СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы 7 класс « Жизнь моя – я сам». (Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Базовый учебник. Учебник литературы 7 класса для общеобразовательных  учреждений. Автор составитель В.Я. Коровина.  М. «Просвещение» 2017 г.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Форма урока : Урок-исследование с элементами игры

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы 7 класс « Жизнь моя – я сам». (Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова).»









«ЖИЗНЬ МОЯ – Я САМ».


(Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова).




Урок – открытие.

















Предмет. Литература

Класс 7

Тема « Жизнь моя – я сам». (Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова).

Базовый учебник. Учебник литературы 7 класса для общеобразовательных учреждений. Автор составитель В.Я. Коровина. М. «Просвещение» 2017 г.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Форма урока : Урок-исследование с элементами игры.

Цель урока. Создать мотивацию для изучения творчества М.Ю.Лермонтова в процессе открытия фактов биографии поэта.

Формирование и развитие универсальных учебных действий:

Личностные.

Осмысление значимости изучаемого материала, смысловой связи между целью и мотивом деятельности, определением своей позиции. Приобщение к национальной культуре.

Метапредметные.

Организация своей деятельности, приобретение речевых навыков и навыков сотрудничества, рефлексии. Раскрыть метафорическое значение таких художественных образов, как «ангел», «Кавказ».

Предметные.

Знать факты биографии поэта, объясняющие особенности его творчества, роль поэта в национальной и мировой культуре.

Уметь применять новые знания, анализировать предложенный материал, обобщать , составлять рассказ, схему, используя материал о биографии Лермонтова, связывать факты биографии с творчеством поэта.

Владеть навыками формулирования учебной цели изучения биографии и творчества Лермонтова, задач, анализа, интерпретации поэтических текстов с выявлением основного мотива, роли художественных троп. Владеть элементами исследовательской деятельности, оформления результатов.

Задачи урока.

  1. Побудить интерес к биографии и творчеству М.Ю.Лермонтов, показать трагедию одиночества, разочарования и безысходности поэта, увлечь красотой его личности и таланта. Развитие у учащихся навыков работы с источниками информации, умение анализировать, передавать информацию, перерабатывать её.

  2. Научить формулировать учебные задачи, планировать достижение цели, прогнозировать и оценивать результат, научить анализировать свою деятельность, деятельность своих товарищей, формулировать свои впечатления., учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  3. Научить учащихся элементам исследовательской деятельности, раскрывая свою индивидуальность.

  4. Организовать работу обучающихся по составлению таблиц, рассказов на основе анализа предложенного учителем материала, с опорой на записи в таблице.

  5. Формирование русской картины мира, что является необходимым средством приобщения к национальной культуре.

Формы работы. Индивидуальная и коллективная.

Необходимое техническое оборудование. Компьютер, интерактивная доска, проектор.

Роль учителя.. Создание презентации, подготовка информации , сведений о М. Ю. Лермонтове, подготовка раздаточного материала

Роль ученика.. Уметь работать с различными источниками, таблицей, создавать таблицу, рассказы, синквейн на основе изученной информации, принять участие в решении проблемных задач и в их обсуждении.


Ход урока

1.Слово учителя. Чтение стихотворения «Ребёнка милого рожденье». (Презентация. Слайд 2. Текст стихотворения лежит у учеников на столах).

Задача.1 Ребята, кто знаком с этим стихотворением? Что вы можете сказать о человеке, который написал эти строчки? Запишите свои мысли в последний столбик таблицы.(см. Приложение 1). Выпишите ключевые слова, которые передают состояние автора этого стихотворения... Объединив записи двух последних столбиков, расскажите об этом...

Учитель. А кто помнит это стихотворение? (Чтение стихотворения «Тучи») (Ученик. Это стихотворение написал М.Ю.Лермонтов перед ссылкой на Кавказ. Ему было очень грустно, тяжело, он смотрел на тучи, бегущие по небу, и сравнивал свою судьбу с их судьбой).

Учитель. Что вы помните о судьбе М.Ю. Лермонтова? (учащиеся вспоминают факты жизни Лермонтова, рассказывают,

что знают о его судьбе) . Тема нашего урока: « Жизнь моя – я сам» (Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова). Как вы думает, какие слова здесь главные? (Ученик. «Жизнь», «я» сам»). О чем говорят эти слова? .(Ученик. Наверно, каждый из нас должен сегодня что-то новое узнать и что-то важное понять в судьбе Лермонтова). Правильно. Это значит, что мы сегодня с вами проведём необычный урок, урок-открытие, открытие заново поэта, его творчества. .Каждый из вас после работы на уроке с предложенным материалом, стихами, презентацией создаст свой образ Лермонтова и в течение урока будет делиться своими наблюдениями, мыслями. А в конце урока попробуем составить таблицу и синквейн .Как это делать, вы уже знаете. На столах у вас лежат рабочие материалы, я их буду дополнять по ходу урока, мы увидим сценку, подготовленную ребятами.

