СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-квест "Конституция РФ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный  квест – это поисковая деятельность (или деятельность, ориентированная на поиск). Причем основной задачей разработки образовательного квеста является именно организация эффективного использования времени школьника и направления его усилий на работу.

Просмотр содержимого документа
«Урок-квест "Конституция РФ"»



Урок-квест Конституция РФ

Эпиграф урока

Создайте лишь немного законов,

но следите за тем, чтобы они

соблюдались.

                            Джон Локк



Задачи урока:

1) Ознакомить обучающихся с Конституцией РФ;

2) Определить какими правами обладает человек;

3) Воспитывать патриотизм;

4) Развивать творческие способности обучающихся, умение излагать свои мысли, анализировать и систематизировать факты.

Образовательный квест – это поисковая деятельность (или деятельность, ориентированная на поиск). Причем основной задачей разработки образовательного квеста является именно организация эффективного использования времени школьника и направления его усилий на работу. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе. Квест-игра объединяет все образовательные области, и решение поставленных задач происходит через практическое применение разнообразных видов детской деятельности:

игровой;

коммуникативной;

продуктивной;

познавательно-исследовательской

Для того, что бы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя.


1 часть. Мотивационная


Вступительное слово. Определение темы урока


Может ли государство существовать без законов? (нет)
Какой закон является главным, основным для страны? (Конституция)

Я прочту стихотворение. А вы попробуйте определить тему урока.


Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Мы честь отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.
У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!

(определили тему )


12 декабря 1993 г. Всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, в которой был сделан выбор в пользу правового государства, свободы и достоинства каждого гражданина. Сегодня вы узнаете об истории написания и принятия Конституции 1993 г, истории конституционного строительства в России.

Дайте определение, что такое Конституция?

Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права, свободы граждан, обязанности граждан.

2 часть. Основная. Распределяются команды и раздаются задания.

Квест-игра. Работать сегодня вы будете в группах, за все задания квеста каждая группа сможет заработать определенное количество баллов. На столах вы видите оценочные листы, в которые будете записывать количество полученных баллов группы за каждое выполненное задание, а в конце урока каждый из вас оценит работу своей группы. Задание оценивается в 1 балл.


Задание 1. Пользуясь ст. 94 п.1, 95, 109, главы 5 Конституции РФ, заполните таблицу «Принципы формирования парламента»




Парламент (Федеральное собрание)

Как называются палаты парламента?



Как формируются палаты?



Количественный состав палат



Какая из палат является верхней, какая нижней?



Какая из двух палат может быть распущена? Кем?



Основные функции палат





Основной деятельностью парламента является разработка, обсуждение и принятие законов.



1 группа заполняет графу «Совет Федерации», 2 группа - «Государственная Дума».

Задание 2. Изучив главу 1, вставьте пропуски в текст:


Российская Федерация - Россия - есть демократическое, федеративное,________ государство с __ формой правления. Признание, соблюдение и защита  _  и   _  человека  и  гражданина - обязанность государства. РФ состоит из республик _________, городов федерального значения, ________, ________ - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми ___ и   ___ и несет __ _ , предусмотренные __________________. 


Задание 3. Прочитайте ст.80, 81,82,83 Конституции РФ  и найдите ошибки в тексте.


1. Президент РФ является главой государства.
2. Президент РФ - гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
3. Президент избирается на 5 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного избирательного права.
4. Президентом РФ может быть любой гражданин моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 5 лет.
5.Президент определяет направления внешней и внутренний политики



Задание 4. Ответьте «да» или «нет».


1. РФ - демократическое федеративное государство.
2. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную и исполнительную власти.
3. Суверенитет распространяется на всю территорию РФ.
4. Религиозные объединения не отделены от государства.
5. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности.


Задание 5. Синквейн


Правила написания синквейна

1 строка

Существительное, обозначающее тему синквейна, - «Конституция»

2 строка

Два прилагательных, раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна

3 строка

Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету

4 строка

Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки

5 строка

Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту



1 строка

Существительное«Конституция»

2 строка

Два прилагательных, раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета(Российская, важная)

3 строка

Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету (обязует, защищает, охраняет)

4 строка

Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки («Закон суров, но это закон»)

5 строка

Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту (необходимость)



Задание 6. Давайте вспомним, какими видами прав обладает человек по Конституции РФ.


Мои права

Я зачитываю статью, а вы определяете, к каким правам относится данная статья, и поднимаете карточку соответствующего цвета. Каждому виду прав мы определим соответствующий цвет.

1. Каждый имеет право на жизнь. (гражданское - зеленый).

2. Жилище неприкосновенно (гражданское - зеленый).

3.Право частной собственности охраняется законом ( экономические – белый)

4. Каждому гарантируется свобода мысли и слова (политические – синий).

5. Право на свободу и личную неприкосновенность (гражданское – зеленый)

6. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного творчества(культурное – желтый).

7. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (социальное – красный).

8. Граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (политические – синий).

9. Каждый имеет право на жилище (социальное – красный).

10 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания (гражданское – зеленый).

