СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Сказки, загадки, небылицы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые технологии позволяют разнообразить урок, повышают интерес учащихся к учебе, снимают утомляемость и дают хорошую обратную связь. В 1 -2 классах особенно актуальны.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Сказки, загадки, небылицы".»

Муниципальное бюджетное учреждение

Тангутская средняя общеобразовательная школа


ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В рамках декады ШМО «Детство»

Дата: 6.04.2023 г.

Ф.И.О. педагога: Аюшеева Ольга Осиповна.

Должность: учитель начальных классов.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 1.

Тема урока: Устное народное творчество «Сказки, загадки, небылицы».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Базовый учебник:  «Литературное чтение. 1 класс» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. – Просвещение,  2019);

Цель: формировать  знания об устном народном творчестве русского народа, повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Сказки, загадки, небылицы».

Форма урока: урок – путешествие.

Технологии: игрового обучения, здоровьесберегающая.

Методы: репродуктивный, частично – поисковый, словесно – наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.

Оборудование: медиапроектор, книжки со сказками.

Средства наглядности: карточки для работы в группах, парах, картинки, предметы из сказок, презентация, книжки со сказками.

Ход урока:

I. Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Чтобы урок прошел интересно и плодотворно, давайте перед уроком скажем друг другу добрые приятные слова.

Речевая разминка

(На доске) ОР-ОР-ОР-ОР - РАСШИРЯЕМ КРУГОЗОР

ЖНА-ЖНУ-ЖНЕ-ЖНЫ-КНИГИ ДОБРЫЕ ВАЖНЫ

УТЬ-ЕТЬ-ЫТЬ-АТЬ-НАДО МНОГО ПРОЧИТАТЬ

Дыхательная гимнастика: свеча, худышки, лошадка.

II. Самоопределение к деятельности (проблемная ситуация).

Расшифруйте название раздела, который мы с вами изучаем, прочитайте запись справа налево (на доске) «Шифровка»:

ОВТСЕЧРОВТ ЕОНДОРАН ЕОНТСУ

(УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Нам будут необходимы знания, которые мы получили на прошлых уроках. Нас ждут интересные задания, с которыми мы вместе справимся. Если все готовы, отправляемся в путе­шествие по стране «Устное народное творчество».

III. Актуализация знаний.

- Как вы понимаете эти три слова: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (слайд )

Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.

Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

У-ль: - Как одним словом можно назвать устное народное творчество?

- Фольклор.

У-ль: - Обратимся к словарю, что такое “фольклор”? (слайд )

Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.

IV. Постановка учебной задачи.

Ребята, какие сказочные, волшебные средства передви­жения вы знаете? На чем ездил Емеля? Мы сегодня будем путешествовать на печи (картинка печи). Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо произнести это заклинание! (По щучьему веленью, по наше­му хотенью, ступай, печь, на станцию «Сказки».)

Станция «Сказки».

Карточка 1.(отработка умения читать правильно и выразительно).

Я от бабушки ушел

Я от дедушки ушел

Я от зайца ушел

Я от волка ушел,

И от тебя, волк, и подавно уйду… («Колобок»)

Карточка 2.

Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом…   («Лиса и журавль»)

Карточка 3.

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка!.. («Снегурочка»)

Карточка 4.

В сказке небо синее,

     В сказке птицы страшные.

     Реченька, спаси меня,

     Реченька, спаси меня! («Гуси – лебеди)

Карточка 5.

Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал. («По щучьему веленью» )

- Что такое загадка? Почему она относится к устному народному творчеству?

(ответы детей, слайд с определением).

Игра «Найди ошибку». В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их (в парах).

«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

«Даша и медведь» – «Маша и медведь».

«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

 «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

Физминутка

Гуси белые летели

На полянку тихо сели.

Головою повертели.

Встали – сели

Встали – сели.

Заклинание! (По щучьему веленью, по наше­му хотенью, ступай, печь, на станцию «Загадки».)

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Станция «Загадки»

- Что такое загадка? (Ответы детей)

(слайд с определением). Отгадывание загадок.

На зеленой тонкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И растаял этот шар (одуванчик)

Сидит в пруду толстушка,

Зеленое брюшко,

Песни распевает,

Комаров поедает (лягушка)

Над речкой лежу                                    

Оба берега держу(мост)

- Молодцы! Замечательно справились с загадками. А по каким словам – признакам из текста загадки вы догадались и отгадали? (проговаривают)

- У меня в корзине сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок.

Игра «Бюро находок».

  • кувшин с узким горлышком (“Лиса и журавль”);

  • зеленые мелкие яблоки (“Гуси-лебеди”);

  • золотое яйцо (“Курочка Ряба”);

  • перо жар-птицы (“Жар-птица и Василиса-царевна”);

Заклинание! (По щучьему веленью, по наше­му хотенью, ступай, печь, на станцию «Небылицы».)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Станция «Небылицы».

- Ребята, что такое небылица? (предположения детей).

(слайд с определением).

- Попробуйте поменять в стихотворении выделенные слова, чтобы получилась небылица. (Работа в группах): «Собери небылицу».

1 группа: Плавает молоко

В банке у коровы.

Зернышко пшеницы

Воробья клюет,

А ворона червяка

В коробочке несет.

2 группа: Встаю я утром,

А вечером ложусь

Кукарекает петух,

Гогочет гусь.

Я платье для куклы

Сшиваю  иглой, 

А мыло смываю

Чистой водой.

(слайд с эталоном). Проверка.

Физминутка

- Я называю животное, а вы показываете движение, нехарактерное для него в реальной жизни.

VII. Включение в систему знаний. Повторение.

Инсценировка сказки «Теремок».

Теремок – Витя и Артем.

Мышка – норушка – Юля.

Лягушка – квакушка – Дарина.

Зайчик – побегайчик – Витя

Волк – зубами щелк – Дима.

Медведь – люблю реветь – Артем.

Поклон зрителям.

- Настоящие артисты! Спасибо за представление!

VIII. Итог урока:

- Ребята,  в какой стране мы путешествовали сегодня на уроке?  Что мы отнесем к устному народному творчеству?

- Как оцениваете работу класса?

- Получили ли удовольствие от урока?

Самооценка (рисуют смайлики)

IX. Рефлексия (с опорой на слова – помощники).

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

- У меня в руках огонек. Это огонек человеческой души. У кого в сердце горит такой огонек, тот настоящий человек и настоящий друг. У вас на партах тоже лежит такой огонечек. Возьмите его и подойдите ко мне. Давайте встанем поближе и сделаем большой костер дружбы. И будем дружны всегда как эти огоньки! Спасибо, ребята, за урок!









П о г о р и з о н т а л и:

1. Зелёные мячики живут в зелёных чуланчиках. (Горох.)

3. С виду красный, раскусишь – белый. (Редис.)

4. Одно бросил, целую горсть взял. (Зерно.)

7. Зелёный телёночек на привязи толстеет. (Арбуз.)

8. Чернéнько, горячéнько, а все любят. (Чай.)

9. На деревьях меж листами висят птицы вверх ногами. (Груши.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!