СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения.1 класс .Осеева "Собака яростно лаяла"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока.Литературное чтение.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения.1 класс .Осеева "Собака яростно лаяла"»

Технологическая карта по литературному чтению

студентки группы ВН-НиР-3-2

Логвиновой Юлии Вячеславовны

ТЕМА: В. Осеева «Собака яростно лаяла»

Класс: 1 класс.

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой «Собака яростно лаяла»

Тип урока: урок рефлексии (комбинированный).

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

- познакомить с биографией В. Осеевой;

- познакомить с творчеством В. Осевой;

- прочитать рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла»

- осуществить первичный синтез, всесторонний анализ и вторичный синтез рассказа;

- совершенствовать навык чтения целыми словами;

- правильно формулировать ответы на вопросы по тексту;

- научить осознанно и выразительно читать произведения;

- характеризовать героев и их поступки.


Регулятивные:

- планирование;

- оценка;

- контроль.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- управление поведением партнера.

Познавательные:

Общеучебные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формах;

- структурирование знаний;

- смысловое чтение.

Логические:

- анализ;

- синтез;

- обобщение;

- сравнение.

Общеучебные знаково-символические:

- моделирование.


- нравственно-этическая ориентация.


Методы: словесные, практические; объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения; моделирование.


Формы: групповые, фронтальные, индивидуальные.


Оборудование: учебник для 1 класса «Литературное чтение» 2 часть (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., и др. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012 год), презентация, цветные карточки.

Ход урока:

Название этапа

(подструктуры)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания


Организационный момент

Цель: проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята!

-Ребята, какое у вас сейчас настроение?

-Поприветствуем всех, кто время нашёл и к нам на урок сегодня пришёл. Подарите им свои улыбки!

-Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться!

-Ребята, а что нам понадобится для работы на уроке.

- Посмотрите, у всех на партах лежит это?

 -Сегодня эпиграфом нашего урока будет пословица: «Жизнь дана на добрые дела».

-На уроке мы вместе оценим ваши дела.

-Желание трудиться есть?

-Тогда вперёд, в страну новых открытий.

- Здравствуйте

-Отличное!







-Улыбаются друг другу.









- Сегодня для работы нам понадобится учебник по литературному чтению, тетрадь, пенал с простыми и цветными карандашами.

-Проверяют наличие на партах всего необходимого.






-Есть!
















Слайд 2

1.

Первичный синтез

1.1.

Подготовка к первичному восприятию произведения путем создания проблемной ситуации.

Цель: мотивировать к знакомству с новым произведением.


- Ребята, но перед тем как начать работать, нам необходимо подготовить свой речевой аппарат к чтению.

-Давайте представим, что перед нами стоит свеча. Медленно вдохните, и так же медленно дуйте на «пламя».

- А сейчас, ребята, посмотрим на слайд и попробуем прочитать чистоговорку, да так, чтобы хором произносить каждую строчку.

Готовы?

Шо – шо – шо – с другом очень хорошо,

Ши – ши – ши – с ним играю от души,

Шу – шу – шу – ему я хвостик расчешу,

Ша – ша – ша – стала шерстка хороша,

Ше – ше –ше – зря не лает он уже.

-Молодцы ребята.

-Я давно хотела у вас спросить, когда человека называют безрадостным - это значит что у него нет радости, безнадёжным-это значит, что у него нет надежды. А если человека называют бессовестным, значит чего у него нет?

-А что такое совесть?

-Совесть - как бы двойник человека, который подвергает его сомнению. А уж если человек все-таки совершил что-то плохое, то совесть наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, ругает сам себя.

- Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть?

-А по отношению к животным должна быть у человека совесть?



-Какой раздел мы изучаем?



-А теперь скажите, может вы знаете авторов, которые писали про животных?

-Молодцы, а сегодня мы познакомимся с творчеством Валентины Александровны Осеевой.

- Ребята, обратите внимание на экран, это портрет Валентины Александровны.

-Ребята, вам интересно узнать, кто такая Валентина Осеева?
- Осеева В.А.

Русская советская детская писательница.

Родилась в Киеве. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но после того, когда она побывала в детском доме, поняла, что жить не может без детей, и стала там работать. Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.

 Так В. Осеева стала писательницей.

-Посмотрите на экран. Эти рассказы написала Валентина Александровна для маленьких читателей. Кто мне поможет прочитать их названия?