Задача. 2 (Работа со слайдом 3,) Запишите в соответствующую графу таблицы. своё впечатление от увиденного.(см. таблицу). Учитель выдаёт дополнительный материал и просит дополнить свои записи ключевыми словами из предложенного материала. Объединив свои записи, расскажи с своём впечатлении..

Задача 3. Посмотрите следующий портрет.(слайд 4) Это второй детский портрет Лермонтова .Рассмотрите его внимательно и запишите свои наблюдения в таблицу (последний столбик).Учитель выдаёт дополнительный материал и просит дополнить свои записи. Соединив записи, расскажите, что у вас получилось.

Задача 4. . А теперь давайте мысленно перенесёмся в 1814 год, в Москву, в дом генерала Толя, против Красных ворот, где в ночь с 14-15 октября по новому стилю (по старому со 2 на 3) родился ребёнок.

Ученики показывают сценку. Инсценировка из книги М. Сизовой « Из пламени и света»

Учитель. Действующие лица: Мари (мать Лермонтова, Юрий Петрович ( отец ) Елизавета Алексеевна (бабушка)

Юрий Петрович :

—Мари, как вы чувствуете себя?

Мария Михайловна (шёпотом):

—Не будите его!— сказала она шепотом.— Он спит. У него глаза такие же, как у меня

Юрий Петрович:

—Мари, мы назовем его Петром. У нас в роду всегда чередовались Юрии и Петры.

Елизавета Алексеевна (бабушка):

—А мне думается лучше назвать его Михаилом.

Юрий Петрович :

—Но почему же?

Елизавета Алексеевна:

—Потому, что это имя красивее, чем Петр, и потому, что так звали отца Машеньки.

Юрий Петрович :

—Мари, мы немедленно уедем в Тульскую губернию, в моё поместье Кропоткино.

Елизавета Алексеевна:

— Как только установится санный путь – и не в Тульскую, а в Пензенскую губернию, в Тарханы, а не в Кропоткино.

Но тут ребенок зашевелился и закричал тонким голоском, точно протестуя против этого спора бабушки с отцом, несогласия которых начались с первых же часов его жизни.

Учитель. Запиши свои мысли, чувства, которые вызвала эта сценка. (работа с таблицей). Поделитесь мыслями..

Задача 5. Что вы знаете о матери Лермонтова? (ответы учащихся). Посмотрите портрет матери Лермонтова (Работа с 5 слайдом). Запишите свои мысли, наблюдения в таблицу.

Учитель. После рождения сына и без того слабая здоровьем, Мария Михайловна начала часто хворать и скончалась 27 февраля 1817 года. Житие её было 21 год, 11 месяцев, 7 дней. Позже Лермонтов напишет в поэме «Сашка»:

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею поп

Читал большую книгу, что кадили,

И прочее….и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчанье.

И что когда последнее лобзанье

Ему велели матери отдать,

То стал он громко плакать и рыдать.

Задача 6.. (Выдаёт тексты стихотворения «Ангел»). Прочитайте стихотворение, запишите свои мысли в последнюю колонку таблицы. (Учитель выдаёт дополнительный материал и просит дополнить, сделав записи в колонку рядом.). После сделанных учениками записей учитель просит прочитать записанное.

Задача 7. После смерти матери бабушка потребует от отца отказаться от сына и только при этом условии подпишет всё движимое и недвижимое наследство своему единственному внуку, которому вступить в наследство будет не суждено. Рассмотрите портрет отца Лермонтова Юрия Петровича, запишите свои наблюдения, мысли в таблицу. (Работа со слайдом 6). Лермонтов искренне любил отца, но, зная отношение бабушки к отцу, вынужден был скрывать эти чувства. Запишите свои мысли в таблицу. Поделитесь своими мыслями.

