Тема: Культура России первой половины 19 века (2 часа).
Цели:
Сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры первой половины XIX века, ее достижениях и вкладе в мировую культурную сокровищницу;
Развивать умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации в различных источниках, представлять результаты учебно-познавательной и поисковой деятельности одноклассникам;
прививать учащимся чувство гордости, ответственности за сохранение культурного наследия; любовь к Отечеству и его истории.
Задачи:
познакомить с выдающимися достижениями науки;
изучить понятия и термины: классицизм, ампир, романтизм, сентиментализм, реализм;
рассмотреть направления культуры, познакомиться с выдающимися творениями этого периода в области литературы, театра и музыки, живописи, архитектуры,
воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к деятелям культуры.
Проблема урока: почему первую половину Х1Х века называют «золотым веком русской культуры».
Тип урока – комбинированный
Оборудование урока: телевизор, компьютер, рабочий лист, тесты
План
Понятие «золотой век» русской культуры.
Образование.
Развитие науки.
Литература.
Музыка.
Живопись.
Архитектура.
Ход урока 2.
1.Начало урока: организационный момент, опрос.
( открыть слайд 1: звучит романс Гурилева А. «Колокольчик» - 3,17 мин.)
Приветствие учителя: здравствуйте, уважаемые гости, ребята.
Сейчас в нашем кабинете звучал романс известного русского композитора 19 века Александра Гурилева «Колокольчик».
Вопросы учителя:
1.Скажите, какое настроение она у вас вызывает? (предложить ответить учащимся и гостям, возможные ответы: умиротворение, спокойствие, романтические мечты).
2. Как вы думаете, почему наш урок я начала с этой музыки? (возможный ответ: потому что тема нашего урока культура 19 века).
( открыть слайд 2)
3. Как называется этот период в истории развития культуры России? (ответ: «золотой век русской культуры»).
2.Вспомните какую проблему мы поставили на нашем уроке? (ответ: почему первую половину Х1Х века называют «золотым веком русской культуры»).
(открыть слайд 3)
3. Что побудило человечество дать такую характеристику этого периода её развития? Можно ли с ней согласиться? (приведите примеры выдающихся достижений культуры этого периода, с которыми вы уже познакомились). (ответ: приводят примеры достижений науки, литературы).
4.Вспомните план изучения нашей темы. Какие вопросы мы уже изучили? Какие нам предстоит изучить?
(открыть на слайде 4 план).
5. Прежде чем перейти к следующим вопросам темы, вспомните, изучая вопрос литература, с какими направлениями в культуре мы познакомились,?
(ответ: классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм).
(после ответа открыть слайд 5)
6. Что характеризует эти направления?
(после ответа открыть слайд 6).
2. Музыка.
Учитель: данные направления присутствовали и в других видах искусства России: музыке, живописи и архитектуре. И нам сегодня с вами предстоит познакомится с различными представителями этих направлений. (Ребятам по ходу рассказа учителя и сообщений учеников предлагается заполнять таблицы, раздать ученикам рабочие листы с таблицами).
(открыть слайд 7 таблица по музыке).
(открыть слайд 8 схема по музыке).
В первой половине Х1Х века в музыкальном творчестве также произошли изменения. Музыка впервые широко обратилась к народной мелодии и национальной тематике. Расцветают жанры: опера и романс.
(открыть слайд 9 схема по музыке).
Начало новой эры в развитии русской музыки связано с именем Михаила Ивановича Глинки. Он стал основоположником русской национальной музыки и говорил – «Создает музыку народ, а мы художники, только ее аранжируем». Им написаны знамениты оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» и др.
Работу М.И.Глинки продолжили его приемники, первыми среди которых надо назвать Александра Сергеевича Доргомыжского (опера «Русалка») и Катерино Альбертовича Кавоса (опера «Иван Сусанин»).
(открыть слайд 10 музыка М. И. Глинки).
(звучит музыка вальс Глинки 2,13 мин.)
(открыть слайд 11 схема по музыке).
