Урок изучения стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» (9 класс)
Тема: М. Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта»
Предварительные задания:
- подготовка композиции, где 1-й учащийся читает за Пушкина, 2-й – за Лермонтова, 3-й – за друзей поэта, 4-й и 5-й – стихотворения, посвящённые памяти Пушкина, б, 7, 8-й – от лица царя, императрицы и «стоящих у трона»;
- рассказ о творческой истории «Смерти поэта»;
- работа с иллюстрациями.
Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова; познакомить учащихся с историей создания и содержанием стихотворения; последовательно анализировать стихотворение, проследить за развитием авторской мысли, сосредоточить внимание учеников на особенностях стихотворения; провести наблюдение за поэтическим языком; выяснить идейное содержание стихотворения, его художественное своеобразие.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство гордости талантливостью русского человека, патриотизм.
Развивающие задачи: развивать творческое воображение, эмоциональную сферу, навыки выразительного чтения, умение анализа лирического произведения.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация; аудиозаписи: Моцарт «Реквием», чтение стихотворения В. И. Качаловым; учебник.
Ход урока:
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания (материал о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова:
• Каковы основные этапы жизни М. Ю. Лермонтова?
• Чем был труден жизненный путь поэта?).
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово учителя. (К 1837 году наметились основные мотивы и темы поэзии М. Ю. Лермонтова, определилось тяготение к изображению сильных духом народных характеров, в противоположность которым в драме «Маскарад» представлено жалкое, лживое и лицемерное светское общество.
Своеобразным итогом этого периода творчества стало стихотворение «Смерть Поэта», к которому мы обратимся на сегодняшнем уроке.)
IV. Работа над темой урока.
1) Подготовка к восприятию стихотворения.
• Композиция, рассказывающая об общественной атмосфере, которая вызвала к жизни стихотворение М. Ю. Лермонтова
1-й уч-ся читает стихотворение Пушкина «Бесы» (1, 6, 7-я строфы).
Слышится мерный счёт шагов: «Раз, два... десять». И митируется выстрел. Тишина. Звучит фрагмент «Реквиема» Моцарта. На экране – репродукция картины А. А. Наумова «Дуэль Пушкина с Дантесом».
3-й уч-ся. Екатерина Андреевна Карамзина – сыну Андрею, 30 января 1837 года: «Милый Андрюша, пишу тебе с глазами, наполненными слез, а сердце и душа – тоской и горечью; закатилась звезда светлая, Россия потеряла Пушкина! Я имела горькую сладость проститься с ним в четверг; он сам этого пожелал».
4-й уч-ся читает стихотворение Жуковского «А. С. Пушкин» («Он лежал без движенья...»).
6-й уч-ся. «Здесь нет ничего такого любопытного, о чём бы я мог тебе сообщить. Событием дня является трагическая смерть пресловутого Пушкина, убитого на дуэли неким, чья вина была в том, что он в числе многих находил жену Пушкина прекрасной». – Из письма Николая I.
7-й уч-ся. «Плохо спала, разговор с Бенкендорфом, целиком за Дантеса, который вёл себя как благородный рыцарь, Пушкин как грубый мужик». – Из дневника императрицы.
8-й уч-ся. «В течение трёх дней, в которые его тело оставалось в доме, множество людей всех возрастов и всякого звания беспрерывно теснилось пёстрою толпой вокруг гроба. Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях, приходили поклониться праху любимого поэта. Нельзя было без умиления смотреть на их плебейские почести, тогда как в наших позолоченных салонах и раздушенных будуарах едва ли кто думал и сожалел о краткости его блестящего поприща. Слышались даже оскорбительные эпитеты и укоризны, которыми поносили память славного поэта и несчастного супруга, с изумительным мужеством принесшего свою жизнь в жертву чести, и в то же время раздавались похвалы рыцарскому поведению гнусного обольстителя и проходимца, у которого было три отечества и два имени». – Княгиня Мещерская, урождённая Карамзина.
5-й уч-ся читает стихотворение Ф. И. Тютчева «29 января 1837».
7-й уч-ся. Императрица – графине Бобринской: «Этот только что угасший Гений, трагический конец гения истинного русского, однако же иногда и сатанинского, как Байрон. – Эта молодая женщина возле гроба, как Ангел смерти, бледная как мрамор, обвиняющая себя в этой кровавой кончине... Бедный Жорж, что он должен был почувствовать, узнав, что его противник испустил последний вздох».
