СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения, 4 класс "А.П.Чехов "Мальчики". Характеристика героев.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование технологии продуктивного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения, 4 класс "А.П.Чехов "Мальчики". Характеристика героев.»

Урок литературного чтения в 4 классе.

УМК: «Школа России» 4 класс, ч.1, М.: «Просвещение», 2018г.

Тема урока: А.П.Чехов «Мальчики».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: отрабатывать навыки правильного выразительного чтения, учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

предметные:

обучить адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и поступке героя; понимание основной мысли произведения, поиск необходимой информации в книге;

метапредметные:

формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности на уроке, преобразование информации из одной формы в другую (составление плана); оценивание своей работы на уроке. Понимание и осмысление нравственных уроков, проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека, определять собственное отношение к поступкам героев

Оборудование: презентация по теме урока, учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» 4 класс,1ч.; карточки для работы в группах и парах.

Ход урока:

I. Организационный момент. Этический заряд.

- Невозможно без вниманья получить образованье.

- Мы спокойны, мы внимательны, слушаем старательно!

II. Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение З. Маркиной «Моя семья – надёжный крепкий тыл» шёпотом.

Хоровое чтение с утвердительной интонацией, с интонацией восхищения, с весёлой интонацией, выразительно.

Моя семья – надёжный крепкий тыл.

Со мною мать, отец, сестрёнки, братья…

Здесь могут охладить ненужный пыл,

Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,

Да лаской добрых рук любимой мамы.

И, если гроз и бед нагрянет гром,

Помогут пережить легко, без драмы.

Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди

Успехи будут, только постарайся.

Учись, трудись и с песнею иди,

А если виноват, пойми, раскайся».

III. Актуализация знаний, постановка целей урока.

- Назовите автора и название произведения, над которым мы начали работать на прошлом уроке.

- Что общего в стихотворении З. Маркиной и рассказом Чехова «Мальчики»?

- Предположите, над чем будем работать сегодня?

- Назовите всех героев произведения. (Володя, Чечевицын, отец, мать, тётка, Катя, Соня, Маша, урядник).

- Какие герои являются главными действующими лицами? (Володя и Чечевицын).

- Говорить мы сегодня будем о главных героях. Подтема урока «Характеристика героев».

- В конце урока постараемся ответить на вопрос: Чему учит автор произведения? Какой урок мы вынесем из данного произведения?

IV. Проверка домашнего задания (работа в парах)

- Дома вы должны были поработать со словами, значение которых вам было непонятно

- Каким словарём вы пользовались? Проверим, как вы с этим справились.

- Работаем в парах. Слова записаны на карточках у вас на столе, значения этих слов – на отдельных карточках, расположенных в разных местах класса, найдите определение и закрепите на доске рядом с соответствующим ему словом. (Розвальни, башлык, самоеды, бизон, пампасы, мустанг, москит, термит, сюртук, флигель, кучер. Урядник, Майн Рид).

Проверить, используя презентацию.

V. Работа с текстом.

Сегодня, как вы правильно определили, мы будем говорить о главных героях.

- Кто они?

- Они похожи? Что у них общего?

- Значит, мы можем их сравнить.

- Как мы можем сравнивать героев литературного произведения?

- Посмотрите на план, по которому мы будем работать.

План характеристики героев произведения: (написан на доске)

1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.
2.Опиши  внешность  героя  (его  лицо, одежду, манеру  поведения).

3. Речь героя.

4. Вспомни, в  каких  поступках, мыслях, действиях,  лучше  всего  раскрывается  

характер  героя?

5. Что общего между героями.

6. Что отличает двух героев.
7. Ваше отношение к данным персонажам.

8. Отношение автора к героям.
9. Подумай  и  скажи,  на какого героя тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  походить?

- Ответьте на первый пункт плана. (Сравниваются Володя и Чечевицын. Они разные по характеру).

- Найдите описание мальчиков в тексте. Зачитаем (с.124 - 126).

