СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - конференция "Николай Зелинский"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -конференция для учащихся 11 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Урок - конференция "Николай Зелинский"»

Конференция: Николай Зелинский.

Задачи.

Образовательные:

познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью Н.Д.Зелинского;

подчеркнуть значение его работ в становлении органической химии;

закрепить и систематизировать полученные ранее на уроках физики, химии знания о веществах;

провести сопоставление теоретического и практического материала.

Развивающие:

развивать умение работать с научно-популярной литературой, систематизировать материал;

совершенствовать навыки и умения учащихся при выполнении лабораторного опыта;

развивать умение работать индивидуально.

Воспитательные:

развивать желание учиться активно;

развивать чувство патриотизма, гордости за достижения химической науки;

развивать любовь к химии и научным исследованиям;

создание атмосферы творчества, радости постижения истины, углубления в тайны мира.

Оборудование и вспомогательные материалы: ИД, проектор, компьютер.

Портрет Н.Д.Зелинского

Высказывание Зелинского: “Я изобрел его не для нападения, а для защиты миллионов жизней от страдания и смерти ”.

Оборудование для проведения лабораторных опытов: Активированный уголь, стакан с водой, раствор марганцовки,

Ход мероприятия:


Ведущий 1: Есть личности, которые олицетворяют собой динамику развития общества и определяют поступательное движение общественной жизни на многие годы. Право стать личностью приобретается умением, будучи в гуще событий повседневной жизни, увлечь за собой других, дать творческий импульс желанию поиска нового, более совершенного.


Ведущий 2: В судьбе таких людей преломились и радостные, и тяжелые периоды жизни общества. Уходящие годы не отдаляют их имена, а, наоборот, заставляют с большим вниманием всматриваться в историю их жизни, сверяя свои дела и поступки со свершениями этих людей. К их числу относится Николай Дмитриевич Зелинский.

Ведущий1: С именем Николая Дмитриевича Зелинского связана целая эпоха в истории отечественной химии. Автомобилисты могут его благодарить за создание технологии получения бензина, фармацевты, производители красок и пластмасс - за разработку синтеза ароматических углеводородов, а военные всего мира - за изобретение фильтрующего противогаза...

Ведущий 2 Если 19 век заложил основы современного химического мышления, основанного на методах точного опытного исследования, то он же породил и новый тип ученого: на смену натуралистам с энциклопедическим охватом, переводящим свой взгляд с микроскопа на телескоп и с минерала на растение, пришел ученый-специалист, фиксирующий интерес в определенной области и охватывающий всю теорию и практику данной области, весь ее исторический опыт.

Ведущий 1: Принадлежа к этому последнему типу ученого, Николай Дмитриевич Зелинский тем не менее сохранил в себе те черты натуралиста, ведь он начинал свою научную деятельность во второй половине 20 века.

Ведущий 2 Исполнилось 150 лет со дня рождения одного из проницательных исследователей, предвосхитившего многие научные явления, корифея химии, изобретателя газа иприт и противогаза, академика Николая Зелинского.

Ведущий 1 Большую часть плодотворной, наполненной открытиями жизни он провел, работая в Московском государственном университете, где начинал в 1893 году. Но школа его живет, ученики трудятся и сегодня.

Ведущий 2 « Химия часто одаряла меня чудом познания еще неразведанных тайн природы. Она дала мне возможность послужить людям. Я уверен, что ни один из тех, кто интересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве своей специальности» говорил Зелинский.


Ведущий 1 Будущий исследователь родился в 1861 году в Тирасполе. О детстве нам расскажет ученица 11 класса _____________________


Ведущий 2 Интерес к химии возник у ученого очень рано. « Мне было 10 лет, когда я пробовал добывать хлор, действуя соляной кислотой на перекись марганца», - рассказывал он впоследствии.


Ведущий 2 О годах учебы в Московском университете расскажет ученица 11 класса ___________________


Ведущий 1Зелинский был одним из первых ученых, который практически показал пути использования нефтяных углеводородов для целей, куда более экономичных и эффективных, чем сжигание.