- Как думаете, с каким из представленных рассказов нам предстоит сегодня познакомиться?


-Т.к. в нашем разделе говорится о братьях наших меньших, то и речь в рассказе пойдет о них.

-Ребята, а кто такие братья наши меньшие?

-А о каких животных мы читали уже рассказы?

-Для того чтобы узнать о ком сегодня пойдёт речь, вам необходимо прочитать слова на доске. Сначала слова из первого столбика.

большой         маленький

лохматый      пушистый

зубастый       усатый

страшный     беззащитный

– Как вы думаете, кого можно описать с помощью слов из первого столбика?

- Теперь из второго.

-Как вы думаете, кого можно описать с помощью слов из второго столбика?

- Но, чтобы лучше понять, что же случилось с собакой и котёнком, давайте прочитаем произведение В. Осеевой «Собака яростно лаяла».

- Как вы думаете, о чем будет это произведение?

- Почему лаяла собака?

- Прежде чем мы приступим к рассказу, мы отработаем навык чтения слов, имеющихся в тексте, и постараемся объяснить значение некоторых слов.
– Прочтите слова хором сначала по слогам, затем целыми словами:
я-рост-но – яростно

при-па-да-я – припадая

на пе-ред-ни-е – на передние

при-жав-шись – прижавшись

взъе-ро-шен-ный – взъерошенный

рас-кры-вал – раскрывал

не-по-да-лё-ку – неподалёку

по-спеш-но – поспешно

у-ди-ви-лись – удивились

гне-вно -гневно



-А что значит яростно, припадая, взъерошенный, неподалёку, поспешно, гневно?





-Медленно вдыхают, и выдыхают воздух на «пламя».





-Да!


-Повторяют за учителем.

















-Это значит , что у человека нет совести.

-Ответы детей.







-Ответы детей.


-Да, люди должны заботиться о своих питомцах и не бросать их, чтобы потом совесть не мучала людей.

-Мы изучаем раздел «О братьях наших меньших».

-С. Михалков, Р. Сеф.






-Рассматривают портрет В. А. Осеевой.




-Да.







-Слушают учителя.











- Смотрят на экран и читают следующие названия произведений автора: «Три товарища», «Динка», «Волшебное слово», «Собака яростно лаяла…».




-Ребята высказывают предположения.





-Это животные.


-О собаках.





-Читают слова 1 столбика.






-Собаку.

-Читают слова 2 столбика.


-Котёнка.






-Высказывают свои предположения.








– Читают хором слова сначала по слогам, затем целыми словами:
я-рост-но – яростно

при-па-да-я – припадая

на пе-ред-ни-е – на передние

при-жав-шись – прижавшись

взъе-ро-шен-ный – взъерошенный

рас-кры-вал – раскрывал

не-по-да-лё-ку – неподалёку

по-спеш-но – поспешно

у-ди-ви-лись – удивились

гне-вно – гневно


-Яростно-зло, припадая-слегка хромая, взърошенный-растрёпанный,неподалёку-близко,поспешно-быстро,гневно-со злостью.











Слайд 3










































Слайд 4





















Слайд 5
















Слайд 6
















Слайд 7










Слайд 8

1.2

Первичное восприятие произведения

- Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте. После прочтения вам нужно будет ответить на вопросы. Для начала откройте учебники на стр.60 и внимательно следите.



-Открывают учебники на стр.60 и внимательно слушают чтение учителя.


1.3

Проверка первичного

восприятия

-Ребята, понравилось ли Вам произведение?

- Кто из персонажей понравился больше всего? Что привлекло в персонажи?

- Что больше всего запомнилось?



-Какие чувства\ эмоции вызвало у вас произведение?

-Почему такие разные чувства?



- Тогда давайте попытаемся разобраться в произведении ?

-Значит, с каким произведением мы будем сегодня работать?


- Да.



- Высказывают свое мнение, аргументируют его.


- Делятся своим впечатлением о том, что больше всего запомнилось.

- Рассказывают о своих положительных или отрицательных чувствах\эмоциях и о том, почему именно такие.



-Давайте.


- С рассказом В.Осеевой «Собака яростно лаяла».


2.

Всесторонний анализ



-Ребята, а теперь давайте вспомним, как мы с вами рисуем дом.

- Но для начала скажите, может ли быть, что-то общее между домом и текстом?

