СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе. "Природа и мы". Стихотворение С.А. Есенина "Черемуха"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе. "Природа и мы". Стихотворение С.А. Есенина "Черемуха"»

ФИО студента: Прижигодская Кристина Алексеевна


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 класс

Автор УМК: В.И. Ляхов

Тема урока: Раздел « Природа и мы» С. А. Есенин. « Черемуха»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Вид урока: Смешанный тип

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

Пр1:Пользоваться элементарными приемами анализа текста

Пр2:Участвовать в дискуссиях на нравственные темы

Пр3: Понимать значимость произведения

Пр4: Находить в произведении средства художественной выразительности

Пр5: Совершенствовать навык выразительного чтения


Ученик научится:

Познавательные УУД

П1: Находить в тексте произведения необходимую информацию

П2:Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя

П3: Определять основную идею произведения

Пр4: Строить логические высказывания

Пр5: Применять навыки работы с разного вида информацией

Регулятивные УУД

Р1: Формулировать учебную задачу урока

Р2: Осмыслять коллективно составленный план работы на уроке

Р3: Фиксировать по ходу урока удовлетворенность или неудовлетворенность своей работой

Р4: Понимать причины успеха и неуспеха

Коммуникативные УУД

К1: Высказывать свою точку зрения

К2:Формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише

К3: предлагать способы саморегуляции в сложившейся ситуации

К4: Высказывать собственное мнение в соответствии с учебной задачей

Ученик получит возможность формирования:

Л1: Любви к Родине, родному краю

Л2: Интерес к литературному чтению, книгам, русским поэтам

Л3: Уважения к творчеству А.С Есенина

Л4: Ценностного отношения к природе, к лирике.

Цель урока для ученика: Познакомиться с произведением Сергея Есенина «Бабушкины Сказки»; Обогатить словарный запас; Найти красоту поэтического произведения.

Задачи урока для ученика:

на знание: называть уже прочитанные ранее стихотворения Сергея Есенина

на понимание: определять в тексте средства выразительности

на применение: использовать полученные в ходе урока знания для решения поставленных задач

на анализ: анализировать стихотворение, используя элементарные приемы анализа текста

на синтез: обобщать полученную в ходе урока информацию и применять ее в деятельности

на оценку: оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников

Цель урока для учителя: Создание условий для формирования навыка выразительного чтения стихотворений

Задачи для учителя:

Образовательные: Учить находить в тексте произведения средства выразительности

Развивающие: Развивать интерес к чтению, расширять круг чтения

Воспитательные: Воспитывать любовь к чтению книг.



Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

  1. Учебник Литературного чтения 3 класс 2 часть УМК «Школа России» стр. 55

  2. Тетрадь

Раздаточный материал

Презентация «Черемуха»

Аудиофайл «Черемуха»

Межпредметные связи

Окружающий мир

Организация пространства

Стандартная



Этапы урока

Название этапа

и его образовательная задача

Методы и приемы работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формы организации учебной деятельности (фронтальная-Ф, индивидуальная-И, парная-П, групповая-Г

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(познавательные, регулятивные, коммуникативные)


Личностные

Мотивационный этап 


Словесный:

Беседа



Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

Сядьте ровно, спины держите прямо, ноги поставьте под углом 90 градусов.

У вас сегодня хорошее настроение? Улыбнитесь, поделитесь улыбкой друг с другом!

Когда вы улыбаетесь, у вас все получается!

Эмоционально настраиваются на урок.

Фронтальная

Самоконтроль


П4

К4


Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия 

Словесный:

Беседа

Практический:

Игра

Ребята, произведения какого автора мы изучали на прошлом уроке? Помните ли вы, какие произведения мы прошли?
Верно! Что вы можете рассказать об Александре Блоке? Блок родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1880 года. Он написал множество стихотворений, некоторые из которых вошли в сборники «Круглый год» и «Сказки».
Вспомните, какие произведения мы с вами уже изучили? Внимательно посмотрите на слайд и отыщите название тех рассказов, которые мы с вами уже прошли. Если вы что-то забыли, то по приходу домой освежите память и перечитайте произведение еще раз.

Мы изучили произведения «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» автора Александра Александровича Блока

Фронтальная

Самоконтроль


Пр2

К2

Р1

Л2

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия. 

Наглядный:

Иллюстрация

Словесный:

Беседа

Ребята, откройте учебник на странице 55 и ответьте, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся?
Вы встречаетесь с этим автором уже не в первый раз. Какие произведения данного писателя вам запомнились?
Прослушайте биографию из детства Сергея Есенина, чтобы после ответить на вопросы:
Родился будущий поэт в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. По настоянию деда читать Сергей начал в пять лет, грамоте он учился по церковным книгам, а свои первые стихи написал уже в 8 лет. Есенин вдохновлялся природой, видел красоту в окружающем мире.

Ребята, а вы знаете, кто такой лирик? Лирик – это писатель, что делится своим настроением и эмоциями с читателем. Как вы считаете, Сергей Есенин относится к писателям лирических произведений? Вспомните, какие эмоции у вас вызывало прочтение стихотворения «Береза».

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством С.А. Есенина.

Фронтальная

Самоконтроль


П2

П3

Л4

Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. 

