СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)»

Урок литературного чтения по теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 3 класс


Цель: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведением.


Задачи:


1. Обучающая:

а) познакомить с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос»

б) обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, помочь понять тему текста

2. Развивающая:

а) развивать аналитико-синтезирующее мышление (умение анализировать, обобщать в процессе работы над произведением, делать выводы)

б) развивать и обогащать речь

3. Воспитательная:

а) воспитывать интерес к поэтической литературе

б) воспитывать чувство прекрасного, любовь к русской природе


Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации, аудиозапись, карточки.


Тип урока: урок изучения новой темы.

Вид урока: урок – исследование.

Технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии.

Методы: структуры Сингапурского обучения, исследовательские.

Формы обучения: фронтальная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная.


Ход урока.

I. Приветствие. Создание ситуации успеха.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

II. Проверка домашнего чтения

Выразительное чтение рассказа Л.Н.Толстого «Лев и собачка», ответы на вопросы.

III. Постановка учебной задачи

1. Подготовка к восприятию.

- Отгадайте загадку:

Он вошёл - никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес (мороз).

- Какой бывает мороз? (трескучий, слабый, сильный)

- Вам нравится морозная погода? Почему?

(бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами).


Слайд №1.

- Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима.

- Художники писали о зимней природе, композиторы посвящали зиме музыку и песни. И , конечно же, поэты этой теме уделяли внимание.

- Назовите русских поэтов, которые писали о зиме (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.А.Есенин, А.А.Фет и др.)


КОНЭРС (распределение по разным углам в зависимости от выбранного ответа)

- Выберите карточку с фамилией известного поэта и вставайте в соответствующий угол. Образуйте пару. По моему сигналу в течение 10 секунд начинайте обсуждение: почему ты так думаешь? Первым начинает говорить ученик выше ростом.

Прослушивание ответов.


- Сегодня мы познакомимся ещё с одним русским поэтом, воспевавшим зиму.


IV. Решение учебной задачи


1. Сообщение учителя о Н.А.Некрасове. Слайд №2.

Н.А.Некрасов - великий русский поэт, жил в середине 19 века. Детство он провел в деревне близ Волги. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.


2. Сообщение темы урока.

- Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз - воевода»


3. Определение круга вопросов по тексту.

- Чему мы будем учиться, работая над этим произведением?

Ответы детей:

- определим тему,

- исследуем содержание,

- представим главных героев,

- картины, нарисованные автором ,

- будем учиться читать выразительно это произведение, опираясь на своё отношение к прочитанному.


4. Работа с текстом стихотворения

Словарная работа. Слайды 4, 6


  1. Первичное восприятие текста.

а) целевая установка

- А теперь мы прослушаем отрывок из поэмы «Мороз – Красный нос» В начале урока вы рассказывали о своих зимних настроениях, а какое настроение передаётся в этом отрывке, попробуйте это понять во время прослушивания.

б) чтение отрывка учителем.

в) проверка восприятия

- Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное).

- Какое же настроение вы почувствовали? (бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное).


Физминутка. КЛАССБИЛДИНГ ( повторение вслед за лидером движений под музыку)


V. Формирование умений и навыков


  1. Определение темы и жанра произведения.

(жанр произведения – стихотворение, т.к. оно написано в ритмической форме Это произведение о зимней природе)

  1. Вторичное чтение

Откройте учебник на стр. 169-ой. Мы продолжаем работу с текстом произведения. У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту. Слайд 3.


Работа с первой строфой

а) целевая установка

- Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна. И вдруг… Прочитаем хором 1 строфу и узнаем, что нам сообщает автор?

б) чтение хором

в) проверка восприятия

- О чём же говорит Некрасов в этой строфе? ( о морозе).

Как он его называет? (Мороз-воевода).


- Мороз-воевода, каким вы его себе представили?

(мощным, сильным, суровым).

- Чтобы показать силу и мощь мороза, автор его сравнивает

- с ветром, бушующим над бором,

- с шумом горных ручьёв

- Какое настроение вызывает эта строфа? (сердитое, хмурое, задумчивое, мрачное).

г) Нам необходимо прочитать выразительно эту строфу. Для этого вспомним правила выразительного чтения. Слайд №5.


Выразительное чтение. Соблюдаем…(интонацию). А именно: (тон, темп, силу голоса, ритм, паузы, логическое ударение). Мы работаем в группах под девизом…(«Мы слушаем, нас слушают»). Первую строфу в своей группе читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 1. Постарайтесь прочитать так, чтобы ребята представили появление мороза.

