1. Организационный Момент. Цель: мотивация к учебным действиям чтения и слушания. | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Сергеевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. - Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Подарите друг другу улыбку. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2. Актуализация знаний. Цель: повторить знания полученные ранее. | Пишет на доске тему урока «Заклички». - Может быть, кто-то из вас уже увидел тему урока? - Давайте поставим перед собой цель на этот урок. | - Заклички - Узнаем, что такое заклички,. Будем читать. | Познавательные: -формулируют проблему и решают её; Регулятивные: -определяют тему и цель урока; -определят последовательность своих действий; Коммуникативные: -сотрудничество с учителем; -умение слушать и слышать; |
3. Первичный синтез. Цель: тренировка навыка чтения, слушания, понимания. | - Откройте учебник на стр.20. - Сегодня к нам на урок пришли: Учёный Кот и самый Главный Подсолнух из Огородов Бабы Яги. Давайте узнаем, что же сказал Кот. - Давайте узнаем, что же сказал Кот. Стр.20. - А что же такое заклички? Что они делали? Прочитайте дальше. - Да. Люди обращались к природе с уговорами и упрашиваниями. Давным-давно люди считали природу и её явления Божеством и свято верили в то, что она может выполнить их просьбы. Для этого они придумали заклички. - Как вы думаете, когда надо было уговаривать и упрашивать природу? - Посмотрите сколько всего закличек. Прочитайте их самостоятельно. Начните с той, которая вам больше нравится, но прочитать нужно все. Работа по вопросам и заданиям учебника. - Самый Главный Подсолнух очень хочет у вас узнать: Когда дождик льёт долго-долго и становится вредным для посевов, к кому люди обращаются? - Найдите такие закличкии. Потренируйтесь в их чтении. При этом нужно уговаривать и упрашивать. - Как вы понимаете значение слова закликать? - А теперь прочитайте их выразительно. (Чтение закличек № 4,6.) - А сейчас представьте, что наступила засуха, и дождей очень давно не было. Кого на этот раз будут уговаривать и упрашивать люди? - Найдите эти заклички и прочитайте так, чтобы природа сжалилась, и пошел дождь. (Чтение закличек № 2,3,5.) - Какая закличка у нас осталась непрочитанной? - Прочитайте её и подумайте, когда так просят божью коровку? - А какие заклички похожи между собой? - Зачитайте их. - Ребята, давайте немножко отдохнём! | Открывают учебник. - Громко читает один ученик, а остальные читают вместе с ним вполголоса - Природу уговаривали и упрашивали сделать так, как надо человеку. - Если долго шли дожди – звали солнышко, если была засуха, звали дождик. - Дети читают вполголоса. - К солнышку и радуге. - Читают. Закликать – уговаривать, приглашать, зазывать. - Дождик и радугу. - №1 - Когда хотят поднять настроение. - № 2-3, 5-6. - Читают. | Познавательные: -умеют читать и извлекать нужную информацию; -умеют строить речевые высказывания; Регулятивные: -определят последовательность своих действий; Коммуникативные: -умение слушать и слышать; |
4. Физкультминутка Цель: снять утомляемость детей. | Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их всех лучи согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли И немножко все устали! | Повторяют за учителем и выполняют физические упражнения. - встают - руки в стороны, вперед - идут на месте шагом - смотрят вверх - садятся - встают - хлопают - топают - садятся за парты | Личностные: формирование ответственного отношения к своему здоровью. Коммуникативные: -умение слушать и слышать. |
5. Вторичный синтез. Цель: формировать умения обобщать понятое, формулировать проблему произведения и доказывать свою точку зрения. | - На стр. 21, в самом низу найдите строки, где вас похвалил Подсолнух. А ещё он вас о чём-то просит. - Так о чём же просит вас Подсолнух? - Да. К Зиме с обращением, чтобы она отступила и к Весне, чтобы она скорее пришла. Закличка необязательно должна быть складной. Используйте подсказки: Зимушка - зима, отступи, отступи. Весна - красна, приходи, наступи. - Давайте разделимся на две группы. Вспомните, как вы должны работать в группах. - Не ссориться, слушать друг друга, разговаривать вполголоса, доверять командиру. - Удачи вам! - Прочитайте, что у вас получилось. - Хорошо, вы все молодцы. Послушайте народные варианты закличек. Уходи от нас, Зима холодная! Нам холодная зима Надоскучила, Руки, ноги отморозила. Дай, Весна, Добры годы. Годы добрые, Хлеборобные. Приходи к нам, Весна, С радостью С великой к нам! | - Дети читают просьбу. - Сочинить заклички о Зиме и Весне. - Ученики придумывают заклички. Зимушка - зима, отступи, отступи. Холод – холод, уходи, уходи. Весна - красна, приходи, наступи. Солнышко, появись, красное, покажись. Дождик – дождик, уходи, уходи. Землю – матушку просуши, просуши. - Зачитывают свои варианты закличек. -Слушаю. | Познавательные: -осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли - находить ответы на поставленные вопросы - учиться грамотно использовать в речи новые термины -организовывать учебное сотрудничество. |
6. Итог урока. Цель: закрепить основные понятия | - Скажите, что же такое заклички? - Чем мы занимались на уроке? На этом наш урок закончился. Я благодарю вас за работу. Всем удачи! | - Заклички – это обращение к природе, чтобы был хороший урожай, призвать дождь или солнце. - Сегодня мы читали заклички, сочиняли их, и слушали народные заклички. | Коммуникативные: -высказывать свою точку зрения, слушать чужую. |