СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Свиристели"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок: открытие новых знаний

Предмет: литературное чтение

Тема: «Свиристели»

Цель: знакомство  учащихся с рассказом Н. Сладкова «Свиристели»

Оборудование: учебник, компьютер, презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Андреевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Я вижу ваши добрые, веселые глаза. Давайте улыбнемся друг другу , чтобы день стал еще лучше.  Глазками проверьте готовность к уроку .  Тогда в добрый путь.

 

 

Приветствие учителя.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Ребята, на дом вам было задано выучить наизусть стихотворение  Сергея Махотина «Плохая привычка».  Отвечаем по поднятой руке и у доски.

 

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Закройте глазки, Представьте, что мы оказались на лесной опушке. В солнечный денек на лесной опушке можно услышать удивительную музыку. Послушайте голоса птиц на лесной опушке.

Чьи голоса вы узнали?

А это кто поет?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чирикает воробей, свистит синица, каркает ворона и  дятел

3. Выявление места и причины затруднения.

 

Так поет удивительная птичка – свиристель. Знаете такую?

А чтобы увидеть, как выглядит эта птица, мы откроем учебник на странице 30 и посмотрим на рисунок в верхнем левом углу.

 

 

 

 

 

Ребята, а как вы думаете, почему свиристель изображен именно на ветке рябины?

 

Свиристели любят спелые ягоды рябины.

В осенних лесах между темными елями и тонкими березками то здесь, то там стоят рябинки, украшенные гроздьями огненно-красных ягод. Стайки свиристелей облепляют рябину и устраивают веселое пиршество. «Клюют жадно, торопятся, словно соревнуются, кто съест больше. В результате же добрая половина ягод падает в снег.

Затем, когда на ветвях не остается ни единой ягодки, полчища свиристелей перекочевывают в другие места, а сплошной настил ягод под рябинами бесследно заметает метель.

Почему же свиристели бросают ягоды рябины на снег?

Оказывается, возвращаясь вновь в свои северные владения, птицы находят сброшенные в снег ягоды и поедают их. В снегу ягоды остаются сочными и свежими, словно законсервированными. А на деревьях к середине зимы рябина вымерзает, чернеет, становится горькой и невкусной.

А расскажет нам об этой удивительной птице Николай Иванович Сладков, который все свое творчество посвятил природе. Всю жизнь Н. И. Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить ее красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.

 - Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Сладкова « Свиристели».

 

 

 

 

 

 

 

 

Размером свиристель со скворца, оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристелей украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях словно нарисованы ярко-красным карандашом ровные полоски. Этих красивых птиц называют северными попугаями.

 

 

 

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 

Понравился ли вам рассказ Н. Сладкова « Свиристели?»

 - Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

 - Что запомнилось вам в этом произведении?

 - Что узнали о свиристелях?

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Реализация построенного проекта.

 

Учимся читать произведение вместе. Откройте учебник на стр.34. Прочитайте текст по « цепочке», соблюдая все знаки препинания.

 

 

 

 

 

6. Первичное закреплением с проговариванием во внешней речи.

 

Первая группа найдёт описание внешности птички.

Вторая группа – когда прилетают птички.

Третья группа – найдёт описание характера птички.

( Учащиеся читают текст про себя, в группе обсуждают нужный отрывок и один их группы зачитывает его.)

Умнички! Вы так много узнали про эту птичку. А скажите, это текст какой: научный или художественный?

Вы правильно сказали. Этот текст написан для того, чтобы читателям было интересно.

 

 

Что значит « серебристой трелькой?»

Прочитайте последнее предложение.

 Почему автор так сказал? Найдите подтверждение в тексте. ().

К чему призывает нас автор?

Итак, писатель рассказал нам об обычной и необычной  жизни свиристелей, их красоте, повадках, характере. Он призывает каждого человека бережно относиться к природе, беречь ее красоту, заботится о ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это художественный текст

В этом тексте есть художественные образы. Песенка названа серебристой, птички загадочные. Здесь есть радостнее настроение.

 

 

( « … И не будем их к этому приучать!»)

Людей не видели и не научились их бояться

Бережно относиться к красоте природы

 

Физкультминутка

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ребята, а теперь вы самостоятельно знакомитесь с текстом главным героем которого тоже является свиристель.

Откроем стр. 31

 

 

8. Включению в систему знаний и повторение.

 1. О ком поведал нам этот текст?

                2.Кто главный герой  этого текста?

                3. Где можно встретить данный  текст? Найдите ответ на странице учебника.

               4. Сравните данный текст с текстом Н. Сладкова « Свиристели».

                 - Что общего в этих текстах?

                 - Чем они отличаются?

               5. Какой текст было читать интересней? Почему?

А как вы думаете, это художественный текст или научный?

 

Какой из текстов можно назвать научным? Почему?

 - Какие слова используются в научном тексте? (научные слова: род, отряд, обитают и т.д.)

 -Кто написал первый текст? А второй?

- Зачем пишет ученый, а зачем писатель?

Художественный текст пишет писатель с целью создать яркий образ героя. Он использует художественные средства: слова- сравнения, слова-

восхищения; использует прием  - звукоподражание. В художественном  тексте мы чувствуем отношение автора к герою. Научный текст пишет ученый. Он дает точные сведения, использует научные слова. Отношение автора к герою не прослеживается.

 

 

 

 

 

 

 

9. Рефлексия.

каким произведением познакомились на уроке?

 - О ком рассказал нам Н. Сладков в своем произведении?

 - Почему рассказ Н. Сладкова «Свиристели» относится к художественному произведению?