- Ребята, а вы знали что, текст и дом очень похожи, и текст, и дом состоят из определенных частей.

-Кто мне напомнит, какие части имеет текст?



-Давайте посмотрим на доску и убедимся в том, правильно ли мы их назвали.

-Правильно?

-Молодцы.

-А теперь представим, что мы с вами строители и нам предстоит построить дом.

-С чего мы начнём это делать, какую часть дома будем строить первой?

-Верно. Давайте нарисуем фундамент дома у себя в тетрадях.

- А как называется самая первая часть текста?

-А что она обычно в себе содержит?





- Давайте подпишем её.

-А мы продолжаем строить дом. Что мы будем возводить дальше?

-Верно, давайте их нарисуем.

- Какую часть текста мы можем отнести к стенам дома?

-Почему? О чем обычно говорится в этой части?

-Всё верно, давайте подпишем её на нашем рисунке.

-Какую часть дома мы ещё не построили, чего не хватает?

-Правильно, давайте её тоже нарисуем у себя в тетрадях.

- А какую часть текста мы еще не назвали?

-Что она в себе содержит?



-Давайте подпишем её на нашем рисунке.

-Ребята, посмотрит на текст на доске.

-Сколько в нём частей? Как вы догадались?

- Отметьте себе карандашиками в тексте такие же части, это будет вашей подсказкой в ходе дальнейшей работы.

- Скажите, как называется первая часть?

- Давайте прочитаем вступление по цепочке. Каждый читает только одно предложение. После точки начинает читать следующий ученик.

- Как вы думаете, почему здесь заканчивается вступление?

- Верно.

- Где происходило действие и с кем?



- Найдите в тексте подтверждение этому. Кто прочитает?







- Что же произошло в этой части? С чего всё началось?

-Ребята, а как она лаяла. Кто может найти эти слова в тексте?

-А как это, яростно лаять?

-А как чувствовал себя в это время котёнок? Найдите в тексте?



-Ребята, как можно назвать первую часть?



- Как вы думаете, для чего мы сейчас придумывали название для этой части?

- Верно, нам предстоит составить план. Поэтому напишем с вами слово «План», а ниже уже можем указать название первого пункта.

- Теперь надо придумать название 2 пункту. Но ,для начала, что мы должны сделать?

- Правильно, теперь выборочно прочитаем 2 часть.

(Называет учеников, которые читают последовательно по предложению.)

- О чем вы прочитали в этой части? Как развиваются события?







- Посмотрите на картинку , можете ли вы по ней описать события происходящие, в этой части? Кто расскажет?



-Чем были заняты мальчики? Чего они ждали?

-Были ли они напуганы или наоборот, веселились?

- Пришли ли они на помощь котёнку?

- Зачем женщина выбежала на крыльцо?



-Как она это сделала?

-Куда торопилась женщина?

-Помогла ли она котёнку? Найдите подтверждение в тексте.



-Как вы думаете, почему женщина рассердилась на мальчиков?

-Как вы думаете, что женщина сказала мальчикам, когда выбежала на крыльцо?

- Скажите, как мы можем назвать вторую часть?



-Давайте запишем название второго пункта нашего плана у себя в тетради.

- Ребята, чего не хватает в нашем плане, и что нам необходимо сделать еще?

- Верно. Как она называется?

-Кто желает прочитать 3 часть?

- О чём в ней говорится?





-Почему женщина сердилась на мальчиков?


-Должно ли им быть стыдно, ведь они ничего плохого не сделали?

-Почему женщина говорила сердито?

-А что значит гнев?

-Какое слово передаёт более сильное чувство женщины?

- Что значат слова «Вот это и плохо»?



-Как вы думаете, мальчики поступили по совести, или совершили бессовестный поступок?

- Как мы можем озаглавить нашу 3 часть?



- Давайте запишем.

- Вместе с соседом по парте подумайте, правильно ли поступили мальчики. Почему? Как бы вы поступили на месте каждого из них? Почему именно так?


- Как вы думаете, как автор относится к поступку мальчика?



- Скажите, что автор хотел нам донести этим произведением?





- Какая главная мысль рассказа?





-Высказывают предположение, что и дом, и текст состоят из частей.






-У текста есть вступление, основная часть и заключение.


-Смотрят на доску.


-Да!






-Мы начнём строить дом с фундамента.


