СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Лабораторные работы для 8 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Приятно работать учителю  по лабораторным работам когда все под рукой,по списку 6-9классы.

Просмотр содержимого документа
«Урок Лабораторные работы для 8 класса»

Лабораторные работы 8 класс

Л.Р Микроскопическое строение кости.

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат « Костная ткань»

Ход работы.

  1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. Определите : поперечный или продольный срез вы рассматриваете?

  2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

  3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

  4. Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочисленных трубочек с прозрачными стенками. Как это способствует прозрачности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества? Почему корпус самолета делают их прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?



Л.Р. Мышцы человеческого тела

1.Выполните лабораторную работу « Мышцы человеческого тела»( с. 64 учебника)и , изучив рис.35и 36, заполните правый столбец таблицы

Функции мышцы или мышечной группы

Название мышцы или группы

Мышцы одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другим - к коже или только к коже


Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть


Мышца шеи и спины, откидывающая голову назад


Мышца , наклоняющая голову вперед, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке


Мышцы спины ,отводящие руки за спину


Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперед.


Мышцы обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки


Мышцы, поднимающие туловище из положения лежа в положение сидя при фиксированных ногах


Мышцы, обеспечивающие прямохождение


Мышца руки, отводящая плечо в сторону


Мышцы, сгибающие пальцыи кисть в кулак.





Л.Р. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

Ход работы

Испытуемому предлагают приподнять руки и накладывают измерительную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток, а на груди проходила по нижнему краю сосковых кружков у мужчин и над молочными железами у женщин. Во время измерения руки должны быть опущены.

Измерения на вдохе.

Испытуемому предлагают глубоко вдохнуть. Мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать.

Измерение на выдохе.

Испытуемому предлагают сделать глубокий выдох. Плечи не опускать , не сутулиться.

Охват грудной клетки,см.


При вдохе(А)

При выдохе(Б)

А-Б






Вывод:……………………………………………………………………………………………………………….

Л.Р. Утомление при статической и динамической нагрузке

Оборудование : секундомер, груз 4 – 5 кг ( если взят портфель с книгами, то надо предварительно определить его массу).

Наблюдение признаков утомления при статической работе.

Выясните, за какое время наступает предельное утомление.

Ход работы.

Испытуемый становится лицом к классу, вытягивает руку в сторону строго горизонтально. Мелом отмечается тот уровень, на котором находится рука. После приготовлений по команде включается секундомер, и испытуемый начинает удерживать груз на уровне отметки. Начальное время указывается в первой строчке таблицы. Затем определяются фазы утомления и также проставляется их время. Выясняется, за какое время наступает предельное томление. Этот показатель записывается.

Фазы утомления

Признаки утомления

Время

Начало опыта

(отсутствие утомления)






1 фаза утомления






2 фаза утомления





3 фаза утомления







Л.Р. Выявление нарушения осанки, выявление плоскостопия

Выявление нарушения осанки

Оборудование: сантиметровая лента

Ход работы

1.Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между отдаленными точками левого и правого плеча, отступая на 3 -4 см вниз от плечевого сустава , со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получится число, близкое к единице или больше, значит нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.

2.Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь - осанка нормальная.

Выявление плоскостопия

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш.

Ход работы. Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом.

Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет ( см. рис. 39)

Л.Р. Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа (стр. 117 пр 23).

Оборудование: секундомер.

Предварительные пояснения. Сосуды ногтевого ложа включаюи не только капилляры, но и мельчайшие артерии- артериолы. Для определения скорости кровотока в этих сосудах надо узнать длину пути - S? , которую пройдет кровь от корня ногьтя до его вершины, и время –t, которое ей для этого потребуется. Тогда по формуле V=S:t мы сможем узнать среднюю скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Ход опыта.

  1. Измерим длину ногтя от основания до верхушки, исключив прозрачную часть ногтя, которую обычно срезают: под ней нет сосудов.

  2. Определим время, которое необходимо для преодоления этого расстояния. Для этого указательным пальцем нажмем на пластинку большого пальца ногтя так, чтобы он побелел. При этом кровь будет вытеснена из сосудов ногтевого ложа. Теперь освободим сжатый ноготь и измерим время, за которое он покраснеет. Этот момент и укажет нам время, за которое кровь проделала свой путь.

  3. После этого по формуле надо рассчитать скорость кровотока. Полученные данные сравним со скоростью кровотока в аорте. Объясните разницу.

  4. Оценка результатов.

Л.Р. Функциональная проба

Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Оборудование: Секундомер.

Предварительные пояснения. Цель этой работы – познакомиться с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированности своего сердца. Для этого измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после дозированной нагрузки. На большом статическом материале выяснено, что у здоровых подростков ( после 20 приседаний) ЧСС возрастает на 1/3 по сравнению с состоянием покоя и нормализуется спустя 2-3 минуты после окончания работы. Зная эти данные, можно проверить состояние своей сердечно - сосудистой системы.

