Урок литературного чтения в 4 классе.
УМК: «Школа России» 4 класс, ч.1, М.: «Просвещение», 2018г.
Тема урока: А.П.Чехов «Мальчики».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: отрабатывать навыки правильного выразительного чтения, учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
предметные:
обучить адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и поступке героя; понимание основной мысли произведения, поиск необходимой информации в книге;
метапредметные:
формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности на уроке, преобразование информации из одной формы в другую (составление плана); оценивание своей работы на уроке. Понимание и осмысление нравственных уроков, проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека, определять собственное отношение к поступкам героев
Оборудование: презентация по теме урока, учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» 4 класс,1ч.; карточки для работы в группах и парах.
Ход урока:
I. Организационный момент. Этический заряд.
- Невозможно без вниманья получить образованье.
- Мы спокойны, мы внимательны, слушаем старательно!
II. Речевая разминка.
- Прочитайте стихотворение З. Маркиной «Моя семья – надёжный крепкий тыл» шёпотом.
Хоровое чтение с утвердительной интонацией, с интонацией восхищения, с весёлой интонацией, выразительно.
Моя семья – надёжный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестрёнки, братья…
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.
Дом пахнет пирогами и теплом,
Да лаской добрых рук любимой мамы.
И, если гроз и бед нагрянет гром,
Помогут пережить легко, без драмы.
Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди
Успехи будут, только постарайся.
Учись, трудись и с песнею иди,
А если виноват, пойми, раскайся».
III. Актуализация знаний, постановка целей урока.
- Назовите автора и название произведения, над которым мы начали работать на прошлом уроке.
- Что общего в стихотворении З. Маркиной и рассказом Чехова «Мальчики»?
- Предположите, над чем будем работать сегодня?
- Назовите всех героев произведения. (Володя, Чечевицын, отец, мать, тётка, Катя, Соня, Маша, урядник).
- Какие герои являются главными действующими лицами? (Володя и Чечевицын).
- Говорить мы сегодня будем о главных героях. Подтема урока «Характеристика героев».
- В конце урока постараемся ответить на вопрос: Чему учит автор произведения? Какой урок мы вынесем из данного произведения?
IV. Проверка домашнего задания (работа в парах)
- Дома вы должны были поработать со словами, значение которых вам было непонятно
- Каким словарём вы пользовались? Проверим, как вы с этим справились.
- Работаем в парах. Слова записаны на карточках у вас на столе, значения этих слов – на отдельных карточках, расположенных в разных местах класса, найдите определение и закрепите на доске рядом с соответствующим ему словом. (Розвальни, башлык, самоеды, бизон, пампасы, мустанг, москит, термит, сюртук, флигель, кучер. Урядник, Майн Рид).
Проверить, используя презентацию.
V. Работа с текстом.
Сегодня, как вы правильно определили, мы будем говорить о главных героях.
- Кто они?
- Они похожи? Что у них общего?
- Значит, мы можем их сравнить.
- Как мы можем сравнивать героев литературного произведения?
- Посмотрите на план, по которому мы будем работать.
План характеристики героев произведения: (написан на доске)
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.
2.Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Речь героя.
4. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается
характер героя?
5. Что общего между героями.
6. Что отличает двух героев.
7. Ваше отношение к данным персонажам.
8. Отношение автора к героям.
9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?
- Ответьте на первый пункт плана. (Сравниваются Володя и Чечевицын. Они разные по характеру).
- Найдите описание мальчиков в тексте. Зачитаем (с.124 - 126).
- У вас на столах лежат каточки с характеристикой героев. В группах выберите в соответствии каждому мальчику.
Работа в группах.
Володя: Чечевицын:
пухл худ
бел смугл
весёлый угрюмый
разговорчивый малообщительный
странный некрасив
странный
Всё время о чём-то думает Занят своими мыслями.
- Сравните свои характеристики с образцом. У кого верно, встаньте.
- Какова речь героев? О чём они говорят? Что оказало на мальчиков такое влияние, и появились в их речи такие слова и выражения?
- Прослушайте аудиозапись отрывка, проследите по учебнику с. 128.
- Чей разговор мы слышали?
- Что можно, исходя из диалога сказать о Чечевицыне?
- Сделайте вывод, к какому пункту плана мы переходим. Зачитайте (3)
- Вспомните, в каких ещё поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается
характер героя? (найди отрывок в тексте) (с. 129-133).
- Что же общего между героями? (Они одного возраста, оба ведут себя странно, всё время о чём-то думают).
- Чем герои отличаются друг от друга? (Володя очень добрый, любит родителей - поэтому он нерешителен. Чечевицын - решительный, суровый, не думает ни о ком, неустрашимый).
VI. Физ. минутка.
- Распределим черты характера в соответствии с героями произведения. (У детей карточки с качествами, подходят к доске, распределяют).
Володя: Чечевицын:
добрый суровый
трусливый неустрашимый
общительный неразговорчив
нерешителен целеустремлённый
любит родителей равнодушен к чувствам других
рассудительный легкомысленный
- Как вы относитесь к мальчикам? (6 вопрос плана).
- Почему герои решились на побег? Порассуждаем.
Выбери:
Герои решились на побег, потому что:
Были смелыми и решительными
Были глупыми и самонадеянными
Мало знали и плохо представляли трудности пути
Не любили своих близких
Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными
Любили путешествовать и узнавать новое.
Работа с географической картой.
- Ученик проводил дома небольшую исследовательскую работу. Высчитывал расстояние, которое планировали преодолеть мальчики. По карте (карта с маршрутом на экране) наметим маршрут движения мальчиков. (Сначала Пермь…)
- Как вы считаете, реально ли мальчикам проделать такой путь?
- Что могло произойти, если бы мальчиков не нашли?
- Правильно ли они поступили? (Могло случиться что-нибудь страшное. Мальчики поступили неправильно, потому что они думали только о себе).
- Что происходило в семье после побега? Зачитайте (с.132).
- Можно ли так поступать?
- В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи отличаются, чем они похожи?
– Как автор относится к своим героям? (Автор не осуждает мальчиков, потому что они ещё маленькие. Автор осуждает мальчиков, потому что они доставили много хлопот и переживаний родственникам).
- На какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?
- Чему учит автор произведения? (Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей. Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий. Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться).
- Хотели бы вы оказаться вместе с мальчиками?
- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? От каких хотели бы избавиться?
(положительные и отрицательные качества)
- Какой вывод сделаем по уроку? (Нужно любить родителей и близких тебе людей, не огорчать их. Чтобы путешествовать нужно много знать, а значит – нужно учиться)
- Как вы думаете, кем будут мальчики, когда вырастут?
VII. Домашнее задание
- Какое задание вы хотели бы получить сегодня?
Я предлагаю на выбор сочинить продолжение истории 20 лет спустя, или подготовить краткий пересказ рассказа, или составить кроссворд по рассказу(в том случае, если учащиеся испытывают затруднения в выборе).
- Достигли ли мы целей, поставленных на урок? Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям.
VIII. Итог урока. Рефлексия
- Назовите произведение, с которым познакомились.
- Назовите тему и основную мысль произведения.
- Чему учит автор произведения? Какой урок мы вынесем из данного произведения?
- Что вам понравилось на уроке? Закончите фразу: «Я сегодня на уроке….»