СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 1 классе УМК "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»

Упражнения, формирующие навыки осмысленного чтения и развивающие речь младших школьников.

  1. Задания, способствующие формированию умения определять слова-прилагательные.

ИГРА «Исправь ошибки»

Слова- прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: (кто?), (какой?), (какая?), (что?), (какое?), (какие?).



ИГРА « Найди лишнее слово»

В таблице даны прилагательные, отвечающие на данные вопросы. Прочитайте внимательно слова- прилагательные, подумайте и зачеркните лишние слова.

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

большой

круглая

яркое

котята

синий

красная

горячее

шустрые

жёлтый

квадратная

толстая

серые

чёрный

овальная

хорошее

игривые

белый

треугольная

узкое

ласковые

Подсказка: в каждом столбике по 1лишнему слову.

ИГРА «Разведчики»

Прочитайте внимательно текст.

Большой клубок красных шерстяных ниток лежал в корзинке возле горшка с цветком на подоконнике. Машенька тихонько подошла к окну, протянула руку к корзинке и взяла клубок в руки. Слегка колючий, он не умещался в её маленьких ладошках. Она дернула ниточку, и клубок, подпрыгнув в руках, упал на пол. Красная толстая нить зазмеилась за клубком, выкладывая на полу причудливые петли и зигзаги. Маша ещё раз дернула за ниточку. Клубок закрутился юлой и остановился возле её ножки.



В комнату вошел черный котенок Барсик. Увидев клубок, Барсик подпрыгнул, взъерошив шерсть на спинке, и бросился к клубку. Машенька снова дернула за нитку, и клубок, как живой, побежал от котенка под стол. Барсик – за ним, догнал, обнял передними лапами, а задними забарабанил по упруго свернутому клубку.

Найдите в тексте слова –прилагательные и подчеркните их простым карандашом волнистой линией.

А теперь задание для самых внимательных и наблюдательных: подчеркните в тексте красным цветом слова –прилагательные, которые встречаются в таблице и в тексте.

  1. Задания для формирования умения сопоставлять и сравнивать героев аналогичных сказок.

2.1. ИГРА «Герои сказок».

Вспомни особенные черты героев русских народных сказок. Подчеркни слова, которые помогают составить образ этих героев.

Герой

Особенности образа героя

Лиса

Добрая, ласковая, хитрая, умная, красивая, вежливая, злая, трусливая, честная, обманчивая.

Волк

Простодушный, весёлый, добрый, любезный, злой, глупый, хитрый, грубый, наивный, доверчивый.

Медведь

Неуклюжий, доверчивый, умный, аккуратный, скромный, злой, доброжелательный, хитрый, трусливый, сильный, храбрый.

Заяц

Храбрый, хвастливый, грубый, трусливый, хитрый, быстрый, злой, доверчивый, добрый, незащищённый.

    1. ИГРА «Всезнайки»

Прочитай названия сказок, вспомни их героев. Обведи сказки, в которых есть все перечисленные герои из таблицы.

«Колобок», «По щучьему велению», «Теремок», «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят», «Мужик и медведь».

Подчеркни двумя линиями сказку, в которой не говорится о Лисе, Волке, Медведе и Зайце.



  1. Задания, способствующие развитию умения восстановить последовательность событий по прочитанному тексту.



3.1. ИГРА «Предложения заблудились».

Прочитайте и восстановите последовательность рассказа Евгения Чарушина «Ёж». Поставьте в таблице номера предложений, чтобы получился рассказ.

Перепутанные предложения


Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли.


Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет?


Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся.


Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся.


А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе обратно в лес.


Положили на пол, поставили молочка в поддонничке.

А еж лежит шариком и не шевелится.


Вот он час лежал и еще целый час.



    1. Работа с планом.

Проверь, правильно ли составлена последовательность событий твоего рассказа, опираясь на план.

План.

1. Находка в лесу.

2. Ребята принесли ежа домой.

3. Ёж лежит и не шевелится.

4.Чем то вкусным пахнет, надо полакомиться.

5. Обратно в лес.





  1. Работа над умением определять главную мысль текста, спроектировать её с пословицей.

4.1. Прочитайте сказку «Теремок» и сказку «Рукавичка».

Сказка Теремок читать

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:


— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка!

— А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.


— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Украинская народная сказка «Руковичка»

Потерял дед рукавичку. Вот бежит мышка. Влезла в эту рукавичку и сидит. Тут скачет лягушка и говорит:

— Кто, кто в рукавичке?

— Мышка-поскребушка. А ты кто?

— Лягушка-квакушка. Пусти меня.

— Иди!

Вот бежит зайчик, да и говорит:

— Кто, кто в рукавичке?

— Мышка-поскребушка и лягушка-квакушка. А ты кто?

— Зайчик-побегайчик. Пустите и меня!

— Иди!

