СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения на тему " В.Осеева «А.С.Пушкин- великий русский писатель"»

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.С.Пушкин

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения на тему " В.Осеева «А.С.Пушкин- великий русский писатель"»»










Открытый урок литературного чтения

во 2 классе

на тему  «А.С.Пушкин – великий русский писатель»










учитель нач. классов

гимназии № 38

Меджидова А.М.








Цели: познакомить с понятиями «поэма»;дать первоначальное представление о сказочной поэме; познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, создать условия для развития интереса к творчеству поэта; формировать навык выразительного чтения стихов;- воспитывать интерес к русской поэзии и народному творчеству, формировать коммуникативные навыки работы в группах;

- развивать позитивную самооценку учащихся.

Тип урока: изучение нового материала. 





1.Приветствие. Настрой на работу.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.


2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель. Чтобы читать выразительно и правильно сделаем речевую разминку.

1. Дыхательная гимнастика

2. Работа со скороговоркой. 

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Учитель. Прочитайте медленно выговаривая каждое слово чётко.

- Прочитайте целыми словами вслух.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- Прочитайте с интонацией удивления.

- Прочитайте скороговоркой. Кто прочитает лучше?

3. Проверка домашнего задания.


Учитель. Дети, работу над какой большой темой мы закончили?

Ученик. Люблю природу русскую.

- О каком времени года говорили на всех уроках?

Ученик. Мы говорили об осени.

Дети читают стихи наизусть.  


4. Знакомство с темой урока. Постановка учебных целей.

Учитель. Сегодня мы начинаем знакомиться с новым разделом . Прочитайте с каким?

Ученик. Русские писатели.

Учитель. С жизнью и творчеством какого писателя мы познакомимся на уроке вы узнаете разгадав ребус.

Лксндр

Сргвч

Пшкн

Учитель. Проверяем.

 По мере ответов на доске появляются нужные слова:

Александр Сергеевич Пушкин

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?-

А какие жанры вы знаете еще? (быль, рассказ, былины)

Учитель. Давайте сформулируем цели нашего урока.

- Мы познакомимся…

- Мы узнаем .

- Мы будем учиться


Литературная разминка.

Учитель. Вы читали отрывки из сказок А. С. Пушкина, сейчас я проверю на сколько хорошо вы запомнили названия сказок.- Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением

Учитель.   Из какой сказки этот отрывок?

1. «Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!» («Сказка о царе Салтане»)

2.«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,

То на весь крещёный мир

Приготовила бы пир.»

3.  « В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, - золотою.»(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

4.Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

5.Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы. («Сказка о золотом петушке)

6.Жил – был поп

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой –какого товару. (Сказка о попе и его работнике Балде)

Учитель. Кто автор этих сказок?

Учитель. Мы с вами вспомнили один из литературных жанров. Еще раз назовите его.

Ученик. Сказка.

 Учитель. Сейчас я прочитаю отрывок, а вы скажите к какому жанру относятся эти строки.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…..

- Определи жанр (стихотворение)

Учитель.Назовите жанры произведений А.С. Пушкина?

Ученик. Сказки, стихи.

5. Работа по теме урока.

Учитель. Расскажите, что интересного вы запомнили о его жизни? (3- 4 человека)

1) Рассказ учителя.

Учитель.  А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 216 лет со дня его рождения, а память о нём живёт. Читая Пушкина, слышишь его голос. Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.

Учитель. Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают и перечитывают  и дети и взрослые.

2) Словарная работа.

- Прежде чем приступить к чтению, объясним значение выделенных слов.

-Где мы найдем значение этих слов?

-Правильно, в словаре. (Дети,сами читают и отвечают)

-Потренируемся в чтении трудных слов, а для этого поработаем в парах.

у Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых

не-ви-дан-ных из-буш-ка

при-хлы-нут трид-цать

пре-крас-ных ми-мо-хо-дом

3) Знакомство с новым произведением.

Учитель. Сейчас мы прочитаем вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», которое называется «У лукоморье дуб зеленый».

Учитель. К какому жанру относится это произведение? Поэма.

Что нам поможет узнать значение слова «поэма»?

Подготовленный ученик читает в значение слова поэма.

Читает ученик

-Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

4) Работа по учебнику. Отройте учебники на с. 86 и рассмотрите иллюстрацию

- Как вы думаете, о чём произведение?

5) Чтение вступления к поэме учителем.

Словарная работа

-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» - устаревшие, сейчас мы их в речи не услышим.

-А подумай те, как бы они звучали сегодня?

-Подберите синонимы к словам «чахнет», «тужит»

Тужит – горюет,тоскует,печалится

Чахнет – (слабеет, умирает.)

Чтение по цепочке

6) Самостоятельное чтение

Учитель. Прочтите произведение про себя, подчеркните слова и выражения, которые обозначают волшебных персонажей и волшебные предметы. Возьмите в руки простой карандаш.

Прочитаем вступление по цепочке по 2 строки.


6. Физкультминутка.

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться


7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- А теперь я приглашаю вас отправиться в Лукоморье.

Первичное восприятие (прослушивание аудиозаписи «У лукоморья дуб зеленый..»,исп. А. Фрейндлих)

- Подтвердились ли наши предположения?

-Как теперь ответите на вопрос о чём произведение?

- С какими героями вы встретились?

- Посмотрите на наш дуб.

- Как вы думаете он похож на дуб из произведения? (напоминает,

-Что не хватает нашему дубу? (не хватает волшебства, чуда не хватает некоторых персонажей.)

- Какой картиной начинается отрывок из поэмы?

-Что представляете? (учитель добавляет дуб недостающими предметами)

- Прочитайте описание этой картины.

- А что дальше, впереди? (Леший)

- Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?

-Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве?

- Прочитайте, кого встречаем на неведомых дорожках?

- Как понимаете невиданные звери?

- Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут быть неведомые?

- Прочитайте как автор описывает избушку на курьих ножках?

- Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в избушку?( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)

- Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны?

-Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, дядька морской)

- Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)

-Зачем появляются тридцать витязей? Что они охраняют?( охраняют сказку от непрошенных гостей)

-Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитайте.

- Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?( Борьба добра со злом)

- Кто не даёт творить зло перед народом?

-Почему Царевна тужит? Что можно предположить?

- Почему ступа идёт , бредёт сама собой?

- Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для него это будет конец)

-Найдите в тексте строчку:

«Там русский дух…там Русью пахнет!»?

- Найдите в строке родственные слова?

- Какие чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами автор)?

-Какими строками заканчивается произведение?(прочитать)

-Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.)

-Так что же хотел сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в этом отрывке?

-А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как А.С. Пушкин.

Выразительное чтение


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой?

Достигли мы их?

Мы познакомились….

Мы узнали ….

Мы научились….

- На партах у вас лежат листочки того волшебного дуба из Лукоморья (жёлтый, зелёный, коричневый).

-Возьмите листок, цвет которого выражает ваше настроение и ваше отношение к нашему уроку.

Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Коричневый - грустное, печальное, тоскливое.

Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.

9. Домашнее задание.

Дифференцированные задания 

Вариант А: выразительно читать отрывок из поэмы нарисуйте понравившееся чудо.

Вариант Б: выучите наизусть половину отрывка из поэмы; нарисуйте понравившееся чудо.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!