3-й уч-ся. Из анонимного письма графу Орлову: «Лишение всех званий, ссылка на вечные времена в гарнизон солдатом Дантеса не может удовлетворить русских за умышленное, обдуманное убийство Пушкина. Вы видели вчерашнее стечение публики, в ней не было любопытных русских... Мы горько поплатимся за оскорбление народное, и вскоре...»
2-й уч-ся. Русский человек, какую бы обиду Пушкин ему ни сделал, снёс бы её во имя любви своей к славе России.
8-й уч-ся. Иностранцам дела нет до поэзии Пушкина. Дипломаты свободны от влияния законов и не подлежат суду русскому.
7-й уч-ся. Из разговора на светском рауте: «А вы, верно, читали, граф, новые стихи на всех нас и в которых сливки общества отделаны на чём свет стоит?»
8-й уч-ся. «О каких стихах вы говорите, сударыня?»
7-й уч-ся. «Да о тех, что написал гусар Лермонтов и которые начинаются стихами: „А вы, надменные потомки!" – то есть, ясно, мы все, вся русская аристократия».
8-й уч-ся. «Я уже имел честь сообщить Вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарну, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при Главном штабе без прав сноситься с кем-либо извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи, и о взятии всех его бумаг, как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко: а конец – бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. Граф Бенкендорф».
6-й уч-ся. «Приятные стихи, нечего сказать. Я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся ещё другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он, а затем мы поступим с ним согласно закону. Николай».
2-й уч-ся читает стихотворение Лермонтова «Узник».
8-й уч-ся. «Лейб-гвардии Гусарского полка, корнета Лермонтова, за сочинение известных вашему сиятельству стихов, перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк...» – Военный министр Чернышёв Бенкендорфу.
7-й уч-ся. Из письма императрицы графине Бобринской: «Вчера я забыла вам сказать, что суд над Жоржем уже окончен, – разжалован... но, как иностранец, отправляется запросто с фельдъегерем до границы... Это всё-таки лучшее, что могло с ним случиться, и вот он за границей, избавленный от всякого другого наказания».
• Уч-ся рассказывает об истории создания и публикации стихотворения.
(Текст стихотворения М. Ю Лермонтова без последних 16 строк мгновенно разошёлся в списках по Петербургу. Деятельное участие в распространении стихотворения принимал друг Лермонтова Святослав Раевский.
Через несколько дней была написана заключительная часть стихотворения, которая появилась у шефа жандармов Бенкендорфа с припиской: «Воззвание к революции». Эпиграф к стихотворению был взят из трагедии французского драматурга Жана де Ротру (1609–1650) «Венцеслав», переведённой на русский язык А. А. Жандром, другом А. С. Грибоедова.
21 февраля 1837 года Лермонтов и Раевский были арестованы. Несколько дней спустя Лермонтов был переведён в Нижегородский драгунский полк, который участвовал в военных действиях против горцев на Кавказе, а Раевский отправлен в Олонецкую губернию. Лермонтов вернулся в Петербург только через год. Впервые стихотворение было напечатано в «Полярной звезде» А. И. Герцена и Н. П. Огарёва в Лондоне в 1856 году, а в России – лишь в 1858 году.)
2) Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» учителем.
3) Беседа, выявляющая восприятие.
• Какие чувства вызывает у вас прослушанное стихотворение?
• Если бы вы читали стихотворение, что бы вы хотели сказать слушателям своим чтением?
4) Аналитическая беседа.
• На какие композиционные части можно разделить стихотворение? (Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» отличается сложной композицией. Обратим внимание на внешнюю графику стихотворения, то есть на его неравновеликие части, которые отделяются друг от друга пробелами, а заключительная часть-«прибавление» в разных изданиях отделяется от основной части либо звёздочкой, либо линией. Всё стихотворение состоит из графически выделенных шести частей, каждая из которых неравноценна по количеству включенных в неё стихов: в первой части – двадцать стихов, во второй – тринадцать, в третьей – пять, в четвёртой – шесть, в пятой – двенадцать стихов. Все эти части и составили текст стихотворения, написанного 28 февраля 1837 года, когда Пушкин был ещё жив, но Петербург был уже полон слухами о смерти поэта. Наконец, «прибавление», созданное Лермонтовым 7 февраля 1837 года, состоит из шестнадцати стихов.)