Ведущий 2 О научной и педагогической деятельности расскажет ученица 11 класса ___________

Ведущий 1Несмотря на очень напряженную работу в Московском университете, Н.Д.Зелинский успевал вести большую общественную работу. Об этом расскажет ученица 11 класса _________


Ведущий 2Изучение Зелинским оптических свойств нефти приводит его к новым открытиям. О реакции Зелинского расскажет ученица 11 класса_______________________


Ведущий 1

Согнувшись пополам, как нищие с мешками,
Спиной к преследующим вспышкам боя,
Хромая, кашляя надрывно, мы плелись
Устало к месту вожделенного покоя.
Шли, дремля на ходу, в грязи башмак теряя,
Покорно волоклись сквозь этот ад,
Брели на ощупь, позади не различая
Глухих разрывов газовых гранат.


Ведущий 2

Газ! Газ! Скорей! – Неловкие движенья,
Напяливание масок в едкой мгле.
Один замешкался, давясь и спотыкаясь,
Барахтаясь, как в огненной смоле,
В просветах мутного зеленого тумана,
Бессильный, как во сне, вмешаться и помочь,
Я видел только – вот он зашатался,
Рванулся и поник – бороться уж невмочь.


Ведущий 1

О, если б ты потом тащился вместе с нами
За той повозкой, куда кинули его,
Смотрел в лицо с разинутыми бельмами-глазами,
Не видящими больше ничего,
Слыхал, как от толчков повозки вновь и вновь
В забитых пеной легких клокотала кровь, –
Ты не посмел бы, друг мой, повторять
Избитой лжи, юнцов наивных распаляя:
«Нет больше радости и чести жизнь отдать,
За родину солдатом погибая!»


Ведущий 2

В мае 1915 года немцы начали химическую атаку на русско-германском фронте под Варшавой. Погибло много русских солдат. Зелинский начал искать средство защиты от отравляющих газов. Вместе с сотрудниками лаборатории он разработал способ активирования древесного угля путем прокаливания, что значительно увеличило поглощающую способность. Так появился знаменитый угольный противогаз. (Кстати, этот самый активированный уголь сегодня применяют в лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта).


Ведущий 1 Первая химическая атака была проведена на северо-западе Бельгии. Было израсходовано 180 тонн хлора на участке шириной 6 км. Концентрация хлора составила 0,01 – 0,1 %, что является смертельной дозой для человека. Сразу после получения известий о газовой атаке Зелинский приступил к поиску путей защиты от газообразных ядов и созданию противогаза. В результате реакций образуется неядовитые продукты.

О создании противогаза расскажет ученик 11- класса

Ведущий 2. Так появился знаменитый угольный противогаз. Единственный сохранившийся экземпляр первого противогаза сегодня есть в Музее-квартире Н.Д. Зелинского.

Ведущий 1 Химизм данного процесса можно продемонстрировать следующим опытом

Лабораторный опыт «Адсорбция»

Оборудование и реактивы: химические стаканы, пробирки, воронка, фильтр, спиртовка, спички, вода, азотная кислота, медь, активированный уголь, древесный уголь, лакмус, чернила.


Если раствор чернил взболтать с мелко растертым углем, а затем профильтровать, то в фильтрате будет бесцветная жидкость – вода. Если вместо чернил взять колбу, наполненную окрашенным газом, например оксидом азота (IV), и бросить туда кусочек пористого угля, то также произойдет обесцвечивание. Происходит поглощение газов и растворенных веществ углем. Это явление называется адсорбцией

Чем больше пористого угля, тем больше поверхность угля и тем больше его адсорбционная способность. Чтобы увеличить пористость угля, его нагревают в струе водяного пара, при этом поры угля очищаются от загрязняющих веществ. Так получают активированный уголь, который обладает большой поглотительной способностью.

Активированный уголь нашел широкое применение. В медицине он используется в виде таблеток («карболен») для удаления вредных веществ из пищеварительного тракта. Активированный уголь применяется в производстве спирта и сахара для очистки их от примесей, а также в фильтрующих противогазах для поглощения отравляющих веществ из вдыхаемого воздуха.