 - Как отличить художественный текст от научного?

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Свиристели"»

Дата: 17.04.2019

Урок: открытие новых знаний

Предмет: литературное чтение

Тема: «Свиристели»

Цель: знакомство учащихся с рассказом Н. Сладкова «Свиристели»

Оборудование: учебник, компьютер, презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Андреевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Я вижу ваши добрые, веселые глаза. Давайте улыбнемся друг другу , чтобы день стал еще лучше. Глазками проверьте готовность к уроку . Тогда в добрый путь.



Приветствие учителя.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Ребята, на дом вам было задано выучить наизусть стихотворение Сергея Махотина «Плохая привычка». Отвечаем по поднятой руке и у доски.


Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Закройте глазки, Представьте, что мы оказались на лесной опушке. В солнечный денек на лесной опушке можно услышать удивительную музыку. Послушайте голоса птиц на лесной опушке.

Чьи голоса вы узнали?

А это кто поет?













Чирикает воробей, свистит синица, каркает ворона и дятел

3. Выявление места и причины затруднения.


Так поет удивительная птичка – свиристель. Знаете такую?

А чтобы увидеть, как выглядит эта птица, мы откроем учебник на странице 30 и посмотрим на рисунок в верхнем левом углу.






Ребята, а как вы думаете, почему свиристель изображен именно на ветке рябины?


Свиристели любят спелые ягоды рябины.

В осенних лесах между темными елями и тонкими березками то здесь, то там стоят рябинки, украшенные гроздьями огненно-красных ягод. Стайки свиристелей облепляют рябину и устраивают веселое пиршество. «Клюют жадно, торопятся, словно соревнуются, кто съест больше. В результате же добрая половина ягод падает в снег.

Затем, когда на ветвях не остается ни единой ягодки, полчища свиристелей перекочевывают в другие места, а сплошной настил ягод под рябинами бесследно заметает метель.

Почему же свиристели бросают ягоды рябины на снег?

Оказывается, возвращаясь вновь в свои северные владения, птицы находят сброшенные в снег ягоды и поедают их. В снегу ягоды остаются сочными и свежими, словно законсервированными. А на деревьях к середине зимы рябина вымерзает, чернеет, становится горькой и невкусной.

А расскажет нам об этой удивительной птице Николай Иванович Сладков, который все свое творчество посвятил природе. Всю жизнь Н. И. Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить ее красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.

 - Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Сладкова « Свиристели».









Размером свиристель со скворца, оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристелей украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях словно нарисованы ярко-красным карандашом ровные полоски. Этих красивых птиц называют северными попугаями.




4. Построение проекта выхода из затруднения.


Понравился ли вам рассказ Н. Сладкова « Свиристели?»

 - Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

 - Что запомнилось вам в этом произведении?

 - Что узнали о свиристелях?









5. Реализация построенного проекта.


Учимся читать произведение вместе. Откройте учебник на стр.34. Прочитайте текст по « цепочке», соблюдая все знаки препинания.






6. Первичное закреплением с проговариванием во внешней речи.


Первая группа найдёт описание внешности птички.

Вторая группа – когда прилетают птички.

Третья группа – найдёт описание характера птички.

( Учащиеся читают текст про себя, в группе обсуждают нужный отрывок и один их группы зачитывает его.)

Умнички! Вы так много узнали про эту птичку. А скажите, это текст какой: научный или художественный?

Вы правильно сказали. Этот текст написан для того, чтобы читателям было интересно.




Что значит « серебристой трелькой?»

Прочитайте последнее предложение.

 Почему автор так сказал? Найдите подтверждение в тексте. ().

К чему призывает нас автор?

Итак, писатель рассказал нам об обычной и необычной  жизни свиристелей, их красоте, повадках, характере. Он призывает каждого человека бережно относиться к природе, беречь ее красоту, заботится о ней.











Это художественный текст

В этом тексте есть художественные образы. Песенка названа серебристой, птички загадочные. Здесь есть радостнее настроение.



( « … И не будем их к этому приучать!»)

Людей не видели и не научились их бояться

Бережно относиться к красоте природы


Физкультминутка


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ребята, а теперь вы самостоятельно знакомитесь с текстом главным героем которого тоже является свиристель.

Откроем стр. 31



8. Включению в систему знаний и повторение.

 1. О ком поведал нам этот текст?

                2.Кто главный герой  этого текста?

                3. Где можно встретить данный  текст? Найдите ответ на странице учебника.

               4. Сравните данный текст с текстом Н. Сладкова « Свиристели».

                 - Что общего в этих текстах?

                 - Чем они отличаются?

               5. Какой текст было читать интересней? Почему?

А как вы думаете, это художественный текст или научный?



Какой из текстов можно назвать научным? Почему?

 - Какие слова используются в научном тексте? (научные слова: род, отряд, обитают и т.д.)

 -Кто написал первый текст? А второй?

- Зачем пишет ученый, а зачем писатель?

Художественный текст пишет писатель с целью создать яркий образ героя. Он использует художественные средства: слова- сравнения, слова-

восхищения; использует прием  - звукоподражание. В художественном  тексте мы чувствуем отношение автора к герою. Научный текст пишет ученый. Он дает точные сведения, использует научные слова. Отношение автора к герою не прослеживается.









9. Рефлексия.

каким произведением познакомились на уроке?

 - О ком рассказал нам Н. Сладков в своем произведении?

 - Почему рассказ Н. Сладкова «Свиристели» относится к художественному произведению?

 - Как отличить художественный текст от научного?









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!