Задача 8. Послушайте отрывок из книги М. Сизовой «Из пламя и света…». После услышанного запишите свои мысли в таблицу.(Чтение учеником отрывка из книги М. Сизовой «Из пламя и света…»)

—Мишенька,— тихо позвала бабушка, входя в его комнату в одно осеннее холодное утро.— Ты не волнуйся, дружок мой, но я должна сообщить тебе невеселые вести. Он молча ждал. Только сердце стукнуло сильно и словно покатилось куда-то…

—Мне не хотелось будить тебя, но сегодня ночью приехал приказчик из… из Кропотова. Твой отец…

—Умер?!— холодея от страха, прошептал он.

—Нет, он жив, успокойся, но очень болен и ждет тебя.

—Что же вы не сказали мне об этом ночью? Боже мой, я могу опоздать!..

—Я уже сказала, Мишенька, чтобы тебе закладывали лошадей. Сейчас и выедешь.

. Он выехал. Ему казалось, что лошади еле двигаются.. Ему хотелось бежать до тех пор, пока не покажется на лужайке знакомый дом с широким крыльцом и в конце длинного коридора он не увидит дверь, за которой послышится знакомое покашливание.. Когда, наконец, он на самом деле пробежал этот коридор, где на него смотрели испуганные глаза женщин, и открыл знакомую дверь, он остановился на пороге, пораженный тишиной комнаты. Эта тишина холодом ударила ему в сердце. Он понял, что опоздал… «Жил со мной в разлуке и умер без меня!» — думал он. Он наклонился близко-близко к его лицу и, чувствуя, что не может быть его судьей, простил ему все, что знал и чего не знал и чего бабушка так и не простила.

—Ужасная судьба… Ужасная судьба!.. Я был причиной всех его мук, я! Неужели же его огромная любовь больше не существует, исчезла без следа?!.

Дрожащая от дорожной тряски рука на случайно найденном в кармане листке писала строку за строкой… В тот же вечер у себя в комнате, наверху, он вынул тетрадь и бережно переписал в нее то, что было написано в дороге.

Утром он положил тетрадь перед бабушкой. Бабушка вопросительно посмотрела на него: никогда до сих пор он не давал ей читать своих тетрадей.

—Прочитайте последнее стихотворение, я написал это по дороге в Москву,— сказал он почти сурово и вышел.

Она подсела ближе к окнам, потому что день был тусклый и ненастный, и медленно начала разбирать знакомый почерк внука.

Когда Миша вернулся, были уже глубокие сумерки, но бабушка сидела без огня.

Он подошел к ее столу, в сумерках разглядел свою тетрадь и взял ее.

—Вы прочли?

—Да, друг мой.— Она помолчала и точно с трудом закончила: — Очень хорошие стихи, Мишенька…

Больше они ничего не сказали друг другу. (Ученики записывают свои впечатления, делятся ими с одноклассниками).

Задача 9. У вас на столе в материалах лежит стихотворение «Ужасная судьба отца и сына» Поработайте с текстом этого стихотворения, выпишите ключевые слова. А теперь я предлагаю вам прочитать завещание Юрия Петровича, оставленное сыну. Это завещание Лермонтов прочитает после смерти отца. Дополните ваши записи в соответствующую колонку.

«Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твоё ко мне внимание, которое я мог замечать, хоть я лишён был утешения жить вместе с тобою…И так благословляю тебя… вижу, что ты одарён способностью ума…: это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчёт. Ты имеешь доброе сердце, не ожесточай его… Верь, что истинная любовь к ближнему – есть единственное средство жить и умереть спокойно». (Выступления учеников.)

Учитель. Вы правы. С отцом у Лермонтова была глубокая духовная связь и взаимопонимание (что так необходимо было для чувствительной души поэта). Причем, свидетельствуют об этом они оба: отец в «Завещании» на случай смерти, и сын в лирических произведениях..

Задача 10. Бабушка Лермонтова…. (Слайд 7), Роль и значение бабушки в жизни поэта очевидны. При ней прошло все детство Лермонтова. Она действительно лелеяла поэта с самой колыбели и сосредоточила на нем все свое внимание и заботу. Детские годы М. Лермонтов провёл в Тарханах Пензенской губернии. Это было имение бабушки.( Работа со слайдом 8) Посмотрите на фотографии с видами природы Пензенской губернии,, запишите свои мысли, чувства.

Задача 11. В ваших рабочих материалах есть стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» Прочитайте его и запишите свои впечатления в соответствующую колонку таблицы.

Учитель. Прочитайте предложенный материал и запишите ключевые слова, раскрывающие особенность изображения природы Лермонтовым. (Выступления учеников.).Мне понравилась ваша мысль о том, что стихотворение написано под впечатлением от природы, увиденной поэтом в Пензенской губернии, где он провёл детские годы.

