Литературное чтение 4 класс
Тема: Сказки В.М.Гаршина. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».
Педагогическая цель- Способствовать развитию умений характеризовать героев произведения, читать по ролям, пересказывать, используя выразительные средства, инсценировать; создать условия для развития интереса к чтению.
Тип урока – Комбинированный
Планируемые результаты (предметные) – Понимают роль чтения, используют разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умеют осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении, дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Соотносят иллюстрации с текстом сказки. Инсценируют, читают по ролям диалоги героев в отдельных эпизодах произведения. Моделируют произведение. Используют выразительные средства: тон, темп, интонация речи, мимику, жесты при работе с текстом произведения.
Личностные результаты – Имеют представления о ценности и уникальности природного мира.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели);
Регулятивные:определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
Коммуникативные: работают в группах по разным образовательным маршрутам, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Основное содержание темы, понятия и термины – Соотнесение иллюстрации с текстом сказки. Инсценирование, чтение по ролямотдельных эпизодов,используя выразительные средства: тон, темп, интонация речи, мимику, жесты. Моделирование произведения.
Ход урока
Орг. момент
Здравствуйте, ребята.
Сегодня урок проведу у вас я. Зовут меня Светлана Дмитриевна.
У меня для вас загадка, а предмет отгадки находится в этом необычном географическом сундуке! И предмет этот относится к сегодняшнему произведению!
На болоте проживает,
Ловит мух и комаров.
Только «Ква» она и знает.
Кто назвать её готов?
(Лягушка)
Кто же к нам пришел на урок?
Это наша лягушка- путешественница! (Достаем из сундука лягушку – мягкая игрушка) оставляем на полочке к доске.
Постановка учебной задачи
Как вы думаете, какая тема нашего урока? Вы уже догадались? называют
Кто автор сказки?
Да, сегодня мы продолжим работу со сказкой В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». (Помещаю портрет писателя, название произведения на доску)
Какие мы поставим перед собой цели?Ответить на вопрос помогут слова-подсказки.
Работатьнад …(содержанием произведения)
Находить…(основную мысль)
Учиться…(характеризовать героев), чему еще должны учиться на уроке? (выразительно читать)
Обогащать…(словарный запас) цели остаются на доске
И я вижу, что вы готовы к этому и хотите скорее продолжить работу.
Речевая разминка
Наша героиня (гостья) приготовила нам задания, которые находятся тоже в географическом сундуке!Посмотрим
Задание: Разучивание скороговорки
Для чистоты, правильности нашей речи проговариваем все вместе медленно, быстрее и как можно быстрее.
(слайд)Слышен шорох в камышах, от него шумит в ушах,
Сто бесстрашных лягушат, цаплю шепотом страшат. Стоя!!
Мы подготовили речевой аппарат к работе.
-Ребята, сегодня в течение всего урока вы будете сами оценивать свою работу. У каждого из вас на парте лежит лист самооценки. Подпишите его. Каждый вид работы вы будете отмечать в своём листе. Если у Вас всё получилось, вы закрашиваете фигуру зелёным цветом, если было трудно, но вы справлялись – то жёлтым. А если на уроке Вам было очень трудно – то
красным цветом.
Лист самооценки - оцените свою работу со скороговоркой и впередистоящие этапы
Подготовка к основному этапу занятия
Смотрим следующее задание? Берем!
Задание: восстановить последовательность сюжетных картинок и составить план сказки.
Сейчас проверим, как вы запомнили сказку. Перед вами сюжетные картинки.
Что мы видим? (сказка перемешалась, нужно восстановить последовательность)
В каком порядке вы бы расставили эти сюжетные картинки?
О чём рассказывается в сказке в самом начале? (О жизни лягушки до встречи с утками) Какую картинку ставим на первое место?Озаглавьте её, вам помогут карточки-подсказки. Поставим её на 1 место в план произведения. (мне помогают выбрать и поместить на доске)
— Что произошло потом? (встреча с утками) Переставим картинку на второе место.
