СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке большая работа ведется над сформированностью читательской деятельности, большое внимание уделяется работе с текстом, развитию познавательного интереса к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе по теме: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»»


Литературное чтение 4 класс

Тема: Сказки В.М.Гаршина. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».


Педагогическая цель- Способствовать развитию умений характеризовать героев произведения, читать по ролям, пересказывать, используя выразительные средства, инсценировать; создать условия для развития интереса к чтению.

Тип урока – Комбинированный

Планируемые результаты (предметные) – Понимают роль чтения, используют разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умеют осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении, дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Соотносят иллюстрации с текстом сказки. Инсценируют, читают по ролям диалоги героев в отдельных эпизодах произведения. Моделируют произведение. Используют выразительные средства: тон, темп, интонация речи, мимику, жесты при работе с текстом произведения.

Личностные результаты – Имеют представления о ценности и уникальности природного мира.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели);

Регулятивные:определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные: работают в группах по разным образовательным маршрутам, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Основное содержание темы, понятия и термины – Соотнесение иллюстрации с текстом сказки. Инсценирование, чтение по ролямотдельных эпизодов,используя выразительные средства: тон, темп, интонация речи, мимику, жесты. Моделирование произведения.




Ход урока

  1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята.

Сегодня урок проведу у вас я. Зовут меня Светлана Дмитриевна.

У меня для вас загадка, а предмет отгадки находится в этом необычном географическом сундуке! И предмет этот относится к сегодняшнему произведению!

На болоте проживает,
Ловит мух и комаров.

Только «Ква» она и знает.
Кто назвать её готов?
(Лягушка)

Кто же к нам пришел на урок?

Это наша лягушка- путешественница! (Достаем из сундука лягушку – мягкая игрушка) оставляем на полочке к доске.

  1. Постановка учебной задачи

Как вы думаете, какая тема нашего урока? Вы уже догадались? называют

Кто автор сказки?

Да, сегодня мы продолжим работу со сказкой В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». (Помещаю портрет писателя, название произведения на доску)

Какие мы поставим перед собой цели?Ответить на вопрос помогут слова-подсказки.

Работатьнад …(содержанием произведения)

Находить…(основную мысль)

Учиться…(характеризовать героев), чему еще должны учиться на уроке? (выразительно читать)

Обогащать…(словарный запас) цели остаются на доске


И я вижу, что вы готовы к этому и хотите скорее продолжить работу.

  1. Речевая разминка

Наша героиня (гостья) приготовила нам задания, которые находятся тоже в географическом сундуке!Посмотрим

Задание: Разучивание скороговорки

Для чистоты, правильности нашей речи проговариваем все вместе медленно, быстрее и как можно быстрее.

(слайд)Слышен шорох в камышах, от него шумит в ушах,

Сто бесстрашных лягушат, цаплю шепотом страшат. Стоя!!

Мы подготовили речевой аппарат к работе.

-Ребята, сегодня в течение всего урока вы будете сами оценивать свою работу. У каждого из вас на парте лежит лист самооценки. Подпишите его. Каждый вид работы вы будете отмечать в своём листе. Если у Вас всё получилось, вы закрашиваете фигуру зелёным цветом, если было трудно, но вы справлялись – то жёлтым. А если на уроке Вам было очень трудно – то

красным цветом.
Лист самооценки - оцените свою работу со скороговоркой и впередистоящие этапы

  1. Подготовка к основному этапу занятия

Смотрим следующее задание? Берем!

Задание: восстановить последовательность сюжетных картинок и составить план сказки.

Сейчас проверим, как вы запомнили сказку. Перед вами сюжетные картинки.

Что мы видим? (сказка перемешалась, нужно восстановить последовательность)

В каком порядке вы бы расставили эти сюжетные картинки?

О чём рассказывается в сказке в самом начале? (О жизни лягушки до встречи с утками) Какую картинку ставим на первое место?Озаглавьте её, вам помогут карточки-подсказки. Поставим её на 1 место в план произведения. (мне помогают выбрать и поместить на доске)

— Что произошло потом? (встреча с утками) Переставим картинку на второе место.

