком сидит молодой купец

Статный молодец Степан Парамонович,

По прозванию Калашников;

Шёлковые товары раскладывает,

Речью ласковой гостей он заманивает,

Злато, серебро пересчитывает,

Да недобрый день задался ему


--Лермонтов будто предупреждает читателя, «недобрый день задался ему», о том, что и конец дня сулит ему печаль. Что увидел он, возвратясь домой?

И приходить он в свой высокий дом

И дивится Степан Парамонович

Не встречает его молодая жена,

Не накрыт дубовый стол белой скатертью.


-- На какие эпитеты мы должны обратить внимание? молодой купец, статный молодец, речью ласковой, «Удалой боец», «смелый купец», «красно солнышко», «лихой боец». «высокий дом», «дубовый стол», «белая скатерть».

--Какую характеристику они дают купцу?

( Он силен, молод, хорош собой. Степан Калашников трудолюбивый, его любит молодая жена

«высокий дом» - символизирует близость к Богу, а, значит, к истине;

«дубовый стол» - крепость духа, семейных традиций

белая скатерть»- чистота мыслей, поведения.)

Вывод: купец – человек правды.

Слайд 11

Задание по вариантам

Распределить качества, характеризующие внутреннюю сущность человека в порядке убывания у каждого героя

Сила, удаль, хвастовство, любовь, преданность, честь принципиальность, благородство, эгоизм, страх, растерянность, долг, высокомерие, ответственность

1 место—последнее—19 мин.

Слайд 12

Отношение к женщине, любви

Калашников

Защищает свою любовь, семью, честь жены

Умеет постоять «за правду до последнего»

Глава семьи, несет ответственность за жену

Для Алены Дмитриевны он «царь», «красно солнышко»

Брак - святыня

Кирибеевич

Крадет семейное счастье купца

Нарушает христианские заповеди (преследует замужнюю женщину)

Эгоист в любви (думает только о себе)

«разбойник»



Слово знатокам истории

--Почему так сурово встречает купец Калашников свою жену?


В 16 в. действовал «Домострой»-свод семейных законов : мужу подобает поучать жену, как душу спасти, как вести хозяйство. Жена должна советоваться по всем вопросам и во всём покоряться. Нельзя разговаривать с чужими на улице, снимать платок, поднимать глаза. Даже, чтобы сходить в церковь, нужно спросить разрешение. Муж распоряжается женой, но и полностью отвечает за неё. Он её защита в беде, в несчастье.


Слайд 13

2) Прочитаем цитату «завязки».

И послышалось мне, будто снег хрустит

Оглянулася – человек бежит…

И он стал меня целовать - ласкать

И цалуя, все приговаривал:

«Отвечай мне, чего тебе надобно

Моя милая, драгоценная!»

-- Скажите, возможно ли было такое поведение человека на улице и почему? (недостойно, позорно)

Кирибеевич не считается с Божьим законом, преследует замужнюю, венчанную в церкви жену купца Калашникова, не считается с тем, что он оскорбляет Алену Дмитриевну, что видят его преследования соседи, он совершенно не заботится о чести любимой им женщины. Возможно, Кирибеевич был способен на глубокое чувство, но царская любовь и защита превратила его в бесчувственного эгоиста.



--Какова реакция Степана Калашникова на рассказ жены?

Калашников не даст себя в обиду, он хорошо знает, в чем его достоинство и честь. Нет у него такого покровителя, как у Кирибеевича, он сам защитник и сам судья.

Обращается к нему Алена Дмитриевна:

Государь ты мой, красно солнышко,

Иль бей меня, или выслушай!..

--Опричник! Все дозволено ему? Нет, и для него найдется наказание!

--Прочитайте выразительно слова Калашникова, обращенные к братьям.

Какие «ключевые» слова подтверждают, что от своего намерения он не отступится?

"Я скажу вам, братцы любезные,

Что лиха беда со мною приключилася:

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич;

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому.

Уж как завтра будет кулачный бой

На Москва-реке при самом царе,

И я выйду тогда на опричника,

Буду насмерть биться, до последних сил;

А побьёт он меня - выходите вы

За святую правду-матушку.


Не в пустяке поручились молодые Калашниковы: жизнь поклялись отдать за дело брата. Так воспитаны они, что честь семьи — для них святое чувство


Слайд 14

Учитель.

