Жуйлов В.Н. МБОУ «Суворовская средняя школа»
Линза. Построение изображения в линзе
Структура урока.
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
3.Этап изучения нового материала.
4.Этап осмысления нового материала.
5.Виртуальная работа «Исследование изображений в линзах».
6.Этап закрепления нового материала.
7.Этап информации учащихся о домашнем задании.
8.Подведение итогов. 9.Рефлексия.
(11 класс)
Цели урока:
Структура урока.
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
3.Этап изучения нового материала.
4.Этап осмысления нового материала.
5.Виртуальная работа «Исследование изображений в линзах».
6.Этап закрепления нового материала.
7.Этап информации учащихся о домашнем задании.
8.Подведение итогов. 9.Рефлексия.
Образовательные:
- обеспечить в ходе урока усвоение нового материала;
- закрепить знания учащихся по пройденному материалу;
- показать практическое применение физики и ее законов.
Развивающие:
- продолжить развитие творческих способностей учащихся, умений анализировать, систематизировать и запоминать учебную информацию;
- продолжить развитие самостоятельности учащихся при решении поставленных проблем и задач;
- развивать умение излагать суждения, грамотно используя физические термины.
Воспитательные:
- воспитывать уважительность, коллективизм, интерес к науке и исследовательской работе.
Структура урока.
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
3.Этап изучения нового материала.
4.Этап осмысления нового материала.
5.Виртуальная работа «Исследование изображений в линзах».
6.Этап закрепления нового материала.
7.Этап информации учащихся о домашнем задании.
8.Подведение итогов. 9.Рефлексия.
1. При каких условиях выполняются законы геометрической оптики: а) закон прямолинейного распространения света; б) закон независимости световых лучей; в) закон отражения света; г) закон преломления света; д) явление полного внутреннего отражения. 2. Наблюдатель смотрит в пруд сверху вниз, глубина пруда равна 1м. чему равна видимая глубина пруда? А) 0,5 м; В) 3 м; С) 0,75 м; D) 0,2 м; Е) 2,5 м.
очки
перископ
микроскоп
кинопроектор
фотоаппарат
1 . С помощью какого прибора можно увидеть бактерию? 2. С помощью какого прибора можно увидеть кратеры на Луне? 3. С помощью какого прибора можно видеть из окопа? 4. С помощью какого прибора можно смотреть кино? 5. С помощью какого прибора можно сделать селфи? 6. С помощью какого прибора можно воочию общаться в интернете? 7. С помощью какого прибора можно улучшить зрение? В большинстве из перечисленных приборов, что является основной частью?
Структура урока.
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
3.Этап изучения нового материала.
4.Этап осмысления нового материала.
5.Виртуальная работа «Исследование изображений в линзах».
6.Этап закрепления нового материала.
7.Этап информации учащихся о домашнем задании.
8.Подведение итогов. 9.Рефлексия.
телескоп
вэбкамера
Какую функцию выполняют линзы в этих приборах?
Cоздают изображения в наших глазах
Глаз фиксирует электромагнитные волны частотой 400 – 750 ТГц
Структура урока.
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
3.Этап изучения нового материала.
4.Этап осмысления нового материала.
5.Виртуальная работа «Исследование изображений в линзах».
6.Этап закрепления нового материала.
7.Этап информации учащихся о домашнем задании.
8.Подведение итогов. 9.Рефлексия.
Глаз имеет почти шарообразную форму и диаметр около 2,5 см. Снаружи он покрыт защитной оболочкой 1 белого цвета – склерой. Передняя прозрачная часть 2 склеры называется роговицей. На некотором расстоянии от нее расположена радужная оболочка 3, окрашенная пигментом. Отверстие в радужной оболочке представляет собой зрачок. В зависимости от интенсивности падающего света зрачок рефлекторно изменяет свой диаметр приблизительно от 2 до 8 мм, т.е. действует подобно диафрагме фотоаппарата. Между роговицей и радужной оболочкой находится прозрачная жидкость. За зрачком находится хрусталик 4 – эластичное линзоподобное тело. Особая мышца 5 может изменять в некоторых пределах форму хрусталика, изменяя тем самым его оптическую силу. Остальная часть глаза заполнена стекловидным телом. Задняя часть глаза – глазное дно, оно покрыто сетчатой оболочкой 6, представляющей собой сложное разветвление зрительного нерва 7 с нервными окончаниями – палочками и колбочками, которые являются светочувствительными элементами. Лучи света от предмета, преломляясь на границе воздух–роговица, проходят далее через хрусталик (линзу с изменяющейся оптической силой) и создают изображение на сетчатке.