-Начинают рисовать дом у себя в тетрадях.

-Самая первая часть текста - вступление.


-Вступление - это начало произведения, в котором обычно сообщается о времени и месте действия.

-Подписывают.


-Дальше мы возведём стены.

-Рисуют в тетрадях.

-Основную часть.


- В ней описывается главное действие произведения.


-Подписывают.


-Не хватает крыши.


-Рисуют крышу.


-Заключение.

-В ней содержится вывод, это концовка произведения.


-Подписывают.

-Смотрят на доску.

-3 части, они изображены разными цветами.



-Разделяют текст в учебниках на 3 части по образцу.





- Вступление.





-Читают по цепочке.



-Высказывают мнение о том, что дальше будет более подробно развиваться действие и т.д.


-Действие происходит с собакой и маленьким котёнком возле забора.


-Читают следующее предложение: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок»

-Всё началось с того, что собака начала лаять на котёнка.

-Читают следующее предложение: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы»

-Это значит, лаять со злобным выражением лица.

-Читают предложение : «Маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал».

- Предлагают различные варианты названия данной части: «Лай собаки», «Испуганный котёнок» и т.д.

- Приходят к выводу о том, что им необходимо будет составить план рассказа.


-Записываю в тетради.




- Прочитать 2 часть.





-Читают вторую часть.




- Рассказывают, что прочитали о том, как два мальчика стояли и наблюдали, как собака лаяла на котёнка. Но потом в окно выглянула женщина, которая отогнала собаку и крикнула на мальчиков.

-Да, часть события отражена на картинке: женщина выглянула в окно, и увидела, что собака лает на котёнка, а мальчики, стоящие рядом, ничего не делают.



-Они стояли и смотрели, что будет дальше.



-Мальчики не были напуганы.



-Мальчики не пришли на помощь котёнку.



-Она выбежала на крыльцо, чтобы помочь котёнку.

-Поспешно, быстро, торопливо.

-Женщина торопилась помочь котёнку.

- Читают следующее предложение: «Женщина поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку».

-Она рассердилась на мальчиков, из-за того, что они не помогли котёнку.



-Она поругала их.



- Предлагают различные варианты названия данной части: «Котёнок спасся», «Сердитая женщина», «Мальчики стояли и ждали» и т.д.



-Записывают название у себя в тетради.



- Нет 3 пункта, для этого необходимо прочитать 3 часть.

- Заключительная часть.

-Ученик читает 3 часть.

-В ней говорится о том, что женщина спросила у мальчиков «Как вам не стыдно!?»А они ответили, что не делали ничего, за что им было бы стыдно.



-Она сердилась на них ,потому что они не помогли котёнку.



-Да, им должно быть стыдно.

-Она очень злилась на мальчиков.

-Гнев-это сильная злость.



-Более сильное чувство передаёт слово гнев.

-Они значат то, что мальчики поступили очень плохо, потому что стояли не помогли маленькому котёнку.



-Мальчики совершили бессовестный поступок.



-Предлагают различные варианты названия данной части: «Плохо», «Бессовестный поступок» и т.д.

-Записывают название последней части в тетради.



-С соседом по парте обдумывают поступок мальчика, делают выводы, а также решают, как бы они поступили на их месте, аргументируя свое мнение.



- Высказывают свое мнение о том, как же автор относится к мальчишкам и их поступку, аргументируют свою точку зрения.

- Автор хотел нам сказать ,что нужно делать добро, не оставаться равнодушным, когда рядом с тобой твориться зло, когда кто-то нуждается в твоей помощи.

-Главная мысль произведения: нельзя быть равнодушными и не иметь совести.












Слайд 9










Слайд 10








Слайд 11











Слайд 12















Слайд 13















































































































Слайд 14


Физкультминутка

-Ребята, сейчас нам предстоит нелегкая, но очень интересная работа, поэтому давайте с вами немножко отдохнем.

- Внимательно следите глазками за бабочкой на слайде; быстро поморгаем нашими уставшими глазками.

- А теперь аккуратно встали около своих рабочих мест.

- И. п. - стойка, ноги врозь, руки на поясе.

1 - повернуть туловище направо;

2 - повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

- И. п. - стоя, руки на поясе.

1 - поворот головы направо;

2 - и.п.,

3 - поворот головы налево;

4 - и. п.;

5 - голову наклонить вперед,

6 - и. п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

- И. п. -стоя, руки подняты вверх.

