СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме "Устное народное творчество. Обощение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разрабока предназнаяченя для использования вработе учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме "Устное народное творчество. Обощение"»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 класс

ТЕМА УРОКА: «Устное народное творчество. Обобщение».

Цели: создать условия для повторения и обобщения изученного материала, проверки знаний, умений и навыков по изученной теме; развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.

Ход урока


I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.)

Учитель: Плывут угрюмые века,

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка – на тебе! – живет!

Когда и кто ее сложил

В своей избушке где-то –

И самый старый старожил

Не даст тебе ответа.

И про зверей, и про царей,

И что на свете было –

Все сказка в памяти своей

Нам с вами сохранила.

Она живет в любом дому

И странствует по странам.

А почему? Да потому,

Что без нее нельзя нам

II. Речевая разминка.

Учитель: Научитесь читать текст скороговоркой: (слайд 1)

У чибиса – чудеса:

Чьи леса? Чья лиса?

Чьи вы сами?

С лисами, с весной, с лесами?

С чибисами, с чудесами?

В. Бахревский

III. Проверка домашнего задания.

Выставка подготовленных иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди». Пересказ отрывка, которому она соответствует.

IV. Постановка учебной задачи.

Учитель:  Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем разви­вать наши творческие возможности, наблюдательность, фантазию. Наш урок посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много знаете по этой теме, как умеете работать в команде, помогать друг другу. (слайд 2)

V. Обобщение по разделу.

1. Задание «Виды фольклора».

Учитель: Назовите как можно больше видов фольклора. Один ученик записывает, а другие перечисляют.

(Учащиеся записывают: песня, потешка, прибаутка, пословица, поговорка, считалка, докучная сказка, былина, легенда, загадка, частушки.)

2. Игра «Закончи пословицу». (слайд 3)

Делу – время, ... (потехе час).

Без труда не вынешь и... (рыбки из пруда).

Дело мастера... (боится).

Работнику – медовые пышки, ... (лодырю – еловые шишки).

Нет друга – ищи,... (а нашёл – береги).

3. Игра «Узнай героя и его сказку». (слайды 4-5)

Мы из сказки – ты нас знаешь,

Если вспомнишь – отгадаешь!

А не вспомнишь – ну так что ж…

Сказку заново прочтешь!

Этому будильнику

Ни к чему завод –

Знай себе по зёрнышку

Целый день клюёт. (Петух.)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса.)

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц.)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк.)

4. Конкурс «Лейся, песня!».

Учитель:  Вы уже знаете, что песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае. Попробуйте сами сочинить заклички. (5 минут.)

ФИЗМИНУТКА

Солнце глянуло в окошко,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Наклониться, три – четыре,

И на месте поскакать –

Раз, два, три, четыре, пять.


5. Викторина:

  • Чем угощала лиса журавля? (Кашей.)

  • Чем подавился петушок? (Бобовым зернышком.)

  • Из чего варил кашу солдат? (Из топора.)

  • Что обещали купить родители дочке в «Гусях-лебедях»? (Платочек.)

  • Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-лебеди»? (Мышка.)

  • Кого заморозил Мороз - Синий нос? (Купца.)

  • Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка.)

6. Определите вид УНТ. (слайды 6-7)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Звёзды, месяц, луг, цветы…

Поводи пойди-ка ты! (считалка)


Трах-трах, тарарах.

Едет мышка на ежах.

- Подожди, колючий ёж,

Больше ехать невтерпёж,

Очень колешься ты ёж. (небылица)


Сшила Саша Саньке шапку. (скороговорка)


- Ты пирог съел?

- Нет, не я!

- А ещё хочешь?

- Хочу! (прибаутка)


Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Маше сон, сон.

Стали гули ворковать.

Стала Маша засыпать. (песня)


VI. Самостоятельная работа. Тест.

1. Определи жанр произведения:

Чики, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке.

Уточки на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

а) пословица; б) небылица; в) скороговорка

2. Определи жанр произведения:

Ходит Сон у окон.

Ходит к Дреме на поклон.

Ты входи-ка, Дрема, в дом,

Напусти нам угомон.

а) частушка; б) колыбельная; в) скороговорка.


3. Определи жанр произведения:

Летит орлица

По синему небу.

Крылья распластала,

Солнышко застала.

а) загадка; б) пословица; в) скороговорка

4. «Чтобы из ручья напиться, надо наклониться», это –

а) считалка; б) пословица; в) загадка.

5. Какая из этих сказок не является народной?

а) «Два Мороза»;

б) «Лиса и журавль»;

в) «Сказка о рыбаке и рыбке».

VII. Итог урока.

Учитель: Молодцы. Вы справились со всеми заданиями!

- А теперь нужно определить, кто лучше всех отгадывал.
Итоги, награждение.

Учитель: Сегодня все, кто принимал участие, получат только пя­терки!

VIII. Рефлексия. (слайд 9)

Учитель: В волшебных сказках часто встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас выросла яблонька, но на ней пока нет яблочек. Давайте украсим её яблочками.

 - ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ

- ИСПЫТЫВАЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ

 - ПОЛУЧИЛОСЬ, НО НЕ ВСЁ

IX. Домашнее задание

изложение своей любимой сказки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!