Упражнения, формирующие навыки осмысленного чтения и развивающие речь младших школьников.
Задания, способствующие формированию умения определять слова-прилагательные.
ИГРА «Исправь ошибки»
Слова- прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: (кто?), (какой?), (какая?), (что?), (какое?), (какие?).
ИГРА « Найди лишнее слово»
В таблице даны прилагательные, отвечающие на данные вопросы. Прочитайте внимательно слова- прилагательные, подумайте и зачеркните лишние слова.
Какой? | Какая? | Какое? | Какие? |
большой | круглая | яркое | котята |
синий | красная | горячее | шустрые |
жёлтый | квадратная | толстая | серые |
чёрный | овальная | хорошее | игривые |
белый | треугольная | узкое | ласковые |
Подсказка: в каждом столбике по 1лишнему слову.
ИГРА «Разведчики»
Прочитайте внимательно текст.
Большой клубок красных шерстяных ниток лежал в корзинке возле горшка с цветком на подоконнике. Машенька тихонько подошла к окну, протянула руку к корзинке и взяла клубок в руки. Слегка колючий, он не умещался в её маленьких ладошках. Она дернула ниточку, и клубок, подпрыгнув в руках, упал на пол. Красная толстая нить зазмеилась за клубком, выкладывая на полу причудливые петли и зигзаги. Маша ещё раз дернула за ниточку. Клубок закрутился юлой и остановился возле её ножки.
В комнату вошел черный котенок Барсик. Увидев клубок, Барсик подпрыгнул, взъерошив шерсть на спинке, и бросился к клубку. Машенька снова дернула за нитку, и клубок, как живой, побежал от котенка под стол. Барсик – за ним, догнал, обнял передними лапами, а задними забарабанил по упруго свернутому клубку.
Найдите в тексте слова –прилагательные и подчеркните их простым карандашом волнистой линией.
А теперь задание для самых внимательных и наблюдательных: подчеркните в тексте красным цветом слова –прилагательные, которые встречаются в таблице и в тексте.
Задания для формирования умения сопоставлять и сравнивать героев аналогичных сказок.
2.1. ИГРА «Герои сказок».
Вспомни особенные черты героев русских народных сказок. Подчеркни слова, которые помогают составить образ этих героев.
Герой | Особенности образа героя |
Лиса | Добрая, ласковая, хитрая, умная, красивая, вежливая, злая, трусливая, честная, обманчивая. |
Волк | Простодушный, весёлый, добрый, любезный, злой, глупый, хитрый, грубый, наивный, доверчивый. |
Медведь | Неуклюжий, доверчивый, умный, аккуратный, скромный, злой, доброжелательный, хитрый, трусливый, сильный, храбрый. |
Заяц | Храбрый, хвастливый, грубый, трусливый, хитрый, быстрый, злой, доверчивый, добрый, незащищённый. |
ИГРА «Всезнайки»
Прочитай названия сказок, вспомни их героев. Обведи сказки, в которых есть все перечисленные герои из таблицы.
«Колобок», «По щучьему велению», «Теремок», «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят», «Мужик и медведь».
Подчеркни двумя линиями сказку, в которой не говорится о Лисе, Волке, Медведе и Зайце.
Задания, способствующие развитию умения восстановить последовательность событий по прочитанному тексту.
3.1. ИГРА «Предложения заблудились».
Прочитайте и восстановите последовательность рассказа Евгения Чарушина «Ёж». Поставьте в таблице номера предложений, чтобы получился рассказ.
№ | Перепутанные предложения |
| Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. |
| Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? |
| Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. |
| Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. |
| А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе обратно в лес. |
| Положили на пол, поставили молочка в поддонничке. А еж лежит шариком и не шевелится. |
| Вот он час лежал и еще целый час. |
Работа с планом.
Проверь, правильно ли составлена последовательность событий твоего рассказа, опираясь на план.
План.
1. Находка в лесу.
2. Ребята принесли ежа домой.
3. Ёж лежит и не шевелится.
4.Чем то вкусным пахнет, надо полакомиться.
5. Обратно в лес.
Работа над умением определять главную мысль текста, спроектировать её с пословицей.
4.1. Прочитайте сказку «Теремок» и сказку «Рукавичка».
Сказка Теремок читать
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
Украинская народная сказка «Руковичка»
Потерял дед рукавичку. Вот бежит мышка. Влезла в эту рукавичку и сидит. Тут скачет лягушка и говорит:
— Кто, кто в рукавичке?
— Мышка-поскребушка. А ты кто?
— Лягушка-квакушка. Пусти меня.
— Иди!
Вот бежит зайчик, да и говорит:
— Кто, кто в рукавичке?
— Мышка-поскребушка и лягушка-квакушка. А ты кто?
— Зайчик-побегайчик. Пустите и меня!
— Иди!