Итак, каков конфликт этого произведения? Какие силы сталкиваются, кто их олицетворяет?

Ученик.

Сила власти (царь и опричник) и сила правды (купец).


Учитель.

Эти две силы схлестнутся: с одной стороны, опричник, у которого всесильный покровитель, с другой —- купец, на стороне которого правда. Один из них бесчестен, ибо пользуется неограниченной вседозволенностью, другой — бережет честь свою и своей семьи.

Какою силой духа должен был обладать Калашников, простой купец, чтобы подняться против любимого опричника Ивана Грозного, а значит, и против самого царя!


Третья часть поэмы переносит нас из-под сводов царских палат, из купеческого дома на просторы Москва-реки, где разворачивается картина кулачного боя

Слайд 15


Слово знатокам истории

Кулачный бой —любимая забава русского люда и Ивана Грозного.
Русские бойцы использовали только удары кулаками. Нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, бить по виску, использовать оружие. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно.

«Не шутку шутить, не людей смешить…вышел я на страшный бой, на последний бой» - эти слова Калашникова знаменуют превращение потешного боя в судный поединок.

3)Учитель

Прочитаем кульминационный момент


Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московкие

На Москву-реку, на кулачный бой,

«…Кто побьёт кого, того царь наградит;

А кто будет побит, тому Бог простит!»

- Вспомним, какова цель каждого героя кулачного боя?

(цель царя-потешиться,

опричника – потешить царя,

купца- постоять за святую правду )

- Найдем цитаты: кому кланяется опричник и кому купец?

(опричник «Царю молча в пояс кланяется»

купец «Поклонился прежде царю грозному, После белому кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому.

-- перед боем автор подчеркивает противопоставление власти и правды народной.)

Не шутку шутить, не людей смешить

К тебе вышел я, басурманский сын, -

Вышел я на страшный бой, на последний бой!"

-- Какие обличающие слова Калашникова заставили «удалого» Кирибеевича побледнеть и замолчать

(одержал над своим противником моральную победу до боя)


--Победа Калашникова закономерна или случайна? Аргументы:

1.На стороне Калашникова нравственное превосходство, он оскорблён и обязан отомстить.

Это сила рода, честь которого задета. Царский опричник воспринимается как человек без роду без племени, а Калашников из большой семьи, имеет братьев.

2.За Калашниковым – весь народ, интересы которого он защищает.

3.На стороне Калашникова православная вера. Кирибеевич наносит первый удар – по кресту со святыми мощами из Киева. Не с купцом бьётся опричник, а с Богом. И Бог защищает своего воина – устоял Калашников. «И ударил своего ненавистника/ Прямо в левый висок со всего плеча». 25 мин


4) Слово группе искусствоведов Слайд 16


Рассмотреть и сравнить иллюстрации Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Бориса Кустодиева. Как видит каждый из художников сцену кулачного боя? Звучит тема “Рассвет на Москва-реке”.


1. На иллюстрации Васнецова Виктора Михайловича (1848-1926) изображён момент, когда Калашников своим ударом свалил Кирибеевича. На переднем плане лежит поверженный опричник. Старик с осуждением оглядывается на стоящего в крови победителя, рядом с которым валяется шапка Кирибеевича. Слева гусляр уже готовится сложить об этой победе песню, но справа, от высокого царского места уже рвётся к купцу царский слуга, готовый выполнить приказ: «привесть его пред лицо своё».

2.Эпизод боя не оставил равнодушным и другого известного художника – Бориса Михайловича Кустодиева. (1878-1927). Кирибеевич только что нанес удар Калашникову. От такого сильного удара он даже сам покачнулся назад. Калашников тоже отшатнулся от сильного удара, но, преодолевая боль, рвется вперед, ему нужно «стоять за правду до последнева». Правоту Калашникова подчеркивает то, что Кустодиев на заднем плане нарисовал башни Кремля--это народное понимание правды и справедливости. На иллюстрации Б.Кустодиева отражены чувства в момент действия.


3.Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). На иллюстрации изображён момент перед началом боя. Спиной к зрителям стоит Кирибеевич, лицо Калашникова которого выражает упорство и решимость. Художник тщательно выписывает все детали костюма бойцов, убранство шатра, из которого смотрит бой царь, башню Московского Кремля вдалеке. Калашников выглядит спокойным и уверенным. Кирибеевич сделал шаг назад, кажется растерянным, это видно по неуверенному жесту левой руки. На иллюстрации И.Билибина отражены чувства героев до совершения суда.

