Тема урока | «Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». | Тип урока открытия новых знаний. Подготовка к восприятию. Первичное чтение. Работа над смысловым чтением. |
Целевые установки урока (для учителя) | формирование образовательных компетенций учащихся 2 класса в предметной области литературное чтение по теме «Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». |
Планируемые результаты (для ученика) | Предметные | Личностные (личностные УУД) | Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД) |
1) формирование навыка чтения: чтения произведения вслух с постепенным увеличением темпа чтения; умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении; 2) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 3) формирование представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), представлять героев, событие, характеризовать их поступки; 4) самостоятельно и под руководством учителя определять тему и главную мысль прочитанного произведения; определять особенности сказочного текста; 5) умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении, способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения. | 1) внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения; 2)умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; 3)стремление к успешной учебной деятельности; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости, развитие творческих способностей. | 1) формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 2) самостоятельно работать с учебником литературного чтения, со словарями, как источником информации, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; 3) проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы; 4) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в парах, в группах; 5) умения владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; строить понятные для партнера (собеседника) высказывание. использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций. |
Материально-техническое обеспечение урока |
Учебно-методическая литература учебник по литературному чтению (УМК «Перспектива» Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.); портрет Э. Успенского; выставка его произведений; карточки (текст речевой разминки, задания), листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки учащихся; словари Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. | ЦОР мультфильм о «Крокодил Гена и его друзья», видеоролик на песню «Чебурашка»; проектор-компьютер; использование графического интернет-ресурса «Облако слов» с помощью сервиса Word's Cloud. Веб-квест через learnis.ru (2 игры по теме урока: №856063-включает в себя 3 задания, №181774-состоит из 5 заданий) |
Ход урока |
Этап урока |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Организационно-мотивационный этап урока |
Эмоциональное начало урока Слайд –презент. - Встанем в круг и поприветствуем друг друга. - Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия. | _ Здравствуй, солнце золотое! (все поднимают руки к солнцу, затем опускают). -Здравствуй, небо голубое! (аналогичное движение). -Здравствуй, вольный ветерок! (Движения рук) -Здравствуй, маленький дубок! (Приседания, движения рук). -Все живём в родном краю! Всех я вас приветствую! (все разводят руки в стороны, затем опускают, здороваясь друг с другом за руки). Настраиваются на работу. | Учащиеся встают в круг и произносят слова приветствия и выполняют движения. | Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения; формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви; стремление к успешной учебной деятельности; |
Речевая разминка Слайд –презент. Прочитать скороговорку Щука добрая была, Дружбу с рыбами вела. Из морской капусты щей Щука наварила. Окуньков, бычков, лещей Щами угостила. Ф. Бобылев | - Какие слова непонятны в тексте скороговорки? - О чем эта скороговорка? - Прочитайте скороговорку с разной интонацией. | Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы О взаимоотношениях между жителями подводного мира | Предметные: формирование навыка чтения: чтения произведения вслух с постепенным увеличением темпа чтения; умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении |
Игра «Дешифровщик» Слайд –презент. | Учитель предлагает с помощью игры расшифровать слово, с которыми предстоит работать. - Расшифруйте запись. - Обсудите с другом, каким образом вы поняли это задание, совпали ли ваши способы расшифровки? | Взаимодействуя в парах учащиеся на карточке расшифровывают слово 2,2;1,3;4,3;1,4;2,4;1,1;4,1;3,3;1,1. Чебурашка | Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД) развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций; формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в парах, умения владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; строить понятные для партнера (собеседника) высказывание. |
Прослушивание песни «Чебурашка» Слайд –презент. Диалог, основанный на предположениях детей | Учитель предлагает прослушать 1 куплет песни. Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы: -Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? - Попробуйте предположить, о чём будем говорить на уроке? - Кто автор произведения о Чебурашке»? | Учащиеся прослушивают первый куплет песни, высказывают свои предположения, строят ассоциации на основе прослушивания музыкального произведения. Вспоминают, кто автор произведения – Эдуард Успенский, где главный герой – Чебурашка. | Предметные самостоятельно и под руководством учителя определять тему Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД) Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Определение темы урока Слайд –презент. | Сформулируйте цели урока. | Формулируют цели: познакомиться с героями произведения Э.Успенского, обсудить проблему «Как найти друзей», «Какими должны быть друзья». | Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД) формирование умения принимать и сохранять учебную задачу |
Формулирование задач урока, составление плана действий | Что нам необходимо сделать, чтобы добиться выполнения цели, составим план действий. | Называют задачи (составляют план действий): прочитать отрывок из произведения в учебнике, представить героя произведения, охарактеризовать поступки | Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД) формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать |
Процессуально-содержательный этап урока |
Рассказ учителя об Э.Успенском Слайд –презент. | -Что вы уже знаете о писателе, что можете вспомнить о нём из 1 класса? (учитель дополняет новыми сведениями об авторе). - Посмотрите на выставку книг, здесь представлены самые известные и любимые его произведения. “Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить” Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их. | Учащиеся вспоминают о писателе. Учащиеся рассматривают выставку книг писателя | Предметные формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание учебного материала, участвовать в его обсуждении |