- У вас на столах лежат каточки с характеристикой героев. В группах выберите в соответствии каждому мальчику.

Работа в группах.

Володя: Чечевицын:

пухл худ

бел смугл

весёлый угрюмый

разговорчивый малообщительный

странный некрасив

странный

Всё время о чём-то думает Занят своими мыслями.

- Сравните свои характеристики с образцом. У кого верно, встаньте.

- Какова речь героев? О чём они говорят? Что оказало на мальчиков такое влияние, и появились в их речи такие слова и выражения?

- Прослушайте аудиозапись отрывка, проследите по учебнику с. 128.

- Чей разговор мы слышали?

- Что можно, исходя из диалога сказать о Чечевицыне?

- Сделайте вывод, к какому пункту плана мы переходим. Зачитайте (3)

- Вспомните, в  каких ещё  поступках, мыслях, действиях,  лучше  всего  раскрывается  

характер  героя? (найди отрывок в тексте) (с. 129-133).

- Что же общего между героями? (Они одного возраста, оба ведут себя странно, всё время о чём-то думают).

- Чем герои отличаются друг от друга? (Володя очень добрый, любит родителей - поэтому он нерешителен. Чечевицын - решительный, суровый, не думает ни о ком, неустрашимый).

VI. Физ. минутка.

- Распределим черты характера в соответствии с героями произведения. (У детей карточки с качествами, подходят к доске, распределяют).

Володя: Чечевицын:

добрый суровый

трусливый неустрашимый

общительный неразговорчив

нерешителен целеустремлённый

любит родителей равнодушен к чувствам других

рассудительный легкомысленный

- Как вы относитесь к мальчикам? (6 вопрос плана).

- Почему герои решились на побег? Порассуждаем.

Выбери:

Герои решились на побег, потому что:

  • Были смелыми и решительными

  • Были глупыми и самонадеянными

  • Мало знали и плохо представляли трудности пути

  • Не любили своих близких

  • Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными

  • Любили путешествовать и узнавать новое.

Работа с географической картой.

- Ученик проводил дома небольшую исследовательскую работу. Высчитывал расстояние, которое планировали преодолеть мальчики. По карте (карта с маршрутом на экране) наметим маршрут движения мальчиков. (Сначала Пермь…)

- Как вы считаете, реально ли мальчикам проделать такой путь?

- Что могло произойти, если бы мальчиков не нашли?

- Правильно ли они поступили? (Могло случиться что-нибудь страшное. Мальчики поступили неправильно, потому что они думали только о себе).

- Что происходило в семье после побега? Зачитайте (с.132).

- Можно ли так поступать?

- В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи отличаются, чем они похожи?

– Как автор относится к своим героям? (Автор не осуждает мальчиков, потому что они ещё маленькие. Автор осуждает мальчиков, потому что они доставили много хлопот и переживаний родственникам).

- На какого героя тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  походить?

- Чему учит автор произведения? (Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей. Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий. Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться).

- Хотели бы вы оказаться вместе с мальчиками?

- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? От каких хотели бы избавиться?

(положительные и отрицательные качества)

- Какой вывод сделаем по уроку? (Нужно любить родителей и близких тебе людей, не огорчать их. Чтобы путешествовать нужно много знать, а значит – нужно учиться)

- Как вы думаете, кем будут мальчики, когда вырастут?

VII. Домашнее задание

- Какое задание вы хотели бы получить сегодня?

Я предлагаю на выбор сочинить продолжение истории 20 лет спустя, или подготовить краткий пересказ рассказа, или составить кроссворд по рассказу(в том случае, если учащиеся испытывают затруднения в выборе).

- Достигли ли мы целей, поставленных на урок? Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям.

VIII. Итог урока. Рефлексия

- Назовите произведение, с которым познакомились.

- Назовите тему и основную мысль произведения.

- Чему учит автор произведения? Какой урок мы вынесем из данного произведения?

- Что вам понравилось на уроке? Закончите фразу: «Я сегодня на уроке….»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!