СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения 2 класс Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект проведения урока литературного чтения во 2 классе Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 2 класс Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 53



Учитель – Е. Н. Земцова



Урок литературного чтения

во 2 классе Б


Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»







Калининград


Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»


Урок литературного чтения

во 2 классе Б


Цели и задачи:


  1. ЗУН:

  • продолжить чтение сказок, закреплять понятия «литературная сказка», «народная сказка», «научно-художественная сказка», «волшебное и реальное»;

  • формировать общие коммуникативные умения: слушать сказку, выражать свои чувства и мысли; отстаивать свою собственную точку зрения;

  • аналитические умения: анализировать сказку, делать выводы; совершенствовать навыки чтения, в том числе умение читать произведение по ролям.


  1. Интерес к изучаемому через создание на уроке возможности для работы каждому ученику в соответствии с его уровнем развития и использование на уроках разнообразных методов и средств обучения для активизации деятельности учеников.

Ценностные ориентации направлены на формирование таких качеств личности, как «доброта», «дружба», «уважение друг к другу».




Оборудование:


Портрет Д. Н. Мамина-Сибиряка.


Книги-сказки (авторские и народные).


Рисунки детей: «Воробей», «Ёрш».


Слова на карточках: сказка, литературная сказка,

народная сказка, авторская сказка,

научно-художественная сказка.



Ход урока


  1. Орг. момент. Приветствие гостей


Учитель. У нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними.


Ученики приветствуют гостей стоя. Хором они произносят «Здравствуйте».


  1. Актуализация темы


Учитель просит детей внимательно прочитать тему урока, написанную на доске. Один из учащихся читает тему вслух.


Учитель. С каким литературным жанром мы будем работать на уроке?


Ученики. Мы будем работать со сказкой. Мы будем читать сказку про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича, которую написал Д. Н. Мамин-Сибиряк.


Учитель. Какие бывают сказки?


Ученики. Сказки бывают народные, их создаёт народ. Сказки создаются и писателями, их называют литературными, авторскими. Одновременно с ответами учеников на доске появляется схема

Сказки

народные / \ литературные

авторские

Учитель предлагает детям рассмотреть схему.


Учитель. Чем отличаются народные сказки от литературных?


Ученики. Сказки, у которых много авторов, народные. Сказки, которые создал народ, называются народными. Авторские или литературные пишут писатели. У авторских сказок есть автор.


Учитель предлагает двум ученикам у доски распределить имеющиеся книжки на две выставки: «Народные сказки» и «Литературные сказки». Во время того, как ученики выполняют задание у доски, проверяется домашнее задание.


Учитель. Что было задано на дом?


Ученики. Дома мы читали сказку «Зимовье зверей». Надо было научиться читать сказку «по ролям». 1 часть читает 3 ряд, 2 часть читает 2 ряд и 3 часть читает 1 ряд.

Учитель. Проверим, кто будет в первой части сказки?


Ученика. В первой части читают автор, старик и баран.


Таким же образом проверяется чтение 2 и 3 частей. Во второй части читают автор, бык, баран, свинья, гусь. В третьей части читают автор, баран, бык и свинья. Учитель помогает ученикам распределить роли для чтения. Прежде, чем приступить к чтению, учитель предлагает детям ответить на вопросы.


Учитель. Во второй части бык предлагает барану, свинье и гусю вместе строить избу на зиму, чтобы не мерзнуть. Как надо читать слова быка?


Ученики. Бык уговаривает строить вместе избу …, он убеждает…


Учитель. А как ведут себя звери? Как отвечают быку? Как, по-вашему, надо прочитать их ответы?


Ученики. Каждый думает только о себе…, они не задумываются над тем, что будет зимой…


Учитель. Что же произошло в третьей части? Как, по вашему, должны говорить звери?


Ученики. Наступила зима… Звери просятся в избу к быку… По-моему читать надо жалобно, просить быка…


Учитель. Правильно…Читать надо так, чтобы можно было почувствовать, что всем холодно, хочется погреться в избе у быка…

А бык? Как, по-вашему, должен разговаривать бык?


Ученики. Бык пожалел зверей…Немного испугался…Пустил всех…


Учитель, после того, как прочитали сказку, просит похлопать в ладоши в знак одобрения.


Учитель. Теперь давайте внимательно посмотрим и послушаем, как справились с заданием у доски Лиза и Гриша.


Ученики (у доски). Нам надо было распределить книги на две выставки: «Народные сказки» и «Литературные сказки». Мы сложили все книги в одну стопку, а потом вместе решали, куда надо их поставить. Для этого мы смотрели, есть ли у них автор. Вот, что у нас получилось.


Народные сказки Литературные сказки

«Ласточка» «Алёнушкины сказки»

Дегестанская сказка Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Медведь и лиса» «Серая Шейка»

Нанайская сказка Д. Н. Мамин-Сибиряк

«О кошке и лисе» «Лесная сказка»

Индийская сказка Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Заколдованная королева» «Старый Воробей»

Русская сказка Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Маша и медведь» «Постойко»

Русская сказка Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Листок и комочек» «Упрямый козёл»

Таджикская сказка Д. Н. Мамин-Сибиряк

Учитель выясняет, могут ли дети добавить ещё названия сказок.


Учитель. Лиза и Гриша правильно решили задачу, они между собой договорились, как лучше её решить, слушали друг друга.


3. Ознакомление (краткое) с биографией Д. Н. Мамина-Сибиряка


Учитель. Сказки, какого автора находятся на нашей выставке?

Ученики. Сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка.


