СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный урок поможет создать условия для организации и проведения работы по сказке А.С.Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок.»

Подготовила и провела Тищенко О.Н.

учитель начальных классов МБОУ СОШ №8 г.о.Лобня


Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Обобщающий урок.

Цели урока: Создать условия для организации и проведения работы по сказке А. С. Пушкина; способствовать развитию умений переводить зрительную информацию в словесную; работать со «Сказкой о рыбаке и рыбке»; совершенствовать навыки выразительного, правильного и беглого чтения; прививать любовь к русской поэзии. Познакомить с нравственными представлениями русского народа, развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь; развивать творческие способности ; воспитывать доброту, благородство, умение держать данное слово.


Ход урока

1.Орг. момент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Урок литературный,

А мы народ культурный.

На уроке не лениться,

Всем работать, отвечать,

Ну, а мы сегодня будем

Наши знанья пополнять



2.Сообщение темы, цели урока


Начнем наш урок с речевой разминки (дети читают текст стихотворения, выделяя голосом обозначенные слова) – слайд 4


«Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!»

Кто сказал (но без подсказки):

«Что за прелесть эти сказки!»

Какого великого русского писателя вспомним на уроке. Кто это?

Знакомясь с произведениями А.С Пушкина, нам удалось узнать некоторые факты его жизни, детства, творчества.

Слайды 4-8.


Какую сказку этого писателя в разделе «Великие русские писатели» мы изучили? Постарайтесь дать её полное название.

Прочитайте по памяти подходящие строчки к иллюстрациям

В случае затруднений учитель убирает иллюстрацию анимацией исчезновения за край листа. Слайды 10-20. (Аудиозапись последней части сказки)

Анализ поступков героев

Назовите героев сказки

- Что вы узнали о героях в начале сказки?

- Расскажите, что произошло со стариком, когда он рыбачил?

- Как ведет себя рыбка?

- Объясните значение слова «откуп».

- Почему откупалась рыбка?

- Почему старик отпустил рыбку без откупа?

- Что произошло дальше?

- Зачем старик обо всем рассказ старухе?

- Почему старик пошел к морю? Объясните значение выражения «старуха забранила»

- Как ведет себя рыбка?

- Почему она помогает старику?

- Что нового узнали о старухе, когда рыбка выполнила ее просьбу «дать новое корыто»?

- Изменилось ли отношение старухи к старику, слугам, рыбке

в дальнейшем?


Как ведет себя море? Почему?

- Давайте восстановим последовательность, каким было море.


Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой пощады не будет никому.

При первой встрече старика и рыбки море было ласковым,

при последней – сердитым и злым.

Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:

Ничего не сказала

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

Почему?

- Давайте вспомним, чем заканчивается сказка?

- Почему старуха осталась у разбитого корыта?

Как во всех сказках «добро побеждает зло», так и здесь, завершается поучительной картиной превращения старухи из царицы в крестьянку. Это связано с наказанием за ее самодурство и жадность.

Работа над названием сказки



- Опишите отношение автора к своим героям.

- В чем главная мысль сказки?

- Почему А.С.Пушкин назвал свою сказку «Сказка о рыбаке и рыбке», а о старухе ни слова?

А. С. Пушкин называет ее старухой. Почему не старушкой?

Почему в названии нет старухи, хотя сюжет сказки строится вокруг нее? (злые, корыстные, завистливые люди не достойны присутствовать в названии.)



Анализ характера героя и его внешнего вида

Старик

Мягкий, добрый, послушный, бескорыстный, вежливый, покорный, безвольный, отзывчивый.

Старик искренний и простой, он все честно рассказал старухе.

Но он слабый и покорный, привыкший подчиняться ей во всем.

Он добрый, не привык извлекать корысть из чужого несчастья. Старается угодить старухе из любви к ней, надеется, что она насытится богатством, властью и угомонится.


-Почему же был наказан старик?

За такие качества, как безвольность, безответственность

(в жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настоять, твердо сказать нет.)

Старуха.

Сварливая, злобная, властная, жадная, грубая, неуживчивая, жестокая, требовательная, неблагодарная, корыстная.

Рыбка не допустила, чтобы эта сварливая старуха, злая и жадная, могла править добрым, свободолюбивым рыбьим царством?

Рыбка.

Добрая, держит данное слово, помогает старику, бескорыстная, справедливая, мудрая.


- А как автор относится к своим героям?

Рыбку любит, гордится ею, восхищается;

Старику сочувствует, жалеет;

Старуху осуждает, наказывает от имени рыбки.

Море. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаково?



Рефлексия.

Итоги урока

Ежегодно в начале июня, в день рождения поэта проходят праздники пушкинской поэзии, на которых звук-чат стихи великого поэта. Представим себя участниками одного из таких праздников и продекламируем наиболее понравившийся отрывок из сказки.

- Что нового узнали?

- За что похвалили бы себя?

Смайликами оценить свою работу.

Д. З. Составить словесный портрет одного из героев сказки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!