Задача 12. Летом 1825 года бабушка повезла Лермонтова на Кавказ. (работа со слайдом 9). Мы знаем, что Лермонтов хорошо рисовал. Рассмотрите рисунок поэта «Вид Пятигорска», созданный им гораздо позднее, но также под впечатлением от увиденного на Кавказе, и запишите свои мысли, наблюдения.(Ученики работают с таблицей).

Задача 13. Познакомьтесь со стихотворение «Приветствую тебя, Кавказ седой». Запишите ключевые слова, определяющие отношение поэта к Кавказу. Сделайте выводы. (Выступления учеников).

Задача 14. (Слайд 10) В 1827 году семья Лермонтовых переезжает в Москву, и осенью 1828 года Мишу зачисляют в Московский университетский благородный пансион. Затем он учится в Московском университете.. Прочитайте стихотворение Лермонтова «Москва, Москва…» . Выпишите ключевые слова, определяющие отношение поэта к Москве. (Выступление учеников).

Учитель.( Слайд 11) В 1832 году Лермонтов оставляет университет, не удовлетворённый преподаванием, и уезжает в Петербург, чтобы продолжить обучение в Петербургском университете. Однако ему отказали засчитать два года обучения в Москве, и он по совету родных поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. «Маршировки» и «парадировки» в закрытом учреждении не оставляли времени для творчества. В 1835 году. Лермонтов выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. (Слайд 12) В 1837 году за стихотворение Смерть поэта» Лермонтова «переводят» на Кавказ. На самом деле это была первая ссылка поэта. (Ученик читает стихотворение «Смерть поэта»).

Задача 15. Запишите мысли о поэте, который написал в период реакции такое стихотворение. Поделитесь своими мыслями. (Выступление учеников)

Задача 16.( Слайд 13). Ссылка на Кавказ была тяжелым испытанием для Лермонтова, но очень расширила его впечатления. Он объездил почти весь Кавказ, был в горах, в Пятигорске, Тифлисе Ставрополе. Рассмотрите его рисунок « Вид Пятигор-ска», запишите своё восприятие рисунка. Затем . прочитайте стихотворение «Кавказ», выпишите ключевые слова, передающие отношение поэта к Кавказу. Объедините материал и расскажите об этом..(Сообщения учеников).

Учитель. (Слайд 14) Кавказская ссылка Лермонтова была сокращена хлопотами бабушки и влиятельных друзей. Уже в 1838 году «прощённый» поэт возвращается в Петербург. Но в 1840 году за дуэль с сыном французского посла де Барантом Лермонтова снова отправляют на Кавказ в действующую армию.

Учитель.( Слайд 15) На Кавказе Лермонтов участвует в боевых действиях и кровопролитном сражении при реке Валерик. Очевидцы писали об отчаянной храбрости Лермонтова, удивившей кавказских ветеранов. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклонил..

Учитель.(Слайд 16). В Пятигорске на одном из вечеров , устроенном пятигорским семейством Верзилиных, Лермонтов встретил своего товарища по юнкерской школе Н. Мартынова, неумного и болезненно самолюбивого человека, который счёл обидными слова, сказанными в его адрес поэтом. Назначена дуэль, на которой Лермонтов был убит.

Задача 17. (Рефлексия) В начале урока было сказано, что в конце вы , опираясь на материал, записанный вами, составите таблицу, которая покажет, что каждый из вас открыл в судьбе и творчестве Лермонтова. У вас в материалах лежит необычная таблица. Опираясь на свои записи, заполните её. (Ребята работают с таблицей. См. приложение 2).

Учитель. Составленная таблица поможет вам сейчас составить синквейн. В материалах для урока есть памятка «Как составлять синквейн. Воспользуйтесь ею. (Ребята зачитывают свои работы).

Учитель. (Заключительное слово). Недолгая, но яркая жизнь М.Ю.Лермонтова до сих пор полна загадок и продолжает волновать нас. Как много успел он, и сколько замыслов осталось не исполнено из-за преждевременной гибели поэта. К чувству восхищения его талантом примешиваются сожаление и горечь утраты. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, скромного, благородного, мечтательного, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.








Приложение 1

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА

Стихотворение

Фрагменты книги М. Сизовой «Из пламя и света…»

Портрет

Рисунок

Ключевые слова из материалов, стихотворений

Мысли, ассоциации, наблюдения

«Ребёнка милого рожденье»



«Пускай не знает он до срока,
«Ни мук любви, ни славы жадных дум;
Пускай глядит он без упрека,
На ложный блеск и ложный мира шум».

