СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "М. Горький «Детство». Люди, которые оставили след в душе Алексея"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "М. Горький «Детство». Люди, которые оставили след в душе Алексея"»

Технологическая карта урока литературы

  1. Каримова Эльвира Равильевна

  2. Дата проведения:

  3. Класс: 7

  4. Тема урока: М. Горький «Детство». Люди, которые оставили след в душе Алексея

  5. Тип урока: урок усвоения новых знаний

  6. Место данного урока в содержании курса: раздел 1. Я и мое детство

  7. Учебник: Литература. 7 класс («Путь к станции «Я»»). Учебник в 2-х книгах. Кн. 1. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2008. – 288 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»). Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.

  8. Оборудование: учебная хрестоматия, мультимедийная презентация, книга М. Горького «Детство. Рассказы и очерки. На дне», раздаточный материал (распечатка глав 1 и 8)

  9. Методы: метод работы с текстом, фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная работа

Цель: найти в воспоминаниях главного героя тех, кто помог ему пережить горькие минуты его детства и понять, что в мире есть много любви и добра.

Задачи:

  1. Образовательные: совершенствовать навык анализа литературного произведения, диалогической и монологической речи;

  2. Развивающие: развивать умения обобщать и делать выводы;

  3. Воспитательные: способствовать формированию мира чувств.

Этап урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I.Проверка ДЗ

Учитель проверяет ДЗ.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.


Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.



Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?



Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II.Цель урока

Найти в воспоминаниях главного героя тех, кто помог ему пережить горькие минуты его детства и понять, что в мире есть много любви и добра.

III. Формулирование темы урока. Работа с текстом перед чтением.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте прочитаем эпизод на с. 76.

«Дед засёк меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели в маленькой комнате с одним окном и красной, неугасимой лампадой в углу пред киотом со множеством икон.

Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

– Как вы думаете, к чему привело «беспокойное внимание к людям» маленького Алексея?

– К каким людям он проявлял особенное внимание, на ваш взгляд?

- Как бы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Формулирование темы урока.

IV. Разминка

- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока.

- Итак, давайте выделим людей, которые оставили след в душе Алеши, помогли ему в темные времена. Нарисуем кластер («ромашку»). В центре будет записано имя Алексей, а на лепестках имена тех, кто на ваш взгляд был близок ему.

Обучающиеся рисуют кластер в тетрадях.

V. Работа с текстом повести во время чтения (анализ).

- Молодцы, ребята! А теперь поработаем с тектом.

Задание 1.

– Задания по группам: составить литературный портрет бабушки с использованием цитатного плана:

1. Бабушка глазами Алёши в I главе повести.

2. Бескорыстие и доброта бабушки во II главе повести.

3. Молитвы и рассказы бабушки в IV главе.

4. Бабушка в сцене пожара (глава IV).

(Время на выполнение задания – 15 минут).

Информация для учителя

Желательно, чтобы присутствовали следующие эпизоды:

1. В I главе необходимо остановиться на развёрнутом портрете Акулины Ивановны. «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из чёрной табакерки, украшенной серебром. Вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Заметим, что бабушка, в отличие от кричащих, рычащих, воющих, стонущих героев повести, «выпевает слова», слова её похожи «на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные», она светится «неугасимым, весёлым, тёплым светом». Мир Алёши от соприкосновения с бабушкой становится цветным, ярким, это уже не мир-тьма, а мир-свет. Именно любовь бабушки к миру, причём любовь «бескорыстная», дала мальчику «крепкую силу для трудной жизни».

2. Именно бабушка призывает деда отдать всё сыновьям во имя его же душевного спокойствия («Отдай им всё, отец, – спокойней тебе будет, отдай!»); она страдает за своих детей и просит Богородицу за них, злых и неразумных («Пресвятая Мати Божия, верни разум детям моим!»); она жалеет Алёшу, хочет скрыть историю со скатертью, не отдаёт Алёшу деду, за что тот «сшиб её с ног»; плачет вместе со своей несчастной дочерью и произносит слова, которых в этом доме Алёша больше ни от кого не слышит: «Кровь ты моя, сердце моё».

3. Нужно остановить внимание учащихся не только на задушевных разговорах бабушки с Богом, не только на её просьбах дать счастье дочери, не только на описании того полусказочного мира, в котором жила её душа, но и на её убеждении, что в мире и в доме «всё хорошо»:

«– …Ой, Лёнька, голуба душа, хорошо всё у Бога и на небе, и на земле, так хорошо…

А у нас хорошо разве?