11.Граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводить митинги и демонстрации (политические – синий).

12. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (экономические – белый).


Задание 7. Восстанови истину. Вы получили лист с неправильным текстом статей Конституции. Ваша задача – написать рядом правильный текст.

1) РФ – Россия есть тоталитарное (демократическое)государство с монархической (республиканской) формой правления.

2) Достоинство личности охраняется самой личностью (государством), а не государством.

3) Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является президент (народ) России.

4) Граждане РФ не имеют (имеют) право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

5) Право частной собственности охраняется гражданами (законом) .

6) Гражданин РФ может (не может) быть выслан за пределы РФ и может (не может) быть выдан другому государству.

7) Народ (Президент) является гарантом Конституции РФ.

8) Только избранные люди (все граждане) имеют право на свободу и личную неприкосновенность.

9) В РФ признается идеологическое единство (многообразие).

10) Государственная власть в России осуществляется Президентом РФ и местным самоуправлением (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ)


Задание 8.


Назовите, что же является источниками ТРУДОВОГО ПРАВА в современном обществе?


Для выполнения следующего этапа квеста ваша группа получает задание, связанное с трудовым законодательством, где вам необходимо заполнить вторую часть таблицы, а также решить три практических ситуации по трудовому законодательству. На выполнение заданий у вас есть 3 минуты. Затем представитель от группы озвучивает результат работы, а остальные группы внимательно слушают.

Оценивать выполнение данного задания вы будете с помощью взаимопроверки. Перед началом выполнения заданий, обменяйтесь оценочными листами (по часовой стрелке), следовательно, баллы за данный этап вы будете выставлять другой группе.

1 группа

1.Отметьте знаком «+» обязанности работодателя и знаком «-» обязанности работника:

А) лично выполнять определенную соглашением трудовую функцию


Б) предоставить работу по обусловленной трудовой функции (специальность, квалификация, должность)


В) обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством


Г) соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка


Д) своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату



2 группа

Верны ли следующие суждения о трудовых правоотношениях?


А) Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора (по общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста 14 лет


Б) Трудовые правоотношения возникают по решению одной из сторон.


В) При приёме на работу устанавливается испытательный срок не более трёх месяцев.


Г) Гражданину К. администрация предприятия отказала в предоставлении очередного отпуска. Гражданин решил оспорить данное решение  и обратился в прокуратуру


Д) Основным документом о трудовой деятельности является паспорт гражданина




Задание 9. ПРАВОЗНАЙКА


Предлагаю вспомнить известные нам сказки и ответить на вопрос: «Какие права сказочных героев были нарушены?»

  • Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? Право на отдых

  • Каким правом воспользовалась лягушка из сказки В.Гаршина, отправившись в путешествие? Право на свободу передвижения

  • Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? Право на труд

  • Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы и семерых козлят? Неприкосновенность жилища и право на жизнь

  • Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Право на образование

  • Какое право нарушил волк, когда съел бабушку? Право на жизнь

  • Каким правом пользуются пациенты доктора Айболита?  Право на медицинскую помощь


Задание 10.Задание - квест: «ПОЙМИ МЕНЯ»


Работа в паре (по одному человеку от команды). Один игрок объясняет правовой термин словами, не называя его, не используя жестов. Игроки другой команды должны назвать этот термин. Я приведу вам пример: Это основной документ РФ, в котором прописаны права граждан нашей страны. Это слово Конституция. Задание понятно? Приступаем.


Правовые термины: право, закон, свобода, конвенция, ответственность, обязательства. (термины напечатаны на листочках, члены команд вытягивают по очереди)

Задание подошло к концу, было сложно, но вы справились.


Задание 11: Определите, какие предложения говорят о правах человека, а какие об обязанностях? Найдите эти предложения


1. Возможность бесплатно получить образование.
2. Любовь и забота родителей о своих детях.
3. Соблюдение порядка в общественном транспорте.
4. Получение, передача, распространение информации.
5. Свободный выбор того, что смотреть, слушать, читать.



Задание 12. Ситуации.


- Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать? (Каждая группа получает ситуацию, которую необходимо проанализировать и проиграть перед слушателями).

Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ситуация 2.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?


Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.


Часть 3. Заключительная. Подведение итогов, рефлексия.


Все команды выступили, производится подсчет баллов. По результатам квеста можно определить, кто сможет применить свои знания на практике, а кому еще необходимо подкрепить свои знания и умения.


Задание. Закончи предложение


Мне нужно знать Конституцию РФ, потому что…

Мне нужно знать свои права, потому что….

Мне нужно знать свои обязанности, потому что….


Рефлексия. Притча «О бабочке».


В древности жил – был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

Завистник и хитрец придумал целый план. Как это сделать: « Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потто спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони. Раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся.

Если мудрец скажет, что бабочка мертвая. Я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что нас великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил у мудреца. Какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках»

К какой мысли приводит притча? (Что каждый человек хозяин своей судьбы»)

Каждой команде вручаются небольшие памятные призы в виде стикера с изображением герба Российской Федерации.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!