Третья картинка— замечательная идея

Полёт на юг. (путешествие с утками)4 картинка

— Что случилось во время путешествия? (падение в грязный пруд) 5 картинка

— А попала ли она на далёкие юга? 
Нет иль да? Нет!

Отчего же упала лягушка? 
Оттого, что была та… Хвастушкой

(интерактивная доска – восстановление последовательности сюжетных картинок) Итак, в результате восстановления последовательности иллюстраций у нас получился план сказки.

Лист самооценки - оцените свою работунад планом сказки.

Напоминаю, кому было легко-зеленый цвет, кто затруднялся – желтый или даже красный.

План сказки

  1. Жизнь в родном болоте.

  2. Встреча с утками.

  3. Замечательная идея.

  4. Путешествие с утками.

  5. Падение.








  1. Развитие и применениезнаний и способов действий

Интересно, какое еще задание приготовила лягушка? Смотрим! Конверт с заданиями для самостоятельной работы по группам

Самостоятельная работа по группам.

(каждая группа имеет на столе надпись)

  1. «Актерская» группа, ваше задание: сочинитьрассказ и подготовить актера для монолога «Я-лягушка».

Кого выберете на роль лягушки, та и наденет эту маску! Она поможет войти в роль, превратиться в лягушку, показать – вы-лягушка!

Я – лягушка! Посмотрите на меня. Видели ли вы еще где-нибудь такую красавицу? У кого еще есть такие большие выразительные глаза? А мой изумительный изумрудный наряд? Ни у кого нет такого1 кроме того, я очень любознательна и сообразительна. Разве место такой умнице и красавице на каком-то болоте? Нет, я непременно должна побывать в теплых дальних странах, посмотреть мир… и себя показать.

Утки, с которыми я познакомилась, любезно согласились помочь мне путешествовать с помощью прутика. Это я придумала такой способ передвижения, слышите – я!

Путешествие было нелёгким, но я была счастлива! Почти! Если бы люди знали, что это я придумала, я была бы совсем счастлива мне так хотелось, чтобы все знали о моем уме и находчивости, что я не сдержалась и закричала об этом. К сожалению, мои утки улетели, а я осталась в небольшом пруду, но весной утки непременно вернутся за мною единственной и неповторимой лягушкой-путешественницей!


  1. «Театральная»группа: найти в тексте эпизод, в котором лягушка показывает свое тщеславиеи к чему это приводит.

Прочитайтеего по ролям.

Уточним, что такое эпизод, что обозначает этот термин?

Часть текста художественного произведения, в которой происходит событие, влияющее на развитие действия или раскрывающее характер героя.


3. «Интеллектуальная» группа:Работа над трудными словами.

Ребята, а где мы узнаём толкование лексического значения слов? Обратите внимание, на ваших столах лежат толковые словари. Они вам помогут в работе.

- Что это значит? (Посмотреть в толковом словаре)

Скирды (хлеб в скирдах) – стога сена

Цеп (стук цепов) – ручное орудие для молотьбы

Паяц (бумажный паяц) – клоун в цирке

Верста - Старинная русская мера, равная 1 км. 6 м.

Тщеславный - Стремится к почестям, к славе.


4.Группа «Моделирование» получите задание: сделать модель обложки сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница»


  1. Группа «Эксперты»: ответить на вопросы, сделать вывод


Эксперты – это люди, которые на основе исследования, делают заключение, подводят итог.

Найти ответы на вопросы: 1 уч. читает вопрос, второй читает ответ.

-Почему так печально закончилась удивительная история лягушки? (Удивительная история закончилась печально, потому чтолягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности.)

-Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран? (в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран,виновата она сама, её хвастовство)

В чем заключается главная мысль (Главная мысль заключается в том, что хвастовство никогда не приведёт к добру. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга.)

-Чему учит эта сказка? (Сказка учит скромности, сдержанности, умению находить выход в любой ситуации.)








Выступление групп:


Группа «Моделирование»дают полное название произведения, модель помещают надоску;


«Интеллектуальная» группа объяснят лексическое значение слов, которые вызвали затруднение. Можем ли мы назвать нашу героиню тщеславной?


