СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "М. Горький «Детство». Что такое чуткость сердца?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "М. Горький «Детство». Что такое чуткость сердца?"»

Технологическая карта урока литературы

  1. Каримова Эльвира Равильевна

  2. Дата проведения:

  3. Класс: 7

  4. Тема урока: М. Горький «Детство». Что такое чуткость сердца?

  5. Тип урока: урок усвоения новых знаний

  6. Место данного урока в содержании курса: раздел 1. Я и мое детство

  7. Учебник: Литература. 7 класс («Путь к станции «Я»»). Учебник в 2-х книгах. Кн. 1. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2008. – 288 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»). Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.

  8. Оборудование: учебная хрестоматия, мультимедийная презентация, книга М. Горького «Детство. Рассказы и очерки. На дне»

  9. Методы: метод работы с текстом, фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная работа

Цель: выяснить, как повлияли на личность героя перенесённые им в детстве лишения, что сформировало писателя из автора автобиографической повести «Детство»

Задачи:

  1. Образовательные: совершенствовать навык анализа литературного произведения, диалогической и монологической речи;

  2. Развивающие: развивать умения обобщать и делать выводы;

  3. Воспитательные: способствовать формированию мира чувств.

Этап урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I.Проверка ДЗ

Учитель проверяет ДЗ.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.


Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.


Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.



Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II.Цель урока

На данном уроке мы говорим о том, как повлияли на личность героя перенесённые им в детстве лишения, что сформировало писателя из автора автобиографической повести «Детство».

III. Формулирование темы урока. Работа с текстом перед чтением.

– Здравствуйте, ребята! Давайте ещё раз вернёмся к фразе Алексея (с. 76)

«С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

– Как вы думаете, можно ли содрать кожу с сердца? Почему Алёша выразился подобным образом? Что он хотел сказать? Каким стало его сердце?

Формулирование темы урока.

- Алёша пережил большое потрясение: его унизили и физически, и нравственно. И кто? Дедушка, который отличал Алёшу от других внуков и казался ему таким интересным и значительным. Зачитайте эпизод на странице 76–77.

IV. Разминка

- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока.

- Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о дедушке Алексея. Дан ли в повести развернутый портрет деда? По каким фразам мы можем представить себе его портрет? Давайте составим цитатный план.

Составление цитатного плана «Дедушка»

Информация для учителя:

«Весь он был складный, точёный, острый. Его атласный, шитый шёлками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шёлковые косынки на шеях».

Какое отношение к деду возникло у Алеши? Когда неприязнь ощутилась особенно остро?

V. Работа с текстом повести во время чтения (анализ).

– А теперь поработаем с текстом. Прочитайте рассказ деда о своей судьбе (с. 78–79) и ответьте на вопросы:

  1. Каково было первое побуждение Алёши, когда дед пришёл к нему мириться? («Очень хотелось ударить его ногой, но было больно пошевелиться»).

  2. Что в поведении деда и в рассказе его о днях своего детства и юности особенно потрясло Алёшу? (Дед попросил прощения, говорил с маленьким мальчиком, как с равным. Он рассказал о своей тяжёлой, несчастной жизни в детстве).

  3. Подчеркните места, где дед говорит о своей тяжёлой жизни («Меня, Олёша, так били, что ты этого и в страшном сне не увидишь. Меня так обижали, что поди-ка сам Господь глядел – плакал». …«Накалит солнышко затылок-то, голова, как чугун, кипит, а ты, согнувшись в три погибели, – косточки скрипят, – идёшь да идёшь, и пути не видать, глаза потом залило, а душа-то плачется, а слеза-то катится, – эхма, Олёша, помалкивай! Идёшь, идёшь, да из лямки-то и вывалишься, мордой в землю – и тому рад; стало быть, вся сила чисто вышла, хоть отдыхай, хоть издыхай! Вот как жили у Бога на глазах, у милостивого Господа Иисуса Христа!.. Да так-то я трижды Волгу-мать вымерял…»).

  4. Что ещё поразило Алёшу в дедушке? (Алёшу поразило дедушкино жизнелюбие, когда тот с восторгом рассказывал, как бурлаки пели песни).

  5. Какой талант перешёл от дедушки к автору «Детства», А.М. Горькому? (Талант рассказывать «словами крепкими и тяжёлыми», складывать их друг с другом «легко и ловко»).