Задачи урока:
Знать основные понятия: линза, радиусы кривизны и их знаки, оптический центр, фокус, оптическая ось, фокальная плоскость, фокусное расстояние, оптическая сила, увеличение, виды линз и их обозначения.
Уметь: применять формулу линзы для расчёта величин в неё входящих, строить изображения, создаваемые линзами и определять увеличение.
Самостоятельное изучение нового материала с использованием, школьного учебника
План изучения нового материала
- Понятие “линза”.
- Виды линз.
- Основные характеристики линз
- Формула тонкой линзы.
- Построение изображений в линзе.
Структура урока.
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
3.Этап изучения нового материала.
4.Этап осмысления нового материала.
5.Виртуальная работа «Исследование изображений в линзах».
6.Этап закрепления нового материала.
7.Этап информации учащихся о домашнем задании.
8.Подведение итогов. 9.Рефлексия.
Линза – прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.
Структура урока.
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
3.Этап изучения нового материала.
4.Этап осмысления нового материала.
5.Виртуальная работа «Исследование изображений в линзах».
6.Этап закрепления нового материала.
7.Этап информации учащихся о домашнем задании.
8.Подведение итогов. 9.Рефлексия.
Основные характеристики линз
Структура урока.
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
3.Этап изучения нового материала.
4.Этап осмысления нового материала.
5.Виртуальная работа «Исследование изображений в линзах».
6.Этап закрепления нового материала.
7.Этап информации учащихся о домашнем задании.
8.Подведение итогов. 9.Рефлексия.
Формула тонкой линзы
D, дптр, (диоптрия) – оптическая сила линзы;
F, м, (метр) – фокусное расстояние линзы;
d, м, (метр) – расстояние от линзы до предмета;
f, м, (метр) – расстояние от линзы до изображения;
n – относительный показатель преломления вещества линзы по отношению к окружающей среде;
R 1 и R 2 – радиусы кривизны линзы.
0, то линза собирающая, если , то – рассеивающая, предмет располагаем слева d всегда 0 , если изображение слева от оптического центра линзы, то f изображение мнимое , если справа, то f 0 изображение действительное. Если радиус-вектор от поверхности линзы направлен вправо, то R0 , если влево, то R Структура урока. 1.Организационный этап. 2.Этап проверки домашнего задания. 3.Этап изучения нового материала. 4.Этап осмысления нового материала. 5.Виртуальная работа «Исследование изображений в линзах». 6.Этап закрепления нового материала. 7.Этап информации учащихся о домашнем задании. 8.Подведение итогов. 9.Рефлексия. Увеличение линзы. В зависимости от положения предмета по отношению к линзе изменяются линейные размеры изображения. Линейным увеличением линзы Γ называют отношение линейных размеров изображения h' и предмета h" width="640"
Правило знаков
Правило знаков. Если D и F 0, то линза собирающая, если , то – рассеивающая, предмет располагаем слева d всегда 0 , если изображение слева от оптического центра линзы, то f изображение мнимое , если справа, то f 0 изображение действительное. Если радиус-вектор от поверхности линзы направлен вправо, то R0 , если влево, то R
Структура урока.
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
3.Этап изучения нового материала.
4.Этап осмысления нового материала.
5.Виртуальная работа «Исследование изображений в линзах».
6.Этап закрепления нового материала.
7.Этап информации учащихся о домашнем задании.
8.Подведение итогов. 9.Рефлексия.
Увеличение линзы.
