Преподаватель: | Тупицына Анастасия Анатольевна |
Класс, учебник (часть...) | 2 класс, литературное чтение Л.Ф. Климанова, Школа России |
Тип урока: | комбинированный |
Тема: | произведение В.В. Бианки «Сова» |
Цель: | создание условий для знакомства с творчеством В.В. Бианки. |
Задачи: | |
Обучающие (дидактические): | познакомить с произведением «Сова». Дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки»; составить план текста; |
Развивающие: | развивать навыки выразительного и беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать умение анализировать поступки героев; |
Воспитательные: | воспитывать бережное отношение к труду и природе. |
Ресурсы: | ПК, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, маршрутные листы, бланки с тестами. |
Планируемые результаты |
Предметные планируемые результаты Распознавать литературные жанры «сказки- несказки»; Уметь составлять план рассказа. | Личностные УУД: - ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству; - стремление к самовыражению в разных видах искусства; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности; - способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать гипотезы об объектах и явлениях. | Метапредметные УУД: - регулятивные: - ориентироваться в различных подходах принятия решений; - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - осознанно относиться к другому человеку, его мнению. - познавательные: - выявлять и характеризовать существенные признаки объектов; - формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; - эффективно запоминать и систематизировать информацию. - коммуникативные: - в ходе диалога и дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций. |
Этапы урока |
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося |
Организационный этап | Настраивает учащихся на учебную деятельность. Создаёт эмоциональный настрой на урок: С добрым утром начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и читать. Представление: - Здравствуйте ребята. Меня зовут Анастасия Анатольевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. | |
Этап проверки домашнего задания | Учитель организует проверку домашнего задания для проверки освоенных умений: 1. Работа с материалом для проверки освоенных умений: - Чем занимались на прошлом уроке? С каким произведением познакомились? - Для того, чтобы проверить, на сколько внимательно вы прочитали и прослушали, выполним небольшой тест. - Я читаю вопрос и варианты ответов, каждый самостоятельно обводит в круг выбранный им ответ. Запишите выбранные буквы в строчку внизу теста. - Поменяйтесь тестами, у вашего соседа, должны быть такие ответы. 1) взаимооценка: - А ваш сосед по парте научился? 2) рефлексия: Учитель фиксирует затруднения в учебном действии: - Были ли у вас затруднения при выполнении этого задания? Какие? | Выполняют взаимопроверку домашнего задания, проводят взаимоанализ и рефлексию. |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | - Девизом нашего урока будут следующие слова: Знание трудом добывается. Я желаю Вам, ребята, сегодня на уроке добыть много знаний и поделиться ими с другими. Ну, что же, отправимся в путь за новыми знаниями! - Для этого, как всегда, нам необходимо чётко, грамотно говорить. Вы должны управлять своим дыханием, т.е. правильно дышать. - Голос должен быть хорошо развит и послушен, для развития беглости чтения, правильности и выразительности. - Называем звуки все вместе: а, о, ы, у, э, и. - А теперь добавим нашему голосу эмоций! а - удивились о - огорчились ы - радуемся у - испугались э - задумались и - улыбнулись - Вернёмся к нашей анаграмме, кто знает, что такое анаграмма? - Попробуйте отгадать зашифрованное здесь слово. - О ком вы будете сегодня читать? - С чем мы сегодня познакомимся и чему должны научиться сегодня на уроке? - Какие правила будем соблюдать, работая на уроке? - Мы продолжим знакомство с творчеством В. Бианки. А что объединяет рассказы В. Бианки? - Ребята, а что вы знаете о сове? На кого она охотится? Что помогает им охотиться? Какую пользу они приносят? - Сова - ночной охотник. С помощью изумительного острого слуха они улавливают шуршание мышки на земле с верхушки высокого дерева. Уши у совы расположены по бокам головы и обращены вперёд. На снимке хорошо видно, что на лице совы находятся две «антенны - тарелки», образующие их перья направляют звуки прямо в уши. | Выполняют речевую разминку. Разгадывают Анаграмму. - анаграмма - это зашифрованное слово. - сова. - познакомимся с произведением Бианки «Сова», научиться составлять план текста. - оба рассказа о животных. Ответы детей. |