  6. Изменилось ли чувство Алёши к деду в процессе их разговора? Подтвердите словами из текста («Несколько раз в дверь заглядывали, звали его, но я просил: – Не уходи!»).

  7. Как вы думаете, простил ли Алёша деда? Подтвердите цитатами из текста («Мне до слёз трудно было вспомнить, что это он так жестоко избил меня, но и забыть об этом я не мог»).

Вывод: сердце Алёши стало чутко отзываться на чужую боль, и поэтому страдания деда, о которых было так ярко рассказано, вызвали в нём ответное чувство – сострадание. При этом мальчик, видимо, не мог понять, как человек, столько переживший, ставший в эту минуту таким понятным и близким, мог засечь его «до потери сознания». И до конца простить деда он не мог, хотя, возможно, был бы рад: нельзя забывать, что сердце Алёши стало «невыносимо чутким» к чужой и к своей «обиде и боли».

Задание 1.

Ответьте письменно на вопрос: «Какие представления о жизни получили Алексей и Василий Васильевич Каширин». Подтвердите ваше мнение цитатами из текста (индивидуальная работа).

Время на выполнение задания 5 мин.

Информация для учителя:

Василия Каширина полученные в детстве и юности обиды искалечили: он приобрёл превратное представление о жизни, например, считал битьё лучшим и единственным средством воспитания, потому что его били – и вот он вышел в люди, стал цеховым старшиной, начальником над другими людьми. Он, кого унижали в детстве, стал теперь унижать других, стал тираном для своих домашних: он бьёт бабушку, свою многострадальную жену, превратил в «зверьё» собственных сыновей, порет внуков, которые тоже растут нравственно больными детьми. Как будто он отыгрывается на близких за те обиды, что нанесла ему судьба. Не будучи по природе своей ни злым, ни жестоким, Каширин то ли не умеет, то ли стесняется быть другим. Иногда его истинная натура показывается, выходит наружу, например, в сцене с Алёшей, о которой шла речь выше, или в сцене, когда он восхищается бабушкой после пожара. Но чаще он озлобленный, раздражённый, гневливый, вспыльчивый до бешенства. Алёша, напротив, открыто воюет с грубостью и жестокостью, защищает слабого, невинно обиженного, доброго, честного человека. Так он вступается за Хорошее Дело, так он переживает за бабушку (см. эпизоды в гл. V, VII, X), за нищего и слепого Григория, которого дед выставил на улицу (гл. VII). Когда дед впервые при Алёше ударил бабушку, мальчик не верит своим глазам: «… это было угнетающе гадко, открывало что-то новое в нём – такое, с чем нельзя было примириться и что как будто раздавило меня». А о своих чувствах по отношению к Григорию Алёша говорит: «Не мог я подойти к нему – было нестерпимо стыдно перед ним, и я знал, что бабушке тоже стыдно».

VII. Работа с текстом после чтения

- А теперь вспомним предыдущий урок. Вы помните как относился Алеша к бабушке, сегодня мы выяснили отношение Алеши к дедушке, давайте составим сравнительную таблицу:


Бабушка

Дедушка

В глазах Алеши



В сцене пожара



После разорения имущества



Обучающиеся выполняют задание. Один ученик у доски.

VIII. Итог урока

 - Л. Толстой так писал о детстве: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». А как вы думаете, для М. Горького это тоже самое? А теперь послушайте, что пишет о детстве В. Распутин: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что дает ему право взяться за перо». Какое из двух высказываний больше подходит к М. Горькому?

Вывод. Человек – у Горького творец будущего. Он сам решает, какую жизненную правду ему выбирать. На нем лежит ответственность за все несчастья, которые он может причинить другим людям. Но человеку принадлежит также всё доброе, что есть в жизни!

- Ответьте на вопрос: «Что такое чуткость сердца?». Выскажите свое мнение (чуткость сердца – это гуманизм, вера в людей и нетерпение к пороку, которые выказывал Алёша).

- Чье сердце оказалось сильнее Алеши или деда? (одни и те же испытания сломили Василия Каширина и не сломили Алёшу – его сердце оказалось сильнее).

IX. Домашнее задание

Составить литературный портрет Алексея. Ответить на вопрос: «Каким я вижу свое детство?».

X. Рефлексия

Предлагаю  ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане, а  теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на листочках и приклеивают на доску.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!