Урок литературного чтения 1 класс
Тема: Сказки А. С. Пушкина
Цели: знакомство с творчеством русского классика А.С. Пушкина.
Задачи урока:
обучающие: формировать навыки правильного, выразительного, беглого,
сознательного чтения;
закреплять литературоведческие понятия «авторская сказка» и
«народная сказка»;
воспитывающие: – воспитывать самостоятельность;
– творческую активность;
– эстетическое восприятие произведений искусства;
– воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке
развивающие: развивать внимание, воображение, наблюдательность,
творческие способности.
Оборудование урока:
Ход урока:
I . Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
II . Дыхательная гимнастика.
1. Завели машину
Завели машину,
(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш,
(Выдох.)
Накачали шину,
(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш,
(Выдох.)
Улыбнулись веселей и поехали быстрей,
(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш-ш-ш.
(Выдох.)
III . Актуализация знаний
1. Постановка цели и темы урока
- Вы любите сказки?
- Кто знает, какие бывают сказки?
Сказки можно разделить на две группы:
народные
авторские
Почему они называются народными?
Приведите примеры таких сказок. («Колобок», «Гуси лебеди», «Репка»…)
Почему называются авторскими?
Какие авторские сказки вы читали? ( «Три медведя» Л.Толстой, Гаршин «Лягушка путешественница»)
Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского писателя и отправимся в увлекательное путешествие в мир его сказок.
2. Составить из первых букв отгадки фамилию писателя.
А) Пять братьев вместе родятся,
А росту разного. (пальцы)
Б) Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везёт,
Очень медленно ползёт. (Улитка)
В) Лёгкий и воздушный,
Ветерку послушный.
В облаках летает,
А куда — не знает. (Шар)
Г) Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих,
Что за кони у меня? (Коньки)
Д) Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Е) У кого днём один глаз,
А ночью много-много? (Небо)
Учитель:- Кто знает имя и отчество Пушкина?
-Кто назовёт тему урока?
IV . Работа по теме урока
На экране портрет А. С. Пушкина
А. С. Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране. Кому знаком его портрет? Взглянув на лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, любой человек скажет: это Пушкин.
Родился он в 1799 году в Москве.
Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду.
Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком
Он написал много замечательных стихотворений, сказок, повестей. Их читают во всём мире.
В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. Она рассказывала мальчику очень много сказок. Он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам.
А кто читал произведения А.С.Пушкина? Сейчас мы проверим, какие сказки вам уже знакомы.
Мы начинаем наше путешествие…
Посмотрите, какую сказку мы попали? ( «О рыбаке и рыбке».)
Чему учит эта сказка? (не быть жадным, добиваться своим трудом)
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»
Кто знает о чем эта сказка?
«Сказка о золотом петушке»
О чем она? Чему учит эта сказка?
«Сказка о попе и работнике его Балде»
Кто знает о чем она?
Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» (слушаем отрывок)
В чём особенность сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах)
Физминутка для глаз «Где спит месяц»
(найти, где спрятался месяц)
Дружно вверх мы посмотрели,
Опустили глазки вниз,
Вдруг налево посмотрели
Где ты, месяц, отыщись?
Повернули взгляд на право
Кто мигает нам с экрана?
IV. Продолжение работы по теме урока.
Работа с книгами А.С. Пушкина.
Сегодня мы прочитаем отрывок из одной его сказки.
Послушайте и подумайте, из какого произведения этот отрывок.
Обратите внимание, как выразительно читают эту сказку. (запись)
Кто догадался, из какой сказки этот отрывок?
- чтение сказки по цепочке.
С какой сказкой мы работали?
V. Итог
С творчеством, какого поэта знакомились? Что интересного вы о нем узнали?
Отрывок, из какой сказки читали? Все ли получилось?
Рефлексия (карточки)
Метод острова