1 -сжать кисти в кулак;

2 - разжать кисти.

Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

-А теперь тихо присаживаемся на своими места.
















Учащиеся выполняют все упражнения, предлагаемые учителем.


















-Садятся на свои места.


3.

Вторичный синтез



- Ребята, что же вам больше всего запомнилось в данном произведении? Почему?

- О чем же автор хотел нам сказать?







- Менялось ли ваше настроение во время прочитанного? Как?





-Ребята, посмотрите на доску, что вы видит?

-Что интересного вы заметили?

-Давайте восстановим его?

-Давайте попробуем пересказать рассказ по плану. Кто сможет?

- Ребята, всё ли получилось?

-Молодцы, всё получилось очень хорошо.

-Давайте вспомним и прочитает эпиграф нашего урока.

-  Как понимаете пословицу?


- Какие добрые дела вы совершали?


- Ребята, сейчас я вам предлагаю поделиться на группы в зависимости от того, как вы сидите.1 ряд-1 группа.



- Все помнят правила работы в группе?













- Вам в группах необходимо составить свой рассказ по данной пословице. Да такой, чтобы вы могли убедить другие группы в своей правоте с помощью примеров. Кто напомнит, с какой пословицей мы работаем?

- А что мы должны помнить при составлении рассказа?



- Верно. Ребята, у вас возникли вопросы? Все разобрались, что нужно делать? Тогда приступайте.

- Кто уже составил рассказ? Остальные?

- Т.к. все готовы, давайте же выслушаем выступления каждой группы, а начнем с 1 и будем идти по порядку. Внимательно слушаем и задаем интересующие вас вопросы.

- Какой вам больше всего понравился? Почему?



- Какие интересные рассказы вам удалось придумать, какие вы молодцы!


Учащиеся рассказывают о том, что им больше всего понравилось в произведении и почему именно это.

- Автор хотел нам сказать ,что нужно делать добро, не оставаться равнодушным, когда рядом с тобой твориться зло, когда кто-то нуждается в твоей помощи.


-Да, менялось. Сначала было напряженное, потому что собака хотела загрызть котёнка.

- Теперь настроение очень хорошее.

-Это план нашего рассказа.


-У этого плана нарушен порядок.

-Восстанавливают план.


-Желающий ученик пересказывает текст.

-Учащиеся анализируют ответ выступающего.



-Читают эпиграф урока «Жизнь дана на добрые дела»

-Мы живём для того, чтобы совершать добрые дела.

-Дети рассказывают о том, какие добрые дела они совершали.


- Делятся с помощью учителя на группы по 5 человек.


- Да. Правила работы в группе следующие:

1) Умей выслушать другого;

2) Если не согласен, аргументируй;

3) Будь спокоен и вежлив;

4) Не шуми;

5) Говори по делу;

6) Выполняй свою работу и помогай другим.




- В группах составляют рассказ к пословице «Жизнь дана на добрые дела».


- Рассказ должен состоять из вступления, основной части, заключения; быть небольшим по объему; рассказывать об одном событии.


-Задают возникшие вопросы, приступают к составлению рассказа.


-Поднимают руки, если уже составили рассказ.



-Выслушивают выступление каждой группы, потом задают вопросы, анализируют услышанные рассказы вместе с учителем.

-Рассказывают о том, какой рассказ больше всего понравился и почему.














Слайд 15



Слайд 16






Слайд 17


Подведение итогов

- Итак, ребята, мы с вами сегодня очень хорошо поработали, но теперь пора проверить, всё ли мы запомнили.

- С каким произведением мы с вами познакомились?


- О чем это произведение?






- Чему научились вы у автора и героев рассказа?




-Ребята, так что такое совесть?

-Должны ли люди быть совестными по отношению к животным?





- Мы познакомились с рассказом Валентины Осеевой «Собака яростно лаяла…».

- Этот рассказ о том, как на маленького котёнка лаяла собака ,а мальчики которые стояли рядом и смотрели на это, не помогли ему. Лишь женщина, которая выскочила из своего дома и прогнала собаку и спасла котёнка. Она отругала мальчиков, сказав что они поступили плохо.


- У автора и героев рассказа мы научились тому, что нужно делать добро, не оставаться равнодушным, когда рядом с тобой твориться зло, когда кто-то нуждается в твоей помощи.