• С какими интонациями следует читать стихотворение?
(В 1-12 стихах звучат глубокая печаль, скорбь; в 13-38 – укор, обвинение толпе в смерти поэта; 39-44 – сожаление; 45-56 – горечь, грусть, скорбь; 57-72 – гнев, призыв к возмездию.
В стихотворении совмещаются признаки элегии и сатиры.
Ноты страстного обличения света проходят через всё стихотворение; во всех его частях перед читателем предстаёт и личность Пушкина от «юных лет» до трагической гибели; настойчиво обозначена в стихотворении и тема положения поэта в современном обществе, которая пронизывает всё произведение.)
• Какими чувствами пронизано размышление автора о смерти Пушкина?
(Чувство горечи, скорби от невосполнимой утраты соединяется с негодованием, гневным обличением виновников гибели поэта.)
• Какие слова и выражения рисуют облик поэта? Каковы характерные черты его личности?
(«Невольник чести», «гордая голова», «восстал», «свободный, смелый дар», «светоч», «дивный гений», «наша слава», «сердце вольное», «пламенные страсти», «постигнувший людей», «славное чело», «чудные песни», «праведная кровь».
- Читая скорбные слова «Поникнув гордой головой», мы невольно вспоминаем: «Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа».
Лермонтов не мог знать этих стихов: пушкинский «Памятник» был опубликован значительно позднее, – и тем более показательно, что в своём стихотворении Лермонтов использовал пушкинский образ. Всё это свидетельствует о том, что он писал стихотворение, находясь под обаянием пушкинского гения.)
• Каковы отличительные признаки толпы? (Пустые похвалы, мелочные обиды, «жалкий лепет», «злобно гнали», «для потехи», «завистливый и душный» свет, «клеветники ничтожные», «коварный шёпот насмешливых невежд», «чёрная кровь».)
• С каким чувством поэт изображает толпу? (Подчеркнём свойственное стилистике первой части стихотворения ораторское начало. Речевой период включает три восклицательных, два вопросительных и одно повествовательное предложение.
Интонационный строй этой части стихотворения обогащают неконечные восклицательный и вопросительный знаки, которые относятся к отдельным частям предложения («Погиб поэт!», «Убит!», «Что ж?»). Экспрессия восклицания, преобладающая в первых трёх четверостишиях периода, ёмко передаёт глубокую взволнованность поэта в связи с трагической утратой. Интонация вопрошения, властно вторгающаяся в третью и четвёртую строфы, адресована гонителям поэта и пронизана нотами обличения, негодования.
Заключительная строфа первой части стихотворения, начинающаяся вопросом «Что ж?», характеризуется снижением интонации, носит повествовательно-описательный характер. В ней тесно соединяются мотивы невозвратимой утраты и скорби. Завершённость и цельность речевому периоду сообщает смысловая перекличка начальной и конечной строфы (кольцевая композиция). Ораторская интонация всей первой части тесно связана не только с синтаксическими началами, но и с началами лексическими. Обращаясь к мотивам гибели поэта, назовём синонимические глаголы, которыми насыщена эта часть стихотворения: «погиб», «пал», «убит» (нельзя не обратить внимания на контактный повтор слова «убит!», который в обоих случаях сопровождается восклицательным знаком), «угас», «увял». Глаголы с приставкой «у» («угас», «увял»), заключающие этот ряд и обозначающие полноту проявления действия, являются частью запоминающихся метафор:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.)
• Писательница и литературовед Елена Хаецкая в книге «Лермонтов» в главе «Смерть поэта» пишет: «Мы все учили это стихотворение в школе. С трудом запоминали нагромождения эпитетов „коварным шёпотом насмешливых невежд... досадой тайною обманутых надежд...”. Но главное, в этом стихотворении напрочь отсутствовал Пушкин.
Там присутствует один сплошной Лермонтов, причём Лермонтов-юноша, человек ещё незрелый...» [Хаецкая Е. В., с. 257].
Каким предстаёт в характеристике Лермонтова Пушкин?
(Обратим внимание на эпитеты «дивный гений», «свободный, смелый дар», «гордой головой» и на слова «восстал он против мнений света», в которых содержится оценка Пушкина, поэта и человека, и которые найдут развитие в последующих частях стихотворения.