В иллюстрации Кустодиева понравилось, как он отразил решимость Калашникова стоять насмерть.



  1. Первичное закрепление

1. Музыкальный фрагмент.


Какому эпизоду соответствует музыкальный фрагмент «Реквием» Моцарта.

2. Развязка. Цитата.

Как на площади народ собирается

Заунывный гудит-воет колокол

Разглашает весть недобрую..

- Найдите эпитеты.

«заунывный колокол», «весть недобрая»

- Какое настроение передают слова этой части поэмы? (Тревожное, неспокойное, печальное )

Каким настроением проникнута музыка?

Музыка проникнута трагически-скорбным настроением. Однако в ней есть и моменты просветления


--Почему царь не сдерживает своё слово по отношению к купцу-победителю (Кто побьёт кого, того царь наградит… Убили любимца царя. Он разгневан)

3.Учитель. Проблемный вопрос.

--Милостив или жесток царь?

Согласно обычаю того времени: за преднамеренное убийство – казнь. Иван Грозный приговаривает Калашникова к смерти. Но «награждает» победителя царской милостью: обещает, что не оставит жену и сиротинушек-детей, разрешает торговать беспошлинно братьям. Калашникова отправляет «на высокое место лобное», велит нарядить палача и звонить в большой колокол

- Победила сила власти или сила правды?

( Калашников одерживает нравственную победу, проявляя мужество, честность, решительность, благородство)


- В каких строках воплощена мысль о том, что народ все равно помнит о Калашникове.

Ученики указывают на эпилог произведения. Чтут память безымянного человека именно добрые люди.



4.Эпилог

Схоронили его за Москвой-рекой,

На чистом поле промеж трех дорог,

Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской…

И проходят мимо люди добрые…


--А знаете ли вы, кого так хоронили?

- Да, разбойников, преступников.
- Итак, возникло противоречие: с одной стороны, Калашников защищает честь, достоинство, традиции, с другой стороны, его хоронят как преступника. Какая же проблема встаёт перед нами? 32 мин.

 Проект
Кто такой Калашников, герой или злодей?

Слайд 17

Мы выписали эпитеты, характеризующие Калашникова.

Нас заинтересовало слово лихой. 

Словарь Ожегова: 
«Лихой 1. Приносящий беду, злой, тяжкий. 
Лихой 2. Молодецкий, удалой.») 
 Такая характеристика позволяет говорить о неоднозначности героя, о сложности его характера.

- Калашников нарушает царский указ, запрещавший убийство во время потешных боёв. Нарушает Калашников и христианскую заповедь «Не убий».
Но Степан верит в Божие правосудие, перед Ним Степан чист, так как защищал честь семьи. Сам М. Ю. Лермонтов был человеком верующим.

У Степана на груди крест, именно в него наносит удар Кирибиевич, как будто помогает Бог устоять. В разговоре Степана Калашникова с Иваном Васильевичем есть такие слова:

Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что, про что – не скажу тебе,

Скажу только Богу единому.

Калашников превратил кулачный бой в суд чести.

Он защищает свою любовь, честь семьи, человеческое достоинство русских людей, подтверждает высказывание «Не в силе Бог, но в правде»

Купец понимает, что нарушил христианскую заповедь, не убивать, не мстить, но убив царского опричника, смыл с себя позор и бесчестье.


Таким образом, даже приняв смерть, герой поэмы одержал нравственную победу. Это поступок настоящего мужчины.


Ученик. Провокационный вопрос.

Почему Калашников не рассказал всей правды царю? Обрек себя в любом случае ( и в поражении, и победе ) на смерть.

Ведь у него есть жена, маленькие детки, младшие братья. Не лучше ли было пережить поступок опричника, тем более никто не пострадал?


Учитель. «А как в жизни?».


--Как часто бывает в жизни, когда мы, обиженные кем-то, действуем по-разному: можем перетерпеть, мстим или решаем конфликт мирным путём, а кто-то, к сожалению, вершит самосуд. А дано ли нам на это право?  Задумайтесь над этим, когда приходится принимать решение. Что является нравственной чертой, границей, которую никому не позволено переступать?