Учитель. Итак, сегодня мы познакомимся с новым автором, посмотрите на его портрет. Это Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк и прочитаем его произведение. Но, прежде, давайте послушаем, что расскажут нам о писателе Дима, Яна и Аня.


Дима. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 года в Сибири, в семье заводского священника и учительницы. Настоящая его фамилия – Мамин, а Сибиряк – псевдоним, придуманная фамилия которой он подписывал свои произведения. Он взял эту фамилию, потому что родился в Сибири.


Яна. Дмитрий Мамин-Сибиряк писал для детей и о детях. Он написал более 130 произведений. Кроме сказок он писал рассказы, например – «Зимовье на Студёной», «Приёмыш».


Аня. «Алёнушкины сказки» Дмитрий Наркисович написал для своей дочери – Алёнушки, которая сильно болела. Это была его самая любимая книжка.


Учитель. Спасибо, ребята, вы очень хорошо рассказали о писателе.


4. Первоначальное ознакомление с произведением


Учитель. Давайте послушаем «Сказку про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»

Сказку читают три «сильных» ученика.


5. Повторное чтение


Учитель. Прочитайте сказку про себя.

Прочитайте начало и конец сказки. Есть ли в этой сказке присказка (шутливое вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы)?


Ученики. В этой сказке нет присказки…


Учитель. Как, по-вашему, почему в сказке нет присказки?


Ученики. Присказки встречаются в народных сказках, а эта сказка написана писателем…


Учитель. Кто в сказке действующие лица? Почему автор называет их по имени и отчеству? Где они живут?


Ученики. Воробей Воробеич и Ёрш Ершович…Воробей летает, живет на крыше, на дереве…Ерш живёт в воде…Он не может жить без воды…Автор относится к ним с уважением, поэтому называет по имени и отчеству…


Учитель. Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Опишите, как выглядит воробей и Ёрш? О чём они говорят в данный момент? Найдите в тексте подходящие слова.


Ученики. Воробей серенький…У него коротенькие ножки…Он внимательно слушает Ерша…Ёрш предлагает Воробью угощение…Ёрш приглашает Воробья в гости…


Учитель. Что в этой сказке, правда, а что придумал автор?


Ученики. Правда в описании жизни Воробья и Ерша…Они этим питаются на самом деле…Вымышлен разговор между ними…На самом деле они не могут дружить, потому что не встречаются в жизни


6. Физминутка


Проводится стоя




7. Чтение с карандашом


Учитель. Возьмите карандаши, найдите и подчеркните в тексте, чем питались Воробей Воробеич и Ёрш Ершович.


Ученики. Ёрш питается водяной травкой, лягушачьей икрой, червячками, водяными козявками, Воробей питается ягодами, корочкой хлебца, овсом, сахаром, живым комариком.


Учитель. Найдите отрывок, в котором Воробей разговаривает с Ершом о сахаре. Распределите роли с соседом по парте, слова автора буду читать я.

Ира читает слова Воробья, а Дима – слова Ерша.

- Ты ведь любишь сахар?

- А какой он? – спрашивает Ёрш Ершович.

- Белый такой…

- Как у нас галька в реке?

- Ну вот. А возьмёшь в рот – сладко. Твою гальку не съешь.


Дети высказывают слова одобрения и замечания о прочитанном.


Учитель. Те сказки, в которых есть правдивые точные факты, называются научно-художественными (на доске появляется данное определение)


Учитель. Как герои сказки обращаются друг к другу?


Ученики. Они называют друг друга «брат»


Учитель. Почему, как по-вашему, они называют так друг друга?


Ученики. Они хорошо относятся друг к другу, им хочется быть не только друзьями, но и братьями.


Учитель. Чему же учит сказка?


Ученики. Ценить дружбу…Относиться друг к другу с уважением…Воробей и Ёрш не могут дружить по-настоящему, хотя им очень хочется.


8. Работа над пословицей о дружбе в парах


Учитель. У вас на партах рассыпалась пословица. Соберите её, хором прочитайте.


Ученики. Человек без дружбы – что дерево без корней.


Учитель. Как вы думаете, подходит ли эта пословица к нашей сказке? Почему?


Ученики. Эта пословица подходит к сказке, потому что она о дружбе…

Дерево не живёт без корней и человеку нужен друг…Человек без дружбы одинок…


Дети повторяют ещё раз пословицу с закрытыми глазами, запоминая её.


9. Рефлексия


Учитель. Что из сказки запомнилось? Как нужно относится к друзьям? Чтобы вы хотели изменить в себе после прочтения этой сказки? Какими мыслями вы поделитесь с родителями? Как надо читать слова Воробья Воробеича и Ерша Ершовича?


Ученики. Запомнилось чем питаются Воробей и Ёрш…Как они относились друг к другу…К друзьям надо относится по-доброму, с уважением… Слова героев надо читать не торопясь, с почтением, рассудительно


10. Итог урока


Учитель. Дайте характеристику сказке, которую мы сейчас читали.


Ученики. Мы читали авторскую (литературную)сказку…Эта сказка научно-художественная…Автор сказки Д. Н. Мамин-Сибиряк…Сказка о дружбе животных


Учитель. Чему учит эта сказка?


Ученики. Сказка учит дружить…С уважением относится друг к другу…Дорожить дружбой…Бережно относиться ко всему живому.


11. Домашнее задание


Научиться пересказывать сказку, читать по ролям, читать выразительно, составить рассказ по рисунку на странице 28- 30, выполнить задание в рабочей тетради с…………………………..

Задание выполняется по выбору.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!