Ну что, представили появление мороза? (ответы).


Работа со второй и третьей строфами

- Всё стихло. Мороз осматривает, охраняет свои владения. Как он это делает, узнаем, прочитав 2 и 3 строфы.

2-ю строфу читают дети под №2, 3- ю - №3

(чтение)

- Ребята, как вы думаете, мороз хороший хозяин?

Чтоб нам ярче было видно, что мороз хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.

Найдите и зачитайте повторы.

(«и нет ли где»), т.е. заглянет в каждый уголок.

Каким настроением проникнуты эти строки?

(возвышенным, бодрым).

Прочитаем, показав настроение 2-ой картины, соблюдая тон, темп, ритм

(читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 2).


работа с четвёртой и пятой строфами

- Великолепен вид зимней природы.

- Ребята, а можно услышать мороз? (да)

- А как? Прочитайте про себя следующие 2 строфы и подчеркните слова, которые это подтверждают.

(чтение с пометами).

Услышали мороз? Что он делает?

- Зачитайте слова, которые подчеркнули

(идёт, шагает, трещит, играет, бьёт, поёт).

- О чём говорят эти слова?

(Мороз показан как живой).

Когда неодушевлённый предмет наделяется чертами живого существа, в литературе такое изобразительное средство называется олицетворением.

- Ребята, а встретились ли вам непонятные слова?

(палицей)

- Значение этого слова найдём в конце учебника на странице 220 (читают).

- Найдите в 1 строчке синонимы

(идёт – шагает).

- А кто может показать, как шагает мороз? (уч-ся выходит и показывает).

- Какие слова говорят о его внешнем виде?

(косматая борода), т.е….(лохматая, взъерошенная).

Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее, в литературе называются эпитетами.


- Какую картину представили? (шествие мороза).

- Какое настроение ощутили в этих строках? (торжественное, ликующее).

- А как природа реагирует на появление мороза? (природа с радостью, любовью его встречает и это видно: яркое солнце играет).


- Читаем выразительно эти 2 строфы, показав голосом, как шагает мороз,

3 картина (читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 3).

Не забываем о выразительном чтении (читают).


Работа с 6 - 9 строфами


- Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А мороз поёт хвастливую песню. Читаем выразительно песню мороза. Дети, у которых на столах карточки с цифрой 4, читают первые две строфы песни, а последние строфы читают ребята, у которых карточки с цифрой 5.

- Какая предстала картина? (радостная, счастливая, мороз восхищается своим царством и богатством).

- Какое настроение почувствовали в этих строках? (радостное, светлое, счастливое). Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт»,

- А как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки – это…(под лёд).

- Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства - это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.

- Ребята, так какая же зима у Некрасова? (живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться).

Да, она созвучна настроениям поэта, и мы это увидели.

А о каком морозе нам рассказал поэт? (о морозе-воеводе)


VI. Закрепление.

1. РАУНД ТЭЙБЛ (выполнение письменной работы по кругу на одном листе бумаги)

- Командиры, возьмите лист со словом Мороз-воевода и напишите по кругу в группе по одному слову, которое характеризует главного героя стихотворения.

Проверка. Слайд №8.

  1. Тестирование (задания на карточках)

  1. Н.А.Некрасов – это великий русский

А) писатель

Б) поэт

В) баснописец

2. Жанр произведения «Не ветер бушует над бором…» -

А) стихотворение

Б) рассказ

В) басня

3. Тема произведения «Не ветер бушует над бором…» -

А) осень

Б) лето

В) зима

4. Главный герой произведения «Не ветер бушует над бором…» -

А) ветер

Б) Мороз-воевода

В) Дед Мороз

5. Мороз-воевода в произведения «Не ветер бушует над бором…» -

А) заботливый

Б) жадный

В) жалкий


3. Выразительное чтение отрывка детьми.

- А теперь прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно использовать мимику и жесты (читаем).


VII. Подведение итогов

1. Рефлексия.

- Наша работа подходит к концу. В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Давайте посмотрим, на все ли вопросы мы ответили.

- Тема произведения - …,

- Жанр произведения - …

- Главный герой - …

- Автор рассказывает о …,

- Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю?


  1. Домашнее задание. Слайд №9

- Домашнее задание выберите по желанию:

- выполнить рисунок Мороза-воеводы

- сочинить о нём сказку

- прочитать отрывок выразительно

4. Выставление оценок.