Первичное чтение и обсуждение | - Понравилось ли вам это произведение? - К какому жанру относится это произведение, типу текста? -Докажите свою точку зрения, вспомните то, что уже знаете о жанрах, признаках текстов определенного типа? (повествование, описание, рассуждение) - Каким представлен главный персонаж? Что вы о нем узнали? - Какие проблемы возникли у крокодила Гены, почему это произошло, выскажите свою точку зрения? - Кто стал друзьями Гены? Если не знаете, найдите книгу в библиотеке и прочитайте ее. - Девочка Галя, которая пришла к крокодилу на следующий день, сказала, что в объявлении есть ошибки. Какие? Найдите их. | Чтение сказки с 126-127 хорошо читающими учащимися Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы. | Предметные формирование умения осознанно воспринимать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; формирование первоначальных этических представлений, понятий о дружбе, честности, добре и зле, представлять героев, событие, характеризовать их поступки; определять особенности сказочного текста умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении, способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения; представлять героев, событие, характеризовать их поступки. |
Этап закрепления |
Минутка релаксации - «Друзья» Слайд –презент. | Учитель объясняет принцип активной минуты релаксации, проводит ее | Дети выполняют гимнастику для глаз | |
Выразительное чтение отрывка Слайд –презент. | - Прочитайте выразительно эту главу - Какой фрагмент из главы проиллюстрировал художник? Найдите и прочитайте. - Просмотрите мультфильм по этому произведению. Обсудите в парах к какому фрагменту произведения относится, просмотренное вами. (Учитель убирает звук при просмотре и предлагает озвучить отрывок. Ребята при затруднении могут воспользоваться учебником). | Выборочное чтение Работа в парах | Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД) самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в парах. |
Решение эвристической задачи | Ответьте на вопрос задачи, обсудив его в группах. - Какую тему затронул автор? - Есть ли у вас друзья? - Есть ли отличия между понятиями «друг», «товарищ», «приятель»? (можете воспользоваться словарём) - Как вы нашли себе друзей, какими они должны быть? -Заполните анкету в творческой тетради. | Учащиеся высказывают свои гипотезы. Работа в творческой тетради с. 47. Ответы на вопросы анкеты «Мой лучший друг». | Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД) формирование представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»); самостоятельно работать с учебником литературного чтения, со словарями, как источником информации, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в группах; |
Постановка проблемы Работа в творческой тетради с. 48 | Распредели пословицы и поговорки по следующим темам: - Дружба; - Мир и согласие; - Правда и ложь; - Добро и зло Дополни пословицы Слайд –презент. | Выполняют работу в группах | Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в группах; |
Подведение итогов | - Как вы думаете, сумели ли мы справиться с целью урока? - Решили ли мы его задачи? -Всё ли запланированное нами осуществили? - Оценивается работа учеников учителем, проводится взаимооценка работы групп. | Учащиеся отвечают на вопросы | Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД) контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать свои достижения, возможность критически оценивать деятельность друг друга. |
IV Рефлексивный этап урока |
Беседа | - Давайте с вами вернемся к нашей проблеме и ответим: — Смогли ли нам помочь составить портрет настоящего друга герои произведения «Крокодил Гена и его друзья»? - Какими качествами характера наделил Успенский своих героев, чтобы они стали настоящими друзьями? - Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? - Я уверена, что каждый бы хотел иметь такого друга, как Гена, ведь в жизни необходимы друзья, чтобы можно было с ним общаться, играть, поделиться своей радостью, спросить совета и т.д. - Эдуард Успенский говорит так: «Хорошие друзья, будь они крокодилами или людьми, или собаками – радуют друг друга просто тем, что они есть». | Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, рефлексируют. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Храбрый Ответственный Надежный Терпеливый Добрый Интересный Веселый | Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД) формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Личностные развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости; Предметные формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; |
Самооценка Слайд –презент Синквейн Слайд –презент | Учитель предлагает заполнить лесенку успеха. - Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям! - Проверить себя и самостоятельно оценить свои достижения вам поможет диагностическая работа. | Учащиеся заполняют лист самооценки, разработанную на занятиях по курсу «Мир деятельности». Учащиеся составляют синквейн: 1.Дружба. 2.Верная, крепкая. 3.Доверять, помогать, не предавать. 4.Не оставлять друга в беде. 5.Верность. | Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД) формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы; |
Вывод Итог | - Ребята, подберите слова-сущ., которые охарактеризовали бы слово «дружба». | Дружба Верность Преданность Честность Душевность Помощь Бескорыстие Любовь Взаимовыручка Поддержка Сопереживание | Оформление «облака слов». |
V Объяснение домашнего задания |
Обязательное задание Слайд –презент | стр. 126-127 | Краткий пересказ | Предметные пересказывать текст |
Дополнительное задание (по выбору) | Взять и прочитать в библиотеке книгу Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья» (выполнить рисунки к понравившимся эпизодам книги). | | Предметные находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; |
Творческое задание | Составить кроссворд «Друзья Крокодила Гены». | | Личностные развитие творческих способностей |
Диагностика достижения планируемых результатов: |
Выполни задания: Отметь жанр произведения. Обоснуй свой выбор._____________________________________________________ Определи тему прочитанного произведения ________________________________________________________________________ Найди в учебнике пословицы к данному разделу и выпиши ту пословицу, которая больше всего выражает главную мысль произведения _______________________________________________________________________ Запиши имя главного героя произведения. Дай ему характеристику. ______________________________________________________________________ Прочитай вопросы к произведению. Запиши ответ на один из вопросов. Почему Крокодилу Гене было грустно и одиноко? Как крокодил Гена решил найти себе друзей? ___________________________________________________________________ Прочитай план пересказа Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Восстанови верную последовательность, исключи лишний пункт. Крокодил Гена на работе. Объявление о дружбе. Крокодил Гена дома. Знакомство с крокодилом Геной. Чебурашка – друг крокодила. Одиночество. Оцени своё чтение. Я читал: Целыми словами; Сложные слова по слогам; Все слова по слогам. Я читал слова: Как они написаны; Как они звучат. Я читал и: Понимал значение всех слов; Не понимал значения некоторых слов. |