СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Зимовье зверей"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: содействовать знкомству учащихся с произведениями фольклора о животных; формировать читательские умения; научить сравнивать  и различать сказки авторские и народные.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Зимовье зверей"»


МАОУ ООШ с. Комсомольское













Урок литературного чтения

во 2 классе

«Русская народная сказка "Зимовье зверей"»



























Учитель начальных классов Бойко К.Т.

 

Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье зверей"».


Цель:

- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных;

- формировать читательские умения:

• сравнивать сказки, различать сказки авторские и народные,

• различать реальное и волшебное в сказках;

- сравнивать героев сказки;

- развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе;

- воспитывать любовь и доброе отношение к животным.

 Оборудование:

- презентация к уроку;

- учебник “Литературное чтение. 2 класс” (автор-составитель Л.А. Ефросинина) – М., “Вентана-Граф”, 2013.

Ход урока


1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

Слайд 2.

Проворонила ворона воронёнка.

а) медленное чтение с логическим ударением на 1 слово;

б) с логическим ударением на 2 слово;

в) с логическим ударением на 3 слово;

г) быстро на выдохе, повторив дважды.

 

3.Актуализация опорных знаний.

- Поиграем в игру «Вспомни и назови». Зачитаем отрывки из произведений и назовём произведение. Слайд 3.

- Что общего и чем различны отрывки из названных произведений?


 4. Проверка домашнего задания:

а) пересказ сказки;

б) проверка умения читать по ролям.


Слайд 4-6.

Отгадывание загадок:

Молоко пьет, песенки поет,

Чисто умывается, с водой не знается. (кошка)

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, а хвост колечком. (собака)

Спереди - пятачок, сзади - крючок,

Посредине - спинка, а на спинке – щетинка. (свинья)

Зимой спит, летом ульи ворошит. (медведь)

Он в мундире ярком, шпоры для красы.

Днем он – забияка, поутру – часы. (петух)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (волк)

Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (заяц)

Заплелись густые травы, закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (баран)

5.Беседа по вопросам:

- О ком мы отгадывали загадки?

- На какие 2 группы можно разделить этих животных?

- Чем они отличаются? (Обратить внимание, что за домашними животными ухаживает человек).

- Ребята, а в каких произведениях вам встречались перечисленные животные?

 

6. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 7.

- Сегодня мы познакомимся с произведением «Зимовье зверей».


Слайд 8.

- Найти в словаре Ожегова объяснение слова «зимовье».

Справка:

Зимовье* – место, где зимуют люди (здесь животные).
Задание: давайте придумаем такое жилье, где всем этим животным было тепло и уютно, и чтобы они друг другу не мешали.

 

7. Чтение сказки «Зимовье зверей» учителем и хорошо читающими учениками. Работа с иллюстрациями.

 

8. Работа над содержанием сказки.

Моделирование обложки.

- Какое произведение прочитали?

- К какому жанру относится произведение?

- Определите тему сказки.


Слайд 9.

- Посмотрите на экран, какая из предложенных моделей соответствует прочитанной сказке? Обоснуйте свой выбор.

- Понравилась ли вам сказка?

- Вы волновались? Когда? Почему?


9. ФИЗМИНУТКА.


10. Работа с устаревшими словами.

- Какие непонятные слова или выражения встретились в тексте?

- Объясни или посмотри в словаре значение слов: армяк, кафтан, избу рубить, осаживать, подполье, ухват. Слайд 10, 11.

  

11. Выборочное чтение сказки.

- Перечислите героев сказки.

- Почему домашние животные оказались в лесу?

- Подумайте, кто из героев сказки умный, трудолюбивый, добрый? Подтвердите словами текста.


12. Работа с иллюстрациями.

Слайд 12.

- Найдите в тексте слова, которые соответствуют иллюстрациям.

- Посмотрите на экран и выстроите иллюстрации в правильной последовательности.

Слайд 13.

- Какая иллюстрация лишняя, почему? (третья)

- Перескажите кратко сказку с их помощью.


13. Сравнение сказки «Зимовье зверей» и «Плутишка кот» К.Ушинского.

Отличия «Плутишка кот» К. Ушинского и русской народной сказки «Зимовье зверей».

- Ребята, с каким прочитанным произведением схожа сказка «Зимовье зверей»?

- Чем? (жанр, тема)

- В чём различие? (народная и авторская).

14. Работа в группах.

- Какая из пословиц подходит к нашей сказке? Обоснуйте свой выбор.

Слайд 14.

  • Старый друг лучше новых двух.
    Без беды друга не узнаешь.
    Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
    Какову дружбу заведешь, такову и жизнь проведешь.
    Не мил и свет, когда друга нет.
    Без друга на сердце вьюга.
    Легко друзей найти, но трудно сохранить.
    Дружбу помни, а зло забывай!

15. Рефлексия.

- Понравился урок?

- Над каким жанром мы работали на уроке?

- Над чем нам помогла задуматься эта сказка? Чему учит прочитанная сказка?

- Задайте друг другу вопрос по содержанию сказки. (Дети задают вопрос выбранному однокласснику).

- Чья работа и чем вам понравилась больше всего?

16. Домашнее задание.

Слайд 15.

Читать и кратко пересказывать сказку по плану.

Выполнить задание в тетради.


*Пересказать сказку от первого лица.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!