2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Ребята, на дом вам было задано выучить наизусть стихотворение Сергея Махотина «Плохая привычка». Отвечаем по поднятой руке и у доски.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Закройте глазки, Представьте, что мы оказались на лесной опушке. В солнечный денек на лесной опушке можно услышать удивительную музыку. Послушайте голоса птиц на лесной опушке.
Чьи голоса вы узнали?
А это кто поет?
|
Чирикает воробей, свистит синица, каркает ворона и дятел
|
3. Выявление места и причины затруднения.
Так поет удивительная птичка – свиристель. Знаете такую?
А чтобы увидеть, как выглядит эта птица, мы откроем учебник на странице 30 и посмотрим на рисунок в верхнем левом углу.
Ребята, а как вы думаете, почему свиристель изображен именно на ветке рябины?
Свиристели любят спелые ягоды рябины.
В осенних лесах между темными елями и тонкими березками то здесь, то там стоят рябинки, украшенные гроздьями огненно-красных ягод. Стайки свиристелей облепляют рябину и устраивают веселое пиршество. «Клюют жадно, торопятся, словно соревнуются, кто съест больше. В результате же добрая половина ягод падает в снег.
Затем, когда на ветвях не остается ни единой ягодки, полчища свиристелей перекочевывают в другие места, а сплошной настил ягод под рябинами бесследно заметает метель.
Почему же свиристели бросают ягоды рябины на снег?
Оказывается, возвращаясь вновь в свои северные владения, птицы находят сброшенные в снег ягоды и поедают их. В снегу ягоды остаются сочными и свежими, словно законсервированными. А на деревьях к середине зимы рябина вымерзает, чернеет, становится горькой и невкусной.
А расскажет нам об этой удивительной птице Николай Иванович Сладков, который все свое творчество посвятил природе. Всю жизнь Н. И. Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить ее красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Сладкова « Свиристели».
|
Размером свиристель со скворца, оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристелей украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях словно нарисованы ярко-красным карандашом ровные полоски. Этих красивых птиц называют северными попугаями.
|
6. Первичное закреплением с проговариванием во внешней речи.
Первая группа найдёт описание внешности птички.
Вторая группа – когда прилетают птички.
Третья группа – найдёт описание характера птички.
( Учащиеся читают текст про себя, в группе обсуждают нужный отрывок и один их группы зачитывает его.)
Умнички! Вы так много узнали про эту птичку. А скажите, это текст какой: научный или художественный?
Вы правильно сказали. Этот текст написан для того, чтобы читателям было интересно.
Что значит « серебристой трелькой?»
Прочитайте последнее предложение.
Почему автор так сказал? Найдите подтверждение в тексте. ().
К чему призывает нас автор?
Итак, писатель рассказал нам об обычной и необычной жизни свиристелей, их красоте, повадках, характере. Он призывает каждого человека бережно относиться к природе, беречь ее красоту, заботится о ней.
|
Это художественный текст
В этом тексте есть художественные образы. Песенка названа серебристой, птички загадочные. Здесь есть радостнее настроение.
( « … И не будем их к этому приучать!»)
Людей не видели и не научились их бояться
Бережно относиться к красоте природы
|
8. Включению в систему знаний и повторение.
1. О ком поведал нам этот текст?
2.Кто главный герой этого текста?
3. Где можно встретить данный текст? Найдите ответ на странице учебника.
4. Сравните данный текст с текстом Н. Сладкова « Свиристели».
- Что общего в этих текстах?
- Чем они отличаются?
5. Какой текст было читать интересней? Почему?
А как вы думаете, это художественный текст или научный?
Какой из текстов можно назвать научным? Почему?
- Какие слова используются в научном тексте? (научные слова: род, отряд, обитают и т.д.)
-Кто написал первый текст? А второй?
- Зачем пишет ученый, а зачем писатель?
Художественный текст пишет писатель с целью создать яркий образ героя. Он использует художественные средства: слова- сравнения, слова-
восхищения; использует прием - звукоподражание. В художественном тексте мы чувствуем отношение автора к герою. Научный текст пишет ученый. Он дает точные сведения, использует научные слова. Отношение автора к герою не прослеживается.
|
|