СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Сады поэзии"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок: открытие новых знаний

Предмет: литературное чтение

Тема: «Сады поэзии»

Цель: формировать интерес к художественному слову, умение чувствовать красоту и выразительность поэтического слова.

Оборудование: учебник, компьютер, презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Андреевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Я вижу ваши добрые, веселые глаза. Давайте улыбнемся друг другу , чтобы день стал еще лучше.  Глазками проверьте готовность к уроку .  Тогда в добрый путь.

 

 

Приветствие учителя.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 

Какой раздел учебника мы прошли? 

 

С какими рассказами познакомились?

 

 

 

 

Авторы учебника приглашают нас продолжить увлекательное путешествие. Нас ждет литературный кроссворд. Решив его, мы узнаем, куда мы отправимся дальше из «Долины рассказов»  

Чтобы тему урока узнать, Надо кроссворд разгадать.  

Тот, кто пишет литературные произведения. (Писатель) Действующие лица в произведении (Персонажи) Писатель, который пишет литературные произведения в рифме? (Поэт) Простая, не стихотворная речь. (Проза) Созвучие окончания слов, завершающих стихотворную строку. (Рифма) Воображение, выдумка. (Фантазия)

По вертикали ключевое слово ПОЭЗИЯ

 

 

 

 

Долина рассказов: тайна за тайной

 

1 Л.Толстой «Косточка» 2 Г.Остер «Котенок по имени Гав» 3 Г.Остер «Середина сосиски» 4 А Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» 5 Е.Чарушин «Томка испугался» 6 И.Пивоварова «Секретики»)

3. Выявление места и причины затруднения.

Как вы понимаете значение этого слова?

 

 

 

 

 

 

- А вот как дается определение значения этого слова в толковом словаре Ожегова (1 ученик читает значение слова).  

 

 

 Кто может сформулировать тему нашего урока?

В долине рассказов мы тайны искали. В литературе секретов немало узнали. В садах поэзии нас ждут. Узнаем, как стихи растут. - Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой главе? Подчеркните слова.

ПОЭЗИЯ, ПОЭТ, СТИХОТВОРЕНИЕ, РИФМА, РАССКАЗ, СКАЗКА, НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, БЫТОВОЕ ЧТЕНИЕ .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэзия – это особый вид литературного творчества. Стихи отличаются ритмичностью, благозвучием, они строятся по особым правилам, которые называются законами стихосложения.  

 

 

 

 

 

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Как вы понимаете значение слов читать вчитаться зачитаться читальный зал читаный-перечитаный почитать Условный знак «Работа в группах». Я вам предлагаю выполнить это задание в группах (каждой группе выдается по 2 слова. Посовещавшись, дети озвучивают свои ответы). - Какие это слова?

 

Пивоварова Ирина, биография которой вызывает искренний интерес у многих, – знаменитая детская писательница, на добрых и веселых произведениях которой было воспитано не одно поколение детей.

 

На страницах книг этого талантливого автора всегда присутствует задорный смех, веселая игра, смешные песни – факторы, без которых счастливое детство просто немыслимо. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однокоренные, родственные

5. Реализация построенного проекта.

 

Прочитайте строчки над стихотворением. Вы согласны с этим утверждением?  Давайте вчитаемся в стихотворение Ирины Пивоваровой с таким же таинственным названием(Читаю стихотворение выразительно, но не до конца) Что же это, наконец, как вы думаете?  

 Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Рассмотрите иллюстрацию. Когда вы делаете такой жест? (Подставляем палец ко рту)  Как надо читать это стихотворение? (Тихо, шепотом)    Прочитайте первые 2 строчки стихотворения.  

 

 Что поняли? А что необычного дальше в строчках? Прочитайте  А если совсем убрать эти строчки? Важны ли место и время? Зачем автор использует такой прием повторов?  

 Куда мы должны отправиться, чтобы узнать тайну?  Важно ли, что колодец большой, а пруд засохший? В чем же тайна?  А сейчас давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы таинственность затягивала: сделай приглушенный голос, загадочное лицо, движение руками, которое зовут в таинственное место и предостерегают от чего-то неизвестного.

 

 

 

Любое стихотворение - тайна

 

 

 

 

 

Продолжаю чтение

 

 

 

 

 

 

 

Я тебе открою тайну, Никому не говори!  

Автор хочет поделиться тайной

 Все начинаются со слова «если»)  

 

 

 

Чтобы создать впечатление долгого пути

К колодцу, к засохшему пруду

 

Они хранят тайну

6. Первичное закреплением с проговариванием во внешней речи.

Поэзия полна сюрпризов! Поэт во всем видит тайну, во всем угадывает душу. Даже в самых обычных вещах в нашей комнате. Следующее стихотворение нам поможет разобраться в этом. В стихотворении Льва Друскина нам важна тайна иного рода. (Читаю стихотворение «Беру я вещи осторожно») - Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Перечисли, какие предметы упоминаются в стихотворении? Для поэта они живые, вот-вот заговорят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задумчивое, мечтательное  

 

Стул, пепельница, перчатка

Физкультминутка

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Рассмотрите иллюстрацию.  

 Какое выражение лиц у каждого героя?

 

 

РАБОТА В ПАРАХ (Придумайте, какую беседу ведут вещи, ожившие по воли художника)

 

 

Стакан – ворчливое, карандаш-веселое, вазочка-надменное, лампа-довольное, перчатки-хитрые)  

8. Включению в систему знаний и повторение.

 Проверка

 

 

 

9. Рефлексия.

