СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Культура России 1 половины 19 в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по Культуре России 1 половины 19 в.

Просмотр содержимого документа
«Урок. Культура России 1 половины 19 в.»

Тема: Культура России первой половины 19 века (2 часа).

Цели:

  • Сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры первой половины XIX века, ее достижениях и вкладе в мировую культурную сокровищницу;

  • Развивать умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации в различных источниках, представлять результаты учебно-познавательной и поисковой деятельности одноклассникам;

  • прививать учащимся чувство гордости, ответственности за сохранение культурного наследия; любовь к Отечеству и его истории.


Задачи:

  • познакомить с выдающимися достижениями науки;

  • изучить понятия и термины: классицизм, ампир, романтизм, сентиментализм, реализм;

  • рассмотреть направления культуры, познакомиться с выдающимися творениями этого периода в области литературы, театра и музыки, живописи, архитектуры,

  • воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к деятелям культуры.


Проблема урока: почему первую половину Х1Х века называют «золотым веком русской культуры».


Тип урока – комбинированный


Оборудование урока: телевизор, компьютер, рабочий лист, тесты


План

  1. Понятие «золотой век» русской культуры.

  2. Образование.

  3. Развитие науки.

  4. Литература.

  5. Музыка.

  6. Живопись.

  7. Архитектура.










Ход урока 2.


1.Начало урока: организационный момент, опрос.

( открыть слайд 1: звучит романс Гурилева А. «Колокольчик» - 3,17 мин.)

Приветствие учителя: здравствуйте, уважаемые гости, ребята.

Сейчас в нашем кабинете звучал романс известного русского композитора 19 века Александра Гурилева «Колокольчик».


Вопросы учителя:

1.Скажите, какое настроение она у вас вызывает? (предложить ответить учащимся и гостям, возможные ответы: умиротворение, спокойствие, романтические мечты).

2. Как вы думаете, почему наш урок я начала с этой музыки? (возможный ответ: потому что тема нашего урока культура 19 века).

( открыть слайд 2)

3. Как называется этот период в истории развития культуры России? (ответ: «золотой век русской культуры»).

2.Вспомните какую проблему мы поставили на нашем уроке? (ответ: почему первую половину Х1Х века называют «золотым веком русской культуры»).

(открыть слайд 3)

3. Что побудило человечество дать такую характеристику этого периода её развития? Можно ли с ней согласиться? (приведите примеры выдающихся достижений культуры этого периода, с которыми вы уже познакомились). (ответ: приводят примеры достижений науки, литературы).

4.Вспомните план изучения нашей темы. Какие вопросы мы уже изучили? Какие нам предстоит изучить?

(открыть на слайде 4 план).

5. Прежде чем перейти к следующим вопросам темы, вспомните, изучая вопрос литература, с какими направлениями в культуре мы познакомились,?

(ответ: классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм).

(после ответа открыть слайд 5)

6. Что характеризует эти направления?

(после ответа открыть слайд 6).


2. Музыка.

Учитель: данные направления присутствовали и в других видах искусства России: музыке, живописи и архитектуре. И нам сегодня с вами предстоит познакомится с различными представителями этих направлений. (Ребятам по ходу рассказа учителя и сообщений учеников предлагается заполнять таблицы, раздать ученикам рабочие листы с таблицами).

(открыть слайд 7 таблица по музыке).

(открыть слайд 8 схема по музыке).

В первой половине Х1Х века в музыкальном творчестве также произошли изменения. Музыка впервые широко обратилась к народной мелодии и национальной тематике. Расцветают жанры: опера и романс.

(открыть слайд 9 схема по музыке).

Начало новой эры в развитии русской музыки связано с именем Михаила Ивановича Глинки. Он стал основоположником русской национальной музыки и говорил – «Создает музыку народ, а мы художники, только ее аранжируем». Им написаны знамениты оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» и др.

Работу М.И.Глинки продолжили его приемники, первыми среди которых надо назвать Александра Сергеевича Доргомыжского (опера «Русалка») и Катерино Альбертовича Кавоса (опера «Иван Сусанин»).

(открыть слайд 10 музыка М. И. Глинки).