«Актерская» группа. (На фоне звуков болота монолог лягушки)

Физминутка: все действия в сказке происходят на болоте. На болоте растут камыши. Я превращаю вас в камыши. Шумим, шевелим руками

На болоте много лягушек. Вы лягушки, поговорите между собой.

А вы у нас - комары, которых тоже большое множество на болоте. Пошумите, как это они делают.

А вы у нас-утки. Покажите, как они бы пообщались.

А вы покажите ветер на болоте.

А теперь картина оживает. (все звуки разом)

«Театральная» группа, постарайтесь удивить, порадовать чтением. Назовите начало отрывка, все следим по учебнику.


«Эксперты» подведут итоги


Лист самооценки - оцените свою работу в группах


Покажите мне свои листы самооценки. Оценка «5» всем, у кого все кружки зеленые, если есть один желтый - «5» с минусом, «4» - если два желтых кружка.

  1. Рефлексия

Достигли ли мы целей урока?

Что получилось лучше всего?

Что вызвало затруднение?

  1. Домашнее задание

Дома перечитайте и научитесь пересказывать сказкуВ.М. Гаршина

«Лягушка-путешественница» по плану, который составили. (указать на план)



Эту лягушку-путешественницу я дарю вам на память об уроке, о сказке! Урок окончен, до свидания!

Лист самооценки___________________________

Отгадал(а) загадку


Я знаю автора


Постановка цели урока



Речевая разминка




Восстановление картинного

плана


3.


Работа в паре




Оценка за урок


_______________




Лист самооценки___________________________

Отгадал(а) загадку


Я знаю автора


Постановка цели урока



Речевая разминка





Восстановление картинного

плана



3.


Работа в паре




Оценка за урок


_______________



План сказкиВ.М. Гаршина

«Лягушка-путешественница»





























План сказкиВ.М. Гаршина

«Лягушка-путешественница»




















Мне было скучно на болоте, т.к. я была очень любопытная, мне захотелось посмотреть на огромный мир, который я не смогла бы увидеть, сидя в болоте. Утки, с которыми я познакомилась, красочно рассказали мне о теплых странах, где всегда светило солнышко и было много корма. Я представила себе это чудесное место, и так сильно захотелось побывать на юге. Я же ещё очень сообразительная, и попросила уток перенести меня на юг при помощи прутика. Добрые утки согласились на это необычное предложение. Мы взмыли ввысь. Путешествие было нелёгким, но я была счастлива! 

Спустя время я попросила уток лететь чуть пониже, чтобы можно было слышать, о чем говорят на земле. Люди этому очень удивлялись. Не выдержав, я закричала, что это я все придумала – мне хотелось, чтобы все знали, какая я умна и находчивая. С этим криком я упала в небольшой пруд и рассказывала местным лягушкам о своем необыкновенном путешествии и о том, что утки непременно вернутся за мной весной, единственной лягушкой, которая летала вместе с птицами.

































1. -Почему так печально закончилась удивительная история лягушки? 



Удивительная история закончилась печально, потому что лягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности.



2. -Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран?



В том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран, виновата она сама, её хвастовство



3. В чем заключается главная мысль сказки?



Главная мысль заключается в том, что хвастовство никогда не приведёт к добру. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга.


4. -Чему учит эта сказка?



Сказка учит скромности, сдержанности, умению находить выход в любой ситуации.









Работать над содержанием произведения

Находить основную мысль

Учиться характери

зовать героев



Самостоятельная

работа по группам выразительно читать

Обогащать словарный запас




Жизнь в родном болоте.


Встреча с утками.

Замечательная идея.


Путешествие с утками.

Падение.







Скирды (хлеб в скирдах) – большой стог (обычно продолговатой формы) сена, соломы, необмолоченного хлеба для хранения под открытым небом.




Цеп (стук цепов) – ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной ручки и прикрепленного к ней ремнём короткого деревянного била.




Паяц (бумажный паяц) – клоун в цирке, комический персонаж.




Верста - Старинная русская мера, равная 1 км. 6 м.




Тщеславный высокомерное стремление к славе, к почестям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!