СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии по теме "Витамин С как представитель водорастворимых витаминов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать на уроках биологии при изучении темы "Витамины" в 9 классе и на уроках химии в 10 классе при изучении биологически активных веществ. 

Просмотр содержимого документа
«Урок химии по теме "Витамин С как представитель водорастворимых витаминов"»

Тема "Биологически активные вещества".

Урок "Витамин С как представитель водорастворимых витаминов".

Цель: на основе межпредметных связей с биологией, опираясь на жизненный опыт учащихся, раскрыть важнейшую роль витамина С для здоровья человека.


Задачи:

Выяснить биологическое значение витамина С.

Ознакомиться с биохимическими свойствами витамина С.

Используя справочные данные, выяснить, в каких именно овощах и фруктах содержится наибольшее количество витамина С.

Сравнив содержание витамина С в готовых соках, рекомендовать их для употребления.
Прививать учащимся культуру ЗОЖ, формировать познавательные потребности школьников, прививать интерес к предмету, развивать творческую активность.


Ход урока:

Несколько фактов из истории:

1498 год - экспедиция Васко да Гамы, путь в Индию. 100 человек команды погибает от цинги (слайд 1).

1519 год - кругосветное путешествие Магеллана. 25 человек заболевают цингой, 19 умирают.

1741 год - на о.Авача (впоследствии о. Беринга) умирает от цинги русский путешественник В. Беринг (слайд 2).

Так погиб капитан Баренц на Новой Земле, капитан Седов — во льдах Арктики. Гибли целые команды кораблей.

Почему Цинга – это болезнь мореплавателей и путешественников. Почему её так называли?

За время существования парусного флота от цинги погибло моряков больше, чем во всех морских сражениях, вместе взятых.

Чем питались путешественники?

Заболевание не было связано с голодом: моряки имели в избытке сухари, галеты, солонину, консервы. Питание животной пищей.



Связь между появлением цинги и отсутствием растительной пищи заметил Х. Колумб. (слайд 3) На его кораблях появились больные цингой. Изнемогавшие моряки попросили высадить их на пустынном острове. Спустя несколько месяцев на обратном пути моряки увидели своих товарищей совершенно здоровыми. Остров назывался "Кюрасао", что означает "оздоравливающий".

Что спасло моряков от гибели? Витамины.

Их спасли плоды тропического дерева, в изобилии растущего на острове. Чёрный ящик! Угадайте, что находится в чёрном ящике (лимон)

Вывод: Последствия от цинги человечество узнало раньше, чем узнало о противоцинготном витамине. Болезнь помогла открыть витамин!

По латыни цинга - scorbutus. По английски противоцинготный - antiscorbutic. Получите название витамина!

И вам болезнь помогла открыть витамин!

Тема "Аскорбиновая кислота или витамин С".

Целеполагание.

На доске слово ВИТАМИН. На каждую букву подбираем глагол, отвечая на вопрос "что мы будем делать?"

В - выяснить, выявить, верить, вдохновиться, вгрызаться, воспроизводить..

И - изучить, измерить, исследовать, использовать, интересоваться, извлечь, изумляться, исцеляться...

Т - творить, титровать, трудиться, тренироваться, тянуться...

А - анализировать, авгументировать, актуализировать, активизироваться, акцентировать...

М - мыслить, меняться, мечтать...

И - изучать, измерять, исследовать, использовать, интересоваться, играть, извлекать, изумляться, исцеляться...

Н - наблюдать, называть, научиться, начать, надеяться, найти, намереваться, наработаться, нацелиться!

У вас карточки с вопросами, которые мы будем изучать. Сопоставить задачу и вопрос. Выходите и вешаете туда, куда считаете правильным.

Впервые витамин С был получен из лимонного сока в 1923 году, синтезировали в 1933 году, и уже пять лет спустя было осуществлено промышленное производство аскорбиновой кислоты.

Аскорбиновая кислота образуется в растениях, а человек, обезьяны, морские свинки, ряд летучих мышей утратили способность к синтезу витамина С.

Витамин С особый, витамин над витаминами.

Биологическая роль

Задание: у вас на столах находятся карточки с названием функции витамина С. Я зачитываю описание функции. Вы внимательно слушаете и если, моё описание подходит, соответствует вашей карточке, то вы выходите и вешаете на доску свою карточку.

1. Защита организма от негативного воздействия ОС. Нейтрализация неблагоприятных окислительных процессов в организме. Защита здоровых клеток от повреждений и организма от преждевременного старения. Профилактика онкологических заболеваний.