Нет сомнения, что «„Смерть поэта” – произведение, посвящённое прежде всего личности самого Пушкина, поэта, горячо любимого Лермонтовым, с „чудными песнями”, с „дивным гением” которого наследник связан тесными узами преемственности. Вот откуда такое живое ощущение личной утраты, невозвратимой потери, пронизывающее каждую строку стихотворения» [Битов А., с. 442].
• Дополняют облик поэта и слова «невольник чести», заимствованные Лермонтовым из I части пушкинской поэмы «Кавказский пленник», не лишённой автобиографических черт:
Невольник чести беспощадной,
Вблизи видал он свой конец,
На поединках твёрдый, хладный,
Встречая гибельный свинец.
Несомненна перекличка начала «Смерти поэта» с этим фрагментом пушкинского «Кавказского пленника». Цепкая память Лермонтова позволяла ему свободно пользоваться, по терминологии Б. Эйхенбаума, «готовым материалом». Лермонтов намеренно прибегает к реминисценции, то есть к воспроизведению знакомой конструкции из известного и запомнившегося ему произведения. Реминисценция позволяет не только дать ёмкую характеристику Пушкина, но и обмолвиться о причинах гибели поэта («С свинцом в груди...»).
«Эмоциональная жестикуляция» [Эйхенбаум Б. М., с. 230], которая проявляется в восклицаниях и вопросах первой части стихотворения, не только выражает чувство горечи по поводу трагической утраты, но и передаёт страстное переживание, исполненное негодования и гнева в отношении к гонителям поэта.
• Какие слова и выражения о6личают равнодушие «света» и его лицемерие? («Не вы ль…злобно гнали...», «...для потехи раздували / Чуть затаившийся пожар»; «Пустых похвал ненужный хор / И жалкий лепет оправданья?»
• Если первый речевой период, судя по черновому автографу, был написан почти без исправлений (внесены исправления лишь в 15-й и 19-й стихи), то второй период, состоящий из тринадцати стихов, подвергся значительной правке, особенно второе четверостишие, автограф которого затруднителен для чтения. И это даёт основание предполагать, что, кроме известного чернового автографа, возможно, существовал и несохранившийся автограф, который переписывался в тысячах экземпляров.)
• Первые четыре стиха второй части воссоздают картину дуэли. Писатель Андрей Битов подчёркивает: «Поразительна точность, с которой описана Лермонтовым общая ситуация вокруг дуэли, известная лишь в самых узких кругах высшего света. Толпы исследователей, копавшихся в обстоятельствах трагедии, лишь через век приблизились к тому, что Лермонтовым было зарисовано на лету» [Битов А., с. 71].
• Какие чувства вызывает образ убийцы поэта? Какие слова и выражения раскрывают сущность этого образа? (Дана уничтожающая характеристика: «убийца», «пустое сердце», «подобный сотням беглецов», «на ловлю счастья и чинов заброшен к нам», «дерзко презирал», «безжалостная рука».
Обратим внимание на оппозицию местоимений «нам», «нашей», в которых автор стихотворения объединяет себя с теми, кому дорог поэт, олицетворяющий русскую славу, и трижды повторяемого местоимения «он», обозначающего равнодушного иноземца. Экспрессия восклицания второго речевого периода, передающая негодование поэта, подчёркнута и общим лексическим строем, и повторением отрицательных глаголов в начале стихотворных строк: «Не мог щадить...», «Не мог понять...».)
• Декламационный стиль второй части стихотворения сменяется элегическим размышлением самого короткого речевого периода, состоящего всего из пяти стихов и начинающегося словами: «И он убит...» (Поэт здесь вспоминает «певца», пушкинского героя, воссозданного «с такою чудной силой» в романе «Евгений Онегин». Воспоминание о нём позволяет Лермонтову отчётливо подчеркнуть «трагическую участь Пушкина и типичность трагедии творческой личности» [Коровин В. И., с. 52].
• Каково настроение третьей части стихотворения? (Элегические мотивы пронизывают и третью часть стихотворения, состоящую из шести строк. Многократно используется синтаксическая инверсия, которая строится на «игре» порядком слов. Многие определительные прилагательные занимают место после определяемого слова и благодаря этому выделяются интонационно. Троекратное повторение в начале стихов вопросительного наречия «зачем» усиливает выразительность этой части.)
