СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения. Тема: заклички: обращение к природе (уговоры, упрашивания).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. Тема: заклички: обращение к природе (уговоры, упрашивания).»

Технологическая карта урока.

Ф.И.О: Ветрова Наталья Сергеевна.

Программа (УМК): Перспективная начальная школа.

Класс: 1 «а».

Дата проведения урока: 14.03.2019г.

Дисциплина: Литературное чтение.

Тип урока: Открытие нового знания.

Тема урока: Заклички: обращение к природе (уговоры, упрашивания).

Цель урока: помочь школьникам обнаружить и осознать обрядовый характер жанра заклички (природу уговаривают и упрашивают).

Задачи урока:

1. Обучающие: работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей сравнивать несколько коротких текстов.

2. Развивающие: развивать навыки чтения путём постоянного перечитывания текстов по разным основаниям.

3. Воспитывающие: учить ориентироваться в учебнике, учить детей работать самостоятельно, в группах и парах.

Контроль: устный.

Методы: словесный, наглядно-образный, эвристический, метод творческого чтения, исследовательский метод, метод интерпретации текста.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 класс, автор Чуракова Н. А.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный

Момент.

Цель: мотивация к

учебным

действиям чтения и

слушания.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Сергеевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

 - Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Подарите друг другу улыбку. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

2. Актуализация знаний.

Цель: повторить знания полученные ранее.

Пишет на доске тему урока «Заклички».

- Может быть,  кто-то из вас уже увидел тему урока?

- Давайте поставим перед собой цель на этот урок.



- Заклички


- Узнаем, что такое заклички,. Будем читать.

Познавательные: -формулируют проблему и решают её; Регулятивные: -определяют тему и цель урока; -определят последовательность своих действий; Коммуникативные: -сотрудничество с учителем; -умение слушать и слышать;

3. Первичный синтез.

Цель: тренировка

навыка чтения,

слушания, понимания.


- Откройте учебник на стр.20.

- Сегодня к нам на урок пришли: Учёный Кот и самый Главный Подсолнух из Огородов Бабы Яги.

Давайте узнаем, что же сказал Кот.

- Давайте узнаем, что же сказал Кот. Стр.20.

- А что же такое заклички? Что они делали? Прочитайте дальше.


- Да. Люди обращались к природе с уговорами и упрашиваниями.

Давным-давно люди считали природу и её явления Божеством и свято верили в то, что она может выполнить их просьбы. Для этого они придумали заклички.

- Как вы думаете, когда надо было уговаривать и упрашивать природу?

- Посмотрите сколько всего закличек. Прочитайте их самостоятельно. Начните с той, которая вам больше нравится, но прочитать нужно все.

Работа по вопросам и заданиям учебника.

- Самый Главный Подсолнух очень хочет у вас узнать:

Когда дождик льёт долго-долго и становится вредным для посевов, к кому люди обращаются?

- Найдите такие закличкии. Потренируйтесь в их чтении. При этом нужно уговаривать и упрашивать.

- Как вы понимаете значение слова закликать?

- А теперь прочитайте их выразительно.

(Чтение закличек  № 4,6.)

- А сейчас представьте, что наступила засуха, и дождей очень давно не было.

Кого на этот раз будут уговаривать и упрашивать люди?

- Найдите эти заклички и прочитайте так, чтобы природа сжалилась, и пошел дождь.

(Чтение закличек № 2,3,5.)

- Какая закличка у нас осталась непрочитанной?

- Прочитайте её и подумайте, когда так просят божью коровку?

- А какие заклички похожи между собой?

- Зачитайте их.

- Ребята, давайте немножко отдохнём!

Открывают учебник.








- Громко читает один ученик, а остальные читают вместе с ним вполголоса

- Природу уговаривали и упрашивали сделать так, как надо человеку.











- Если долго шли дожди – звали солнышко, если была засуха, звали дождик.

- Дети читают вполголоса.











- К солнышку и радуге.




- Читают.



Закликать – уговаривать, приглашать, зазывать.








- Дождик и радугу.








- №1


- Когда хотят поднять настроение.


- № 2-3, 5-6.

- Читают.


Познавательные: -умеют читать и извлекать нужную информацию; -умеют строить речевые высказывания; Регулятивные: -определят последовательность своих действий;

Коммуникативные: -умение слушать и слышать;

4. Физкультминутка

Цель: снять утомляемость детей.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножко все устали!

Повторяют за учителем и выполняют физические упражнения.

- встают

- руки в стороны, вперед

- идут на месте шагом

- смотрят вверх


- садятся

- встают


- хлопают

- топают

- садятся за парты

Личностные: формирование ответственного отношения к своему здоровью. Коммуникативные: -умение слушать и слышать.


5. Вторичный синтез.

Цель: формировать

умения обобщать

понятое,

формулировать

проблему

произведения и

доказывать свою точку

зрения.

- На стр. 21, в самом низу найдите строки, где вас похвалил Подсолнух. А ещё он вас о чём-то просит.

- Так о чём же просит вас Подсолнух?

- Да. К Зиме с обращением, чтобы она отступила и к Весне, чтобы она скорее пришла. Закличка необязательно должна быть складной. Используйте подсказки:

Зимушка - зима, отступи, отступи.

Весна - красна, приходи, наступи.

- Давайте разделимся на две группы. Вспомните, как вы должны работать в группах.

-  Не ссориться, слушать друг друга, разговаривать вполголоса, доверять командиру.

- Удачи вам!

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Хорошо, вы все молодцы.

Послушайте народные варианты закличек.

Уходи от нас,

Зима холодная!

Нам холодная зима

Надоскучила,

Руки, ноги отморозила.


Дай, Весна,

Добры годы.

Годы добрые,

Хлеборобные.

Приходи к нам, Весна,

С радостью

С великой к нам!

- Дети читают просьбу.




- Сочинить заклички о Зиме и Весне.








- Ученики придумывают заклички.


Зимушка - зима, отступи, отступи.

Холод – холод, уходи, уходи.

Весна - красна, приходи, наступи.

Солнышко, появись, красное, покажись.

Дождик – дождик, уходи, уходи.

Землю – матушку просуши, просуши.

- Зачитывают свои варианты закличек.



-Слушаю.

Познавательные: -осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли - находить ответы на поставленные вопросы - учиться грамотно использовать в речи новые термины -организовывать учебное сотрудничество.

6. Итог урока.

Цель: закрепить

основные понятия

- Скажите, что же такое заклички?



- Чем мы занимались на уроке?



На этом наш урок закончился. Я благодарю вас за работу. Всем удачи!


- Заклички – это обращение к природе, чтобы был хороший урожай, призвать дождь или солнце.

- Сегодня мы читали заклички, сочиняли их, и слушали народные заклички.

Коммуникативные: -высказывать свою точку зрения, слушать чужую.

7. Задание на дом.

Цель: дать установку на тренировку отработанных умений.

Сочините закличку на тему времена года.





Методист_________________________

Учитель_________________________

Оценка_________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!