Романтическое направление в музыкальном искусстве представляли А. Н. Верстковский опера «Аскольдова могила», А. А.Алябьев «Ветер перемен».
Сюжеты таких опер отличались фантастичностью, драматизмом и мистицизмом.
(открыть слайд 12 схема по музыке).
В начале 19 века ярче всего расцветает жанр песни-романса, доступный широким слоям слушателей и любимый ими. Именно романс ввёл в классическую музыку специфическую интонацию и мелодику. Песни и романсы А.Е.Варламова, А.Л.Гурилёва, А.А.Алябьева отличаются мелодичностью и безыскусной простотой, приобщают к музыкальной культуре многих.
(открыть слайд 13 музыка А. Алябьева «Соловей» - 1,10 сек.)
(открыть слайд 14 музыка А. Гурилева «Раскинулось море широко» - 41 сек).
3. Живопись
Учитель: Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.
Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения, обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного искусства 19 века.
(открыть слайд таблица по живописи 15),
( таблицу по живописи, заполняем по ходу урока).
(открыть слайд схемы 16).
В живописи первой половины 19 века выделяют несколько направлений: романтизм, классицизм, критический реализм и народно-бытовой жанр.
Сообщения учеников:
Романтизм (художник О. А. Кипренский) – Лазарева А.
(слайды 17-22)
Классицизм (художники К. П. Брюллов, А. А. Иванов) – Поляков К.
(слайды 23-31)
Народно-бытовой жанр (художники А. Г.Венецианов, В. А. Тропинин) – Барабин И.
(слайды 32-39)
Критический реализм (художник П. А. Федотов) – Одинцова Я.
(слайды 40-43)
4. Архитектура
Учитель: В архитектуре и скульптуре, как и в 18 веке, преобладает классицизм
(открыть слайд таблица по архитектуре 44),
(таблицу по архитектуре заполняем по ходу урока).
(открыть слайд 45).
Отличительными чертами стиля являются четкость геометрии и простота форм, внушительность и при этом некоторая изящность, свойственная объектам античной архитектуры. В сравнении с трудоемкими в плане возведения объектами стиля барокко и рококо, объекты в стиле классицизм возводились проще и быстрее, но при этом выглядели не менее монументально, своим видом подчеркивали мощь и могущество страны. Завершающим этапом классицизма в архитектуре стал ампир, с присущей ему массивностью и монументальностью архитектурных форм, богатым декором.
(открыть слайд схемы архитектуры 46)
Представителями этого направления были архитекторы О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин и К. И. Росси.
Сообщения учеников:
Ампир (архитекторы Д. И. Жилярди, О. И. Бове) – Шахолатов Р.
(открыть слайд 47-51)
Классицизм (архитекторы А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) – Завгороднева В.
(открыть слайд 52-58)
В 30-е гг. 19 века на смену классицизму приходит «Русско-византийский стиль». (открыть слайд 59)
3. Русско-византийский стиль (архитектор К. А.Тон) – Суркова К.
(открыть слайд 60-65)
Подведение итога:
Учитель: Итак, ребята, мы с вами познакомились с великолепными произведениями искусства России первой половины 19 века. Это настоящие шедевры, которые ездят смотреть со всего света миллионы людей. Многие из названных картин знаменитых художников размещены в лучших музеях нашей страны, например, в Эрмитаже Санкт-Петербурга, в Третьяковской галерее Москвы.
(открыть слайд 66)
Вопрос: возникло ли у вас желание посетить все эти места и увидеть собственными глазами замечательные храмы, величественные дворцы, известные картины? (Если да, значит ребята прониклись темой урока, заинтересовались).
Учитель: Вернемся к проблеме, которую мы поставили перед нами в начале изучения данной темы. Можно ли этот период назвать «Золотым веком» русской культуры? Почему?
Домашнее задание: стр.103-110, закончить заполнение таблиц, повторять гл.2.
Выставление оценок.
6. Заключение: (открыть слайд 67) музыка Глинки «Соловей».