Ведущий 2 Н.Д. Зелинский был одним из организаторов Всесоюзного химического общества им. Д.И. Менделеева, президентом Московского общества испытателей природы, стал трижды лауреатом Государственной премии СССР, академиком АН СССР. В 1934 году ученый занимался организацией столичного Института органической химии АН СССР (сейчас институт носит его имя), лаборатории сверхвысоких давлений, создал в МГУ лабораторию, где изучали новые методы синтеза каучукоподобных веществ и способы переработки побочных продуктов производства каучука

Ведущий 1 Зелинскому принадлежат около 700 научных трудов в важнейших областях органической химии, множество работ по физической химии и химической терминологии.

Ведущий 2 Подробно о работах Зелинского расскажет ученица 11 класса _________

Ведущий 1 Зелинский был крупным ученым и педагогом, страстным пропагандистом химической науки. Государство ценило работу Николая Дмитриевича Зелинского. За выдающиеся заслуги в разработке научных проблем по органической химии Зелинский не раз награждался государственными наградами.

О наградах ученого расскажет ученица 11 класса ______________

Ведущий 2 О том, что названо именем Зелинского расскажет ученица 11 класса ----------------

Ведущий 2 Одной из уникальных сторон жизни Зелинского было наличие большой семьи и многих учеников и последователей. Интересно, что один из родственников Николая Зелинского был автором первого российского государственного гимна «Боже, Царя храни!».

Ведущий 2 Есть личности, которые олицетворяют собой динамику развития общества и определяют поступательное движение общественной жизни на многие годы. Право стать личностью приобретается умением, будучи в гуще событий повседневной жизни, увлечь за собой других, дать творческий импульс желанию поиска нового, более совершенного. В судьбе таких людей преломились и радостные, и тяжелые периоды жизни общества. Уходящие годы не отдаляют их имена, а, наоборот, заставляют с большим вниманием всматриваться в историю их жизни, сверяя свои дела и поступки со свершениями этих людей. К их числу относится Николай Дмитриевич Зелинский.


Ведущий 2 Начав жизненный путь, как типичный представитель университетской науки, Зелинский стал одним из первых отечественных ученых, посвятивших свой труд Отчизне. Безграничной была сфера научных интересов Николая Дмитриевича. Химия нефти и аминокислот, практическое применение теоретических представлений о катализе и проблема происхождения нефти, синтетический каучук и создание угольного противогаза, реакции при сверхвысоких давлениях и при ультрафиолетовом излучении – вот далеко не полный перечень вопросов, занимавших ученого в течение его долгой жизни. И это был не поверхностный интерес увлеченного дилетанта, а основательный подход профессионала, оставившего глубокий след в своей области.


Ведущий 2

Яркая личность талантливого ученого всегда привлекала к себе студентов и молодых работников. Большинство из них под благотворным влиянием Н.Д. Зелинского стали известными учеными, руководителями крупных коллективов исследователей. Ученики Зелинского стали основоположниками многих новых направлений в органической и физической химии.

Ведущий 2 Для Зелинского было характерно творческое отношение не только к своей научной работе, но и, казалось бы, к так хорошо изученному студенческому практикуму.

Ведущий 2 Весь жизненный путь Зелинского был посвящен «приложению научных истин для создания разнообразных химических ценностей, полезных человечеству». Эти слова как нельзя полно отражают содержание и направленность всех работ ученого. Решая, казалось бы, конкретные повседневные задачи индустриализации страны, он видел за этим интересы всего человечества в целом. Поэтому его идеи продолжают жить в делах сегодняшних ученых.


Ведущий 2 Главной заслугой Николая Дмитриевича перед отечественной наукой является

создание школы химиков-органиков. «Школа» подразумевает объединение ученых на одной идеологической платформе, работающих в одной области. Школа академика Зелинского внесла основной вклад в развитие отечественной химии и в создание передовой химической промышленности. Идеи, высказанные Николаем Дмитриевичем в области органической химии, катализа, биохимии, нефтехимии, материализовались в конкретные работы.


Ведущий 2 В Институте органической химии, созданном при непосредственном участии

ученого, работают его ученики. Вся жизнь и работа ученого – огромный вклад в науку, занимающую очень важное место в жизни страны. Николай Дмитриевич Зелинский – это гордость за химическую науку, пример творческого развития. Начав жизненный путь, как типичный представитель университетской науки, Зелинский стал одним из первых отечественных ученых, посвятивших свой труд Отчизне.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!