В зависимости от положения предмета по отношению к линзе изменяются линейные размеры изображения. Линейным увеличением линзы Γ называют отношение линейных размеров изображения h' и предмета h
При нарушении зрения изображения удаленных предметов в случае ненапряженного глаза могут оказаться либо перед сетчаткой (близорукость), либо за сетчаткой (дальнозоркость).
a – нормальный глаз;
b – близорукий глаз;
с – дальнозоркий глаз.
Структура урока.
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
3.Этап изучения нового материала.
4.Этап осмысления нового материала.
5.Виртуальная работа «Исследование изображений в линзах».
6.Этап закрепления нового материала.
7.Этап информации учащихся о домашнем задании.
8.Подведение итогов. 9.Рефлексия.
Расстояние наилучшего зрения у нормального глаза 25 см, у близорукого глаза меньше, а у дальнозоркого больше, чем у нормального глаза. Для исправления дефекта зрения служат очки. Для дальнозоркого глаза необходимы очки с положительной оптической силой (собирающие линзы), для близорукого – с отрицательной оптической силой (рассеивающие линзы).
Подбор очков для чтения
Подбор очков для чтения для дальнозоркого (a) и близорукого (b) глаза. Предмет A располагается на расстоянии d = d 0 = 25 см наилучшего зрения нормального глаза. Мнимое изображение A' располагается на расстоянии f, равном расстоянию наилучшего зрения данного глаза.
Виртуальная работа «Исследование изображений в линзах».
Собирающая линза
Где, какое получается изображение и в каком из рассмотренных выше приборов это используется, если предмет расположен: за 1) двойным фокусом; 2) между фокусом и двойным фокусом; 3) между оптическим центром и фокусом; 4) в фокусе; 5) в двойном фокусе?
Структура урока.
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
3.Этап изучения нового материала.
4.Этап осмысления нового материала.
5.Виртуальная работа «Исследование изображений в линзах».
6.Этап закрепления нового материала.
7.Этап информации учащихся о домашнем задании.
8.Подведение итогов. 9.Рефлексия.
Виртуальная работа «Исследование изображений в линзах».
Рассеивающая линза
Где, какое получается изображение и в каком из рассмотренных выше приборов это используется?
Структура урока.
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
3.Этап изучения нового материала.
4.Этап осмысления нового материала.
5.Виртуальная работа «Исследование изображений в линзах».
6.Этап закрепления нового материала.
7.Этап информации учащихся о домашнем задании.
8.Подведение итогов. 9.Рефлексия.
Этап закрепления нового материала
- Что произойдёт с изображением, если закрыть половину линзы?
- В каком случае двояковыпуклая линза будет рассеивающей?
- Почему в солнечный летний день нельзя поливать цветы в саду?
Задача . Рассчитайте оптическую силу дождевой капли диаметром 6 мм. Показатель преломления принять 1,33.
Структура урока.
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
3.Этап изучения нового материала.
4.Этап осмысления нового материала.
5.Виртуальная работа «Исследование изображений в линзах».
6.Этап закрепления нового материала.
7.Этап информации учащихся о домашнем задании.
8.Подведение итогов. 9.Рефлексия.
Этап информации учащихся о домашнем задании.
§§ 50-52, рассмотреть примеры решения задач.
Подведение итогов. Рефлексия
а) Что больше всего понравилось на уроке?
б) Оцените степень сложности урока. Вам было на уроке:
– легко;
– обычно;
– трудно.
в) Оцените степень вашего усвоения материала:
– усвоил полностью, могу применить;
– усвоил полностью, но затрудняюсь применить;
– усвоил частично;
– не усвоил.
Сегодня на уроке вы хорошо поработали: выполнили все поставленные перед вами задачи. Спасибо за урок.
Структура урока.
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
3.Этап изучения нового материала.
4.Этап осмысления нового материала.
5.Виртуальная работа «Исследование изображений в линзах».
6.Этап закрепления нового материала.
7.Этап информации учащихся о домашнем задании.
8.Подведение итогов. 9.Рефлексия.
ФИЗИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Структура урока.
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
3.Этап изучения нового материала.
4.Этап осмысления нового материала.
5.Виртуальная работа «Исследование изображений в линзах».
6.Этап закрепления нового материала.
7.Этап информации учащихся о домашнем задании.
8.Подведение итогов. 9.Рефлексия.