• Сопоставим эту часть стихотворения с исторической элегией А. С. Пушкина «Андрей Шенье» (1825).
(- В элегии поэт отозвался на смерть французского поэта, осуждённого якобинцами на казнь. Это большое стихотворение состоит из шести частей, написанных разностопным ямбом (от четырёхстопного до шестистопного). Характером стиха и внешней композицией оно очень близко стихотворению «Смерть поэта», которое тоже состоит из шести неравных частей. Нет сомнения, что Лермонтов хорошо знал пушкинскую элегию. Уже в первой части «Смерти поэта» он активно использует лексику стихотворения «Андрей Шенье»: «гордись», «поник главой» – «поникнув гордой головой»; «твой светоч, грозно пламенея» – «угас, как светоч, дивный гений». Но особенно близки строки из пушкинского стихотворения четвёртой части «Смерти поэта». Вслушаемся в слова песни, которую поёт Андрей Шенье перед казнью:
Куда, куда завлёк меня враждебный гений?
Рождённый для любви, для мирных искушений,
Зачем я покидал безвестной жизни тень,
Свободу, и друзей, и сладостную лень?
………………………………………………
Зачем от жизни сей, ленивой и простой,
Я кинулся туда, где ужас роковой,
Где страсти дикие, где буйные невежды,
И злоба, и корысть!
Обращаясь к лермонтовскому шестистишию, начинающемуся словами «Зачем от мирных нег...», мы видим сходство и в содержании фрагментов стихотворений (противопоставление поэта и света), и в характере стиха (шестистопный ямб), и в стилистике (риторические вопросы, начинающиеся вопросительным наречием «зачем»).
Отметим, что риторическая формула этой части «Смерти поэта» проникнута горьким сожалением о судьбе Пушкина, вступившего в противостояние со «светом, завистливым и душным». Но в строках Лермонтова звучит и упрёк Пушкину: «поэт недолжен принимать законы „ничтожного света”, не должен вступать в круг принятых в нём норм поведения и морали» [Чистова И. С., с, 512].
- Исследователями творчества Лермонтова подчёркнута и несомненная близость стихотворения «Смерть поэта» с элегическим посланием В. А. Жуковского «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину», в котором поэт вспоминает о смерти драматурга В. А. Озерова:
Зачем он свой сплетать венец
Давал завистникам с друзьями?
Пусть Дружба нежными перстами
Из лавров сей венец свила,
В них Зависть терния вплела
И торжествует: растерзали
Их иглы славное чело...
В этом фрагменте привлекает внимание вопросительное предложение с наречием «зачем», которое подчёркивает трагедию совершившегося. Привлечение фрагмента из стихотворения В. А. Жуковского открывает путь и к сопоставлению его с пятой частью «Смерти поэта». Слова из элегии Жуковского Лермонтов использует как «готовый текст» и, несколько изменяя их, переносит в первые четыре стиха пятой части стихотворения. Влияние текста Жуковского находит непосредственное отражение и в лексике «Смерти поэта» («венок», «венец», «лавр», «терновый», «иглы», «славное чело»), и в употреблении антитезы («Дружба... свила», «Зависть... вплела» — «прежний сняв венок», «венец терновый... надели»), и в использовании приёма иносказания, когда отвлеченная идея (признание-непризнание свершений в художественном творчестве) получает выражение в конкретном, отчётливо представляемом образе-символе (венок, венец).)
• Каковы особенности пятой части стихотворения?
(Эта часть стихотворения, как и его начальная часть, пронизана чувствами гнева и скорби. Резкое обличение света находит выражение в стихах: «Отравлены его последние мгновенья / Коварным шёпотом /насмешливых невежд», в которых внимание привлекает и метафора, и несущие обличительный заряд определения. Скорбно-элегическое начало находит воплощение в горестной констатации «И умер он...», заставляющей вспомнить начало третьей части «И он убит...», и в традиционных поэтических формулах: «чудные песни», «приют певца», «на устах его печать».