Бежит лисичка:
— Кто, кто в рукавичке?
— Мышка-поскребушка, лягушка-квакушка и зайчик-побегайчик. А ты кто?
— Лисичка-сестричка. Пустите и меня!
— Иди!
Вот сидят они; бежит волчишка и спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке?
— Мышка-поскребушка, лягушка-квакушка, зайчик- побегайчик и лисичка-сестричка. А ты кто?
— Я — волчишка-братишка. Пустите и меня!
— Иди!
Идет медведь, ревет и спрашивает:
— А кто, кто в рукавичке?
— Мышка-поскребушка, лягушка-квакушка, зайчик- побегайчик, лисичка-сестричка да волчишка-братишка. А ты кто?
— Я топтыга-медведь. Пустите и меня в рукавичку.
— Иди.
Вот и тот влез.
Бежит кабан:
— Хро-хро-хро! Кто, кто в рукавичке?
— Мышка-поскребушка, лягушка-квакушка, зайчик- побегайчик, лисичка-сестричка, волчишка-братишка да топтыга-медведь. А ты кто? — А я кабан-зубан. Пустите и меня в рукавичку!
— Иди!
Идет охотник, видит: рукавичка шевелится. Он как стрельнет — вот сколько шкур-то!
В таблице стрелочками распределите по столбикам слова с правильными ответами.
Что общего в этих сказках? | Слова- подсказки | Чем различаются эти сказки? |
| Народная сказка | |
| Русская народная сказка | |
| Украинская народная сказка | |
| Герои животные | |
| Имена животных | |
| Начало сказки | |
| Домики | |
| Порядок животных | |
| Конец | |
| Выводы | |
Какой урок мудрости мы получили, прочитав эти произведения? Запиши ответ.
Эти сказки учат нас быть_________________________ __________________________________________________________________________________________________
Подумай и подчеркни пословицу, которая подходит к главной мысли сказки «Теремок» и пословицу, подходящую к сказке «Рукавичка».
1. Не учись разрушать, а учись строить.
2. Сила сломит всё, а ум – силу.
3. Жить – Родине служить.
4. Учение – свет, а неученье – тьма.
5. В тесноте, да не в обиде.
6. Всяк дом хозяином хорош.
7. Нет друга - ищи, а нашёл – береги!
Подчеркни название авторской сказки, у которой главная мысль совпадает со сказкой «Теремок».
Палочка-выручалочка. В. Г. Сутеев.
Золотой Петушок. А. С. Пушкин
Под грибом. В. Г. Сутеев.
Кораблик. В. Г. Сутеев.
Конёк-горбунок. П. П. Ершов.
Задания, помогающие сформировать умение находить нужную информацию в тексте.
ИГРА «Путаница»
5.1. Прочитай текст.
Черепахи - очень древние животные, они живут на земле много тысяч лет. Тело этих животных заключено в костный панцирь - говорят, что «носят свой домик на себе». Существует морские и наземные черепахи. Они встречаются в солёной и пресной воде, в лесу и в пустыне.
Морские черепахи - самые крупные, длиной до двух метров. Весит такая черепаха, как маленький легковой автомобиль; питается она водорослями, рыбой, медузами.
Наземные черепахи едят растительную пищу. Черепахи могут очень долго обходиться без пищи - около года. Это помогает им переносить зиму - они роют себе норы и там ждут наступления тепла.
Маленькие черепашата вылупляются из яиц. У наземных черепах яйца имеют белую твёрдую скорлупу, у водяных она мягкая и тонкая, как бумага.
Черепахи очень хорошо видят, даже различают цвета. У них прекрасный слух, почти как у кошек. Если с черепахой говорить ласково, она вытягивает шею и слушает; если ругать - прячется в панцирь. Очень интересное и загадочное животное.
Помоги восстановить предложения. Найди информацию в тексте и соедини стрелочками разорванные предложения.
Начало предложения | | Окончание предложения |
Тело этих животных заключено в костный панцирь - | без пищи - около года. |
Морские черепахи - самые крупные, | растительную пищу. |
Наземные черепахи едят | длиной до двух метров. |
Черепахи могут очень долго обходиться | говорят, что «носят свой домик на себе». |
У наземных черепах яйца имеют белую твёрдую скорлупу, | если ругать - прячется в панцирь. |
Если с черепахой говорить ласково, она вытягивает шею и слушает; | | у водяных она мягкая и тонкая, как бумага. |
Используя информацию в тексте, запиши пропущенные слова в предложениях.
Черепахи - очень древние животные, они живут ______________________________________тысяч лет.
Существует морские и ___________________ черепахи.
Черепахи очень хорошо ____________, даже различают цвета.
У них прекрасный ________, почти как у ________.
Ответь на вопрос: « Какое свойство организма черепахи помогает ей переносить зиму?»
Подчеркни зелёным цветом ответ в тексте.