Урок литературного чтения по теме: «Знакомство с разделом ``Из детских журналов``»
Цель: познакомить обучающихся с детскими журналами; первичное знакомство с отделом журналов в школьной библиотеке.
Задачи:
усвоение понятий: «периодическая печать», «журнал», «обложка», «рубрика»; формирование умений выделять главное, сравнивать, обобщать;
научить ориентироваться в библиотеке в отделе с детскими журналами, на страницах журналов, сравнивать журнал и книгу;
создать благоприятный психологический климат в классе, с помощью активных заданий, физкультминутки, воспитания любви к чтению, развитие умения коммуникативного общения.
Тип урока: урок-экскурсия, урок усвоения новых знаний
Педагогические технологии:
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, электронная презентация, детские журналы, учебники.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
– С добрым утром. Подровнялись, подтянулись и друг другу улыбнулись.
2. Постановки темы и цели урока.
– Ребята, ответьте мне на вопросы:
Где стихи о мамах пишут?
Где стихи про Новый год?
Где кроссворды дети ищут?
Кто умнее стать помог?
Угадайте – ка, ребята,
Что это за чудо? (Журнал или книга)
Учитель создаёт проблемную ситуацию и демонстрирует на презентации фото книги и журналов. Через вопросный план учитель создаёт интерес учащихся к детской периодической печати:
– Посмотрите на книгу и её содержание, обложку. Что можно заметить? Чем они отличаются.
Учитель продолжает:
– Так о чём же мы будем сегодня говорить? Какую цель мы поставим на уроке?
– Теперь нужно составить слова:
На доске слоги МУР, КАР, ЗИЛ, КИ, СЕ, ВЕ, КА, ЛЫ, ТИН, Е.
– Нужно из слогов составить слова-названия детских журналов: МУРЗИЛКА, ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ. (Дети составляют у доски).
– Что обозначают эти слова? (Названия журналов).
– Для кого предназначены эти журналы? А зачем детям нужны журналы? (Чтобы больше знать, лучше учиться, читать новые рассказы, сказки, узнавать новые игры).
3.Открытие новых знаний.
– Итак, ребята, для того, чтобы получше изучить детские журналы и узнать какие есть детские журналы, какую информацию можно найти в них, давайте отправимся в школьную библиотеку.
Далее учитель организует поход в школьную библиотеку. И совместно с библиотекарем организует работу:
– На выставке лежат печатные издания. Давайте их распределим на 2 группы. Почему вы их так распределили? А чем книга отличается от журнала? (Ответы детей)
Знакомства с понятием «журнал». Отличия книги и журнала (составляются ранее учителем совместно с библиотекарем):
1. Журнал является периодическим изданием: он выходит еженедельно, ежемесячно или раз в год, каждый раз с новым содержанием, сохраняя при этом свое название. Журналы, как и книги, могут быть научными, публицистическими, справочными, литературными. Что такое периодическая печать?
2. Книга – это печатное издание, содержащее информацию научного, справочного или художественного содержания. Книжные страницы сшиты особым способом и заключены в переплет – мягкую или твердую обложку, на которой указывается название книги и ее автор.
Физ. минутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
4.Обобщение и систематизация знаний
– Давайте рассмотрим журналы «Мурзилка» и «Веселые картинки» и определим, какие рубрики в них есть. Чем похожи эти журналы? Чем они отличаются?
Далее учащиеся возвращаются в класс. Идёт работа по учебнику стр.158.Учитель читает текст, а дети следят.
– Какие журналы здесь названы?
– Какие журналы вам приходилось держать в руках?
– Чем они вам нравятся?
6.Рефлексия и запись домашнего задания.
– Подведём итоги урока и вспомним цели, которые мы ставили в начале урока. Все ли удалось нам их реализовать? Понравился ли вам урок?
– Записываем домашнее задание: Придумать название и нарисовать обложку своего журнала.