Здесь трудно пройти мимо противопоставления местоимений они – он. В лирике местоимения часто вытесняют в стихотворении имена собственные. Герои лирического сюжета, как правило, упоминаются именно в местоимениях. В стихотворении «Смерть поэта» ни разу не названо имя Пушкина. И даже в заглавии стихотворения его имя не упоминается (в отличие, например, от пушкинской элегии «Андрей Шенье»), но мы, зная обстоятельства жизни поэта, понимаем, что стихотворение посвящено именно Пушкину. То же самое относится к местоимению они, которое указывает на гонителей поэта, «клеветников ничтожных», «насмешливых невежд». Их имена не упоминаются. Усиливая обобщающий смысл стихотворения и подчиняясь законам лирического творчества, Лермонтов сознательно уходит от бытового контекста. Зато черновой автограф «Смерти поэта» сопровождается рисунком, выполненным с помощью таких графических средств, как линия, контур, штрих, и дающим конкретное изображение. На этом рисунке, который сопутствует словесной ткани стихотворения, поэт запечатлел начальника штаба корпуса жандармов Л. В. Дубельта. Зарисовка на полях рукописи позволяет судить, кого мог иметь в виду Лермонтов, изображая «свет завистливый и душный».)
• Можно ли утверждать, что у стихотворения «Смерть поэта» несколько адресатов? Аргументируйте свою точку зрения. Каковы ключевые образы каждой смысловой части?
(В 1-12‑м стихах автор обращается к самому себе, размышляет о случившейся трагедии. Ключевые слова этой части – погиб, убит. В 13-20‑м стихах появляется образ толпы, который в 21-33‑м стихах конкретизируется в образе убийцы поэта. В 34-38‑м стихах рождаются ассоциации с пушкинским творчеством, дуэлью Ленского. В 39-44‑м стихах адресатом становится как бы сам Пушкин. Цепочка риторических вопросов, начинающихся словом зачем, содержит упрёк поэту в его простодушии, его опрометчивых контактах с лживым светским обществом. Автор укоряет поэта в том, что он, «постигнувший людей», всё же не уберегся от рокового влияния завистливого и душного света. В 45-56‑м стихах ключевыми образами снова становятся поэт и толпа, но судьба поэта ассоциируется с мученической смертью Христа в терновом венце. Трагизм гибели поэта в том, что с его смертью «замолкли звуки чудных песен», что «на устах его печать». Это равносильно гибели красоты, это лишает Россию значительной части национальной культуры.)
• Уже до появления последних 16 строк стихотворения оно получило высокую оценку тех, кто познакомился с ним в рукописных списках. Один из современников Лермонтова, В. П. Бурнашёв, переписавший стихотворение 30 января у В. С. Глинки, свидетельствовал в своих воспоминаниях: «Нам говорили, что Василий Андреевич Жуковский относился об этих стихах с особенным удовольствием и признал в них не только зачатки, но и всё проявление могучего таланта, а прелесть и музыкальность версификации признаны были знатоками явлением замечательным, из ряду вон» [Захаров В. А., с. 221].
Последняя часть стихотворения, знаменитое «прибавление», была написана 7 февраля 1837 года в ответ на суждения тех, кто оправдывал убийцу Пушкина. Так, родственник Лермонтова молодой камер-юнкер Н. А. Столыпин настаивал на том, что Дантес и Геккерн, будучи знатными иностранцами, не подлежат суду русскому. По воспоминаниям, Лермонтов прервал его словами, «которые после почти поместил в стихах: „Если над ними нет закона и суда земного, если они палачи гения, так есть Божий суд”» [Захаров В. А., с. 222].
• Каковы черты убийц поэта в последних шестнадцати строках? Какие образы здесь противопоставлены?
(- Начальные четыре стиха заключительной части «Смерти поэта», представляющие собой усложнённое обращение, заставляют вспомнить слова из стихотворения Пушкина «Моя родословная» – «Родов дряхлеющий обломок / (И, по несчастью, не один), / Бояр старинных я потомок». Лермонтов не только заимствует пушкинскую метафору «обломки... родов», но и сохраняет рифму «обломки – потомки», используя рифмующиеся существительные во множественном числе, а не в единственном, как у Пушкина.
Многократно повторяется в заключительной части местоимение «вы» в разных вариациях; оно сопровождается уничтожающими, разящими определениями «надменные потомки», «Свободы, Гения и Славы палачи», «наперсники разврата».
Резкость обличительной позиции поэта подчёркнута в заключительных стихах сложной сменой ритма, взволнованным, «прерывающимся» синтаксисом преобладающих в этой части восклицательных предложений, пронзительной лексикой и ёмкими словосочетаниями («пятою рабскою», «жадною толпой», «таитесь», «злословье»), контрастным сопоставлением («чёрная кровь» — «праведная кровь»).