Рождение ребёнка –это ра-дость, но почему-то грустное настроение. Автор этих строк желает ребёнку счастья, благо-получие, но его голос уставший, грустный. Кажется, он сам не верит, что такое возможно.


Портрет маленького мальчика.


Портрет неизвестного художника. Масло. 1817-1818. Самый ранний портрет, широкий открытый лоб, большие глаза.

Мальчик, в руке карандаш, лис-ток бумаги с неясным изобра-жением рисунка, на лице маль-чика едва заметная улыбка. Мальчик любит рисовать. Доб-рый, милый, нежный, счастли-вый малыш. Глядя на портрет, улыбаюсь.


Второй детский портрет Лермонтова.


Портрет неизвестного художника. Масло 1820-182 г.г. Парадный портрет, Занят своими мыслями, смерть матери.

Мальчик лет восьми. На нём синий костюм и красная кур-точка, украшенная золотым шитьём. Большие глаза, но взгляд грустный. И мне грустно.

Сценка



Несогласие между бабушкой и отцом.

Нет согласия. Грустно. Спорят. Жаль Мари.


Портрет Марии Михайловны, матери Лермонтова.



Молодая, красивая, вырази-тельные глаза , как у Лермон-това. Губы улыбаются, но глаза грустные. Грустно.

«Ангел»



1831 год. Колыбельную песню слышал от матери в детстве. Рож-дение души человека. Ангел вос-хваляет достоинства праведной жизни, ребёнку предстоит на зем-ле столкнуться с болью, униже-ниями, печалью и слезами.

Грустное стихотворение. Ангел пел душе о о любви, блажен-стве, но эти песни небес, а на земле «скучные» песни. Груст-но.. Жалко.


Портрет Юрия Петровича Лермонтова (Отец).



Красивый, Ухоженный. Любит свою внешность. Любуется со-бой. Добрые глаза. Богато одет. Доволен жизнью. Человек с та-кой внешностью не может быть злым.

Из книги М.Сизовой «Из пламя и света..»




Грустно. Трагедия. Смерть родного близкого человека. Горечь утраты.

«Ужасная судьба отца и сына».

Завещание Ю.П. Лермонтова



«Ужасная судьба», «жить розно, умереть в разлуке» «однако тще-дны были их желанья, мы не наш-ли вражды один в другом», «но что такое свет? Толпа людей, то злых, то благосклонных…..и столько же насмешливых клевет», «Я люблю» Печально.

Трагедия. Нежность, Страдание, Гордость, Понимание таланта сына, знает , что у него доброе сердце, завещает любить ближнего.. Грустно до слёз.



Фотографии из фотоальбома «Тарханы. Пензенская губерния».


Красивая природа. Спокойствие. Гармония. Тишина. Покой.

«Когда волнуется желтеющая нива».



«Торжество вечности». «Духов-ное умиротворение». Вос-торжен-ное настроение. «Усмиряет трево-гу души человека.».

Восторг. Наслаждение. Спокойствие. Гармония. Счастье Единение с природой.



«Вид Пятигор-ска» Рисунок Лермонтова


Величие гор. Свобода. Красота. Тишина... Спокойствие. .Восхищение.

«Приветствую тебя, Кавказ седой»



«Приветствую тебя, Кавказ се-

дой!».» Я не чуждый» «В младен-честве носили» «К небесам при-учили» «Я понимал их звуки роковые»

Родство с Кавказом, признаётся в любви. Тайна. Загадка, но не страшно. Восхищение. Ощущение свободы.

«Москва, Москва!....Люблю тебя как сын»



«Люблю тебя как сын, как русский. Нежно.

Стихотворение понравилось. Чувствуется гордость поэта, восхищение прекрасным городом, историей.

«Смерть поэта»




Смелость. Судьба поэта. Пуш-кин. Погиб. Обвинение власти. Горечь. Предупреждение о суде, «праведная кровь».



«Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби». Рисунок Лермонтова.


Спокойствие. Сила. Вечность. Величие. Гордость. Непокорность. Красота.

«Кавказ»



«Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Люблю я Кавказ . «Я счастлив был с вами».

За гордость, спокойствие, величие и свободу любит Лермонтов Кавказ



Слайд 17


Горько. ..Страшно. Обидно.. Невосполнимая утрата. «Погиб поэт».Удивительный поэт и человек.




















Приложение 2.

1) Работа ученика 7 класса Титова С.

10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!