Словесный:

Беседа

Практический:

Игра

Обратите свое внимание на название произведения на 55 странице.


Давайте поделимся на пары и ответим на следующие вопросы:
Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Ребята, план нашего занятия перемешался, и в нем оказались лишние пункты. Давайте определим необходимые нам сегодня пункты, а также поставим перед собой цель.
План:
- Провести речевую разминку.
- Прочитать стихотворение С.А. Есенина «Черемуха».
- Выполнить практическую работу.
- Подвести итоги урока.

Цель: Познакомиться со стихотворением С.А. Есенина «Черемуха»

Тема сегодняшнего урока «С.А. Есенин. Стихотворение Черемуха».

Парная

Взаимоконтроль

Пр1

К1


Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап, на котором и происходит «открытие» нового знания. 


Мы перейдем к первому пункту нашего плана. Как он звучал, ребята?
Мы с вами проведем речевую разминку. Повторяйте за мной:

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?


Выделяем голосом слово:
Я сегодня говорю красиво.
Я сегодня говорю красиво.
Я сегодня говорю красиво.
Я сегодня говорю красиво.


Сделайте глубокий вдох и произнесите:
«Как на горке, на пригорке жили 33 Егорки»
На выдохе перечисляйте:
«1 Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка и т.д.»

Какой этап мы с вами выполнили? Как вы думаете, зачем мы выполняли речевую разминку?

Выполняют речевую разминку.

Фронтальная

Индивидуальная

Самоконтроль


Р2

Л1

Первичное закрепление нового знания. 

Словесный:

Беседа

Практический:

Упражнение

Физ-минутка

Прослушайте аудиозапись стихотворения «Черемуха». Пожалуйста, поделитесь на пары и обсудите следующие вопросы:

Какие эмоции у вас вызвало произведение? Какова тема данного стихотворения? Услышали ли вы незнакомые слова?

Поделитесь на группы и посмотрите на слайд. Здесь разбросаны такие художественные средства выразительности как: Эпитеты, Метафоры, Сравнение и Олицетворение. Давайте распределим данные сочетания слов в подходящие колонки таблицы:
Эпитеты – “душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”.

Метафоры – “зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”.

Сравнение – “что кудри”.

Олицетворение – “черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.

Черемуха душистая - эпитет, создается образ дурманящего медового аромата, исходящего от цветов черёмухи.
Медвяная роса - эпитет, сползает по траве, а значит, природа находится в спокойствии и прекрасна в своей естественной медлительности.

Ребята, вы устали? Давайте проведем физ-минутку!

Слушают аудиозапись стихотворения.

Незнакомыми словами являются: душистая черемуха, медвяная роса, зелень пряная.


Слушают учителя.


Выполняют физ-минутку.

Парная

Групповая

Индивидуальная

Взаимоконтроль

Пр5

П5

Р3

К3


Самостоятельная работа и проверка по эталону. 

Практический:

Самостоятельная работа

Прочтите про себя произведение.

Ребята, хорошо ли вы запомнили стихотворение? Давайте проверим! Закройте учебники. На партах у вас лежат карточки с стихотворением. Вычеркните лишние слова, замените, чтобы получить исходное стихотворение Сергея Есенина «Черемуха»:


Яблоня (Черемуха) душистая

С зимою (весною) расцвела

И ветки золотистые,

Что волны (кудри), завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по листве (коре),

Под нею зелень пряная

Сияет в синеве (серебре).

А рядом, у проталинки,

В земле (траве), между корней,

Идет (Бежит), струится хиленький (маленький)

Серебряный ручей.

Яблоня (Черемуха) душистая

Развесившись, сидит (стоит),

А зелень золотистая

На солнышке кричит (горит).

Ручей волной грохочущей (гремучею)

Все корни (ветки) обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.


Все ли у вас получилось? Сравните то, что у вас получилось с результатом на слайде.

Выполняют задание, выполняют проверку.

Индивидуальная

Самоконтроль

Пр4

П1


Включение в систему знаний и умений 

Словесный:

Беседа

Ребята, выполнили ли мы наш план?
Верно! Нам осталось подвести итоги!
Достигли ли мы поставленной цели?
Ученик … сегодня за урок получает 5, потому что он активно работал на уроке, в паре, в группе, отвечал на вопросы и не отвлекал одноклассников.
Запишите, пожалуйста, домашнее задание: Учебник стр. 56 – ответить на 6 вопрос. Также выучить стихотворение «Черемуха» к следующему уроку Литературного чтения.

Выполнили, но пока частично!


Сегодня мы анализировали стихотворение Есенина «Черемуха»


Записывают домашнее задание.

Фронтальная

Самоконтроль

Пр3



Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Словесный:

Беседа

Ребята, оцените свою работу на уроке. Возникали ли у вас сложности?
Если вам понравился наш урок, то покажите «Класс»! Если вам что-то не понравилось и вы недовольны своей работой на уроке, то ничего не показывайте. Также на ваших партах лежат пустые лепестки от нашей Ромашки настроения. Напишите, какое у вас настроение после нашего урока и прикрепите лепесток к Ромашке.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Самоконтроль


Р4

Л3

Подпись учителя ______________/___________________________

Подпись методиста ______________/________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!