- В заключительной части стихотворения Лермонтов прямо откликнулся на «злословье» тех, кто оправдывал убийцу поэта. Из шести предложений, составивших «прибавление», пять предложений являются восклицательными. Насыщенность заключительных строк восклицательными предложениями не только усиливает обличительное начало, свойственное стихотворению: в этой его части «обвинение... вырастает в проклятие» [Чистова И. С., с. 512].
Художественный критик В. В. Стасов, тогда ещё воспитанник училища правоведения, вспоминал: стихотворение «глубоко взволновало нас, и мы читали и декламировали его с беспредельным жаром в антрактах между классами. Хотя мы хорошенько и не знали, да и узнать-то не от кого было, про кого это речь шла в строфе: „А вы, толпою жадною стоящие у трона, и т. д.”». Но в одном из сохранившихся списков стихотворения чьей-то рукой зафиксированы имена графов Орловых, Бобринских, Воронцовых, Завадовских, князей Барятинских, Васильчиковых, баронов Энгельгардтов и Фредериксов.
Своеобразным авторским комментарием к стихотворению, в том числе к его заключительной части, является «Объяснение корнета лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтова», написанное между 19 и 23 февраля, в котором поэт, имея в виду гонителей Пушкина, подчёркивал: «Невольное, но сильное негодование вспыхнуло во мне против этих людей, которые нападали на человека, уже сражённого рукой Божией, не сделавшего им никакого зла и некогда ими восхваляемого...» [Захаров В. А., с. 228].
В последних строках ключевыми образами становятся образы палачей Свободы, Гения и Славы и образ грозного Судии, который «не доступен звону злата», «и мысли и дела... знает наперёд» и ждёт часа возмездия. Последние строки созвучны эпиграфу. Ведь наказание убийц в том, что им никогда не смыть с рук праведную кровь поэта.)
• Перечитайте эпиграф к стихотворению «Смерть Поэта». Помогает ли он, по-вашему мнению, понять идею стихотворения? А может быть правы те, кто считает эпиграф ненужным?
• Проследите за ритмом текста и длиной стиха. Какой смысл в том, что на протяжении текста длина строки колеблется между четырехстопным и шестистопным ямбом?
(Перебои в длине стиха, разностопность стиха передают волнение лирического героя, гамму чувств, переполняющих его.)
• Как вы понимаете название стихотворения? Что изменилось бы, если бы оно называлось «Смерть Пушкина»?
(Название стихотворения поднимает частный жизненный факт смерти человека до философского обобщения. Понятия «поэт» и «Пушкин» для Лермонтова нераздельны. «Поэт» – это органическая черта Пушкина.)
5) Обучение выразительному чтению. (Углубляет анализ).
• Попытайтесь прочитать так, чтобы передать чувства, которые вы переживаете.
- Какие чувства переполняют душу поэта?
- Как вы думаете, какие чувства и мысли испытывали современники, читая это стихотворение в дни гибели А. С. Пушкина?
- Какие же чувства испытывает поэт и читатели к тем, против кого направлено стихотворение?
- Почему стихотворение мгновенно распространилось по России? (Т. к. было созвучно переживаниям тех, кто любил русскую поэзию).
- А что позволило противникам М. Ю. Лермонтова воспринять это стихотворение как призыв к революции? (Общий пафос – гневное обличение убийц).
Обобщающее слово учителя. (Стихотворение строится на резких контрастах. Одинокому поэту («Один, как прежде...) противопоставлена толпа убийц; благородству и простодушию противостоят коварство и лицемерие; гению – ничтожества (характерна замена эпитета: «клеветникам ничтожным» — вместо «безбожным» в первоначальном варианте). Подобные контрасты весьма характерны для романтических произведений. В заключительных стихах контрастные мотивы непосредственно соотнесены:
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!
Кольцо замкнулось. Стихотворение завершено.
Поднимаясь в стихотворении до осмысления судьбы поэта в России, Лермонтов осознает смерть Пушкина не просто как гибель человека и даже талантливого поэта, а как тяжелейшую утрату для России и её национальной культуры.)
6) Работа с иллюстрациями. (Рассматривание иллюстраций, выяснение того, чем они созвучны стихотворению М. Ю. Лермонтова.)