-Ответы детей.

-Конечно, ведь животные-это братья наши меньшие.



Рекомендации

-Ребята, а теперь я предлагаю вам задание, которое вы можете выполнить, если захотите.

  1. Прочитайте снова рассказ В. Осеевой на странице 60.Подготовить пересказ от лица котёнка.

  2. Или напишите мини-сочинение на тему «Братья наши меньшие».

-Получают карточки с этим заданием. Так как оно не обязательное, выполняют его по желанию.



Рефлексия

- Ребята, у каждого из вас на партах есть цветные карточки. Вам необходимо поднять сигнальную карточку. Зелёная карточка-у меня отлично настроение. Жёлтая –у меня нормально настроение. Красная –у меня плохо настроение.

Если есть ученики, показывающие плохое настроение, то спрашивает, почему выбрали именно этот смайлик, что стало причиной такого выбора.


-Берут подходящую карточку.

-Если настроение плохое, то рассказываю учителю причину этого.
























Приложение 1















Приложение 2

Организационная часть.  Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Обычно в оргмомент входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана и целей урока. 

Основная ее задача - приведение группы в "рабочее состояние": проверка наличия учащихся на уроке, их внешнего вида, готовности рабочих мест учащихся, создание в группе деловой обстановки.

Организационный момент включает:

  • предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);

  • готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов, состояние классной доски, мел, освещение;

  • мобилизующее начало урока («исходная мотивация»);

  • актуализацию знаний учащихся.

Цели:

  • психологический настрой учащихся;

  • обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Психологический настрой - эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.

Что же такое релаксация? Толковый словарь дает следующее объяснение: релаксация – это сильное расслабление мышц организма, сопровождающееся удалением нервного напряжения.

Релаксация заключалась в полном расслаблении на 1-3 минуты (делать это можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту), в этот момент предлагалось остановить все мысли, просто наблюдать за тишиной вокруг и внутри себя.

Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым.

Слово "рефлексия" русский язык в словарях толкует как самоанализ и самооценку своей деятельности. Если говорить о рефлексии как этапе урока, то это оценивание своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности на занятии.

Если спросить, что дает рефлексия ребенку, то можно отметить следующее:

Он начинает понимать, ради чего изучается данная тема на уроке и как она может пригодиться ему в его жизни.

Рефлексия в школе помогает учащимся ставить цели и добиваться их.

Ребята начинают осознавать, что они могут внести свой вклад в общее дело.

Рефлексия покажет, насколько ребенок умеет адекватно оценивать свою работу, а также товарищей.

Есть ошибочное мнение, что рефлексия по ФГОС должна проводиться только в конце занятия, но это совсем не так. Ее использовать можно на любом этапе, так как она должна быть направлена на осознание того, что ребенок делает.

ПОЛОЖЕНИЕ

о формах и объёмах домашнего задания

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение составлено с учётом требований письма Минобразования РФ от 22.02.1999 № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы», СанПиН 2.42.2821-10 (для общеобразовательных учреждений), письма Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

1.2. Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной домашней работы обучающихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.

1.3. При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:

-задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все обучающиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);

-задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный характер);

-задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у обучающихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);

-задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);

-задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);

-задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);

-задание должно ориентировать обучающихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);

-в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);

-каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для обучающихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);

-задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);

1.4. Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока.

Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

Задание, контролирующее знания обучающихся, полезнее давать в начале урока.

1.5. Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.

1.6. Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание.

Домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и должно быть предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что обучающиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных обучающихся.

1.7. Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке обучающихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта.

Причиной перегрузки может быть и неверный расчёт учителя на умения обучающихся, которых у них на самом деле нет.

Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения которых обучающиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные учителем по другим предметам.

1.8. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей обучающихся предупредит опасность перегрузки.

1.9. Родители (законные представители) и дети должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении.

II. Об объёме и времени выполнения домашнего задания

2.1. Обучение в 1 классе осуществляется без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся. В связи с этим в первом полугодии 1 класса категорически нельзя задавать домашние задания (письменные и устные), а во втором полугодии допускается в пределах 1 часа (не более).

Затраты времени на выполнение не должны превышать (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч;

При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей.