Бежит лисичка:

— Кто, кто в рукавичке?

— Мышка-поскребушка, лягушка-квакушка и зайчик-побегайчик. А ты кто?

— Лисичка-сестричка. Пустите и меня!

— Иди!

Вот сидят они; бежит волчишка и спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке?

— Мышка-поскребушка, лягушка-квакушка, зайчик- побегайчик и лисичка-сестричка. А ты кто?

— Я — волчишка-братишка. Пустите и меня!

— Иди!

Идет медведь, ревет и спрашивает:

— А кто, кто в рукавичке?

— Мышка-поскребушка, лягушка-квакушка, зайчик- побегайчик, лисичка-сестричка да волчишка-братишка. А ты кто?

— Я топтыга-медведь. Пустите и меня в рукавичку.

— Иди.

Вот и тот влез.

Бежит кабан:

— Хро-хро-хро! Кто, кто в рукавичке?

— Мышка-поскребушка, лягушка-квакушка, зайчик- побегайчик, лисичка-сестричка, волчишка-братишка да топтыга-медведь. А ты кто? — А я кабан-зубан. Пустите и меня в рукавичку!

— Иди!

Идет охотник, видит: рукавичка шевелится. Он как стрельнет — вот сколько шкур-то!


В таблице стрелочками распределите по столбикам слова с правильными ответами.

Что общего в этих сказках?

Слова- подсказки

Чем различаются эти сказки?


Народная сказка



Русская народная сказка



Украинская народная сказка



Герои животные



Имена животных



Начало сказки



Домики



Порядок животных



Конец



Выводы


    1. Какой урок мудрости мы получили, прочитав эти произведения? Запиши ответ.

Эти сказки учат нас быть_________________________ __________________________________________________________________________________________________



    1. Подумай и подчеркни пословицу, которая подходит к главной мысли сказки «Теремок» и пословицу, подходящую к сказке «Рукавичка».

1. Не учись разрушать, а учись строить.

2. Сила сломит всё, а ум – силу.

3. Жить – Родине служить.

4. Учение – свет, а неученье – тьма.

5. В тесноте, да не в обиде.

6. Всяк дом хозяином хорош.

7. Нет друга - ищи, а нашёл – береги!



    1. Подчеркни название авторской сказки, у которой главная мысль совпадает со сказкой «Теремок».

Палочка-выручалочка. В. Г. Сутеев.

Золотой Петушок. А. С. Пушкин

Под грибом. В. Г. Сутеев.

Кораблик. В. Г. Сутеев.

Конёк-горбунок. П. П. Ершов.

  1. Задания, помогающие сформировать умение находить нужную информацию в тексте.

ИГРА «Путаница»

5.1. Прочитай текст.

Черепахи - очень древние животные, они живут на земле много тысяч лет. Тело этих животных заключено в костный панцирь - говорят, что «носят свой домик на себе». Существует морские и наземные черепахи. Они встречаются в солёной и пресной воде, в лесу и в пустыне.



Морские черепахи - самые крупные, длиной до двух метров. Весит такая черепаха, как маленький легковой автомобиль; питается она водорослями, рыбой, медузами.



Наземные черепахи едят растительную пищу. Черепахи могут очень долго обходиться без пищи - около года. Это помогает им переносить зиму - они роют себе норы и там ждут наступления тепла.



Маленькие черепашата вылупляются из яиц. У наземных черепах яйца имеют белую твёрдую скорлупу, у водяных она мягкая и тонкая, как бумага.

Черепахи очень хорошо видят, даже различают цвета. У них прекрасный слух, почти как у кошек. Если с черепахой говорить ласково, она вытягивает шею и слушает; если ругать - прячется в панцирь. Очень интересное и загадочное животное.



    1. Помоги восстановить предложения. Найди информацию в тексте и соедини стрелочками разорванные предложения.

      Начало предложения


      Окончание предложения

      Тело этих животных заключено в костный панцирь -

      без пищи - около года.

      Морские черепахи - самые крупные,

      растительную пищу.

      Наземные черепахи едят

      длиной до двух метров.

      Черепахи могут очень долго обходиться

      говорят, что «носят свой домик на себе».

      У наземных черепах яйца имеют белую твёрдую скорлупу,

      если ругать - прячется в панцирь.

      Если с черепахой говорить ласково, она вытягивает шею и слушает;


      у водяных она мягкая и тонкая, как бумага.

    2. Используя информацию в тексте, запиши пропущенные слова в предложениях.

Черепахи - очень древние животные, они живут ______________________________________тысяч лет.

Существует морские и ___________________ черепахи.

Черепахи очень хорошо ____________, даже различают цвета.

У них прекрасный ________, почти как у ________.



    1. Ответь на вопрос: « Какое свойство организма черепахи помогает ей переносить зиму?»

Подчеркни зелёным цветом ответ в тексте.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!