4. Этап усвоения новых знаний | Чтение учителем сказки: - Ребята, вы сейчас послушаете это произведение и постараетесь ответить на вопрос, сказка это или рассказ. Организация работы по сказке: - Посмотрите на иллюстрацию к этому произведению и предположите, о чём это произведение. - В тексте встретятся незнакомые слова. Прочитайте их про себя. Может, кто-нибудь знает их значение? Цветень - пыльца; Пойло - питательное питьё для скота; Как бы худа не вышло - как бы беды не было; Утекай - убегай; Кормовистый - клевер, предназначенный для корма скоту; - Назовите главных героев. - Ребята, а это рассказ или сказка? - К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.) - Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.) - Да, это сказка. А ещё В. Бианки называл свои истории «сказки - несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.) - Что здесь было сказочного? - Почему сова рассердилась на старика? - Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».) - Что мы узнаем о природе из этого предложения? - На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.) - Взаимосвязаны ли в природе Сова и мыши? Как? - Зависят ли друг от друга мыши и шмели? - А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) - Почему шмели нужны лугу? Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.) - Почему не родится клевер на лугу? - Что произошло с клевером на лугу? - Что стало с коровой? - Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) | Слушают чтение текста учителем. Отвечают на вопросы. |
Динамическая пауза (ФМ) | В лесу темно, Все спят давно. (закрыли глаза) Все птицы спят, Одна сова не спит. Глазками влево, вправо, Верх, вниз. По диагонали. По часовой стрелке, Против часовой стрелки, Поморгали часто-часто. | Выполняют динамическую паузу. |
5. Этап проверки понимания учащимися нового материала | - А теперь ребята мы с вами будем читать сказку и для более осознанного чтения текста мы будем делать остановки и отвечать на вопросы, текст разделим на несколько частей. - Откройте учебник на стр. 146. Читать будем по цепочке. 1 часть- до слов» Ночь пришла - Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» - это сказочное или так и есть в природе? - (Так и есть в природе: сова охотится ночью.) 2 часть- до слов «Стоит на лугу клевер…» - Почему мыши так расхрабрились? (зачитайте) - Чем они занялись на лугу? - Как предупреждает Сова Старика о возможной беде? Прочитайте. Что значит "как бы худа не вышло"? (как бы беды не было) 3 часть- до слов «Старик браниться…» - Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение - травы с кашей). 4 часть- до слов «Простила Сова…» - Когда Старик понял свою ошибку? (Вот и чай белить Старику нечем стало») - Что хотела сказать Сова - «Дружно не грузно, а врозь хоть брось»? 5 часть. - до конца сказки. - Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.) | Самостоятельно прочтение сказки детьми. Составление плана под руководством учителя. |
6. Этап закрепления нового материала | - Какой был старик? (Легкомысленный, ненаблюдательный) - Что же произошло, когда сова перестала летать на луг? - Права ли оказалась Сова? Что же пришлось сделать старику? - Что изменилось в Старике? (Старик не считал Сову своим другом, пренебрежительно. Даже высокомерно относился к ней: «Вишь, чем пугать вздумала! Утекай пока цела». Потом он стал молчать и наконец браниться, так как всё у него разладилось.) - Как теперь обращается Старик к Сове? (Совушка-вдовушка) - Как восстановилась жизнь на лугу? | Отвечают на вопросы по тексту. |
7.Рефлексия учебной деятельности | - С какой сказкой познакомились сегодня на уроке? - Кто её автор? Какова главная мысль сказки? Кто оказался лучшим знатоком природы? Вывод: животные помогают человеку, а человек должен помогать животным. | Соотносят результат с целью урока. |
8. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - На следующий урок вам нужно подготовить пересказ и нарисовать рисунок к этой сказке. | Слушают формулировку домашнего задания. Записывают в дневники. |