АНТИОКСИДАНТ

2. Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, стимулирует выработку антител -защитных белков. Оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие.

УКРЕПЛЕНИЕ ИММУНИТЕТА

Он укрепляет иммунную систему человека, а также предохраняет ее от вирусов и бактерий. Оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие.

3. Является участником процесса биосинтеза коллагена и эластина – веществ, которые необходимы для формирования полноценной костной и соединительной ткани. Эти белки создают основу для стенок кровеносных сосудов. Витамин C ускоряет процесс заживления ран. Снижает уровень глюкозы в крови и обеспечивает увеличение запасов гликогена в клетках печени; нормализует уровень холестерина в крови;

РЕГУЛЯЦИЯ ОБМЕНА БЖУ

4. Активизирует синтез красных кровяных телец (эритроцитов). Витамин С способен осуществлять регуляцию свертывания крови. Участие в обмене железа и кальция.

КРОВЕТВОРЕНИЕ

5. Самое эффективное средство противодействия физическим и эмоциональным стрессам. Витамин С - фактор защиты организма от последствий стресса. Витамин С помогает надпочечникам в выработке антистрессовых гормонов.

ФАКТОР ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА

6. Ускоряет процесс выведения из организма тяжелых металлов и их соединений.

Витамин С очень важен!

В какой пище содержится? В растительной!!! В какой растительной пище?

В овощах и фруктах!

Наш организм не может запасать и накапливать витамин С, поэтому необходимо постоянно получать его дополнительно из овощей и фруктов!

Источники

Задание: каждой паре - 3 карточки с изображением овощей и фруктов. Используя раздаточный табличный материал, найти самого богатого!

Сообщаем результаты! 6 самых-самых, крепим их на доску!

Выбираем 3, начиная с наименьшего ( демонстрация фруктов).

Источник витамина С в военное время: демонстрация хвои сосны.

С 1941 по 1944 г.г. в городе Архангельске умерло 38 тысяч жителей. Из них половина пришлась на голодный и цинготный 42-й год. Каждый 10-й больной умирал от цинги. Научные работники нашего мединститута разработали методику получения витамина С из хвои сосны. Кружка выпитого витаминного настоя была вторым пропуском на предприятие.

Как уже упоминалось, витамин С не накапливается в организме человека, поэтому ежесуточная потребность в этом веществе довольно высока.







Суточная потребность

В целом считается, что организм взрослого человека должен получать примерно 90 мг аскорбиновой кислоты в сутки.

Юноши 14-18 лет 75 мг в сутки.

Суточная потребность человека в витамине С зависит от ряда причин: возраста, пола, выполняемой работы, климатических условий, вредных привычек.

Вопрос: в каких ситуациях человеку следует увеличить суточную потребность в витамине С?

Суточный объем аскорбиновой кислоты следует увеличить при дефиците витамина С, в период инфекционных заболеваний, при длительном состоянии стресса.



Используя таблицу, скажите, сколько нужно съесть апельсинов, чтобы восполнить суточную норму витамина С. 1!!!

А если яблок, то 7 штук. А если витамины в виде таблеток (демонстрация)

25 мг – 1 таблетка.

А если шиповник!

650 мг витамина С в 100 г шиповника (решение на доске)



Что вы можете себе позволить из всех предложенных источников?

Противоречие: необходимость употребления витамина С для полноценного здоровья и возможность пополнения запаса витамина С круглый год.



По разным причинам (материальным, сезонным, объективным) мы не всегда можем употреблять в пищу круглый год свежие фрукты и овощи, в этом случае можно заменить данные продукты соками.

Ещё один источник витамина С в вашем случае - это пакетированные фруктовые соки! Самым дешевым и доступным средством получения витамина С в наше время являются соки различных торговых марок.

Результаты анкетирования!

Анкета

1. Пьёшь ли ты готовые соки?

2. Какие торговые марки Вы знаете?

3. Как часто Вы пьёте соки?

4. Из каких фруктов или овощей Вы предпочитаете сок?

5. Какую торговую марку яблочного сока Вы предпочитаете?

6. Как ты считаешь, в чём польза соков?

Эти данные помогли мне при выборе соков для проведения эксперимента.



Опыт "Определение содержания витамина С

в пакетированном яблочном соке".

Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля реагирует с крахмалом и окрашивает раствор в синий цвет.