Учителю предоставляется возможность при максимальной нагрузке на уроке осуществлять учебный процесс по ряду предметов без домашних заданий. Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье обучающихся.

2.2. Домашние задания не задаются обучающимся начальных классов – на выходные дни, всем обучающимся – на каникулярное время.

2.3. Перегрузку обучающихся могут вызывать:

- чрезмерно большое домашнее задание;

- чрезмерно трудное домашнее задание;

- несформированность у обучающихся умений, необходимых для выполнения определённого вида задания;

- неумение обучающихся правильно оформить выполненное задание.

Основная причина перегрузки – объём домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.

2.4. Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут. Объём домашней работы не должен превышать 30% объёма работы, выполненной в классе.

Задания, помеченные особым значком повышенной сложности (*), на дом задаются по желанию обучающихся. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам (таблица 1).


Примерный объем домашних заданий

для обучающихся 2 — 4 классов

п/п

Учебный предмет

2 класс

3 класс

4 класс

1

Математика

Задача или 2 столбика примеров

Задача или 3 столбика примеров, но не более 16

Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

2

Русский  язык

15 — 17 слов 

упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания

25 — 28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания

35 — 37 слов 

упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания

3

Литературное чтение

не более 1 – 1,5 страниц

не более 2 – 2,5 страниц

не более 3 – 3,5 страниц

4

Окружающий мир

не более 1 – 1,5 страниц

не более 2 – 2,5 страниц

не более 3,5 – 3 страниц

III. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию

3.1. По своему содержанию домашние задания могут быть связаны с материалом одного или нескольких уроков. Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного. Необходимо придерживаться меры: при наличии достаточного объёма основного задания нецелесообразно не перегружать обучающихся дополнительными заданиями. Их необходимо давать в том случае, когда это действительно важно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более ясной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.

3.2. В качестве домашних заданий могут быть упражнения типа усложненного списывания со вставкой (букв, частей слова, целого слова), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, а также разные виды грамматического разбора.

3.3. Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления).

3.4. Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в разных конкретных условиях. Поэтому учителю чрезвычайно важно решить вопрос о степени эффективности каждого из них в данном конкретном случае. Злоупотреблять такими заданиями, которые значительно увеличивают время выполнения уроков (составлять схемы, таблицы, готовить домашние сочинения и т. д.) недопустимо.

3.5. Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что обучающиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

3.6. Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись обучающимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства обучающихся класса.

3.6. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

3.7. Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все обучающиеся должны точно знать, что и как делать.

3.8. Младшим школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

3.9. Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

3.10. Непременным условием успешного усвоения обучающимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя. Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

3.11. Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для школьника инструктажем.

3.12. Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

3.13. В помощь обучающимся учитель может предлагать памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

3.14. Учитель обязан ознакомить родителей (законных представителей) с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям (законным представителям), как правильно оказывать обучающимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

3.15. При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования.

3.20. Для обучающихся 2-х классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5 – 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.

3.21. В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30 – 35 минут, а в четвертом – до 40 – 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультминутка на 2 – 3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва обучающиеся 3 – 4-х классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль).

3.22. С целью повышения качества и эффективности урока, предупреждения перегрузки детей, необходимо регламентировать норму и объем домашних заданий:

-объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке;

-норма домашнего задания на письменных предметах не более 30% от объема выполняемой работы на уроке;

-в случае необходимости дается дифференцированное домашнее задание для закрепления материала, для выполнения его в интересах всего классного коллектива, для развития индивидуальных способностей обучающихся, а также для развития способностей особо одаренных детей, рекомендовать обучающихся в необходимых случаях по ряду предметов творческий характер домашних заданий;

-считать домашнее задание одним из важных направлений в развитии навыков ученического самообразования, развития познавательного интереса и творческих способностей обучающихся.

IV. Проверка домашнего задания

4.1. Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные обучающимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить подготовленность обучающихся к усвоению нового материала.

4.2. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять): порядок вызова обучающихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех обучающихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого ученика.

4.3. Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

4.4. Методика проверки домашней работы обучающихся должна быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

4.5. Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки:

• фронтальная проверка выполнения упражнения;

• выборочная проверка письменного задания;

• фронтальный опрос по заданию;

• выполнение аналогичного упражнения;

• взаимопроверка выполнения письменного задания;

• опрос по индивидуальным карточкам;

• опрос с вызовом к доске.

Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!