Третья картинка— замечательная идея
Полёт на юг. (путешествие с утками)4 картинка
— Что случилось во время путешествия? (падение в грязный пруд) 5 картинка
— А попала ли она на далёкие юга?
Нет иль да? Нет!
Отчего же упала лягушка?
Оттого, что была та… Хвастушкой
(интерактивная доска – восстановление последовательности сюжетных картинок) Итак, в результате восстановления последовательности иллюстраций у нас получился план сказки.
Лист самооценки - оцените свою работунад планом сказки.
Напоминаю, кому было легко-зеленый цвет, кто затруднялся – желтый или даже красный.
План сказки
Жизнь в родном болоте.
Встреча с утками.
Замечательная идея.
Путешествие с утками.
Падение.
Развитие и применениезнаний и способов действий
Интересно, какое еще задание приготовила лягушка? Смотрим! Конверт с заданиями для самостоятельной работы по группам
Самостоятельная работа по группам.
(каждая группа имеет на столе надпись)
«Актерская» группа, ваше задание: сочинитьрассказ и подготовить актера для монолога «Я-лягушка».
Кого выберете на роль лягушки, та и наденет эту маску! Она поможет войти в роль, превратиться в лягушку, показать – вы-лягушка!
Я – лягушка! Посмотрите на меня. Видели ли вы еще где-нибудь такую красавицу? У кого еще есть такие большие выразительные глаза? А мой изумительный изумрудный наряд? Ни у кого нет такого1 кроме того, я очень любознательна и сообразительна. Разве место такой умнице и красавице на каком-то болоте? Нет, я непременно должна побывать в теплых дальних странах, посмотреть мир… и себя показать.
Утки, с которыми я познакомилась, любезно согласились помочь мне путешествовать с помощью прутика. Это я придумала такой способ передвижения, слышите – я!
Путешествие было нелёгким, но я была счастлива! Почти! Если бы люди знали, что это я придумала, я была бы совсем счастлива мне так хотелось, чтобы все знали о моем уме и находчивости, что я не сдержалась и закричала об этом. К сожалению, мои утки улетели, а я осталась в небольшом пруду, но весной утки непременно вернутся за мною единственной и неповторимой лягушкой-путешественницей!
«Театральная»группа: найти в тексте эпизод, в котором лягушка показывает свое тщеславиеи к чему это приводит.
Прочитайтеего по ролям.
Уточним, что такое эпизод, что обозначает этот термин?
Часть текста художественного произведения, в которой происходит событие, влияющее на развитие действия или раскрывающее характер героя.
3. «Интеллектуальная» группа:Работа над трудными словами.
Ребята, а где мы узнаём толкование лексического значения слов? Обратите внимание, на ваших столах лежат толковые словари. Они вам помогут в работе.
- Что это значит? (Посмотреть в толковом словаре)
Скирды (хлеб в скирдах) – стога сена
Цеп (стук цепов) – ручное орудие для молотьбы
Паяц (бумажный паяц) – клоун в цирке
Верста - Старинная русская мера, равная 1 км. 6 м.
Тщеславный - Стремится к почестям, к славе.
4.Группа «Моделирование» получите задание: сделать модель обложки сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница»
Группа «Эксперты»: ответить на вопросы, сделать вывод
Эксперты – это люди, которые на основе исследования, делают заключение, подводят итог.
Найти ответы на вопросы: 1 уч. читает вопрос, второй читает ответ.
-Почему так печально закончилась удивительная история лягушки? (Удивительная история закончилась печально, потому чтолягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности.)
-Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран? (в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран,виновата она сама, её хвастовство)
В чем заключается главная мысль (Главная мысль заключается в том, что хвастовство никогда не приведёт к добру. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга.)
-Чему учит эта сказка? (Сказка учит скромности, сдержанности, умению находить выход в любой ситуации.)
Выступление групп:
Группа «Моделирование»дают полное название произведения, модель помещают надоску;
«Интеллектуальная» группа объяснят лексическое значение слов, которые вызвали затруднение. Можем ли мы назвать нашу героиню тщеславной?