Использованные источники.

  1. Учебник «Родная речь» 3 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; М. «Просвещение» 2005г., с.169-170, 220.

  2. С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по литературному чтению», М. «Вако» 2006г., с. 105-106.

  3. М.Р.Львов «Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений», М. «Просвещение» 1985г., с. 35-41.

  4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», Москва, 2005г., с.56, 86, 90, 134, 171, 439, 726.

  5. Б.Б.Запартович, Э.Н.Криворучко, Л.И.Соловьёва «С любовью к природе», М. «Педагогика», 1976г., с.55, 57, 59, 61.


































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнекаменская средняя общеобразовательная школа

Алтайского района Алтайского края



Из опыта работы

учителя начальных классов

Зверевой Ларисы Владимировны


Слайд № 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри, гости!

Сегодня я хочу рассказать вам о своих секретах профессионального мастерства.

Слайд № 2, 3

Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям.

Слайд № 4

В процессе модернизации современного образования главным в обучении младших школьников считаю не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Одной из актуальных проблем, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей школьников.

Слайд № 5

Поэтому темой своей методической работы я выбрала «Развитие творческих способностей младших школьников». Именно в этом возрасте начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми обучающиеся будут пользоваться в дальнейшем.

Слайд № 6

Творчество проявляется в поисках новых активных форм обучения, в умении учителя или ученика связать изучаемый материал с жизнью. У учителей этот процесс характеризуется оригинальным и высокоэффективным решением педагогических, учебно-воспитательных задач, нешаблонностью мышления, умением грамотно излагать свои мысли, убеждать детей, находить слова, идущие от сердца.

Целью своей педагогической деятельности ставлю необходимость научить детей самостоятельно мыслить,  самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя, своих близких и свою Родину.

Слайд № 7

Задача учителя состоит в том, чтобы построить учебный процесс так, чтобы побуждать детей мыслить творчески, развивать способность к самостоятельным суждениям, умение вести спор, доказывать свою точку зрения. Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Слайд № 8

Считаю, что учитель должен придерживаться принципов, которые бы помогали ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой и наполнен­ной жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Слайд №9 

Личностно-ориентированная, а также другие современные образовательные технологии, используемые мной в работе, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

Слайд №10 

У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большей степени от методов и приёмов обучения, которые использует учитель на уроке. Важную роль в развитии творческого потенциала младших школьников играют творческие задания. Диапазон творческих заданий широк.

Различные творческие задания своим ученикам я предлагаю на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изо.

Слайд №11

На уроках русского языка и литературного чтения, начиная с первого года обучения в школе и продолжая в старших классах, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют загадки, стихи, создают иллюстрации.

На уроках математики предлагаю задания, направленные на развитие логического мышления, умения творчески подходить к решению возникающих проблем

Слайд № 12

Развитие творческих способностей продолжается и на уроках окружающего мира. Предлагаю творческие задания.

На уроках технологии и изобразительного искусства также предоставляется большая возможность для развития творческих способностей обучающихся. На этих уроках каждый ребёнок пробует свои силы, возможности, учится творить, раскрывает таланты.


Слайд № 13

Наша школьная жизнь очень разнообразна. Это экскурсии, праздники, викторины. А главное – это момент удивления и радости перед неизвестным в глазах детей. Сама я очень люблю различные виды творчества: петь, читать стихи, рукоделие, театральную деятельность. Являюсь классным руководителем 4-го класса и руководителем театральной студии «Школьная сказка».

Фильм, фильм, фильм.

Слайд № 14

Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей даёт положительные результаты и позволяет сделать выводы:

- возрастает интерес к изучаемым предметам;

- повышается успеваемость;

- речь детей обогащается новыми словами, расширяется словарный запас;

- развиваются познавательные способности, наблюдательность, мышление,

Воображение.

Слайд № 15

Творческая деятельность даёт возможность ребёнку реализовать свои собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения.

Слайд № 16, 17

Мне нравится открывать мальчишкам и девчонкам мир вокруг, учить дружить. Я радуюсь, что помогаю малышам, расти, вместе с родителями радуюсь успехам и переживаю неудачи. Моя задача – помочь каждому ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – свои способности, а может быть и талант. Мне нравится искать и пробовать, менять и творить. И в этом поиске ведущая роль моя, его первого учителя.

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!