Исследовательская работа

Работа в группах.

Поэма—уникальное произведение, народная песня и по духу и по использованию фольклорных художественных приемов. Анализ художественных средств выполним в группах. 35 мин.

1 группа.

1.Выделите фольклорные приемы: 

инверсия

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной;

плечи богатырские; слово грозное; «дума крепкая»

олицетворение
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается.

«Косы русые, золотистые по плечам бегут, извиваются»


2 группа

В каком из отрывков использован параллелизм, а в каком прием перехвата? «перехваты» — повторение в начале следующей строки конца предыдущей.

Образный параллелизм—два образа; явление природы--человек


Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие,
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич. (параллелизм)


И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору. (перехват)

3 группа

Подчеркнуть разговорные, песенные формы глаголов

Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается
.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася,
На какой ты радости разыгралася.

Вывод : автор использует формы глаголов с постфиксом -ся: просыпалася, разыгралася, «уложилися», «закрылася» для передачи особенностей народной речи, правдоподобно передать колорит прошлого Руси


4группа.

Выписать традиционные эпите­ты

(вино сладкое заморское, очи зор­кие, буйный молодец, дума крепкая, заря алая, красны девушки, косы ру­сые, буйная головушка, тучки синие, солнце красное, ночи тёмные, конь добрый, земля сырая, сабля вострая, воля вольная, поле чистое и др.)


5 группа. Найти в тексте сравнения

(«ходит плавно – будто лебёдушка; смотрит сладко – как голубушка; молвит слово – соловей поёт, горят щёки её румяные, как заря на небе Божием»;Побледнел в лице, как осенний снег; Как роса из-под него кровь закапала; Повалился на холодный снег, будто сосенка,), словно ястреб взглянул с высоты небес; как стекло горит сабля вострая;


6 группа.

Составить синквейн Калашников----39 мин.

  1. Вывод, достижение цели:

Какие чувства вызывает у вас концовка поэмы?(слова славы народу, но не царю.)

Красно начинали — красно и кончайте,
Каждому правдою и честью воздайте.
Тороватому боярину слава!
И красавице боярыне слава!
И всему народу христианскому слава!

- На чьей стороне симпатии автора?

Слайд 18

Учитель. Лермонтов поместил “Песнь” в начало своего сборника. Она была своеобразным эпиграфом к его собранию сочинений. Обратимся к эпиграфу нашего урока, как он перекликается с основной мыслью поэмы?



Ты хочешь знать: кто я? что я?...

Я то же, что был и буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек!

А.Радищев

Лермонтов хотел показать, что русский человек всегда, при любой власти может постоять за себя, за своих близких, за свой народ., сохранит свю честь и достоинство.


Закончим высказывание В.Белинского «А каков он, русский человек, когда ему надо встать перед судом своей совести, не жалея жизни, когда надо не дать надругаться над своей честью? Пробудится ли в нем та крепость духа, которая не даст возможности укрыться в какой- то обидной полуправде, сдать перед опасностью? Да, пробудится! С этой мыслью пишет он «Песнь»


Слайд 19

Выберите из предложенного списка лучшие черты русского национального характера.

нравственная красота, стремительность действий, необдуманность, лихость, верность идеям, желание быть полезным Родине, глубокая любовь и преданность, угодливость, кичливость, способность следовать намеченной цели, гордость, чувство долга.


Сохранение веры и мужества в безнадёжной ситуации означает духовную победу при наступлении смерти физической. Пока есть на Руси героические характеры, которые отстаивают правду жизни по совести, честь, достоинство жива нравственность в народе.

Произведения литературы формируют и пробуждает в людях лучшие качества. История учит нас, и эти уроки мы не должны забывать. Я хочу закончить урок строками поэта Смелякова:


История не терпит суесловья.

Трудна её народная стезя,

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя


  1. слайд 20. Домашнее задание ( по выбору). Музыка А.Рыбакова

1.Развёрнутый ответ на вопрос.

Казнь Калашникова-- казнь преступника или героя?

2.Составить вопросы для интервью с главными героями

3. Монолог от лица главных героев


  1. Рефлексия слайд 21

--Что было интересно на уроке?

--Какие уроки для себя вы вынесли из этого произведения?

--Какими впечатлениями поделитесь дома?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!