Суть йодометрического метода:

По каплям добавляйте раствор йода до устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 15-20 секунд, и считайте капли.

Определение содержания витамина С

в яблочных соках промышленного производства

Марка сока

Объём йода, число капель

Количество витамина С

из опыта, мг



Рекомендации:









Витамин С – одно из величайших чудес живой природы!



- и тем, что аскорбиновая кислота разрушается при тепловой обработке продуктов;

Почему возникает дефицит витамина С?

Наш организм не может запасать витамин С, он водорастворим и подвержен действию температуры; мы не всегда можем употреблять в пищу круглый год свежие фрукты и овощи, в готовых соках витамина не так много.

Витаминный дефицит носит сочетательный характер и обнаруживается не только зимой и весной, но и в летне-осенний период. Общую ситуацию можно рассматривать как массовый круглогодичный гиповитаминоз С.



Определение «ГИПОВИТАМИНОЗ» (определение в учебнике, стр.150)

Определение «АВИТАМИНОЗ» (определение в учебнике, стр.149)

Тест “Есть ли у меня авитаминоз?”

Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

Вы много времени проводите на свежем воздухе?

Интерпретация:

За каждый ответ “А” - 1 балл, за каждый ответ “Б” - 0 баллов, А – да Б - нет



0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.

1-2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3-5 баллов. Небольшой витаминный голод налицо.

6-8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

Сохранение витаминов в продуктах питания зависит от способов кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения.

На содержание витамина С в пищевых продуктах значительно влияют длительность и способы хранения продуктов, их кулинарная обработка.

Это вещество легко разрушается под влиянием высоких температур и солнечного света. Поэтому одним из основных факторов, провоцирующих дефицит витамина в организме, – неправильная кулинарная обработка продуктов и неблагоприятные условия их хранения (чтение памятки).

Подведение итогов.































Тест “Есть ли у меня авитаминоз?”

  1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

  2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

  3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

  4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

  5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

  6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

  7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

  8. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

Тест “Есть ли у меня авитаминоз?”

  1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

  2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

  3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

  4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

  5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

  6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

  7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

  8. Вы много времени проводите на свежем воздухе?



Тест “Есть ли у меня авитаминоз?”

  1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

  2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

  3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

  4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

  5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

  6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

  7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

  8. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

Анкета

1. Пьёшь ли ты готовые соки?

2. Какие торговые марки Вы знаете?

3. Как часто Вы пьёте соки?

4. Из каких фруктов или овощей Вы предпочитаете сок?

5. Какую торговую марку яблочного сока Вы предпочитаете?

6. Как ты считаешь, в чём польза соков?

Анкета

1. Пьёшь ли ты готовые соки?

2. Какие торговые марки Вы знаете?

3. Как часто Вы пьёте соки?

4. Из каких фруктов или овощей Вы предпочитаете сок?

5. Какую торговую марку яблочного сока Вы предпочитаете?

6. Как ты считаешь, в чём польза соков?

Анкета

1. Пьёшь ли ты готовые соки?

2. Какие торговые марки Вы знаете?

3. Как часто Вы пьёте соки?

4. Из каких фруктов или овощей Вы предпочитаете сок?

5. Какую торговую марку яблочного сока Вы предпочитаете?

6. Как ты считаешь, в чём польза соков?

Анкета

1. Пьёшь ли ты готовые соки?

2. Какие торговые марки Вы знаете?

3. Как часто Вы пьёте соки?

4. Из каких фруктов или овощей Вы предпочитаете сок?

5. Какую торговую марку яблочного сока Вы предпочитаете?

6. Как ты считаешь, в чём польза соков?

Содержание витамина С в овощах и фруктах (мг на 100 г свежих овощей и фруктов)


Шиповник

650 мг

Перец сладкий

200 мг

Смородина чёрная

200 мг

Киви

180 мг

Укроп(зелень)

100 мг

Рябина красная

70 мг

Апельсин

60 мг

Капуста краснокочанная

60 мг

Капуста белокочанная

45 мг

Грейпфрут

45 мг

Лимон

40 мг

Мандарин

38 мг

Печень говяжья

33 мг

Лук зелёный (перо)

30 мг

Горох зелёный

25 мг

Помидор

25 мг

Редис

25 мг

Смородина красная

25 мг

Картофель

20 мг

Брусника

15 мг

Лук репчатый

10 мг

Яблоки

10 мг

Гранат

4 мг







Чему отдаёте своё предпочтение: свежим фруктам или сокам промышленного производства?

12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!