Ход опыта.

  1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте 3-4 измерения за 10 с и среднее значение умножьте на 6..

  2. Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же измерьте ЧСС за 10 сек.

  3. Повторите замеры через каждые 20 сек. Определите ЧСС за 10 сек( При замерах 20 сек пульс отсчитывается от конца предшествующего измерения)

  4. Свои результаты оформите в виде таблицы.

Оценка результатов

ЧСС в покое

ЧСС после нагрузки

Замеры

1

2

3

Среднее значение

1

2

3

4

5

6
























Записать результат в графической форме. Выбор единиц измерений и разметку значимых точек на оси абсцисс и оси ординат сделайте самостоятельно

Л.Р. Опыт, показывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови.

Предварительные пояснения: Чтобы решить эту задачу, надо на каком – участке артерии остановить движение крови, но так, чтобы стенки артерий могли колебаться. Для этого найдите пульс на лучевой артерии, например, выберите участок ba ( рис.56.Б). Прощупайте пульс четырьмя пальцами. Наметьте точку а, ближайшую к большому пальцу исследуемой руки, и точку b, наиболее удаленную от большого пальца. Кровь течет от точки b к точке а.

Ход опыта

Если зажать артерию в точке а, движение крови на участке b a будет остановлено. Однако стенка артерии в точке b будет продолжать колебаться, и пульс в этой точке будет прощупываться.

Теперь зажмите артерию в точке b. В результате вы не только остановите кровь, но и прекратите распространение пульсовой волны, которая не сможет пройти через участок b. В этом случае в точке а пульс ощущаться не будет.

Оценка результатов.



Л.Р.Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.

Предварительные пояснения

Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.

Ход опыта.

Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту положите обе руки на стол.

Ответьте на вопросы:

Почему поднятая рука побледнела, а опущенная - покраснела?

В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты?

Л.Р. Изменения в тканях при перетяжках

Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки.

Предварительные пояснения. Перетяжка конечности затрудняет отток крови по венам и лимфы по лимфатическим сосудам. Расширение кровеносных капилляров или вен приводит к покраснению , а затем и к посинению части органа, изолированной перетяжкой. В дальнейшем эта часть органа становится белой из –за выхода плазмы крови в межклеточные промежутки, поскольку давление крови возрастает ( так как нет оттока крови), а отток лимфы по лимфатическим сосудам заблокирован также. Тканевая жидкость накапливается , сдавливая клетки. Орган становится плотным на ощупь. Начинающееся кислородное голодание тканей субъективно ощущается как ползание мурашек, покалывание. Работа рецепторов нарушается.

Ход опыта.

1.Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ниткой. Обратите внимание на изменение цвета пальца. Почему он делается сначала красным, потом фиолетовым, а затем белым?

Почему ощущаются признаки кислородной недостаточности? Как они проявляются?

2. Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого – нибудь предмета. Палец кажется каким - то ватным. Почему нарушается чувствительность? Почему ткани пальца уплотнены?

3. Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу. Что достигается этим приемом?

Ответьте на вопросы:

1.Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную обувь?

2. Почему вышли из моды корсеты, которыми затягивались дамы 19 столетия.

Л.Р. Действие ферментов слюны на крахмал.

Ход работы:

1.Налейте в кастрюлю стакан холодной воды и разведите в ней пол – ложки крахмала. На небольшом огне доведите жидкость до кипения и варите еще 5 10 минут, постоянно помешивая, до образования однородной клейкой массы. Смочите в крахмальном клейстере бинт и дайте ему просохнуть.

2. Приготовьте реактив на крахмал - йодную воду ( налейте в блюдце немного воды и добавьте несколько капель йода, чтобы получилась жидкость цвета крепко заваренного чая).

3. Исследуйте ферменты своей слюны. Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной, а затем на накрахмаленном бинте слюной запишите букву.

4.Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, т.к. крахмал в них распался дл глюкозы, которая с йодом синего окрашивания не дает.

5. Если все сделано верно, то на синем фоне появится буква.

6. Объяснить все происходящие явления и сделать вывод по проделанной работе.

Л.Р.Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка.

Ход работы

Закройте глаза Вытяните вперед указательный палец правой рукой, которую надо держать перед собой. Коснитесь указательным пальцем кончика носа. Перемените положение руки и повторите опыт. Проделайте тоже самое с левой рукой , попеременно меняя пальцы и положение руки.

Сделайте выводы – почему так происходит?

Л.Р.Иллюзия , связанная с бинокулярным зрением

Оборудование :трубка , свернутая из листа бумаги.

Ход работы

Один конец трубки приставьте к правому глазу. Ко второму концук трубки приставьте левую руку так, чтобы трубка лежала между большим и указательным пальцами. Оба глаза открыты и должны смотреть вдаль.Если изображения , полученные в правом и левом глазах попадут на соответствующие участки коры большого мозга, возникнет иллюзия -« дырка в ладони».

Опишите свои наблюдения






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!