Осенив себя крестом, бабушка ответила:

Слава Пресвятой Богородице, – всё хорошо!

Это меня смущало: трудно было признать, что в доме всё хорошо; мне казалось, в нём живётся хуже и хуже».

В чём же смысл этого бабушкиного «всё хорошо» после тяжёлого, нищего детства, после побоев мужа, после смерти стольких детей? Такой вопрос можно поставить перед учениками. Что это – «слава Богу, что мы пока живы»? Или «слава Богу, что мы живём на свете»? Или просто восхищение жизнью, ощущение радости бытия? Так или иначе, эти слова запали в душу Алёши, раз, спустя столько лет, Горький вспомнит о них в своей книге.

4.Бабушка в сцене пожара (глава IV). Следует обратить внимание не только на героизм бабушки, на тот «большой разум», который признал за ней даже дед, но и на её самопожертвование, на желание утешить и приласкать слабого, будь это даже животное (эпизод с конём). И эту любовь ко всему живому даже в страшный момент пожара видит маленький Алёша. Вспомним, что он, спрятавшись от взрослых, видел весь пожар от начала до конца.


-Ребята, время вышло. Давайте проверим каждую группу. На доске вы видите кластер («ромашку»), каждая группа впишет в него основные черты, качества бабушки, которые выделили (6 минут).

- Делаем вывод: бабушка, «самый понятный и дорогой человек», друг, «самый близкий сердцу» писателя, сердцу его героя, научила его любить жизнь и людей.


Задание 2.


– Самостоятельная работа: составить литературный портрет Цыганка. В виде цитатного плана (выписывают цитаты из текста).

(Время на выполнение задания – 6 минут).

Информация для учителя

Говоря о впечатлении, произведённом Цыганком на Алёшу, ученик не должен оставить без внимания эпизод, когда Цыганок показывает Алёше свою покрытую рубцами руку и говорит «незабвенно просто»: «Так ведь и я тебя тоже люблю, – за то и боль принял, за любовь!» Он, сам того не ведая, учит мальчика любить и страдать за другого человека (он и потом подставлял свою руку всякий раз, когда дед порол Алёшу). И портрет Цыганка интересен: он тоже «цветной», как и портрет бабушки:

«… самое яркое впечатление этих дней дал мне Цыганок. Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые весёлые глаза под густыми бровями и белые зубы под чёрной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады».


- Время вышло. Проверим, как вы справились с заданием (один обучающийся выходит к доске и зачитывает свой план, остальные сдают тетради после урока).


Задание 3.


– Составить литературный портрет «Хорошего дела» (по той причине, что в учебнике этой главы нет, учитель раздает листы с распечаткой главы). Задание выполняется в группах.

(Время на выполнения задания – 5 минут)

Информация для учителя

Важно подчеркнуть, что Хорошее Дело был «чужой», «не такой»; он резко отличался от всех в доме Кашириных. Умный, мыслящий, образованный человек, тонко чувствующий прекрасное, с чуткой совестью, он внимательно слушал Алёшу, которому, как любому ребёнку, хотелось говорить, хотелось поделиться своими мыслями: «Молчаливый, он не запрещал мне говорить обо всём, что приходило в голову мою, а дед всегда обрывал меня строгим окриком:

Не болтай, бесова мельница!

Бабушка же была так полна своим, что уж не слышала и не принимала чужого».

VII. Работа с текстом после чтения

– Возможно, Хорошее Дело был первым человеком в сознательной жизни Алёши, кто столь резко отличался от других (к сожалению, отца своего Алёша знал лишь по рассказам окружающих), кто шёл своей дорогой в жизни. Может быть, этот человек и породил в будущем писателе острый интерес к тем людям, которые не похожи на окружающих, которые находятся в состоянии вечного поиска чего-то, какой-то своей правды, каких-то своих истин. За это они, как правило, платят высокую цену: окружающий мир не любит «чужих».

Задание 4.

– Выписываем те положительные качества, которые Алеша мог взять у бабушки, Цыганка, Хорошего Дела (фронтальная общая работа).

(Время на выполнение задания – 3 минуты)

VIII. Итог урока

- Подведем итоги урока. Чем мы занимались на уроке? Что нового узнали? Чему научились? (Ответы учащихся)

IX. Домашнее задание

Прочитать повесть до конца (IX–XIII главы) и перечитывают эпизоды, связанные с дедом Алёши.

X. Рефлексия

Продолжите фразы:

  1. Прочитав повесть М. Горького «Детство», я понял, что…

  2. Мне захотелось…

  3. На уроке я приобрел…

  4. Теперь я знаю, что…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!