(• Контрастные противопоставления, характерные для стиля «Смерти поэта», находят отклик в контрастной графике иллюстрации А. А. Гурьева [Волков Г. Н., с. 313]. Фоном рисунка является затемнённое плотным штрихом изображение герба – коронованного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. В левой лапе орла на тёмном фоне фрагмента иллюстрации отчётливо выделяется держава как символ государственной власти. А на груди орла вместо серебряного всадника, поражающего дракона, художник, следуя тексту стихотворения, даёт изображение тех, кто «жадною толпой» стоит у трона. Всматриваясь в иллюстрацию, вспоминаешь и стихи, в которых свет характеризуется как «завистливый и душный», и в которых говорится о мгновениях жизни поэта, отравленных «коварным шёпотом насмешливых невежд». На первом плане иллюстрации художник дал двойное изображение Пушкина – стоящего с пистолетом в руках и «сражённого... безжалостной рукой». Изображение фигур поэта дано в светлых тонах. Композицией рисунка иллюстратор ярко подчеркнул соответствующее пафосу «Смерти поэта» противопоставление «невольника чести», «оклеветанного молвой», и коварного света, который получил графическое воплощение в изображении «толпы» на заднем плане рисунка. Слитность иллюстрации с текстом художник подчёркивает включением в верхнюю и нижнюю её части строк из лермонтовского стихотворения, которые сообщают изображению цельность и композиционную завершённость.
• Созвучна стихотворению Лермонтова и композиция Ю. Иванова, репродуцированная в книге Г. Н. Волкова «Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение» [Волков Г. Н., с. 254-255]. На левой стороне композиции художник дал сразу два изображения Пушкина последних дней его жизни: на верхнем портрете взгляд поэта суров и решителен, а на другом поэт изображён уничтожающим какие-то бумаги. В верхнем левом углу рисунка показана группа лиц, олицетворяющих недругов Пушкина. В нижней части композиции изображена кондитерская Вольфа и Беранже, откуда поэт вместе с секундантом Данзасом отправился к месту дуэли, и портрет В. А. Жуковского, который последние часы провёл возле раненого Пушкина и сочинял короткие бюллетени о состоянии поэта. В правой половине композиции поэт запечатлён в полный рост в наброшенной на одно плечо шинели: перед ним расстилается панорама зимнего пейзажа, на котором угадывается Чёрная речка, – место, где состоялась его дуэль с Дантесом.)
7) Прослушивание аудиозаписи – чтение «Смерти поэта» В. И. Качаловым.
(В трактовке В. И. Качалова главным в стихотворении становится защита гуманности от жестокости. В голосе исполнителя слышится горе, лирическое раздумье, сожаление и сердечность. Всё стихотворение дано как исповедь другу, обращение к человеку, который поймёт, какие чувства переполняют чтеца.)
V. Подведение итогов урока.
Стихотворение, сделавшее Лермонтова поэтом-трибуном, как в зародыше содержит в себе основные мотивы его лирики, с которыми вы познакомитесь в дальнейшем. Конечно, это прежде всего мысль о высоком гражданском служении поэзии («Поэт»). Но это – и чувство глубокой, благородной, бескорыстной любви, в защиту которого поднялся поэт («Нищий», «Молитва», «Расстались мы, но твой портрет…»). Это и горькое переживание одиночества в пошлой и равнодушной среде («Как часто, пёстрою толпою окружён…»; вспомните слова из «Смерти Поэта»: «…один, как прежде…), – переживание, нередко принимающее у Лермонтова окраску «мировой скорби» («И скучно и грустно…»). Это и протест против палачей «Свободы, Гения и Славы» («Прощай, немытая Россия…»). Наконец, это сыновнее чувство к родине и народу («Родина»), чьи сокровенные думы, мечты и надежды так верно угадал и выразил великий русский национальный поэт Пушкин. Разумеется, Лермонтов не повторял, а развивал, углублял, обогащал эти мотивы.
(Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок.)
VI. Домашнее задание: чтение стихотворения наизусть.
Индивидуальные задания.
1. Составить словесный портрет поэта, используя лексику стихотворения, и произнести в его адрес слово защиты.
2. Составить словесный портрет убийцы поэта (толпы) и произнести в его адрес обвинительную речь.
3. Проанализировать поэтический синтаксис стихотворения (анафоры, перифразы, риторические вопросы, восклицания, обращения и др.). Как стилистические фигуры помогают понять его смысл?