«Актерская» группа. (На фоне звуков болота монолог лягушки)
Физминутка: все действия в сказке происходят на болоте. На болоте растут камыши. Я превращаю вас в камыши. Шумим, шевелим руками
На болоте много лягушек. Вы лягушки, поговорите между собой.
А вы у нас - комары, которых тоже большое множество на болоте. Пошумите, как это они делают.
А вы у нас-утки. Покажите, как они бы пообщались.
А вы покажите ветер на болоте.
А теперь картина оживает. (все звуки разом)
«Театральная» группа, постарайтесь удивить, порадовать чтением. Назовите начало отрывка, все следим по учебнику.
«Эксперты» подведут итоги
Лист самооценки - оцените свою работу в группах
Покажите мне свои листы самооценки. Оценка «5» всем, у кого все кружки зеленые, если есть один желтый - «5» с минусом, «4» - если два желтых кружка.
Рефлексия
Достигли ли мы целей урока?
Что получилось лучше всего?
Что вызвало затруднение?
Домашнее задание
Дома перечитайте и научитесь пересказывать сказкуВ.М. Гаршина
«Лягушка-путешественница» по плану, который составили. (указать на план)
Эту лягушку-путешественницу я дарю вам на память об уроке, о сказке! Урок окончен, до свидания!
Лист самооценки___________________________
| Отгадал(а) загадку | |
| Я знаю автора | |
| Постановка цели урока | |
| Речевая разминка | |
| Восстановление картинного плана | |
3. | Работа в паре | |
| Оценка за урок | _______________ |
Лист самооценки___________________________
| Отгадал(а) загадку | |
| Я знаю автора | |
| Постановка цели урока | |
| Речевая разминка | |
| Восстановление картинного плана | |
3. | Работа в паре | |
| Оценка за урок | _______________ |
План сказкиВ.М. Гаршина
«Лягушка-путешественница»
План сказкиВ.М. Гаршина
«Лягушка-путешественница»
Мне было скучно на болоте, т.к. я была очень любопытная, мне захотелось посмотреть на огромный мир, который я не смогла бы увидеть, сидя в болоте. Утки, с которыми я познакомилась, красочно рассказали мне о теплых странах, где всегда светило солнышко и было много корма. Я представила себе это чудесное место, и так сильно захотелось побывать на юге. Я же ещё очень сообразительная, и попросила уток перенести меня на юг при помощи прутика. Добрые утки согласились на это необычное предложение. Мы взмыли ввысь. Путешествие было нелёгким, но я была счастлива!
Спустя время я попросила уток лететь чуть пониже, чтобы можно было слышать, о чем говорят на земле. Люди этому очень удивлялись. Не выдержав, я закричала, что это я все придумала – мне хотелось, чтобы все знали, какая я умна и находчивая. С этим криком я упала в небольшой пруд и рассказывала местным лягушкам о своем необыкновенном путешествии и о том, что утки непременно вернутся за мной весной, единственной лягушкой, которая летала вместе с птицами.
1. -Почему так печально закончилась удивительная история лягушки?
Удивительная история закончилась печально, потому что лягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности.
2. -Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран?
В том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран, виновата она сама, её хвастовство
3. В чем заключается главная мысль сказки?
Главная мысль заключается в том, что хвастовство никогда не приведёт к добру. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга.
4. -Чему учит эта сказка?
Сказка учит скромности, сдержанности, умению находить выход в любой ситуации.
Работать над содержанием произведения
Находить основную мысль
Учиться характери
зовать героев
Самостоятельная
работа по группам выразительно читать
Обогащать словарный запас
Жизнь в родном болоте.
Встреча с утками.
Замечательная идея.
Путешествие с утками.
Падение.
Скирды (хлеб в скирдах) – большой стог (обычно продолговатой формы) сена, соломы, необмолоченного хлеба для хранения под открытым небом.
Цеп (стук цепов) – ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной ручки и прикрепленного к ней ремнём короткого деревянного била.
Паяц (бумажный паяц) – клоун в цирке, комический персонаж.
Верста - Старинная русская мера, равная 1 км. 6 м.
Тщеславный – высокомерное стремление к славе, к почестям.