Название этапа и его образовательная задача | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности (фронтальная-Ф, индивидуальная-И, парная-П, групповая-Г | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные |
Мотивационный этап | Словесный: Беседа | Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Сядьте ровно, спины держите прямо, ноги поставьте под углом 90 градусов. У вас сегодня хорошее настроение? Улыбнитесь, поделитесь улыбкой друг с другом! Когда вы улыбаетесь, у вас все получается! | Эмоционально настраиваются на урок. | Фронтальная | Самоконтроль | | П4 К4 | |
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | Словесный: Беседа Практический: Игра | Ребята, произведения какого автора мы изучали на прошлом уроке? Помните ли вы, какие произведения мы прошли? Верно! Что вы можете рассказать об Александре Блоке? Блок родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1880 года. Он написал множество стихотворений, некоторые из которых вошли в сборники «Круглый год» и «Сказки». Вспомните, какие произведения мы с вами уже изучили? Внимательно посмотрите на слайд и отыщите название тех рассказов, которые мы с вами уже прошли. Если вы что-то забыли, то по приходу домой освежите память и перечитайте произведение еще раз. | Мы изучили произведения «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» автора Александра Александровича Блока | Фронтальная | Самоконтроль | Пр2 | К2 Р1 | Л2 |
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия. | Наглядный: Иллюстрация Словесный: Беседа | Ребята, откройте учебник на странице 55 и ответьте, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся? Вы встречаетесь с этим автором уже не в первый раз. Какие произведения данного писателя вам запомнились? Прослушайте биографию из детства Сергея Есенина, чтобы после ответить на вопросы: Родился будущий поэт в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. По настоянию деда читать Сергей начал в пять лет, грамоте он учился по церковным книгам, а свои первые стихи написал уже в 8 лет. Есенин вдохновлялся природой, видел красоту в окружающем мире. Ребята, а вы знаете, кто такой лирик? Лирик – это писатель, что делится своим настроением и эмоциями с читателем. Как вы считаете, Сергей Есенин относится к писателям лирических произведений? Вспомните, какие эмоции у вас вызывало прочтение стихотворения «Береза». | Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством С.А. Есенина. | Фронтальная | Самоконтроль | | П2 П3 | Л4 |
Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. | Словесный: Беседа Практический: Игра | Обратите свое внимание на название произведения на 55 странице. Давайте поделимся на пары и ответим на следующие вопросы: Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Ребята, план нашего занятия перемешался, и в нем оказались лишние пункты. Давайте определим необходимые нам сегодня пункты, а также поставим перед собой цель. План: - Провести речевую разминку. - Прочитать стихотворение С.А. Есенина «Черемуха». - Выполнить практическую работу. - Подвести итоги урока. Цель: Познакомиться со стихотворением С.А. Есенина «Черемуха» | Тема сегодняшнего урока «С.А. Есенин. Стихотворение Черемуха». | Парная | Взаимоконтроль | Пр1 | К1 | |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап, на котором и происходит «открытие» нового знания. | | Мы перейдем к первому пункту нашего плана. Как он звучал, ребята? Мы с вами проведем речевую разминку. Повторяйте за мной: на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? Выделяем голосом слово: Я сегодня говорю красиво. Я сегодня говорю красиво. Я сегодня говорю красиво. Я сегодня говорю красиво. Сделайте глубокий вдох и произнесите: «Как на горке, на пригорке жили 33 Егорки» На выдохе перечисляйте: «1 Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка и т.д.» Какой этап мы с вами выполнили? Как вы думаете, зачем мы выполняли речевую разминку? | Выполняют речевую разминку. | Фронтальная Индивидуальная | Самоконтроль | | Р2 | Л1 |
Первичное закрепление нового знания. | Словесный: Беседа Практический: Упражнение Физ-минутка | Прослушайте аудиозапись стихотворения «Черемуха». Пожалуйста, поделитесь на пары и обсудите следующие вопросы: Какие эмоции у вас вызвало произведение? Какова тема данного стихотворения? Услышали ли вы незнакомые слова? Поделитесь на группы и посмотрите на слайд. Здесь разбросаны такие художественные средства выразительности как: Эпитеты, Метафоры, Сравнение и Олицетворение. Давайте распределим данные сочетания слов в подходящие колонки таблицы: Эпитеты – “душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”. Метафоры – “зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”. Сравнение – “что кудри”. Олицетворение – “черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”. Черемуха душистая - эпитет, создается образ дурманящего медового аромата, исходящего от цветов черёмухи. Медвяная роса - эпитет, сползает по траве, а значит, природа находится в спокойствии и прекрасна в своей естественной медлительности. Ребята, вы устали? Давайте проведем физ-минутку! | Слушают аудиозапись стихотворения. Незнакомыми словами являются: душистая черемуха, медвяная роса, зелень пряная. Слушают учителя. Выполняют физ-минутку. | Парная Групповая Индивидуальная | Взаимоконтроль | Пр5 | П5 Р3 К3 | |
Самостоятельная работа и проверка по эталону. | Практический: Самостоятельная работа | Прочтите про себя произведение. Ребята, хорошо ли вы запомнили стихотворение? Давайте проверим! Закройте учебники. На партах у вас лежат карточки с стихотворением. Вычеркните лишние слова, замените, чтобы получить исходное стихотворение Сергея Есенина «Черемуха»: Яблоня (Черемуха) душистая С зимою (весною) расцвела И ветки золотистые, Что волны (кудри), завила. Кругом роса медвяная Сползает по листве (коре), Под нею зелень пряная Сияет в синеве (серебре). А рядом, у проталинки, В земле (траве), между корней, Идет (Бежит), струится хиленький (маленький) Серебряный ручей. Яблоня (Черемуха) душистая Развесившись, сидит (стоит), А зелень золотистая На солнышке кричит (горит). Ручей волной грохочущей (гремучею) Все корни (ветки) обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет. Все ли у вас получилось? Сравните то, что у вас получилось с результатом на слайде. | Выполняют задание, выполняют проверку. | Индивидуальная | Самоконтроль | Пр4 | П1 | |
Включение в систему знаний и умений | Словесный: Беседа | Ребята, выполнили ли мы наш план? Верно! Нам осталось подвести итоги! Достигли ли мы поставленной цели? Ученик … сегодня за урок получает 5, потому что он активно работал на уроке, в паре, в группе, отвечал на вопросы и не отвлекал одноклассников. Запишите, пожалуйста, домашнее задание: Учебник стр. 56 – ответить на 6 вопрос. Также выучить стихотворение «Черемуха» к следующему уроку Литературного чтения. | Выполнили, но пока частично! Сегодня мы анализировали стихотворение Есенина «Черемуха» Записывают домашнее задание. | Фронтальная | Самоконтроль | Пр3 | | |
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Словесный: Беседа | Ребята, оцените свою работу на уроке. Возникали ли у вас сложности? Если вам понравился наш урок, то покажите «Класс»! Если вам что-то не понравилось и вы недовольны своей работой на уроке, то ничего не показывайте. Также на ваших партах лежат пустые лепестки от нашей Ромашки настроения. Напишите, какое у вас настроение после нашего урока и прикрепите лепесток к Ромашке. | Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная | Самоконтроль | | Р4 | Л3 |