- Прочитайте данные фразеологизмы и объясните их значение. - Ребята, что общего есть у данных фразеологизмов? - Кто догадался, о ком мы будем сегодня читать рассказ? - Какие цели вы можете поставить перед собой на урок? | Объясняют значения прочитанных фразеологизмов: С собаками не сыщешь. (Трудно найти.) Как собаке пятая нога. (Совершенно не нужен.) Вот где собака зарыта. (Правда) Как собака устал.(Сильная усталость) Холод собачий. (очень холодно) - Слово «собака». - Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом о собаке. Высказывают предположения по теме урока, ставят цели и задачи: 1) Познакомиться с новым рассказом. 2) Учиться высказывать своё мнение по рассказу. 3) Упражняться в выразительном чтении текста. | Личностные: самостоятельно; формулировать тему урока; принимать цели урока; развивать умение переносить на свой жизненный опыт Познавательные: анализировать ситуации Коммуникативные: слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей |
1.Сочетательный диалог. - Сегодня познакомимся с новым рассказом. Чтобы узнать, кто автор этого рассказа, надо разгадать кроссворд Прочитайте, что здесь зашифровано? (на партах карточки с шифром) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | Б | И | О | В | Ю | Е | 2 | Т | Р | Ж | З | Д | Я | 3 | Ч | А | Л | П | Ш | Ф | 4 | М | Г | Ш | Й | Э | Ю | 5 | Х | Н | У | С | Ц | К | 6,5; 3,5; 4,3; 2,2; 2,1; 2,5. - Кто такой Куприн? - Сейчас мы познакомимся с биографией этого поэта более подробно. - Проверим, внимательно ли вы слушали? Правда ли, что … -Александр Иванович Куприн родился в 19 веке? (да) -Куприн был человеком замкнутым? (нет) -Его фамилия произошла от названия речонки Купры? (да) -Он боялся летать? (нет) -Он любил русскую природу? (да) -Его рассказы о животных? (да) - Теперь нам пора познакомиться с рассказом «Барбос и Жулька». – Как вы думаете, о ком будет этот рассказ? – Предположите по кличкам собак, как они могут выглядеть? – Почему их так назвали? – Так о чьей дружбе мы сейчас с вами прочитаем? Физминутка для тела 2. Словарно-лексическая работа (у детей на партах листы) - В этом рассказе есть непонятные слова. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами их можно заменить. 3. Слушание рассказа. - Внимательно прослушайте текст. У вас на столах лежат карточки с таблицами по рассказу. Во время прочтения вам нужно будет ее заполнить, где верно поставить знак «+». 4.Работа над осознанным чтением. -Понравился ли вам рассказ? -О чём вы думали, когда слушали данный рассказ? - Как люди относились к собакам? (К Жульке - хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились. А дети их очень любили и заботились). - Кто лучше всего понимал животных? (Дети). - На какой прочитанный рассказ похоже это произведение? -Как вы думаете, зависит ли смелость от внешнего внешний вида собаки. - Теперь проверим содержание таблицы. № п/п | Характеристика | Барбос | Жулька | 1 | Невелик ростом | | | 2 | Деликатная, застенчивая вежливость | | | 3 | Сходство с белым пуделем | | | 4 | Никогда не попрошайничала | | | 5 | Имеет смутные понятия о праве собственности | | | 6 | Светлые и умные глаза | | | 7 | Гладкая чёрная шерсть | | | 8 | Не отличался аккуратностью в туалете | | | 9 | Уши превращались в причудливые фестоны | | | 10 | Жёлтые подпалины над бровями | | | Выборочное чтение. -Найди и прочитай описание вида Барбоса. (с.85 1 абзац) Описание Жульки.(с. 85-86 2 абзац) -Найдите в тексте,как Барбос бросился к Жульке (с.91 2 строка сверху) | Разгадывают кроссворд, выделяют из букв фамилию автора. Куприн Александр Иванович Куприн родился в семье мелкого чиновника в 1870 году 7 сентября. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег и мать переехала в Москву, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, затем в военное училище. Александр Иванович Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолёте и едва не погиб, когда самолет начал неожиданно падать. Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов, суфлёром. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных. Много написал рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах. Я ни разу не видел, чтобы он прошел мимо пса по улице и не остановился, чтобы погладить его», - вспоминал друг. Дети сигналят пальцами ответы на вопросы учителя (да/нет) Выполняют движения под музыку. Сталактит – известковый нарост на потолке пещеры в виде сосульки. Флирт – любовная игра, кокетство. Фестоны – выступы зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья. Чиновники – государственные служащие. Деликатный – вежливый, мягкий в обращении. Полный карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. Триумф – блестящий успех. Подпалина – рыжеватое пятно на шерсти животного. Лицемерие – поведение со злыми намерениями, ложь. Лицемерный – лживый. Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. Репяхами – репейник. Искони – издавна. Приземистый - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. Аудио-прослушивание Высказывают своё мнение о прочитанном, отвечают на вопросы учителя. - Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Делают вывод: смелость собаки не зависит от её внешнего вида. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой. п/п | Характеристика | Барбос | Жулька | 1 | Невелик ростом | + | | 2 | Деликатная, застенчивая вежливость | | + | 3 | Сходство с белым пуделем | + | | 4 | Никогда не попрошайничала | | + | 5 | Имеет смутные понятия о праве собственности | + | | 6 | Светлые и умные глаза | | + | 7 | Гладкая чёрная шерсть | | + | 8 | Не отличался аккуратностью в туалете | + | | 9 | Уши превращались в причудливые фестоны | + | | 10 | Жёлтые подпалины над бровями | | + | Ориентирование детей по тексту рассказа в учебнике. | Личностные: -принимать и удерживать цели урока Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -принимать позиции других людей Регулятивные: овладевать умением работать по предложенному алгоритму Коммуникативные: слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей Познавательные: учиться анализировать ситуации; Познавательные: Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; устанавливать аналогии, учиться строить рассуждения. Регулятивные: (самопроверка) Коммуникативные (умение работать в сотрудничестве) Регулятивные (самоконтроль) |