Какое чувство осталось у вас после прочтения этих стихотворений? Кто помогает нам открывать тайну и красоту там, где мы ее не замечаем?

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Сады поэзии"»

Дата: 08.04.2019

Урок: открытие новых знаний

Предмет: литературное чтение

Тема: «Сады поэзии»

Цель: формировать интерес к художественному слову, умение чувствовать красоту и выразительность поэтического слова.

Оборудование: учебник, компьютер, презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Андреевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Я вижу ваши добрые, веселые глаза. Давайте улыбнемся друг другу , чтобы день стал еще лучше. Глазками проверьте готовность к уроку . Тогда в добрый путь.



Приветствие учителя.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


Какой раздел учебника мы прошли?


С какими рассказами познакомились?







Авторы учебника приглашают нас продолжить увлекательное путешествие. Нас ждет литературный кроссворд. Решив его, мы узнаем, куда мы отправимся дальше из «Долины рассказов»

Чтобы тему урока узнать,
Надо кроссворд разгадать.

Тот, кто пишет литературные произведения. (Писатель)
Действующие лица в произведении (Персонажи)
Писатель, который пишет литературные произведения в рифме? (Поэт)
Простая, не стихотворная речь. (Проза)
Созвучие окончания слов, завершающих стихотворную строку. (Рифма)
Воображение, выдумка. (Фантазия)

По вертикали ключевое слово ПОЭЗИЯ




Долина рассказов: тайна за тайной


1 Л.Толстой «Косточка»
2 Г.Остер «Котенок по имени Гав»
3 Г.Остер «Середина сосиски»
4 А Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
5 Е.Чарушин «Томка испугался»
6 И.Пивоварова «Секретики»)

3. Выявление места и причины затруднения.

Как вы понимаете значение этого слова?







- А вот как дается определение значения этого слова в толковом словаре Ожегова (1 ученик читает значение слова).



Кто может сформулировать тему нашего урока?

В долине рассказов мы тайны искали.
В литературе секретов немало узнали.
В садах поэзии нас ждут.
Узнаем, как стихи растут.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой главе? Подчеркните слова.

ПОЭЗИЯ, ПОЭТ, СТИХОТВОРЕНИЕ, РИФМА, РАССКАЗ, СКАЗКА, НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, БЫТОВОЕ ЧТЕНИЕ .











Поэзия – это особый вид литературного творчества. Стихи отличаются ритмичностью, благозвучием, они строятся по особым правилам, которые называются законами стихосложения.






4. Построение проекта выхода из затруднения.

Как вы понимаете значение слов читать
вчитаться
зачитаться
читальный зал
читаный-перечитаный
почитать
Условный знак «Работа в группах». Я вам предлагаю выполнить это задание в группах (каждой группе выдается по 2 слова. Посовещавшись, дети озвучивают свои ответы).
- Какие это слова?


Пивоварова Ирина, биография которой вызывает искренний интерес у многих, – знаменитая детская писательница, на добрых и веселых произведениях которой было воспитано не одно поколение детей.


На страницах книг этого талантливого автора всегда присутствует задорный смех, веселая игра, смешные песни – факторы, без которых счастливое детство просто немыслимо.












Однокоренные, родственные

5. Реализация построенного проекта.


Прочитайте строчки над стихотворением.
Вы согласны с этим утверждением?
Давайте вчитаемся в стихотворение Ирины Пивоваровой с таким же таинственным названием(Читаю стихотворение выразительно, но не до конца)
Что же это, наконец, как вы думаете?

Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
Рассмотрите иллюстрацию. Когда вы делаете такой жест? (Подставляем палец ко рту)
Как надо читать это стихотворение? (Тихо, шепотом)

Прочитайте первые 2 строчки стихотворения.


Что поняли?
А что необычного дальше в строчках? Прочитайте

А если совсем убрать эти строчки?
Важны ли место и время?
Зачем автор использует такой прием повторов?

Куда мы должны отправиться, чтобы узнать тайну?
Важно ли, что колодец большой, а пруд засохший?
В чем же тайна?

А сейчас давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы таинственность затягивала: сделай приглушенный голос, загадочное лицо, движение руками, которое зовут в таинственное место и предостерегают от чего-то неизвестного.




Любое стихотворение - тайна






Продолжаю чтение








Я тебе открою тайну,
Никому не говори!

Автор хочет поделиться тайной

Все начинаются со слова «если»)




Чтобы создать впечатление долгого пути

К колодцу, к засохшему пруду


Они хранят тайну

6. Первичное закреплением с проговариванием во внешней речи.

Поэзия полна сюрпризов! Поэт во всем видит тайну, во всем угадывает душу. Даже в самых обычных вещах в нашей комнате. Следующее стихотворение нам поможет разобраться в этом.
В стихотворении Льва Друскина нам важна тайна иного рода.
(Читаю стихотворение «Беру я вещи осторожно»)
- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
Перечисли, какие предметы упоминаются в стихотворении? Для поэта они живые, вот-вот заговорят.












Задумчивое, мечтательное


Стул, пепельница, перчатка

Физкультминутка


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Рассмотрите иллюстрацию.

Какое выражение лиц у каждого героя?



РАБОТА В ПАРАХ (Придумайте, какую беседу ведут вещи, ожившие по воли художника)



Стакан – ворчливое, карандаш-веселое, вазочка-надменное, лампа-довольное, перчатки-хитрые)

8. Включению в систему знаний и повторение.

Проверка




9. Рефлексия.

Какое чувство осталось у вас после прочтения этих стихотворений?
Кто помогает нам открывать тайну и красоту там, где мы ее не замечаем?











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!