(звучит музыка вальс Глинки 2,13 мин.)

(открыть слайд 11 схема по музыке).

Романтическое направление в музыкальном искусстве представляли А. Н. Верстковский опера «Аскольдова могила», А. А.Алябьев «Ветер перемен».

Сюжеты таких опер отличались фантастичностью, драматизмом и мистицизмом.

(открыть слайд 12 схема по музыке).

В начале 19 века ярче всего расцветает жанр песни-романса, доступный широким слоям слушателей и любимый ими. Именно романс ввёл в классическую музыку специфическую интонацию и мелодику. Песни и романсы А.Е.Варламова, А.Л.Гурилёва, А.А.Алябьева отличаются мелодичностью и безыскусной простотой, приобщают к музыкальной культуре многих.

(открыть слайд 13 музыка А. Алябьева «Соловей» - 1,10 сек.)

(открыть слайд 14 музыка А. Гурилева «Раскинулось море широко» - 41 сек).





3. Живопись

Учитель: Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.
Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения, обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного искусства 19 века.

(открыть слайд таблица по живописи 15),

( таблицу по живописи, заполняем по ходу урока).

(открыть слайд схемы 16).

В живописи первой половины 19 века выделяют несколько направлений: романтизм, классицизм, критический реализм и народно-бытовой жанр.


Сообщения учеников:

  1. Романтизм (художник О. А. Кипренский) – Лазарева А.

(слайды 17-22)

  1. Классицизм (художники К. П. Брюллов, А. А. Иванов) – Поляков К.

(слайды 23-31)

  1. Народно-бытовой жанр (художники А. Г.Венецианов, В. А. Тропинин) – Барабин И.

(слайды 32-39)

  1. Критический реализм (художник П. А. Федотов) – Одинцова Я.

(слайды 40-43)


4. Архитектура

Учитель: В архитектуре и скульптуре, как и в 18 веке, преобладает классицизм

(открыть слайд таблица по архитектуре 44),

(таблицу по архитектуре заполняем по ходу урока).

(открыть слайд 45).

Отличительными чертами стиля являются четкость геометрии и простота форм, внушительность и при этом некоторая изящность, свойственная объектам античной архитектуры. В сравнении с трудоемкими в плане возведения объектами стиля барокко и рококо, объекты в стиле классицизм возводились проще и быстрее, но при этом выглядели не менее монументально, своим видом подчеркивали мощь и могущество страны. Завершающим этапом классицизма в архитектуре стал ампир, с присущей ему массивностью и монументальностью архитектурных форм, богатым декором.

(открыть слайд схемы архитектуры 46)

Представителями этого направления были архитекторы О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин и К. И. Росси.


Сообщения учеников:

  1. Ампир (архитекторы Д. И. Жилярди, О. И. Бове) – Шахолатов Р.

(открыть слайд 47-51)

  1. Классицизм (архитекторы А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) – Завгороднева В.

(открыть слайд 52-58)

В 30-е гг. 19 века на смену классицизму приходит «Русско-византийский стиль». (открыть слайд 59)
3. Русско-византийский стиль (архитектор К. А.Тон) – Суркова К.
(открыть слайд 60-65)

  1. Подведение итога:

Учитель: Итак, ребята, мы с вами познакомились с великолепными произведениями искусства России первой половины 19 века. Это настоящие шедевры, которые ездят смотреть со всего света миллионы людей. Многие из названных картин знаменитых художников размещены в лучших музеях нашей страны, например, в Эрмитаже Санкт-Петербурга, в Третьяковской галерее Москвы.

(открыть слайд 66)

Вопрос: возникло ли у вас желание посетить все эти места и увидеть собственными глазами замечательные храмы, величественные дворцы, известные картины? (Если да, значит ребята прониклись темой урока, заинтересовались).

Учитель: Вернемся к проблеме, которую мы поставили перед нами в начале изучения данной темы. Можно ли этот период назвать «Золотым веком» русской культуры? Почему?

Домашнее задание: стр.103-110, закончить заполнение таблиц, повторять гл.2.

Выставление оценок.


6. Заключение: (открыть слайд 67) музыка Глинки «Соловей».



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!